Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психолого-педагогические особенности развития самооценки учащихся начальной школы
Особенности самооценки у младших школьников
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Анализ и интерпретация результатов исследования
Особенность младших школьников это абсолютное одобрение ими авторитета близкого взрослого, дети беспрекословно принимают его мнение о себе. Основные факторы, которые влияют на образование самооценки младших школьников, являются оценочные воздействия педагога, близких родственников и их отношение к образовательной деятельности.
Образовательная деятельность является важнейшим фактором, оказывающим влияние на формирование самооценки ребенка, следовательно, педагог начальных классов просто обязан знать психологические особенности детей младшего школьного возраста и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.
В данных исследованиях всего два человека показали заниженную самооценку. Проблемой может послужить тревожность, неуверенность в себе, снижение мотивации в учебной деятельности, так же она может быть связанна с нарушением адаптации в школе. Самое главное теперь, это выстроить пути коррекции для детей с заниженной самооценкой. В первую очередь – адекватная, спокойная оценка педагога с акцентом на успехи достижения ребенка, даже если итоговый результат является не совсем правильным. Доброжелательно объяснить ребенку, что уже достигнуто и что еще будет нужно выполнить для достижения цели.
Можно использовать следующие упражнения:
-
«Позитивные мысли».
Цель: развить осознание сильных сторон самого себя.
Ход задания: ребенку предлагают продолжить фразу «Я горжусь собой за то…». Необходимо создать атмосферу, помогающую ребятам открыться и
довериться вам в беседе.
После того, как каждый ребенок выступит и расскажет о себе, учитель проводит групповую дискуссию. Вопросы для дискуссии могут быть следующими: Нужно ли тебе знать, что ты можешь хорошо выполнить, а чего не можешь? Можно ли уметь делать всё хорошо? Влияет ли мнение других людей на тебя?
Именно беседы дают обучающимся отличный повод для того, чтобы научиться оценивать свои возможности и скрытые способности. Они начинают лучше понимать, что даже у самых успешных учеников есть свои слабости. А свои достоинства есть и у наиболее незаметных детей. Эта установка помогает развитию удачного самоощущения.
-
«Школьныедела».
Цель: развить благоприятное отношение к школьной жизни.
Ход задания: учитель предлагает по очереди высказаться и рассказать о точных фактов из школьной жизни. Можно задать вопрос: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих школьных делах, которыми ты доволен или не доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: «Я доволен тем, что…» или
«Я не доволен тем, что…».
Неуверенные в собственных силах ребята, услышав ответы ребят, начинают осознавать, что они слишком строги к себе, не видят собственные успехи.
-
«Воображениеуспеха».
Цель: развитие умения использовать воображение для улучшения самовосприятия.
Ход задания: участникам предлагают вообразить себе то, как бы они вновь проявили себя в той ситуации, которая в прошлом оказалась для них неудачной.
На этом этапе акцентируется внимание на понятии «позитивное
мышление». Только осуществляя контроль над
возникающими у нас мыслями, мы можем убедить себя в том, что мы способны, если захотим, стать лучше, чем мы сейчас.
-
«Поделисьуспехом».
Цель: формирование умения делиться с окружающими событиями своей жизни.
Ход задания: в данном упражнении нужно предложить ребятам поделиться своими успехами за прошедший день. Не для всех это может быть легко.
-
«Ласковоеимя».
Цель: формирование умения взаимодействовать и вступать в контакт друг с другом.
Ход задания: ведущий предлагает каждому ребенку назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».
-
«Имена-качества».
Цель: формирование доброжелательности к самому себе.
Ход задания: участники становятся в круг, называют свои имена, добавляя качество, отражающее его личностные черты. Главное условие - качество обязано начинаться с той же буквы, что и его имя. Например, Елена
- естественная, Виктор - внимательный.
-
«Волшебныеочки».
Цель: формирование доброжелательности по отношению к окружающим.
Ход задания: учитель торжественно говорит, что у него есть чудесные очки, в которые можно разглядеть только положительные качества, которые есть в человеке, и даже спрятанные от всех.
«Вот я сейчас надену эти очки... Ой, какие тут ребята красивые, умные, хорошие!» Идя по кругу и, подходя к каждому ребенку, взрослый проговаривает какое-либо его достоинство (кто-то хорошо поет, у кого-то
помогает бабушке, кто-то хорошо моет доску).
«А теперь пусть каждый из вас наденет волшебные очки
, посмотрит на других и попытается разглядеть хорошие качества в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не видел».
По очереди, надев очки, ребята приступают называть достоинства своих одноклассников. Если у кого-то возникают трудности, то можно помочь ему, подсказав какое-либо положительное качество его товарища. Повторений здесь бояться не стоит, хотя по желательно расширить круг хороших качеств.
-
«Конкурсхвастунов».
Цель: развитие коммуникативных навыков, а также дружелюбного отношения по отношению к сверстникам.
Ход задания: учитель предлагает детям конкурс хвастунов.
Инструкция: «Взгляните внимательно на того, кто сидит справа от вас. Предположите, какой он, что в нем необычного, что он знает и умеет, чем может понравиться. Напоминаю, что это всего лишь конкурс! Побеждает тот, кто лучше похвастается, но хвастаться нужно не собой, а соседом справа, находя в нем больше положительных качеств». Ведь это так замечательно – иметь такого хорошего соседа!»
Дети начинают называть превосходства соседа справа и хвастаются его достоинствами. Стоит обратить внимание, что совершенно не важна объективность оценки – действительные эти достоинства или придуманные. Главное, чтобы дети заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками.
Выбирают победителя сами дети, но как вариант в случае необходимости взрослый высказывает свое мнение, тем самым помогая детям.
Для того мотивации к победе разрешается наградить победителя призом (медаль «Лучшего хвастуна» или значок). Небольшой, но приятный
приз поможет вызвать у ребенка интерес к товарищу и желание разыскать у
него больше достоинств.
-
«Зайкиислоники».
Цель: помочь детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.
Ход задания: учитель предлагает побыть детям зайками-трусишками. Скажите, когда зайчик чувствует опасность, что он делает? Верно, дрожит. Дети показывают, как дрожит зайка, поджимает уши, сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся и т. д.
«Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?».
Дети пытаются разбежаться по группе и спрятаться. «Что делают зайцы, если увидели лису?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будет слонами, такими огромными и сильными – сильными». Покажите, как ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...».
Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После того, как закончили выполнять это упражнение, детям предлагается пообсуждать и ответить на вопросы педагога.
-
«Волшебныйстул».
Цель: способствовать формированию адекватной самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.
Ход задания: в эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка - его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» – он должен быть обязательно высоким.
Взрослый