Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психолого-педагогические особенности развития самооценки учащихся начальной школы
Особенности самооценки у младших школьников
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Анализ и интерпретация результатов исследования
детей уже в младшем школьном возрасте должны быть сформирована адекватная самооценка.
Однако, такая самооценка складывается под влиянием оценки (в том числе и отметки как оценки их знаний), которую дают учителя, родители, сверстники. Поэтому окружающие должны объективно оценивать деятельность ребенка, помогать ему ориентироваться в своих возможностях. Иначе формируется заниженная или завышенная самооценка, что приведет к неуверенности в своих силах или, напротив, к излишней самоуверенности [41].
Вывод: Самооценка младшего школьника конкретна, существует тенденция к переоценке собственных способностей, возможностей, достигнутых результатов. На самооценку влияет учебная деятельность и стиль воспитания родителей и учителя.
В данной главе рассмотрены различные взгляды исследователей на природу сознания и особенностей младшего школьного возраста.
Самооценка – сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.
Было показано, что самооценка детей младшего школьного возраста характеризуется рядом особенностей, связанных с поступлением в школу и сменой ведущего вида деятельности, в результате чего, развивается самосознание младшего школьника, а его структура наполняется новыми ценностными ориентациями относительно окружающего мира и самого себя.
Для формирования самооценки младшего школьника важен уровень достижений, приобретенных им на данном возрастном этапе. Эмоциональное отношение к оценкам извне, особенно полученным от значимых взрослых, накладывает отпечаток на характер восприятия ребёнком себя как личности, на формирование его самооценки.
Самооценка в младшем школьном возрасте в основном формируется под влиянием педагога. При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнана взрослыми и сверстниками.
Самооценка и уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием самооценки.
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Младший школьный возраст это период интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность. К завершению младшего школьного периода самооценка ребенка становится автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих.
Самооценка младшего школьника формируется, в первую очередь, под действием результатов познавательной деятельности. Оценку результатам обычно дают окружающие взрослые – педагог, родитель. Именно поэтому оценка взрослых и определяет самооценку учащихся. Развивается опыт объективно оценивать себя в процессе общения, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Безусловно, выделяют самооценку адекватную и неадекватную – завышенную или заниженную. Адекватная самооценка приводит к самокритичности и требовательности к себе, развивает решительность в своих силах, определенный уровень притязаний человека. Неадекватная самооценка приводит к искажению уровня притязаний, к общей конфликтности субъекта с
окружающей действительностью. Попытки компенсации заниженной самооценки могут привести к аддитивному поведению.
Неотъемлемым компонентом педагогической деятельности является педагогическая диагностика, так как осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов.
Педагогическая диагностика охватывает широкий круг решаемых задач, в том числе и на определение самооценки каждого учащегося начальной школы. Для измерения самооценки учащихся начальной школы нами подобраны те диагностические методики, которые являются наиболее объективными в работе с детьми младшего школьного возраста. Для выявления различных уровней нравственных суждений и самооценки, которые формируются у младших школьников в процессе учебной деятельности, был проведен специальный констатирующий эксперимент.
При изучении уровней сформированности самооценки у младших школьников применяли методику взаимо- и самооценок. Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, модифицированной А. М. Прихожан.
На основе оценочной шкалы Дембо – Рубинштейн была разработана инструментальная часть методики: трехцветная шкала, состоящая из красной, зеленой и черной частей, указывающих на сильную, среднюю и слабую выраженность (или отсутствие) какого-либо личностного качества.
Детям предлагалось
отметить на этой шкале свое положение и положение одноклассников.
Тем самым у детей существует возможность давать себе и своим одноклассникам высокие, средние и низкие оценки относительно десяти отобранных экспериментатором качеств, характеризующих нравственную сферу человека (доброта, честность, справедливость), особенности деятельности, связанные с гуманистической и общественной направленностью личности (помощь товарищам, работа для класса), эмоционально-волевые проявления (веселость, смелость), а также рационально-деловые характеристики (умный, хорошо учится).
Чтобы определить, как дети осознают уровень своего положения и положения товарищей в классе, им предлагали дать оценку по такому показателю, как «уважаемый в классе».
Методика ранжирования качеств была нацелена на определение ценностей ориентации детей. С ее помощью можно было увидеть, в какой последовательности дети выделяют перечисленные качества у человека.
Методика определения качеств человека позволила узнать уровни представленности в суждениях детей сущности указанных качеств, т. е. то, насколько четко дети понимают суть качеств, которые им предъявляли для оценки и ранжирования.
Определения детей оценивались по трем критериям: наличию качеств, адекватности и степени обобщенности.
В результате были выделены четыре уровня определений этих качеств (отсутствующие, неадекватные, адекватно-ситуативные и адекватно- обобщенные), которым для последующей количественной обработки данных придавались соответствующие баллы (0, 1, 2, 3).
Данная проба была предложена французским психиатром и является не
Однако, такая самооценка складывается под влиянием оценки (в том числе и отметки как оценки их знаний), которую дают учителя, родители, сверстники. Поэтому окружающие должны объективно оценивать деятельность ребенка, помогать ему ориентироваться в своих возможностях. Иначе формируется заниженная или завышенная самооценка, что приведет к неуверенности в своих силах или, напротив, к излишней самоуверенности [41].
Вывод: Самооценка младшего школьника конкретна, существует тенденция к переоценке собственных способностей, возможностей, достигнутых результатов. На самооценку влияет учебная деятельность и стиль воспитания родителей и учителя.
Выводы по главе 1
В данной главе рассмотрены различные взгляды исследователей на природу сознания и особенностей младшего школьного возраста.
Самооценка – сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки.
Было показано, что самооценка детей младшего школьного возраста характеризуется рядом особенностей, связанных с поступлением в школу и сменой ведущего вида деятельности, в результате чего, развивается самосознание младшего школьника, а его структура наполняется новыми ценностными ориентациями относительно окружающего мира и самого себя.
Для формирования самооценки младшего школьника важен уровень достижений, приобретенных им на данном возрастном этапе. Эмоциональное отношение к оценкам извне, особенно полученным от значимых взрослых, накладывает отпечаток на характер восприятия ребёнком себя как личности, на формирование его самооценки.
Самооценка в младшем школьном возрасте в основном формируется под влиянием педагога. При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнана взрослыми и сверстниками.
Самооценка и уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием самооценки.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
-
Организация экспериментального исследования самооценки у учащихся начальной школы
В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.
Младший школьный возраст это период интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность. К завершению младшего школьного периода самооценка ребенка становится автономной и в меньшей степени зависимой от мнения окружающих.
Самооценка младшего школьника формируется, в первую очередь, под действием результатов познавательной деятельности. Оценку результатам обычно дают окружающие взрослые – педагог, родитель. Именно поэтому оценка взрослых и определяет самооценку учащихся. Развивается опыт объективно оценивать себя в процессе общения, как с взрослыми, так и со сверстниками.
Безусловно, выделяют самооценку адекватную и неадекватную – завышенную или заниженную. Адекватная самооценка приводит к самокритичности и требовательности к себе, развивает решительность в своих силах, определенный уровень притязаний человека. Неадекватная самооценка приводит к искажению уровня притязаний, к общей конфликтности субъекта с
окружающей действительностью. Попытки компенсации заниженной самооценки могут привести к аддитивному поведению.
Неотъемлемым компонентом педагогической деятельности является педагогическая диагностика, так как осуществление процессов обучения и воспитания требует оценки, анализа и учета результатов этих процессов.
Педагогическая диагностика охватывает широкий круг решаемых задач, в том числе и на определение самооценки каждого учащегося начальной школы. Для измерения самооценки учащихся начальной школы нами подобраны те диагностические методики, которые являются наиболее объективными в работе с детьми младшего школьного возраста. Для выявления различных уровней нравственных суждений и самооценки, которые формируются у младших школьников в процессе учебной деятельности, был проведен специальный констатирующий эксперимент.
-
Шкала Дембо-Рубинштейн.
При изучении уровней сформированности самооценки у младших школьников применяли методику взаимо- и самооценок. Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, модифицированной А. М. Прихожан.
На основе оценочной шкалы Дембо – Рубинштейн была разработана инструментальная часть методики: трехцветная шкала, состоящая из красной, зеленой и черной частей, указывающих на сильную, среднюю и слабую выраженность (или отсутствие) какого-либо личностного качества.
Детям предлагалось
отметить на этой шкале свое положение и положение одноклассников.
Тем самым у детей существует возможность давать себе и своим одноклассникам высокие, средние и низкие оценки относительно десяти отобранных экспериментатором качеств, характеризующих нравственную сферу человека (доброта, честность, справедливость), особенности деятельности, связанные с гуманистической и общественной направленностью личности (помощь товарищам, работа для класса), эмоционально-волевые проявления (веселость, смелость), а также рационально-деловые характеристики (умный, хорошо учится).
Чтобы определить, как дети осознают уровень своего положения и положения товарищей в классе, им предлагали дать оценку по такому показателю, как «уважаемый в классе».
Методика ранжирования качеств была нацелена на определение ценностей ориентации детей. С ее помощью можно было увидеть, в какой последовательности дети выделяют перечисленные качества у человека.
Методика определения качеств человека позволила узнать уровни представленности в суждениях детей сущности указанных качеств, т. е. то, насколько четко дети понимают суть качеств, которые им предъявляли для оценки и ранжирования.
Определения детей оценивались по трем критериям: наличию качеств, адекватности и степени обобщенности.
В результате были выделены четыре уровня определений этих качеств (отсутствующие, неадекватные, адекватно-ситуативные и адекватно- обобщенные), которым для последующей количественной обработки данных придавались соответствующие баллы (0, 1, 2, 3).
-
Проба Де Греефе.
Данная проба была предложена французским психиатром и является не