Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Психолого-педагогические особенности развития самооценки учащихся начальной школы
Особенности самооценки у младших школьников
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Анализ и интерпретация результатов исследования
системообразующий компонент
«Я – концепции».
«Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и места среди других людей. Объектом самооценки могут выступать любые проявления психической сферы человека (процессы, состояния, свойства), совершаемые им поступки и выполняемые действия».
В психолого-педагогической литературе термин «самооценка» достаточно широко трактуется и зачастую имеет соотношение с категорией
«самосознание».
Рассмотрим некоторые трактовки понятия самооценка.
Самооценка – это «отношение к себе», которое наряду с «познанием себя» входит в самосознание.
Самооценка – это специальная функция самосознания, не сводимая ни к одному из его элементов, ни к когнитивному измерению, ни к эмоциональному.
Самооценка – это устойчивая интеграция самопознания и отношения к
себе.
Самооценка – это результат самопознания.
Самооценка – это критическая позиция индивида по отношению к
тому, чем он обладает, «это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка сточки зрения определенной системы ценностей. …по
итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия».
Самооценка – это специальная функция самосознания, не сводимая ни к «образу Я», ни к самоотношению, но полагающая их.
Рассматривая самооценку
как значимое качество личности, следует отметить ее сложное структурно-динамическое строение, а также выделить при ее изучении два аспекта:
Также, говоря о структуре самооценки, следует выделить два взаимосвязанных компонента: когнитивный (содержащий знание человека о себе разной степени обобщенности); аффективный (фиксирующий переживание человека по поводу того, что он узнает о себе).
Среди форм самооценки, выделяют самооценку общую (иерархически выстроенная система частных самооценок, находящихся в постоянном взаимодействии между собой) и частную (в которой отражается оценка конкретных физических и психических качеств).
Выделяют достаточно широкое многообразие видов самооценки.
Рассмотрим их более детально.
Именно с помощью самоконтроля своих действий, поступков, установление их приемлемости и нужности, степень успешности, человек совершает в соответствии с самооценкой коррекцию этих действий и поступков, т. е. производит саморегуляцию своей деятельности и поведения.
облику. Она помогает определить уровень удовлетворенности самим собой исходя из количественной оценки этого уровня [35].
Различают неадекватную завышенную самооценку-переоценку себя субъектом и неадекватную заниженную самооценку-недооценку себя субъектом [4].
Таблица 1
Виды самооценки
На данной схеме хорошо видно, что самооценка может быть высокой, средней и низкой. Самооценка может быть устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной, заниженной или завышенной.
Устойчивость самооценки зависит от успехов или неудач в жизнедеятельности человека и от окружающих его людей. Самооценка зависит не только от результатов деятельности. Члены коллектива, а в отдельных случаях и совершенно незнакомые люли непосредственно влияют на самооценку. Также можно
сказать, что самооценка зависит и от предложенного человеку вида деятельности.
По внутреннему составу самооценка достаточно сложна, так как она многоаспектна и включает различные содержания, имеющие различный уровень осознанности.
Наличие уровней осознанности отдельных компонентов самооценки, а также и самооценка личности в целом связана с результатами самопознания и самоотношения, на основе которых вырабатывается самооценка. При этом только объективная самооценка дает возможность правильно определить круг тех актуальных задач, которые способен решить человек, вовремя отказавшийся от несбыточных целей.
Благодаря соответствию самооценки реальным возможностям личности, существует возможность достигнуть внутренней гармонии с собой, самоуважения. Рассогласованность самооценки с реальностью приводит к внутренним конфликтам, невротическим состояниям. Отсутствие адекватной самооценки приводит к потере личностью самого себя, возрастанию для личности значимости оценки других.
Особенности формирования и развития самооценки заложены в психологических теориях и концепциях, среди которых:
«вырастает из заслуженного уважения, а не из лести окружающих». К. Роджерс использовал в своей теории понятия «Я-концепция» и «Я- структура» как синонимы. Само «Я» включает в себя не только «Я-
реальное», но и «Я-идеальное», а разрыв, существующий между двумя «Я» выступает в качестве препятствия здорового функционирования личности.
Оно – вместилище бессознательных, иррациональных реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по проявлению. Внутренние и внешние проявления Оно регулируются и контролируются принципом удовольствия (наслаждения). Я является той силой, которая, учитывая требования общества, социальные норм, запрет и идеалы, принятые личностью, противостоит давлению бессознательных влечений, а также стремится увязать влечения Оно с требованиями реальности.
Сверх-Я – это инстанция личности, представляющая собой совесть, эго-идеал, критика и цензора, контролирующая соблюдение норм, принятых в данном обществе. Формируется Сверх-Я ещё в дошкольные годы в
«Я – концепции».
«Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и места среди других людей. Объектом самооценки могут выступать любые проявления психической сферы человека (процессы, состояния, свойства), совершаемые им поступки и выполняемые действия».
В психолого-педагогической литературе термин «самооценка» достаточно широко трактуется и зачастую имеет соотношение с категорией
«самосознание».
Рассмотрим некоторые трактовки понятия самооценка.
Самооценка – это «отношение к себе», которое наряду с «познанием себя» входит в самосознание.
Самооценка – это специальная функция самосознания, не сводимая ни к одному из его элементов, ни к когнитивному измерению, ни к эмоциональному.
Самооценка – это устойчивая интеграция самопознания и отношения к
себе.
Самооценка – это результат самопознания.
Самооценка – это критическая позиция индивида по отношению к
тому, чем он обладает, «это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка сточки зрения определенной системы ценностей. …по
итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия».
Самооценка – это специальная функция самосознания, не сводимая ни к «образу Я», ни к самоотношению, но полагающая их.
Рассматривая самооценку
как значимое качество личности, следует отметить ее сложное структурно-динамическое строение, а также выделить при ее изучении два аспекта:
-
процесс, когда раскрываются пути, условия и способы ее возникновения, развития, функционирования; -
результат, когда выявляется система знаний человека о себе и его отношение к себе.
Также, говоря о структуре самооценки, следует выделить два взаимосвязанных компонента: когнитивный (содержащий знание человека о себе разной степени обобщенности); аффективный (фиксирующий переживание человека по поводу того, что он узнает о себе).
Среди форм самооценки, выделяют самооценку общую (иерархически выстроенная система частных самооценок, находящихся в постоянном взаимодействии между собой) и частную (в которой отражается оценка конкретных физических и психических качеств).
Выделяют достаточно широкое многообразие видов самооценки.
Рассмотрим их более детально.
-
Текущая самооценка – это оценивание человеком действий и поступков, которые он совершает. Именно эта самооценка и есть основа для саморегуляции человеком своего поведения и своей деятельности.
Именно с помощью самоконтроля своих действий, поступков, установление их приемлемости и нужности, степень успешности, человек совершает в соответствии с самооценкой коррекцию этих действий и поступков, т. е. производит саморегуляцию своей деятельности и поведения.
-
Личностная самооценка – это отношение человека к своим способностям, возможностям, личным качествам, а также к внешнему
облику. Она помогает определить уровень удовлетворенности самим собой исходя из количественной оценки этого уровня [35].
-
Адекватная самооценка позволяет человеку относиться к себе критически, грамотно соотнести свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих людей. Можно сказать, что адекватная самооценка является необходимым условием формирования личности. -
Неадекватная самооценка свидетельствует о не объективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе не сходится с мнением о нем окружающих людей.
Различают неадекватную завышенную самооценку-переоценку себя субъектом и неадекватную заниженную самооценку-недооценку себя субъектом [4].
Таблица 1
Виды самооценки
Самооценка высокая |
|
| |
Самооценка средняя |
|
Самооценка низкая |
|
|
На данной схеме хорошо видно, что самооценка может быть высокой, средней и низкой. Самооценка может быть устойчивой и неустойчивой, адекватной и неадекватной, заниженной или завышенной.
Устойчивость самооценки зависит от успехов или неудач в жизнедеятельности человека и от окружающих его людей. Самооценка зависит не только от результатов деятельности. Члены коллектива, а в отдельных случаях и совершенно незнакомые люли непосредственно влияют на самооценку. Также можно
сказать, что самооценка зависит и от предложенного человеку вида деятельности.
-
Прогностическая – включает оценку своих возможностей, определение своего отношения к ним. -
Актуальная – оценка и основанная на ней коррекция действий по ходу развертывания деятельности, поведения. -
Ретроспективная – оценка достигнутых уровней развития, итогов деятельности, последствий поступков. Последняя из них и есть основа для определения перспектив развития [41].
По внутреннему составу самооценка достаточно сложна, так как она многоаспектна и включает различные содержания, имеющие различный уровень осознанности.
Наличие уровней осознанности отдельных компонентов самооценки, а также и самооценка личности в целом связана с результатами самопознания и самоотношения, на основе которых вырабатывается самооценка. При этом только объективная самооценка дает возможность правильно определить круг тех актуальных задач, которые способен решить человек, вовремя отказавшийся от несбыточных целей.
Благодаря соответствию самооценки реальным возможностям личности, существует возможность достигнуть внутренней гармонии с собой, самоуважения. Рассогласованность самооценки с реальностью приводит к внутренним конфликтам, невротическим состояниям. Отсутствие адекватной самооценки приводит к потере личностью самого себя, возрастанию для личности значимости оценки других.
Особенности формирования и развития самооценки заложены в психологических теориях и концепциях, среди которых:
-
Гуманистическая теория самооценки. Основные положения заключаются в том, что самооценка будет устойчивой и здоровой, если она основана на реальных способностях, знаниях и умениях человека, когда она
«вырастает из заслуженного уважения, а не из лести окружающих». К. Роджерс использовал в своей теории понятия «Я-концепция» и «Я- структура» как синонимы. Само «Я» включает в себя не только «Я-
реальное», но и «Я-идеальное», а разрыв, существующий между двумя «Я» выступает в качестве препятствия здорового функционирования личности.
-
Теория зеркального «Я» рассматривает самооценку как продукт отражения оценок, даваемых индивиду окружающими людьми, особенно значимых для него. Данная теория демонстрирует особую значимость при формировании самооценки оценочных реакций других. -
Психоаналитическая теория освещает проблему самооценки посредством трех инстанций личности: Оно, Я и Сверх-Я.
Оно – вместилище бессознательных, иррациональных реакций и импульсов, биологических по природе и психобиологических по проявлению. Внутренние и внешние проявления Оно регулируются и контролируются принципом удовольствия (наслаждения). Я является той силой, которая, учитывая требования общества, социальные норм, запрет и идеалы, принятые личностью, противостоит давлению бессознательных влечений, а также стремится увязать влечения Оно с требованиями реальности.
Сверх-Я – это инстанция личности, представляющая собой совесть, эго-идеал, критика и цензора, контролирующая соблюдение норм, принятых в данном обществе. Формируется Сверх-Я ещё в дошкольные годы в