Файл: Учебнометодическое пособие 9 7 8 5 7 9 9 6 1 9 4 3 5 i sbn 579961943 9.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 335
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
52
ГЛАВА 4. Анализ и оценка пассивов банка тельно небольшую долю в общем объеме ресурсов по сравнению с долей привлеченных средств. Привлеченные средства затем направляются в активные операции с целью получения дохода.
Принимая во внимание стоимость и степень стабильности ресурсов банка, можно выделить три группы пассивов:
1) бесплатные, но не стабильные:
— остатки на счетах клиентов, по которым не предусмотре- но начисление процентов;
— отложенные налоговые обязательства;
— резервы на возможные потери;
— положительная переоценка ценных бумаг и основных средств;
— часть собственных средств банка, источником которых является прибыль;
— эмиссионный доход, образующийся в результате реали- зации первично размещаемых акций по цене, превыша- ющей их номинальную стоимость.
2) дешевые, недостаточно стабильные
:
— счета, вклады и депозиты до востребования;
— собственные акции (доли), выкупленные у акционеров
(участников);
— кредиты и депозиты Центрального банка РФ;
3) дорогие, достаточно стабильные:
— срочные депозиты и вклады юридических и физических лиц;
— выпущенные долговые обязательства в виде облигаций, векселей, депозитных сертификатов;
— ресурсы, полученные на межбанковском рынке [34].
Центральное место в системе управления пассивами банка занимает депозитная политика, целью проведения которой яв- ляется привлечение достаточного объема депозитных средств с наименьшими затратами.
В рамках депозитной и процентной политики банка исполь- зуются ценовые и неценовые методы привлечения средств юри-
53 4.2. Состав пассивов банка дических и физических лиц, которые позволяют увеличивать объем привлекаемых ресурсов и оптимизировать структуру пас- сивов [29].
Ценовые методы управления основаны на использовании процентной ставки по депозитам как главного рычага в кон- курентной борьбе за свободные денежные средства физиче- ских и юридических лиц. Для этого банки разрабатывают раз- нообразные условия вкладов и депозитов с целью привлечь временно свободные денежные средства различных категорий клиентов.
Неценовые методы управления базируются на использова- нии разнообразных приемов поощрения клиентов, которые прямо не связаны с изменением процентных ставок (улучшен- ный уровень обслуживания, расширение спектра предлагаемых банком услуг, дополнительные виды бесплатных услуг, при- способление графика работы банка к потребностям клиентов и другое).
Задания для самоподготовки
1. Изложите различия в составе пассивов бухгалтерского ба- ланса банка по РСБУ и МСФО.
2. Изложите тактические и стратегические цели управления пассивами банка.
3. Охарактеризуйте норму обязательного резервирования банков как инструмента регулирования денежного рынка.
4. Раскройте роль Центрального банка РФ на депозитном рынке.
5. Охарактеризуйте ценовые и неценовые методы привлече- ния ресурсов. Приведите примеры из практики банков.
54
ГЛАВА 4. Анализ и оценка пассивов банка
Темы для подготовки докладов или написания эссе
1. Банковский маркетинг на рынке депозитных продуктов.
2. Содержание финансового инжиниринга как нового на- правления разработки депозитных продуктов.
3. Значимость согласованной политики управления акти- вами и пассивами банка.
4. Виды рисков, возникающих при управлении пассивами коммерческого банка.
5. Роль и функции Агентства по страхованию вкладов в РФ.
4.3. Оценка качества привлеченных ресурсов банка
Для оценки качества пассивов отсутствуют нормативно- методические указания, издаваемые Центральным банком
РФ. Поэтому в качестве аналитического инструментария мо- гут быть выбраны коэффициенты, характеризующие состав и структуру привлеченных средств. В качестве аналитической базы для оценки ресурсов банка могут быть использованы сле- дующие коэффициенты.
1. Коэффициент клиентской базы [18]
К
КБ
А
КБ
ЧИСТ
=
, (12)
где КБ — клиентская база, т. е. сумма средств клиентов (юриди- ческих и физических лиц) на счетах и вкладах; в данный показа- тель не включаются межбанковские кредиты и средства на корре- спондентских счетах других банков; A
чист
— чистые активы банка.
Данный коэффициент показывает долю клиентских пасси- вов банка, характеризуя независимость банка от межбанковских источников финансирования. Рекомендуемое значение коэф- фициента К
КБ
находится в диапазоне 0,7 ≤ К
КБ
≤ 0,8.
55 4.3. Оценка качества привлеченных ресурсов банка
2. Коэффициент внешнего (межбанковского) финансиро- вания [18]
К
НЗ
КБ
МБФ
МБФ
=
, (13)
где НЗ
МБФ
(нетто-займы
МБФ
) — сальдо между привлеченны- ми и размещенными межбанковскими кредитами, средства- ми на корреспондентских счетах «лоро» и «ностро» и кредита- ми Центрального банка; КБ — клиентская база.
Если К
МБФ
> 0, то банк является нетто-заемщиком, если
К
МБФ
< 0, то нетто-кредитором.
Для средних банков оптимальная величина коэффициента
К
МБФ
расположена в диапазоне –0,2 ≤ К
МБФ
≤ +0,2. Избыточ- ная активность банка на межбанковском рынке при К
МБФ
< –0,2 несет в себе дополнительный риск в случае возникновения про- блем на межбанковском рынке.
3. Коэффициент стабильности привлеченных ресурсов [30]
К
ПР
ПР
ПР
СПР
ОБЩ
ДО ВОСТР
ОБЩ
=
-
, (14)
где К
СПР
—
коэффициент стабильности привлеченных ресурсов;
ПР
ОБЩ
— все привлеченные ресурсы банка (депозиты юридиче- ских лиц, вклады граждан, привлеченные срочные межбанков- ские займы, централизованные кредиты, векселя, обращаемые долговые обязательства); ПР
ДО ВОСТР
— привлеченные ресурсы до востребования.
Рекомендуемое значение коэффициента находится в диапа- зоне 0,6 ≤ К
СПР
≤ 0,8.
4. Коэффициент активности на рынке вкладов граждан [18]:
К
О
ПР
АКТ
ВГ
ОБЩ
=
, (15)
где О
ВГ
— остатки на вкладах граждан.
Рекомендуемое значение коэффициента К
АКТ
> 0,4.
56
ГЛАВА 4. Анализ и оценка пассивов банка
5. Коэффициент покрытия привлеченных ресурсов креди- тами [30]
К
КПБ
ПР
ПОКР
ОБЩ
=
, (16)
где КПБ — кредитный портфель банка (ссудная задолжен- ность по кредитам, выданным предприятиям, гражданам, дру- гим банкам).
Рекомендуемое значение находится в диапазоне 0,7 ≤ К
ПОКР
≤
≤ 1,2.
Представленные коэффициенты позволяют оценить актив- ность банка в качестве заемщика свободных денежных средств физических и юридических лиц, а также проанализировать сте- пень надежности привлеченных средств. Целесообразно срав- нивать полученные данные с показателями структуры пасси- вов других банков.
Оценка состава и структуры привлеченных ресурсов позво- ляет определить наиболее приоритетные для данного банка источники фондирования, которые затем будут формировать кредитный потенциал банка, а также оценить степень его кон- курентоспособности на денежном рынке.
Пример задачи
Оценить качество пассивов коммерческого банка, если из- вестно, что К
КБ
= 0,78; К
МБФ
= — 0,2; К
СПР
= 0.65; К
АКТ
= 0,5;
К
ПОКР
= 1.
Решение.
Значение коэффициента К
КБ
соответствует достаточному уровню и показывает, что доля клиентских средств по отноше- нию к чистым активам составляет 78 %.
Значение коэффициента К
МБФ
находится в допустимых пре- делах и показывает, что банк является в большей степени кре- дитором, чем заемщиком на межбанковском рынке.
57 4.3. Оценка качества привлеченных ресурсов банка
Значение коэффициента К
СПР
соответствует достаточному уровню и показывает, что доля стабильных пассивов составля- ет 65 % от общей суммы привлеченных ресурсов.
Значение коэффициента К
АКТ
соответствует достаточному уровню и показывает, что доля вкладов граждан составляет 50 % от общей суммы привлеченных ресурсов.
Значение коэффициента К
ПОКР
находится в допустимых пре- делах и показывает, что сумма кредитного портфеля равна сум- ме привлеченных средств. Данная ситуация означает, что все привлеченные средства направлены на кредитование.
Таким образом, в структуре пассивов банка отрицательных отклонений не выявлено, поэтому качество пассивов банка можно считать хорошим.
Задачи для самостоятельного решения
1. Оценить качество пассивов коммерческого банка, если из- вестно, что К
КБ
= 0,5; К
МБФ
= 0,3; К
СПР
= 0,4; К
АКТ
= 0,35;
К
ПОКР
= 0,8.
2. Оценить качество пассивов коммерческого банка, если известно, что К
КБ
= 0,7; К
МБФ
= — 0,1; К
СПР
= 0,7; К
АКТ
=
= 0,6; К
ПОКР
= 1,1.
3. Оценить качество пассивов коммерческого банка, если известно, что К
КБ
= 0,6; К
МБФ
= 0,2; К
СПР
= 0,5; К
АКТ
= 0,7;
К
ПОКР
= 0,9.
4. Оценить качество пассивов коммерческого банка, если известно, что К
КБ
= 0,8; К
МБФ
= — 0,15; К
СПР
= 0,75; К
АКТ
=
= 0,67; К
ПОКР
= 1,2.
5. Оценить качество пассивов коммерческого банка, если известно, что К
КБ
= 0,5; К
МБФ
= 0,7; К
СПР
= 0,6; К
АКТ
= 0,7;
К
ПОКР
= 0,75.
58
ГЛАВА 4. Анализ и оценка пассивов банка
Задания для самоподготовки
1. Ознакомьтесь с рейтингом российских банков по разме- ру привлеченных вкладов, который представлен в прило- жении.
2. Охарактеризуйте показатель «нетто-займы».
3. Приведите примеры информационных источников для оценки качества привлеченных ресурсов банка.
4. Объясните экономический смысл коэффициента стабиль- ности привлеченных ресурсов.
5. Изложите преимущества и недостатки счетов и вкладов
«до востребования» (с позиции банка и клиентов).
Темы для подготовки докладов или написания эссе
1. Роль финансового прогнозирования и планирования при управлении пассивами банка.
2. Проявление контрольной функции финансов в процес- се управления привлеченными ресурсами банка.
3. Влияние процентного риска на качество пассивов банка.
4. Клиентская база как конкурентное преимущество банка в сфере фондирования.
5. Факторы, ухудшающие качество ресурсной базы регио- нальных банков.
59
ГЛАВА 5.
1 2 3 4 5 6 7 8
Анализ и оценка ликвидности банка
5.1. Характеристика ликвидности банка
Л
иквидность банка — это комплексная качественная характеристика его деятельности, влияющая на фи- нансовую устойчивость банка. Как комплексная ха- рактеристика, ликвидность банка отражает состояние активов, пассивов и внебалансовых операций, а также качество менед- жмента анализируемого банка.
Аспекты использования термина «ликвидность» изображе- ны на рис. 5.
Ликвидность как многоаспектное понятие
Ликвидность банка
Ликвидность активов банка
Ликвидность баланса банка
Рис. 5. Аспекты использования понятия «ликвидность»
Раскроем содержание каждого аспекта ликвидности:
1) ликвидность банка — это способность банка своевремен- но и в полном объеме выполнять свои обязательства перед вкладчиками, кредиторами и прочими клиентами [39];
60
ГЛАВА 5. Анализ и оценка ликвидности банка
2) ликвидность активов банка — это способность активов в короткие сроки трансформироваться в денежные сред- ства посредством их реализации или погашения обяза- тельств должником (заемщиком) [39];
3) ликвидность баланса банка — это такое структурирова- ние активов и пассивов, которое позволяет обеспечивать их сбалансированность по степени ликвидности [33].
Ликвидность банка отражает качество имеющихся у него ре- сурсов (собственных и привлеченных), качество размещения этих ресурсов (ссуд, инвестиций, вложений в ценные бумаги и т. д.), а также качество управления банком.
Управление ликвидностью банка направлено на предотвра- щение и устранение как недостатка, так и излишка ликвидно- сти. Недостаточная ликвидность может привести к неплатеже- способности банка, а чрезмерная — неблагоприятно повлиять на его доходность.
Возникновение у банка риска несбалансированной ликвид- ности может быть обусловлено внутренними и внешними фак- торами, отражающими качество управления банком и состоя- ние внешней среды. Для оценки влияния различных факторов на ликвидность современные банки внедряют практику муль- тисценарного анализа.
К числу внутренних факторов относятся:
— качество активов банка (характеризуется их ликвидно- стью, рискованностью, доходностью);
— качество привлеченных средств (определяется стабиль- ностью депозитов и умеренной зависимостью от внеш- них заимствований);
— сбалансированность активов и пассивов по суммам и сро- кам (согласование сроков, на которые размещаются де- нежные средства, с теми, на которые они были привле- чены от клиентов);
— грамотный менеджмент и хороший имидж банка (обеспе- чивают доверие клиентов к банку, что положительно вли- яет на его ликвидность).