Файл: Тема Анализ и представление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 478

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс выдвижения и опровержения гипотез можно считать основным и наиболее творческим этапом деятельности исследователя
Первый тип гипотез – теоретические. Такие гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания.
Второй тип – научные экспериментальные гипотезы, выдвигаемые для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях. Их оправдание - в интуиции исследователя: "А почему бы не так?".
Третий тип – эмпирические гипотезы, которые выдвигаются безотносительно к какой-либо теории, модели, а формулируются для данного случая. Классическим вариантом такой гипотезы является афоризм Козьмы Пруткова: "Щелкни корову поносу, она махнет хвостом". После экспериментальной проверки такая гипотеза превращается в факт, опять же — для данного случая (для конкретной коровы, ее хвоста и экспериментатора).
Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, превращаются в компоненты теоретического знания о реальности: факты, закономерности, законы.
Цель работы показывает то, чего хочет достичь обучаемый в своей исследовательской деятельности.
Вкачестве цели исследованияформулируется в обобщенном виде тот результат, который должен быть получен в итоге исследования. Формулировка цели может начинаться с глагола или существительного в отглагольной форме (например, «изучить» или
«изучение»).
Какие же результаты научной деятельности могут ожидаться
в психологии? Вот некоторые из них, достаточно типичные:
1. Описание психологического феномена.
2. Изучение структуры психического явления (или факторов, на него влияющих).
3. Выявление психологических различий у испытуемых, относящихся к разным группам.
4. Выявление взаимосвязи психических явлений у одних и тех же испытуемых.
5. Изучение динамики возрастного развития определенных психических процессов, свойств, состояний.
6. Изучение изменений психического явления в определенных условиях, например, в результате коррекционной работы.
7. Обобщение, классификация, типологизация каких-либо данных.

8. Разработка и апробация (или адаптация) методики научного исследования.
9. Разработка или адаптация психодиагностической процедуры к новым условиям.
10. Разработка или адаптация методики консультирования, программы коррекционной или развивающей психологической работы к новым условиям.
Задачи исследования – это конкретные исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, для решения проблемы и проверки выдвинутой в исследовании гипотезы. Задачи конкретизируют цель исследования при этом рекомендуется формулировать не более 5 задач.
Все задачи должны согласовываться с параграфами работы (т. е. задачи формулируются к каждому пункту глав работы).
Объект исследования – это процесс, феномен или психическое явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.
Предмет – это то, что находится в границах объекта, это представление о том, как рассматривается объект (с какой стороны, какие аспекты и т. п.). Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание в работе, именно предмет исследования определяет тему работы.
Объект всегда шире, чем его предмет.
В качестве предмета психологического исследования могут
быть взяты:
 Отдельные психические свойства, состояния, процессы, функции;
 Виды поведения, деятельности и общения;
 Пространственные, временные и интенсивностные характеристики отдельных
 явлений, взаимовлияния между ними;
 Взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и так далее
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны.
В психологии применяется огромное множество методов и их модификаций, они динамично развиваются. Наряду с изобретением новых методов происходит постоянная коррекция известных методических процедур сбора и обработки данных в зависимости от

конкретных условий их применения. Как правило используются три группы методов:
 Теоретического анализа (общенаучные (то, что в психологии принято считать операциями мышления): анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); качественные методы: классификация, типология и др.)
 Психодиагностические
 Математической статистики
Вопрос 3. Этапы эмпирического исследования
Определение проблемы
1. Постановка проблемы. В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов. Вопросы могут быть ясно выражены или не высказаны, четко определены или подразумеваться.
Постановка проблемы есть, прежде всего, процесс поиска вопросов, которые, сменяя друг друга, приближают исследователя к наиболее адекватной фиксации неизвестного и способов превращения его в известное. Это важный момент постановки проблемы. Но постановка проблемы не исчерпывается этим моментом. Не всякий научный вопрос есть проблема – он может оказаться всего лишь уточняющим вопросом, или вопросом, вообще неразрешимым для науки на сегодняшний день
2. Оценка проблемы. В оценку проблемы входит определение всех необходимых для ее решения условий, в число которых в зависимости от характера проблемы и возможностей науки входит определение методов исследования, источников информации, состава научных работников, организационных форм, необходимых для решения проблемы, источников финансирования, видов научного обсуждения программы и методик исследования, а также промежуточных и конечных результатов, перечня необходимого научного оборудования, необходимых площадей, партнеров вероятной кооперации по проблеме и т.д.
3. Обоснование проблемы. Обоснование проблемы – это определение содержательных, аксиологических (ценностных) и генетических связей данной проблемы с другими – ранее решенными и решаемыми одновременно с данной, а также выяснение связей с проблемами, решение которых станет возможным в зависимости от решения данной проблемы.
Формулировка гипотезы
Формирование гипотез – один из трудных и мало формализуемых процессов исследования. Процесс формирования и развития гипотез в контексте всего исследования можно подразделить на ряд стадий, в состав которых для большинства случаев, в частности, должны войти:

 подготовительная стадия: сбор информации и выявление проблемы; определение конкретного объекта и предмета исследования; постановка целей и задач исследования; накопление и предварительный анализ фактического материала, формулирование на его основе первичных предположений (рабочих гипотез);
 формирующая: анализ имеющейся информации и определение причин возникновения проблемы, ее содержания и характеристик; выявление влияющих на проблему факторов и их связей; выявление следствий из сформулированных предположений и определение на их основе предполагаемых результатов; сбор фактов и данных, необходимых для оценки точности, сделанных на основе гипотетических предположений; определение условий, путей и методов решения задач; формулирование исходных гипотез. В дальнейшем осуществляются все те этапы и работы, которые предусмотрены методикой исследования, включая: планирование, организацию и проведение экспериментов, анализ и обобщение полученных результатов; проверку правильности и достоверности полученных предполагаемых результатов на практике и уточнение гипотез на основе результатов такой проверки. В случае несоответствия гипотез фактическим результатам их необходимо пересмотреть и в необходимой мере скорректировать. Результаты использования различных методов при формировании гипотез во многом зависят не только от наличия имеющейся информации, но и от уровня общих знаний, глубины проникновения исследователя в изучаемую проблему, опыта и интуиции. Если гипотеза не выдержала ряд проверок, то она опровергается или вовсе отвергается. Нулевая гипотеза – это основное проверяемое предположение, которое обычно формулируется как отсутствие различий, отсутствие влияние фактора, отсутствие эффекта, равенство нулю значений выборочных характеристик и т. п. Примером нулевой гипотезы в психологии является утверждение о том, что различие в результатах выполнения двумя группами учащихся одной и той же контрольной работы вызвано лишь случайными причинами. Другое проверяемое предположение (не всегда строго противоположное или обратное первому) называется конкурирующей или альтернативной гипотезой. Так, для упомянутого выше примера гипотезы Н0 в психологии одна из возможных альтернатив Н1 будет определена как: уровни выполнения работы в двух группах учащихся различны и это различие определяется влиянием неслучайных факторов, например, тех или других методов обучения. Выдвинутая гипотеза может быть правильной или неправильной, поэтому возникает необходимость проверить ее. Так как проверку производят статистическими методами, то данная проверка называется статистической.
Планирование исследования. Проведение исследования.
Интерпретация данных.


Эмпирическое исследование – это основная часть научной работы, в которой автор «проверяет на деле» выдвинутую им идею, анализирует реальную проблему и ее воздействие на конкретный объект исследования, определяет возможные методы ее решения с учетом принципов эффективности и оптимальности.
Программа исследования – это изложение его теоретико- методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки (В. А. Ядов).
Планирование экспериментального исследования.
Это центральный этап всей процедуры, на котором выделяются внешние переменные, могущие влиять на зависимую переменную.
Зависимые и независимые переменные являются двумя основными переменными любого эксперимента или исследования. Независимая – это та переменная, которая изменяется или контролируется для изучения влияния на зависимую переменную. Зависимой является переменная, которая исследуется и измеряется. Независимой переменной, например, в психологическом эксперименте может считаться интенсивность стимула, а зависимой — способность испытуемого ощущать этот стимул. От того, какова экспериментальная гипотеза зависит, какое число внешних переменных необходимо контролировать в эксперименте, какие возможности предоставляет ситуация для проведения исследований и т. д.
Проведение эксперимента.
Наиболее ответственная часть исследования, которую условно можно разделить на три подэтапа:
 подготовка эксперимента, во время которой исследователь готовит экспериментальное помещение и оборудование, проводит, если это необходимо, несколько пробных опытов для отладки процедуры эксперимента, разрабатывает и уточняет инструкцию, которая должна состоять из кратких предложений, каждое из которых включает не более 11 слов. В инструкции с помощью абзацев выделяются смысловые блоки. Ее проверяют на понятность и простоту, проводя предварительный опыт на 5–10 испытуемых;
 инструктирование и мотивирование испытуемых, при которых они узнают, какие возможности предоставляет им участие в эксперименте (денежная оплата, информация о способностях и личностных чертах, помощь в решении личных проблем и т. д.), а экспериментатор проверяет, правильно ли понята инструкция, повторяет ее при необходимости, избегая при этом дополнительных развернутых комментариев;
 экспериментирование, во время которого прежде всего следует убедиться в дееспособности испытуемого, в том, что он здоров и желает участвовать в эксперименте. Перед экспериментатором должна лежать инструкция, в которой зафиксирован порядок его

действий в ходе исследования. Как правило, в эксперименте принимает участие ассистент, который берет на себя вспомогательные задачи
(ведет протокол, в котором фиксируются ответы испытуемого, осуществляет общее наблюдение за поведением испытуемого и его состоянием, а также за всеми отклонениями от стандартной процедуры эксперимента, следит за работой аппаратуры). В завершение экспериментирования проводится постэкспериментальное интервью, по окончании которого следует поблагодарить испытуемого за участие в эксперименте.
Интерпретация данных
Обычно интерпретация понимается как совокупность значений
(смыслов), придаваемых определенным способом различным данным
(в более общем смысле: теориям, символам, формулам, выражениям и т. п.). Другими словами, интерпретировать что-то — значит присвоить этому содержательный смысл.
Роль и значение интерпретации велики. Правильная интерпретация позволяет сопоставлять научные концепции с описываемыми ими фрагментами реального мира; порождать практические рекомендации; предлагать оптимальные способы действия и т. п. Обычно интерпретация основывается на исходных данных.
Существует 5 подходов к интерпретации данных: генетический, структурный, функциональный, комплексный и системный.
Генетический подход – это способ исследования и объяснения явлений, основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах.
Структурный подход – направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Для него характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношениям между ними.
Функциональный подход ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений). Он применяется главным образом при изучении связей объекта со средой.
Комплексный подход – это направление, рассматривающее объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов.
Системный подход – это методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему.
Вопрос 4. Методы психологического исследования
Организационные методы (сравнительный, лонгитюдный,
комплексный).


Сравнительным методом именуется метод исследования, предполагающий сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. С помощью сравнительного метода, например, выявляются различия в уровнях развития учащихся или ученических групп, особенности мышления и поведения.
При проведении эмпирических исследований для решения прикладных задач часто используются "экспериментальные" и "контрольные" группы. Сравнение уровней сформированности интеллектуальных, личностных, поведенческих и других характеристик учащихся "экспериментальных" и "контрольных" групп в этих случаях служит доказательством эффективности либо неэффективности тех или иных психологических воздействий. В определенных ситуациях эта стратегия выглядит вполне доказательной.
Большее доверие обычно вызывает иная стратегия, когда сравниваются результаты, полученные в итоге оценки разных экспериментальных образовательных программ. Не всегда корректно сравнивать результаты развития детей, участвовавших и не участвовавших в тех или иных образовательных мероприятиях.
Так, например, психолог, изучая динамику групповой сплоченности в классных коллективах или студенческих группах, может сравнивать между собой "контрольные группы" (где ничего специально в этом направлении не предпринималось) и "экспериментальные группы" (где использовались специальные методики организации совместной деятельности). В таких случаях нередко можно сказать, каким будет результат еще до проведения сравнения. Иная картина будет получена, если мы сравним результаты работы нескольких экспериментальных групп, в каждой из которых использовались различные упражнения на командообразование или технологии продаж, при изначальном выравнивании и рандомизации экспериментальных групп.
Лонгитюдный
метод.
Лонгитюд предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить не только индивидуальные личностные особенности учащихся, но и проследить динамику развития изучаемых личностных свойств. Результаты лонгитюдных исследований вызывают обычно большой интерес и пользуются значительно большим доверием, чем кратковременные исследования.
Одно из самых масштабных лонгитюдных исследований в области педагогической психологии было проведено лабораторией
Левиса Мадисона Термена (1877–1956) в США. Оно было начато в
1920-х гг. и продолжалось до конца XX в. Это уникальное психолого- педагогическое исследование сыграло выдающуюся роль в уточнении представлений о психологии одаренности.