Файл: Тема Анализ и представление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 473

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
возможности функционально-аналитической психотерапии при лечении посттравматического стрессового расстройства.
Сравнение с другими психотерапевтическими техниками показало преимущество, которое состояло не только в уменьшении психопатологической симптоматики и проблемного поведения
(например, симптомов избегания социальных контактов), но и в расширении репертуара стратегий общения, развитии умения дифференцировать ситуации.
Можно заметить, что целевое использование метода единичного случая в разных областях знания — клинической и коррекционной психологии и педагогике, психологии личности и в области обучения детей и взрослых, часто связано с решением определенного круга задач
— диагностикой актуального психического статуса, обследуемого и гипотетическим использованием разных методов воздействия на него с целью изучения динамики самочувствия или возможностей коррекции поведения
4. Типологический анализ. Он состоит в выявлении определенных типов личностей, поведения, схем и образцов жизни в исследуемых социальных группах. Для этого автобиографический материал подвергается определенной каталогизации и классификации, обычно с помощью теоретических понятий, причем все богатство описанной в биографиях действительности редуцируется до нескольких типов. Так, например, описанные Знанецким (1934 г.) типы личности являются результатом работы по такой методике. Многие социологи полагают, что именно конструирование типов является наиболее важным научным результатом, который дают нам автобиографии.
5. Контент-анализ.
Контент-анализ (от англ. сontents — содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания текста, заключающийся в систематической фиксации и квантификации
(подсчете) определенных единиц содержания исследуемого текста для выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в нем.
Контент-анализ начал использоваться в социальных науках, начиная с 30-х гг. XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент- анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.
Контент-анализ может быть использован для того, чтобы
провести:
1) анализ результатов проективных методик исследования личности;
2) изучение текстов глубинных интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого;


3) анализ содержания открытых вопросов при массовом анкетировании;
4) изучение психологических особенностей личности по качественным характеристикам, развернутым экспертным оценкам;
5) анализ объективной информации о личности;
6) анализ высказываний при диагностике особенностей групповой коммуникации в группах различной ориентации (тренингов, групп личностного роста).
Основные этапы контент-анализа:
1) выделение единицы анализа и сведение их в категории анализа и машиночитаемый вид;
2) подсчет частотных распределений и выявление взаимосвязей единиц анализа;
3) интерпретация результатов
6. Статистическая обработка. Этот вид анализа направлен на установление зависимости различных характеристик авторов автобиографий и их позиций и устремлений, а также зависимости этих характеристик от различных свойств социальных групп (Б. Завадский и П. Лазарсфельд, 1935). Если в распоряжении исследователя имеется несколько сотен автобиографий, полученных из одного и того же
(более или менее однородного) социального слоя, то возможности такого статистического анализа достаточно велики. Статистические методы дают возможность отчасти элиминировать субъективные и интуитивные склонности социолога, который интерпретирует эти автобиографии. Кроме того, эти методы дают возможность выявить определенные зависимости. Такие замеры полезны, в частности, в тех случаях, когда исследователь сопоставляет результаты изучения автобиографий с результатами, полученными другими методами.
Вопрос 2. Качественные методы исследования, используемые в
психологии
1. Глубинное интервью представляет собой неформальную личную беседу, проводимую по заранее намеченному плану и основанную на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. Интервью проводится один на один и длится от 30 до 60 минут. В ходе интервью исследуются личное мнение респондента, его убеждения и ценности. Глубинные интервью могут занимать и большее количество времени. В ходе интервью используются вопросы, которые предполагают развернутый ответ, а не однозначное «да» или «нет».
2. Биографические методы
Биографические методы — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности, базирующиеся на анализе их профессионального пути и биографий.


Предмет биографического метода — жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления индивида, его приобщение к общественным нормам, формирование готовности к выполнению различных ролевых функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека.
3. Метод анализа случая (case study)
Это исследование случаев (событий), происходящих на каких-то объектах, с какими-то действующими лицами. Под это определение попадает целая группа методов: биографический, исторический, наблюдение и даже эксперимент. Данный метод как эмпирическое исследование явления в реальном жизненном контексте, когда границы между явлением и контекстом размыты. Case study давно известен в психологии. Его корни специалисты видят в клинических обследованиях врачей, в практических методах, которые используются социальными работниками, исследовательских методах историков и антропологов, исследованиях школы Ле Пле. В case study используются глубинные интервью, групповые интервью, описания событий их участниками, проективные техники и другие методы.
Предметом изучения в сase study могут быть социально- психологические особенности отдельной личности, представляющей самостоятельный интерес как «клинический» случай, и сложные социальные ситуации (группы), состоящие из множества переменных.
Как правило, проблема сравнения, сопоставления с другими
«случаями» является второстепенной по сравнению с изучением структуры уникального объекта.
4. Проективные методики
В последние годы в отечественных психологических исследованиях распространены проективные методы, получившие значительное распространение на Западе еще с начала 1950-х гг. За сравнительно недолгую историю данных методов разработано много специальных приемов и процедур, вошедших в число классических диагностических средств.
Это могут быть рисуночные методы, метод метафоры, методика незаконченных предложений и многое другое. Подробно проективные методики изучают в рамках дисциплин «Психодиагностика»,
«Проективные методики», а мы для примера рассмотрим, что такое рисуночные методы и метод метафоры, чтобы дать вам представление о таких методах.
Рисуночные методы, относясь к классу проективных, дают человеку возможность самому проецировать реальность и по-своему интерпретировать ее. Поэтому полученный результат в значительной мере несет на себе отпечаток личности, ее настроения, состояния, чувств, особенностей представлений, отношений и т. д. Респондентам предлагают с помощью рисунка выразить свое отношение к чему-либо, свои ощущения. В отличие от коллажа респонденты не используют

готовые образы из журналов, а предлагают собственные символы и образы. Это, в частности, рисунок человека, тест «Дерево» К. Коха,
«Дом — дерево — человек» Д. Бука, рисунок семьи В. Вульфа и другие методики.
Метод метафоры. Одним из качественных методов исследования является метод метафоры, который является проективной рисуночной методикой.
Метафора позволяет учитывать своеобразие и уникальность личности, изучать базовые, глубинные структуры психики, действуя не напрямую, а опосредованно, перевести сложные и не всегда доступные пониманию понятия в более простые и конкретные формы, имеющие личностно значимую эмоциональную окраску. Под метафорой имеют в виду разные психологические образования: способ мышления (Дж.
Лакофф, М. Джонсон, Ш. Копп), слово с переносным смыслом (Ф.
Баркер, И. В. Вачков), сравнение, перенос одной реальности понятия на другое (A. Reber, Л. М. Кроль, Е. Е. Сапогова), сказочная история (М.
Эриксон, Дж. Толкиен).
Метафора может быть осмыслена как инструмент, орудие, прием, с помощью которого могут быть решены различные психологические задачи.
5. Фокус-группа — это групповое, фокусированное (полу стандартизированное) интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников
«субъективной информации» о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности или продукты этой деятельности, например материалы средств массовой коммуникации, рекламу и др.
Разработку его начали еще в 1940-х гг. социологи и психологи
Колумбийского университета (США), которые назвали его «групповым глубинным фокусированным интервью» (групповым — потому что интервьюируется не один, а сразу несколько человек; глубинным — т. к. он позволяет раскрыть глубинные, не всегда ясно осознаваемые установки и убеждения людей)
Как итог хочу сказать, что использование качественных методов в психологическом исследовании позволяет понять природу неизвестного до сих пор феномена, детально описать новые аспекты уже известных проблем или раскрыть скрытые субъективные смыслы или механизмы функционирования личности.
Некоторые психологические феномены (ценности, устремления, переживания, духовный кризис и др.) требуют именно качественного подхода.
Вопрос 3. Статистические критерии различий. Параметрические
критерии
Подробно про гипотезы и уровни значимости мы говорили в Теме
4. В Теме 5 мы изучаем критерии значимости различий. Если наша гипотеза строится на том, значимы различия или нет какого-либо

признака, то результат поможет нам подтвердить/опровергнуть гипотезу/гипотезы исследования.
Статистический критерий – инструмент определения уровня статистической значимости.
Статистические критерии обозначают также метод расчета определенного числа и само это число. Все критерии используются с одной главной целью: определить уровень значимости анализируемых с их помощью данных (т. е. вероятность того, что эти данные отражают истинный эффект, правильно представляют популяцию, из которой сформирована выборка).
Все критерии различаются по мощности. Мощность критерия – это его способность выявлять различия или отклонять нулевую гипотезу, если она неверна.
Большое разнообразие критериев различия предоставляет следующие возможности:
 выбирать критерии, адекватные типу шкалы, в которой получены экспериментальные данные;
 работать со связными (зависимыми) и несвязными
(независимыми) выборками;
 работать с неравными по объему выборками;
 выбирать из критериев разные по мощности (в зависимости от целей исследования).
Критерии можно разделить на две группы: параметрические и непараметрические.
Параметрические критерии – критерии, включающие в формулу расчета параметры распределения, т. е. средние и дисперсии. При нормальном распределении обладают большей мощностью, т.е. они способны с большей достоверностью отвергать нулевую гипотезу, если она неверна.
Пример: когда говорят, что достоверность различий определялась по t-критерию Стъюдента, то имеем в виду, что использовался метод t-критерия Стъюдента для расчета эмпирического значения, которое затем сравнивается с табличным (критическим) значением.
По соотношению эмпирического и критического можно судить о том, подтверждается или опровергается гипотеза. В большинстве случаев для того, чтобы различия были признаны значимыми, необходимо, чтобы эмпирическое значение превышало критическое. В критерии U-Манна-Уитни наоборот.
Рекомендации к выбору критерия различий:
 прежде всего, следует определить, является ли выборка связной (зависимой) или несвязной (независимой);
 следует определить однородность – неоднородность выборки;

 оценить объем выборки и, зная ограничения каждого критерия по объему, выбрать соответствующий критерий;
 если в распоряжении имеется несколько критериев, то следует выбирать те из них, которые наиболее полно используют информацию, содержащуюся в экспериментальных данных;
 при малом объеме выборки следует увеличивать величину уровня значимости (не менее 1%), так как небольшая выборка и низкий уровень значимости приводят к увеличению принятия ошибочных решений.
Критерий Стьюдента
Впервые этот вопрос был поставлен (и решен) одним химиком, который трудился на пивной фабрике Гиннеса в г. Дублин (Ирландия).
Химика звали Уильям Госсет и он брал пробы пива для проведения химического анализа. В какой-то момент, видимо, Уильяма стали терзать смутные сомнения на счет распределения средних.
Оно получалось немного более размазанным, чем должно быть у нормального распределения.
Собрав математическое обоснование и рассчитав значения функции обнаруженного им распределения, химик из Дублина Уильям
Госсет написал заметку, которая была опубликована в мартовском выпуске 1908 года журнала «Биометрика» (главред – Карл Пирсон).
Так как Гиннесс строго-настрого запретил выдавать секреты пивоварения, Госсет подписался псевдонимом Стьюдент
T-критерий Стъюдента: направлен на оценку различий средних величин двух выборок, распределённых по нормальному закону.
Используется для связных и несвязных выборок, которые могут быть неравны по величине. Позволяет оценить сдвиг значений признака и выявить различия в его распределении.
Формула расчета T-критерий Стъюдента в общем виде: где М1 - средняя арифметическая первой сравниваемой совокупности (группы),
М2
- средняя арифметическая второй сравниваемой совокупности (группы), m1 - средняя ошибка первой средней арифметической, m2 - средняя ошибка второй средней арифметической
Замечание: данная формула допустима в отношении связных и несвязных выборок.
Можно все расчеты сделать с помощью программы в Excel, план работы будет вот такой:
t