ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 485
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ние имеет определение дыхательной экскурсии грудной клетки по разнице ее окружности на высоте вдоха и выдоха. У тренированных людей эта экскурсия должна составлять 8-10 см.
Измерив сантиметром окружность талии и верхней, наиболее полной, трети голени, определяют индекс грации, разделив цифру окружности талии. С увеличением массы голени и уменьшением жироотложений в области живота индекс достигает нормы —
50% и более, чему в наибольшей степени способствуют велосипедный, лыжный и горно-пешеходный туризм.
5. Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). В положении лежа после сна ЧСС составляет у здоровых людей 68-
78, у тренированных — 52-68 ударов в минуту, сидя, соответственно — 74-82 и 56-72. Более ценные сведения о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы дают пробы с дозированной физической нагрузкой типа пробы
Мартине (20 полных приседаний за 30 с, выбрасывая вперед руки). ЧСС следует измерять перед нагрузкой и спустя минуту (на
60-75-й с) после приседаний, а если ЧСС не восстановилась за минуту, то через 2 минуты провести измерение еще раз.
Измерения ЧСС проводят за 15 с, затем полученную цифру можно умножить на 4. Сразу после приседаний ЧСС у тренированного человека должна возрасти не более чем на 30%, у нетре- нированного — не более чем на 40-60%, а через минуту она должна восстановиться не менее чем на 90% у тренированных и на 80% — у нетренированных здоровых людей. Для определения показателя интенсивности восстановительных процессов нужно
ЧСС в покое разделить на ЧСС, измеренную через минуту после нагрузки.
6. Проба на задержку дыхания. Более ценные показания дает задержка дыхания после полного быстрого выдоха (проба
Собразе), характеризующая устойчивость организма к кислородному голоданию. У людей основной медицинской группы норма составляет: 30 с и более — для мужчин и 25 — для женщин.
7. Жизненная
емкость легких, которую рекомендуется определить перед отправлением в туристское путешествие и по возвращении во врачебно-физкультурном диспансере или в поликлинике с помощью спирометра. Этот важнейший показатель жизнестойкости и работоспособности организма у здоровых людей среднего веса (60 кг — у женщин и 70 кг — у мужчин) должен составлять соответственно 3200 и 3800 мл и более (по 55 мл на 1 кг веса).
8.
Показатели физической подготовленности в виде приседаний на одной ноге, прыжка Абалкова (вверх, с места, фиксируя показатель сантиметровой лентой, прикрепляемой к поясу сзади) или подтягиваний на перекладине, сгибаний и разгибаний рук лежа в упоре.
Повторные исследования необходимо осуществлять в одних и тех же условиях, лучше утром, натощак во избежание получения несопоставимых результатов.
Многодневный поход или 6-8 походов с интервалами в 1-3 дня с активными средствами передвижения и с достаточно большой, но не чрезмерной нагрузкой, проведенные за 2-3 недели отпуска
(каникул), улучшают показатели здоровья, физической подготовленности и работоспособности в среднем на 10%. У физически неподготовленных и ослабленных туристов после первого и второго дня похода нередки мышечные боли в ногах и чувство усталости, которые проходят на 3-4-й день.
Рекомендуемая литература
1. Бурдаков В.Ю., Евсеев Ю.И. Основы самооценки фи- зического состояния и подготовленности в процессе мето-дико- практических занятий по физическому воспитанию: Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции
«Роль физической культуры и спорта в гуманитарном образовании студенческой молодежи». Ростов н/Д, 1995.
2. Власов АА. Чрезвычайные происшествия и несчастные случаи в спорте. М., 2001.
3. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М., 1989.
4. Сергеев В.Н. Гигиена и самоконтроль туриста. М., 1980.
5. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурниками., 1987.
280 281
Измерив сантиметром окружность талии и верхней, наиболее полной, трети голени, определяют индекс грации, разделив цифру окружности талии. С увеличением массы голени и уменьшением жироотложений в области живота индекс достигает нормы —
50% и более, чему в наибольшей степени способствуют велосипедный, лыжный и горно-пешеходный туризм.
5. Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС). В положении лежа после сна ЧСС составляет у здоровых людей 68-
78, у тренированных — 52-68 ударов в минуту, сидя, соответственно — 74-82 и 56-72. Более ценные сведения о функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы дают пробы с дозированной физической нагрузкой типа пробы
Мартине (20 полных приседаний за 30 с, выбрасывая вперед руки). ЧСС следует измерять перед нагрузкой и спустя минуту (на
60-75-й с) после приседаний, а если ЧСС не восстановилась за минуту, то через 2 минуты провести измерение еще раз.
Измерения ЧСС проводят за 15 с, затем полученную цифру можно умножить на 4. Сразу после приседаний ЧСС у тренированного человека должна возрасти не более чем на 30%, у нетре- нированного — не более чем на 40-60%, а через минуту она должна восстановиться не менее чем на 90% у тренированных и на 80% — у нетренированных здоровых людей. Для определения показателя интенсивности восстановительных процессов нужно
ЧСС в покое разделить на ЧСС, измеренную через минуту после нагрузки.
6. Проба на задержку дыхания. Более ценные показания дает задержка дыхания после полного быстрого выдоха (проба
Собразе), характеризующая устойчивость организма к кислородному голоданию. У людей основной медицинской группы норма составляет: 30 с и более — для мужчин и 25 — для женщин.
7. Жизненная
емкость легких, которую рекомендуется определить перед отправлением в туристское путешествие и по возвращении во врачебно-физкультурном диспансере или в поликлинике с помощью спирометра. Этот важнейший показатель жизнестойкости и работоспособности организма у здоровых людей среднего веса (60 кг — у женщин и 70 кг — у мужчин) должен составлять соответственно 3200 и 3800 мл и более (по 55 мл на 1 кг веса).
8.
Показатели физической подготовленности в виде приседаний на одной ноге, прыжка Абалкова (вверх, с места, фиксируя показатель сантиметровой лентой, прикрепляемой к поясу сзади) или подтягиваний на перекладине, сгибаний и разгибаний рук лежа в упоре.
Повторные исследования необходимо осуществлять в одних и тех же условиях, лучше утром, натощак во избежание получения несопоставимых результатов.
Многодневный поход или 6-8 походов с интервалами в 1-3 дня с активными средствами передвижения и с достаточно большой, но не чрезмерной нагрузкой, проведенные за 2-3 недели отпуска
(каникул), улучшают показатели здоровья, физической подготовленности и работоспособности в среднем на 10%. У физически неподготовленных и ослабленных туристов после первого и второго дня похода нередки мышечные боли в ногах и чувство усталости, которые проходят на 3-4-й день.
Рекомендуемая литература
1. Бурдаков В.Ю., Евсеев Ю.И. Основы самооценки фи- зического состояния и подготовленности в процессе мето-дико- практических занятий по физическому воспитанию: Материалы региональной межвузовской научно-практической конференции
«Роль физической культуры и спорта в гуманитарном образовании студенческой молодежи». Ростов н/Д, 1995.
2. Власов АА. Чрезвычайные происшествия и несчастные случаи в спорте. М., 2001.
3. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. М., 1989.
4. Сергеев В.Н. Гигиена и самоконтроль туриста. М., 1980.
5. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурниками., 1987.
280 281
6. Черных Н.Б. Технология путешествий и организация обслуживания клиентов: Учебное пособие. М., 2002.
7. Швалъбе Б., Швальбе X. Личность, карьера, успех. М., 1993.
Самооценка личности
Разработка методик самооценки личности имеет определенные трудности, связанные с возрастными особенностями и профессиональной ориетацией различных контингентов испытуемых.
Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих
возможностей, психологических качеств и места среди других
людей.
Самооценка предполагает оценку своих способностей, качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, она является важнейшим регулятором поведения личности. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Самооценка личности тесно связана с уровнем притязаний и мотивацией достижения успеха в различных видах деятельности.
Люди с низкой самооценкой ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достичь, преувеличивают значение неудач. Им свойственны такие черты, как нерешительность, боязнь, обидчивость, придирчивость, чрезмерная совестливость, конфликтность. Однако человек с низкой самооценкой, как отмечает М.К. Тутушкина, легче поддается влиянию других людей и имеет больше шансов прийти к адекватной самооценке, чем человек с завышенной самооценкой.
Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых они могут достичь.
282
Уровень их притязаний превышает реальные возможности. К себе они не критичны. Считают себя самыми хорошими людьми, умными, добрыми. К окружающим относятся пренебрежительно.
С оценкой, которую им ставят окружающие, не соглашаются.
Часто бывают инициаторами конфликтных ситуаций в коллективе.
Чертами их характера становятся зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, неуважительное отношение к окру- жающим.
Адекватная самооценка личностью своих способностей и возможностей обеспечивает и соответствующий адекватный
уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению.
Ниже представлены две методики самооценки личности: методика самооценки студента по данным И.Я. Киселева и методика самооценки деловых и личностных качеств менеджера.
Методика самооценки студента
Методика самооценки студента (курсанта, слушателя) может выполняться как индивидуально, так и в группе. Эта методика пригодна и для групп юношеского возраста (старшек лассников).
Испытуемым выдаются бланки для самооценки личности.
Инструкция 1
Прочтите внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения полезности, социальной значимости, желательности. Оцените каждое из них в пределах от' 20 до 1 балла. Оценку «20» проставьте в графе «№» бланка слева от того качества, которое, по вашему мнению, является самым желанным, значимым, полезным. Оценку «1» —
слева от качества, которое менее всех желательно, полезно, значимо. А оценки от «2» до «19» расположите в соответствии с вашим отношением ко всем остальным качествам. Помните, ни одна оценка не должна повториться.
Загните левую часть бланка с оценками таким образом, чтобы они не были видны.
283
Инструкция 2
В графе справа отметьте оценкой «20» качество, которое, по вашему мнению, присуще вам в наибольшей степени. Оценкой
«19» — качество, присущее вам несколько меньше, и т.д.
Наконец, оценкой «1» — качество, характерное для вас в наименьшей степени. Оценки не должны повторяться.
Бланк самооценки личности
Фамилия, имя, отчество_____________________________
Дата _______ Специализация ____________________________
№
Качества
N d d
2
Уступчивость
Смелость
Вспыльчивость
Настойчивость
Нервозность
Терпеливость
Увлекаемость
Пассивность
Холодность
Энтузиазм
Осторожность
Капризность
Медлительность
Нерешительность
Энергичность
Жизнерадостность
Мнительность
Упрямство
Беспечность
Застенчивость r = l - 0,00075 х
∑
d
2
∑
d
2
Определение самооценки и интерпретация
результатов тестирования
1. Отогните левую часть бланка.
2. Начиная с верхней строки, из оценки, стоящей слева, вычтите оценку, стоящую справа. Результат запишите в графе d.
Возведите его в квадрат и второй результат запишите в графе d
2 3. Сложите все значения d
2
и запишите внизу полученную сумму.
4. Помножьте эту сумму на 0,00075.
5. Из единицы вычтите полученное произведение. В конечном итоге вы определите коэффициент ранговой корреляции (r), который может иметь значение от +1 до -1. Он выражает характер и тесноту связи между отношением человека к качествам, названным в бланке, и самооценкой тех же качеств у самого себя.
Чем ближе коэффициент к +1, тем выше самооценка личности. Для спортсменов, например, характерны высокие самооценки, вы- ражающиеся значениями коэффициента корреляции 0,62-0,85.
Значение r, превышающее 0,85, может свидетельствовать о завышенной самооценке, о некритическом отношении к себе.
Методика самооценки деловых и
личностных качеств менеджера
Исследования, проведенные психологами, показали, что характерологическими чертами личности менеджера, ру- ководителя высшего звена, являются общительность (готовность к сотрудничеству, доброжелательное отношение к людям, уживчивость), эмоциональная стабильность, высокий самоконтроль (развитые волевые качества, чувство долга и т.п.), развитое самосознание (осознание своих устремлений и действий, осознание своих достоинств и недостатков и т.п.). Для руководителя, очевидно, существует определенный оптимум в развитии его способностей и интеллекта. Ниже описана методика определения самооценки руководителя по Ф. Фидлеру.
В нижеприведенной таблице отмечены 10 деловых и 10 личностных качеств. Испытуемому следует оценить при-
284 285
сущие ему и своим сотрудникам каждое из этих качеств 10- балльной шкале (от 0до 9).
Деловые и личностные качества менеджера
Ваша оценка
Качества личности наиболее предпочитаемого коллеги наименее предпочитаемого коллеги
Оценка самого себя
Деловые:
1. Трудолюбие
2. Инициативность
3. Аккуратность
4. Профессиональная грамотность
5. Организованность
6. Исполнительность
7. Энергичность
8. Ответственность
9. Способности к работе
10. Дисциплинированность
Личностные:
11. Доброжелательность
12. Справедливость
13. Коллективизм
14. Умение держать слово
15. Отзывчивость
16. Уравновешенность
17. Скромность
18. Внешняя привлекательность
19. Жизнерадостность
20. Широта кругозора
Среднее по пл. 1-10
Среднее по пл. 11-20
Общее среднее
Инструкция (по оценке деловых и личностных качеств
руководителя). Оцените по 10-балльной шкале (от 0 до 9) психологические качества наиболее предпочитаемого вами сотрудника, не называя его фамилии. Оцените качества наименее предпочитаемого сотрудника, также не называя его фамилии.
Затем оцените самого себя. 9 баллов — самый высокий уровень развития качества. 0 — его полное отсутствие.
Анализ и интерпретация результатов тестирования. В вышеприведенной таблице приведены деловые (пп. 1-10) и личностные качества (пп. 11-20). Подсчитайте средние баллы по деловым и личностным качествам (пп. 1-10 и 11-20) всех оцениваемых вами лиц (наиболее предпочитаемого, наименее предпочитаемого, самого себя). Выведите общие средние по всем
20 психологическим качествам.
Проведите анализ и интерпретируйте данные тестирования по следующим позициям:
1. Поставили ли вы какие-либо высокие оценки наименее предпочитаемому сотруднику? Поставили ли вы какие-либо низкие оценки наиболее предпочитаемому сотруднику?
Разнообразны ли оценки, которые вы поставили лично себе? Или эти оценки в основном постоянны?
2. Какие качества больше всего вы цените в себе? Деловые или личностные? За какие качества (деловые или личностные) вы более всего цените наиболее предпочитаемого сотрудника? За что вы недолюбливаете наименее предпочитаемого сотрудника? За что вы недолюбливаете наименее предпочитаемого сотрудника?
Может оказаться, что некоторые его качества характера схожи с вашими, а в чем-то противоположны вашим. Какие это качества?
Почему они для вас важнее других?
3. На условной шкале расположите условные обозначения себя и ваших сотрудников.
Я
Сотрудник (+).
О баллов
9 баллов
Условные обозначения: сотрудник (+) — наиболее предпочитаемый; сотрудник (-) — наименее предпочитаемый. Обычно самооценка менеджера на условной шкале располагается между сотрудником (+) и сотрудником (-).
286 287
Деловые и личностные качества менеджера
Ваша оценка
Качества личности наиболее предпочитаемого коллеги наименее предпочитаемого коллеги
Оценка самого себя
Деловые:
1. Трудолюбие
2. Инициативность
3. Аккуратность
4. Профессиональная грамотность
5. Организованность
6. Исполнительность
7. Энергичность
8. Ответственность
9. Способности к работе
10. Дисциплинированность
Личностные:
11. Доброжелательность
12. Справедливость
13. Коллективизм
14. Умение держать слово
15. Отзывчивость
16. Уравновешенность
17. Скромность
18. Внешняя привлекательность
19. Жизнерадостность
20. Широта кругозора
Среднее по пл. 1-10
Среднее по пл. 11-20
Общее среднее
Инструкция (по оценке деловых и личностных качеств
руководителя). Оцените по 10-балльной шкале (от 0 до 9) психологические качества наиболее предпочитаемого вами сотрудника, не называя его фамилии. Оцените качества наименее предпочитаемого сотрудника, также не называя его фамилии.
Затем оцените самого себя. 9 баллов — самый высокий уровень развития качества. 0 — его полное отсутствие.
Анализ и интерпретация результатов тестирования. В вышеприведенной таблице приведены деловые (пп. 1-10) и личностные качества (пп. 11-20). Подсчитайте средние баллы по деловым и личностным качествам (пп. 1-10 и 11-20) всех оцениваемых вами лиц (наиболее предпочитаемого, наименее предпочитаемого, самого себя). Выведите общие средние по всем
20 психологическим качествам.
Проведите анализ и интерпретируйте данные тестирования по следующим позициям:
1. Поставили ли вы какие-либо высокие оценки наименее предпочитаемому сотруднику? Поставили ли вы какие-либо низкие оценки наиболее предпочитаемому сотруднику?
Разнообразны ли оценки, которые вы поставили лично себе? Или эти оценки в основном постоянны?
2. Какие качества больше всего вы цените в себе? Деловые или личностные? За какие качества (деловые или личностные) вы более всего цените наиболее предпочитаемого сотрудника? За что вы недолюбливаете наименее предпочитаемого сотрудника? За что вы недолюбливаете наименее предпочитаемого сотрудника?
Может оказаться, что некоторые его качества характера схожи с вашими, а в чем-то противоположны вашим. Какие это качества?
Почему они для вас важнее других?
3. На условной шкале расположите условные обозначения себя и ваших сотрудников.
Я
Сотрудник (+).
О баллов
9 баллов
Условные обозначения: сотрудник (+) — наиболее предпочитаемый; сотрудник (-) — наименее предпочитаемый. Обычно самооценка менеджера на условной шкале располагается между сотрудником (+) и сотрудником (-).
286 287
К какому из ваших сотрудников ближе всего ваша са- мооценка? По каким из 20 психологических качеств вы ближе к одному, а по каким — ближе к другому сотруднику? Что нового вы узнали о себе? Есть ли качества, по которым вы превосходите коллегу (+)? Что это за качества? Есть ли качества, по которым коллега (-) превосходит вас?
Оценив себя, человек может сознательно, а не стихийно, управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.
Обычно у эффективного руководителя различия между средними оценками наиболее и наименее предпочитаемых коллег небольшие. Руководитель умеет видеть и достоинства непредпочитаемого и недостатки предпочитаемого коллеги.
Как вы питаетесь?
1. Как вы обычно едите по вечерам?
Пью чай, минералку и закусываю фруктами.
2
По пословице: «...А ужин отдай врагу».
1
Ем плотно, от души, чтобы на голодное брюхо кошмары не снились.
0 2. Что, по вашему мнению, нужно делать после сытно го обеда?
Расслабиться на полчаса, а потом вновь браться за работу.
2
Сразу «сжигать жирок» физическими упражнениями.
1
Разумеется, полагается поспать. Хотя бы 2 часа.
0 3. Какой порядок приема пищи вы предпочитаете?
Поглощаю большинство калорий за один-два подхода к столу.
2
Выбираю русскую диету — ем один раз в день, но с утра до вечера.
0
Предпочитаю три-четыре легких «перекуса».
1 4. Какие продукты постоянно присутствуют в вашем меню?
Рыбные блюда, каши, молочные продукты.
1
Хлеб, картошка, макароны, колбаса.
0
Салаты, овощные супы, соки.
2 5. Как часто вы едите диетические продукты?
Практически каждый день.
0
Вообще не ем.
1
От одного до пяти раз в неделю.
2
8—10 очков. Очевидно, вы едите, чтобы жить, а не наоборот.
Вам вряд ли грозят проблемы со здоровьем из-за неправильного питания. Так держать!
4—7 очков. В вас постоянно борются два желания: «съесть что-нибудь вкусненькое и сытненькое» и «беречь фигуру и здоровье». Но, похоже, настанет день, когда перед этим выбором вас поставят врачи...
0—3 очка. Такие вкусы, как у вас, здоровыми назвать нельзя.
Но не спешите резко ломать свои застольные привычки. Лучше преодолеть их постепенно, не изнуряя себя «убойными» диетами и лекарствами.
288 10. Физическая культура
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 26