Файл: В. В. Горшков, В. Н. Гетманец, Г. А. Прищепина, Н. И. Владимиров.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 310

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
чем меньше статистическая ошибка, вычисленная по отношению к какому-либо показателю выборки, тем более правильно (точно, объективно) выборочные данные характеризуют генеральную совокупность.

Ниже переведены формулы, которые позволяют рассчитать статистические ошибки для основных биометрических показателей ( , σ, Сv. r) малой выборки:

– ошибка средней арифметической (если n ≤ 30);

– ошибка среднего квадратического отклонения;

– ошибка коэффициента вариации;

– ошибка коэффициента корреляции (если n < 100).

На величину статистических ошибок оказывают влияние два фактора: величина выборки и изменчивость признака. Так как степень изменчивости признака объективно существует и изменять ее по усмотрению экспериментатора нельзя, то повлиять на величину статистической ошибки можно путем увеличения объёма выборки, численность которой обеспечит достаточное совпадение выборочных показателей с показателями генеральной совокупности.

Таким образом, чем меньше изменчивость признака и больше объём выборки, тем меньше статистическая ошибка, и тем точнее выборочная совокупность характеризует генеральную.

Определение достоверности разницы между средними величинами двух выборочных совокупностей.В производственных условиях в большинстве случаев проводится выборочное исследование нескольких совокупностей, которые сравниваются между собой. Разница между сравниваемыми средними величинами может быть значительной или незначительной. Значительной разница считается тогда, когда она достоверна.

Одним из методов биометрии для определения достоверности разницы между средними величинами двух выборочных совокупностей являетсякритерий достоверности разности td, который рассчитывается по формуле
,

где статистические ошибки средних арифметических значений (соответственно
, ), а затем сравнивается со стандартным значением критерия, определяемого по таблице Стьюдента (табл. 28).

В таблице приведены значения γ и tstдля разного уровня вероятности. Критерий достоверности tstзависит от величины п, т.е. числа животных в сравниваемых выборках, которое учитывается при определении числа степеней свободы γ по следующей формуле:

γ = n1 + п2–2.

Если фактическийtd равен или больше стандартного значения tst при первом уровне вероятности, но не достигает значения tst при втором уровне, то разница между группами достоверна, и рядом с её значением в круглых скобках делается запись, например, так: (Р = 0,95), если td = tst , или так: (Р> 0,95), если td> tst. Это означает, что повторная проверка гипотезы о неравенстве средних в 95% случаев может иметь такой же результат, а в 5%  другой, а анализируемая разница – значительна, и обусловлена влиянием изучаемого фактора.

Таблица 28

Значение критерия достоверности (tst) по Стьюденту–Фишеру

при трех уровнях вероятности (Р) и различных числах степеней свободы (γ)

Число степеней свободы (γ)

Уровень вероятности

(Р)

Число степеней свободы (γ)

Уровень вероятности

(Р)

0,95

0,99

0,999

0,95

0,99

0,999

1

12,71

63,66

637

18

2,10

2,88

3,92

2

4,30

9,92

31,60

19

2,09

2,86

3,88

3

3,18

5,84

12,94

20

2,09

2,85

3,85

4

2,78

4,60

8,61

21

2,08

2,83

3,82

5

2,57

4,03

6,86

22

2,07

2,82

3,79

6

2,45

3,71

5,96

23

2,07

2,81

3,77

7

2,37

3,50

5,41

24

2,06

2,80

3,75

8

2,31

3,36

5,04

25

2,06

2,79

3,73

9

2,26

3,25

4,78

26

2,06

2,78

3,71

10

2,23

3,17

4,59

27

2,05

2,77

3,69

11

2,20

3,11

4,44

28

2,05

2,76

3,67

12

2,18

3,06

4,32

29

2,05

2,76

3,66

13

2,16

3,01

4,22

30–34

2,04

2,75

3,65

14

2,15

2,98

4,14

35–39

2,03

2,72

3,59

15

2,13

2,95

4,07

40–44

2,02

2,70

3,55

16

2,12

2,92

4,02

45–69

2,01

2,66

3,50

17

2,11

2,90

3,97

70–110

1,98

2,63

3,39









120 и >

1,96

2,58

3,29



Если полученное значение критерия достоверности окажется выше минимального порога первого уровня вероятности (td>tst при Р1=0,95), тогда его следует соотнести с требованиями следующих уровней вероятности (tst при Р2= 0,99 и tst при Р3= 0,999) и присвоить полученной разности соответствующий уровень достоверности.

Если критерий достоверности tdменьше стандартного значения tst,определяемого по таблице Стьюдента при уровне Р= 0,95, то разница между сравниваемыми средними недостоверна, а значит незначительна.

В этом случае достоверно не доказано как наличие, так и отсутствие разницы между сравниваемыми средними величинами и для решения данного вопроса, возможно, требуются дальнейшие, более тщательно проведенные исследования с увеличением объёмов сравниваемых выборочных совокупностей.

Биометрическая обработка результатов исследований сама по себе не может повысить точности эксперимента, но она позволяет судить о достоверности проведенного опыта.

Более подробно биометрические методы оценкиколичественной изменчивости изложены в методическом пособии Н.И. Коростелёвой с соавторами (2009), в том числе с использованием электронной таблицы MOExcel.

9. Оформление выпускной квалификационной работы

Выполнение основных правил оформления любой рукописной работы повышает культуру представления полученных результатов. Они становятся более доступными для читателя, приобретают ту форму, которая позволяет сравнивать работу с результатами других исследований, и, что самое главное, использовать их практически.

В выпускной квалификационной работе, при всех различиях их значимости и объема, оформление должно подчиняться единым требованиям. Соблюдение традиционно сложившихся правил по написанию текстовой части и ее иллюстрационное оформление обеспечивает высокое качество выпускной квалификационной работы.

Текст бакалаврскойдолжен быть напечатан на одной стороне белой односортной бумаги. Шрифт «TimesNewRoman»черного цвета кегль 14, печатают через полуторный интервал (на странице 28-30 строк) по 58-60 знаков в строке, считая пробелы между словами. Формат страницы А4 – 210 × 297 мм. Страницы имеют поля: левое – 30 мм, правое – 10, верхнее – 25, нижнее – 20 мм. Опечатки и ошибки должны быть исправлены после аккуратной подчистки (не допускается набивка одной буквы на другую). На одной странице допускается не более трех исправлений.

Нумерация страниц – сквозная, без пропусков, повторений и литерных добавлений. Номер страницы проставляется в середине верхнего поля страницы без точки.

В бакалаврской работе титульный лист является первым и не нумеруется.

Заявка от хозяйства и задание на бакалаврскую работу входят в состав приложений к работе.

Таблицы и рисунки, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц.

Содержание, оглавление. Каждая рукопись имеет свое внутреннее построение – делится на части, разделы, главы и т.д. Все эти подразделения, крупные и мелкие, имеющие названия (заголовок, подзаголовок) или обозначенные цифрами (так называемые рубрики), образуют систему заголовков и объединяются в «оглавление» или «содержание». При выборе термина необходимо придерживаться следующего принципа. Термин «содержание» используют в изданиях, объединяющих работы одного или нескольких авторов (т.е. в сборниках научных трудов, в методических рекомендациях). В научных трудах одного назначения (монография, брошюра, курсовая и дипломная работа) следует применять термин «оглавление».


Рубрикация. Это слово происходит от латинского rиbrica, «обозначающее в первоначальном значении «заглавие закона», а в наше время употребляющееся в значении «раздел, подраздел чего-либо, графа».

Значение рубрик заголовков разделови подразделов произведения - многообразно. Рубрики организуют, направляют чтение, углубляют понимание. Благодаря рубрикам читателю проще найти в книге или рукописи нужный материал. Поскольку все рубрики так или иначе связаны между собой, все вместе они образуют более или менее стройную систему, называемую рубрикацией.

Число ступеней рубрик находится в соответствии с характером рукописи (книги) и ее объемом. Чем он меньше, тем меньше основания для многоступенчатой рубрикации.

Рубрики работы выделяются оглавлением, которое составляется на основании плана работы. План, а значит и последующее деление текста, должны предусматривать логическое соподчинение всех частей и иметь краткие и ясные заголовки (названия всех частей). Соподчиненность заголовков в тексте выделяется величиной шрифта и расположением заголовков. Подчиненные заголовки не должны иметь повторений.

При графическом построении плана рукописи необходимо каждый подчиненный заголовок располагать с отступом вправо от предшествующего основного заголовка, к которому он относится, а все заголовки равной степени (значимости) начинать от одной воображаемой вертикальной линии. По­добное построение плана позволяет четко видеть соподчиненность всего содержания материала.

В оглавлении последовательно перечисляются все заголовки разделов, подразделов и приложений и указывают номера страниц, с которых они начинаются. В оглавление включают «Библиографический список» и указывают номер страницы, с которого он начинается.

В оглавлении и в тексте работы разделы, подразделы, пункты и подпункты (кроме введения, выводов, предложений, списка литературы и приложений) нумеруются арабскими цифрами с точками, например, 1. (Раздел), 1.1. (Подраздел), 1.1.1. (Пункт).Введение, выводы и предложения не нумеруются.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты должны иметь заголовки, которые четко и кратко отражают их содержание. В тексте все заголовки располагают в середине строки без точки в конце. Переносы слов в заголовках не допускаются. Их отделяют от предыдущего текста двумя, а от после­дующего – одним межстрочным интервалом.

Каждый пронумерованный в оглавлении и тексте раздел дипломной работы, а также не имеющие нумерации разделы («Введение», «Выводы», «Предложение производству», «Приложения») начинаются с новой страницы. Приложениям предшествует страница, посредине которой пишут «Приложения», она нумеруется в общем порядке.