Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 361
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание курса
1. Персонал организации как объект изучения.
1.1 Введение в дисциплину. Персонал организации как объект изучения
1.2 Методология управления персоналом организации
1.3 Генезис, современное состояние и перспективы развития системы управление персоналом
2. Управление организацией. Дифференциация и интеграция членов трудового коллектива.
2.1 Роль руководителя. Модели и стили руководства организацией в зависимости от организационно-правовой формы и сферы деятельности
2.2 Типы организационных структур
2.3 Понятия дифференциации и интеграции членов трудового коллектива
2.4 Цели службы управления персоналом, направления ее деятельности и функции
3. Стратегия и тактика обеспечения организации персоналом
3.1 Кадровая политика и стратегия организации
3.2 Стратегия управления персоналом ОАО "РЖД"
3.3 Основные методы планирования трудовой деятельности в организации
4. Подбор персонала: привлечение, отбор, наём, высвобождение
4.1 Процессы привлечения, отбора, найма, высвобождения персонала
4.2 Правовое регулирование приема на работу и высвобождения персонала
4.3 Влияние рынка труда на отбор и наём персонала
5. Управление трудовым коллективом. Формирование команд
5.1 Характеристика элементов организации труда
5.2 Методики формирования команд
5.3. Методы эффективного руководства коллективом
5.4 Командная стратегия.
5.5 Управление конфликтами в команде.
6. Нормирование труда
6.1 Основные понятия системы нормирования труда. Классификация и структура затрат рабочего времени.
6.2 Методы исследования затрат рабочего времени. Хронометраж. Фотография рабочего времени, ее виды и методика осуществления.
6.3 Система норм труда и нормативных материалов по труду. Классификация методов нормирования труда.
7. Система управления мотивацией и стимулированием труда в организации
7.1 Теоретические основы мотивации труда
7.2 Значение, принципы и функции заработной платы. Структура заработной платы, виды выплат и доплат
7.3 Организация оплаты труда в холдинге «РЖД»: корпоративная система оплаты труда, система премирования.
7.4 Методы материального неденежного и нематериального стимулирования работников для повышения производительности труда
8. Управление эффективностью труда. Оценка и аттестация персонала
8.1 Показатели результативности, эффективности и производительности труда.
8.2 Способы расчета производительности труда
8.3 Классификация факторов, влияющих на рост производительности труда
8.4 Правовые основы управления оценкой персонала
9. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Профессиональное саморазвитие и построение карьеры
9.1 Особенности и этапы программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организации
9.2 Правовая регламентация видов и форм обучения персонала.
9.3 Эффективность инвестиций в человеческий капитал
9.4 Профессиональное саморазвитие и построение карьеры
Конспект лекций
1. Персонал организации как объект изучения
1.1 Введение в дисциплину
Управление персоналом – это наука, зародившаяся в конце XIX в. в США. До этого ее элементы развивались в рамках других наук (психологии и социологии, экономики, экономики предприятия, организационного поведения, конфликтологии, экономики труда).
В настоящее время научное содержание курса «Управление персоналом» использует достижения таких наук, как менеджмент, теория и организация управления, психология, социология, конфликтология, этика, экономика труда, трудовое право, политология и др.
Предметом дисциплины «Управление персоналом» является система отношений, связанных с целенаправленным воздействием на персонал организации для обеспечения его эффективного функционирования за счет наиболее полного использования трудового потенциала.
Содержание курса составляют принципы и методы управления персоналом организации, теоретические и практические проблемы разработки системы управления персоналом, выбор наиболее эффективной технологии, средств и приемов кадровой работы.
Целью курса является изучение организационно-экономических отношений по поводу управления персоналом, освоение теории и практических методов работы по управлению персоналом.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить научные основы управления персоналом;
- освоить формы, методы и правила работы с персоналом учреждений и организаций;
- сформировать новое мышление в отношении принципов использования персонала организации любой формы собственности и механизма управления им;
- овладеть системным подходом к управлению персоналом;
- приобрести навыки моделирования трудовой карьеры;
- научиться разрабатывать обоснованные решения по вопросам управления персоналом.
Под управлением персоналом понимается целенаправленная деятельность по разработке концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации. Это особый вид управленческой деятельности, обеспечивающий формирование социальной политики предприятия, социального партнерства, доверия между наемными работниками и работодателями.
Субъектом управления персоналом являются люди или группа людей, профессионально выполняющие функции управления персоналом и наделенные определенными полномочиями.
Объектом управления персоналом выступают люди (персонал), наделенные совокупностью психологических и физиологических признаков, знаниями, профессиональной и квалификационной подготовкой, накопленным опытом, социальными ценностями, позволяющими выполнять определенные производственные функции.
Без управления персоналом невозможно нормальное функционирование хозяйствующих субъектов.
Персонал организации как объект изучения.
Персонал (от лат. personalis – «личный») представляет собой личный (штатный) состав организаций, включающий всех наемных рабочих, выполняющих различные производственно-хозяйственные функции, а также работающих собственников и совладельцев.
К признакам персонала относят:
- наличие трудовых отношений с работодателем, которые должны быть законодательно (юридически) оформлены;
- обладание определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, компетентностью, квалификацией и т.п.);
- целевая направленность деятельности персонала, т.е. обеспечение достижения целей организации.
Качественные характеристики:
Профессия — род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования. Профессия требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или получения специального образования.
Специальность — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках профессии.
Компетентность — наличие знаний, опыта и навыков, нужных для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Квалификация - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Трудовой кодекс РФ
— свод законов о труде, с помощью которых регулируются трудовые отношения между работниками и работодателями. Трудовой кодекс обязателен для соблюдения на всей территории РФ. Нормы трудового кодекса РФ распространяются равным образом как на служащих государственных и муниципальных учреждений, так и на сотрудников коммерческих структур.
ТК РФ Статья 21. Основные права и обязанности сторон трудовых отношений – работодателя и работника – установлены Трудовым кодексом. Работодатель – это физическое или юридическое лицо. Работник – это физлицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Правила внутреннего трудового распорядка – локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными ФЗ порядок приема и увольнения работников.
Трудовая дисциплина – это соблюдение работником и работодателем общеобязательных правил поведения, определенных ТК, дополнительными соглашениями, коллективным договором и прочими нормативными актами.
Нормы труда – это исследование умственных и физических затрат на исполнение работы с последующим установлением соотношения усилий трудящихся с оплатой труда.
Структура персонала.
Структура персонала представляет собой совокупность отдельных категорий работников, объединенных по какому-либо признаку. Так по признаку участия в производственном или управленческом процессе, т.е. по характеру трудовых функций, а, следовательно, занимаемой должности, персонал подразделяется на следующие категории:
• руководители, осуществляющие функции общего управления. Их условно подразделяют на три уровня: высший (топ-менеджмент - директор, генеральный директор, управляющий и их заместители), средний (руководители основных структурных подразделений - отделов, управлений, цехов, а также главные специалисты), низовой (работающие с исполнителями - руководители бюро, секторов; мастера). К числу руководителей относятся лица,
занимающие должности менеджеров, в том числе менеджера по персоналу;
• специалисты - лица, осуществляющие экономические, инженерно-технические, юридические и другие функции. К ним относятся экономисты, юристы, инженеры-технологи, инженеры-механики, бухгалтеры, диспетчеры, аудиторы, инженеры по подготовке кадров, инспектора по кадрам и др.;
• служащие (технические исполнители), осуществляющие подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание (например, агент по закупкам, кассир, секретарь-стенографистка, табельщик и др.);
• рабочие, которые непосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера (различают основных и вспомогательных рабочих).
Профессиональная структура персонала организации представляет соотношение представителей различных профессий или специальностей (экономистов, бухгалтеров, инженеров, юристов и т.д.), обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области.
Квалификационная структура персонала - это соотношение работников различного уровня квалификации (т.е. степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций. Уровень квалификации рабочих характеризуется разрядом или классом (например, для водителей), а для специалистов — категорией, разрядом или классом.
Социальная структура персонала характеризует трудовой коллектив предприятия как совокупность групп по полу, возрасту, национальному и социальному составу, уровню образования, семейному положению, стажу.
Деление персонала по категориям в зависимости от разных критериев позволяет организации решать задачи управления и, прежде всего, осуществлять анализ, планирования, учет персонала и на этой основе принимать соответствующие управленческие решения.
1.2 Методология управления персоналом организации
Методы управления персоналом — это способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Для эффективного управления организацией, и в частности персоналом предприятия, в научном и практическом планах выработаны три группы методов: административные, экономические, социально-психологические.