Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 366
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Современное понимание карьеры — это не только успешность в данной профессиональной деятельности, но и успешность всей жизни.
На формирование и реализацию карьеры оказывает влияние множество психологических факторов. Во-первых, факторы, связанные непосредственно с человеком. Это способности и интересы человека, мотивация, принятие решения о смене ролей и статуса, особенности специализации и т.д. Индивидуальными личностными факторами, препятствующими достижению карьерного успеха, являются отсутствие необходимых профессионально важных качеств, низкая мотивация, экстернальный локус контроля, нерешительность, повышенная тревожность, ориентация на избегание неудач, утилитарные мотивы деятельности. Во-вторых, факторы, связанные с взаимодействием личности и окружающих людей, организации. Это влияние других людей на профессиональную карьеру человека (родителей, друзей, коллег, руководителей), а также специфика организационной структуры, миссия и цели организации, тип организации.
Главная задача планирования и реализации карьеры заключается в обеспечении взаимодействия профессиональной и внутриорганизационных карьер. Планирование карьеры заключается в определении целей профессионального развития личности и путей, ведущих к их достижению. Развитием карьеры называются те действия, которые предпринимает человек для реализации своего профессионального плана. Человек, планирующий и развивающий свою карьеру, направлен на более четкое видение своих перспектив, возможность профессионального роста, повышение конкурентоспособности на рынке труда, планирование других аспектов собственной жизни.
Внутриорганизационная карьера связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
-
вертикальной карьеры - должностной рост; -
горизонтальной карьеры - продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях одного уровня иерархии; -
центростремительной карьеры - продвижение к ядру организации.
Планирование карьеры - это процесс, который включает выбор рода занятий, профессии, получение работы, рост (профессиональный и/или карьерный) на работе, возможное изменение карьеры и, в конце концов, выход на пенсию.
Карьерному плану, как и любому другому плану, свойственны (и обязательно должны выполняться) следующие действия: постоянный мониторинг и оценка, сравнение фактических результатов с планируемыми, своевременное внесение корректировок, доработка, постоянное углубление и детализация и т.д.
Карьерные планы и возможности находятся в прямой зависимости от этапа профессионального развития конкретного сотрудника. Всегда необходимо учитывать этап карьеры, который человек проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное - специфику индивидуальной мотивации.
Специалисты выделяют следующие этапы карьеры:
предварительный (до 25 лет) - обучение и поиск сферы деятельности;
«Становления» (до 30 лет) - освоение выбранной профессии и приобретение специфических навыков и знаний;
«Продвижения» (до 45 лет) - продвижение по служебной лестнице, дальнейшее совершенствование;
«Сохранения» (до 60 лет) - пик совершенствования квалификации;
«Завершения» (после 60 лет) - завершение работы, подготовка к выходу на пенсию;
пенсионный (после 65 лет) - смена деятельности после выхода на пенсию.
Каждая из названных стадий характеризуется определенными потребностями человека, как моральными, так и материальными. В значительной степени различаются и стиль работы, и отношение к ней, так как они напрямую зависят от изменяющихся потребностей. Например, на предварительном этапе первостепенное внимание еще не уделяется высокой оплате. Однако этапы продвижения и сохранения характеризуются повышенным вниманием именно к этому параметру. Если в период становления сотрудник стремится к самоутверждению, то на этапе продвижения для него большую роль играет самовыражение. Соответственно, внутриорганизационная карьера должна строиться с учетом данных особенностей. Тогда и сотрудник, и компания получат наибольшую отдачу друг от друга.
Таблица 9.1
Этапы карьеры
Этап карьеры | Возрастной период | Краткая характеристика | Особенности мотивации (по Маслоу) |
Предварительный | До 25 лет | Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности | Безопасность, социальное признание |
Становление | До 30 лет | Освоение работы, развитие профессиональных навыков | Социальное признание, независимость |
Продвижение | До 45 лет | Профессиональное развитие | Социальное признание, самореализация |
Завершение | После 60 лет | Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены | Удержание социального признания |
Пенсионный | После 65 лет | Занятие другими видами деятельности | Поиск самовыражения в новой сфере деятельности |
Следует различать этапы развития карьеры и фазы профессионального роста сотрудника. Последние характеризуют стадии освоения той или иной профессии:
- оптант (фаза оптации). Человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Точных хронологических границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не
может, поскольку возрастные особенности задаются не только физиологическими, но и многоаспектными условиями культуры;
-
адепт (фаза адепта). Это человек, уже вставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии это может быть и многолетний, и совсем кратковременный процесс (например, простой инструктаж); -
адаптант (фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Как бы ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит «как ключ к замку» производственной работе; -
интернал (фаза интернала). Опытный работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями, что признают товарищи по работе, по профессии; -
мастер (продолжающаяся фаза мастерства). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу; -
авторитет (фаза авторитета, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей). Мастер своего дела, уже хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации; -
наставник (фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела, в любой профессии «обрастает» единомышленниками, пе- ренимателями опыта, учениками.
Последние три фазы, как правило, частично пересекаются по времени.
Таблица 9.2
Фазы профессионального роста
| | | | | Наставник |
| | | | Авторитет | |
| | | Интернал | Мастер | |
| Адепт | Адаптант | | | |
Оптант | | | | | |
Планирование карьеры в организации - это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.
Перечень профессиональных и должностных позиций в организации (и вне ее), фиксирующий оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной позиции в организации, представляет собой карьерограмму, формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте.
Планированием карьеры в организации могут заниматься менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования, представлены в табл. 3.
Таблица 9.3
Основные мероприятия по планированию карьеры
Субъект планирования | Мероприятия по планированию карьеры |
Сотрудник | Первичная ориентация и выбор профессии, выбор организации и должности, ориентация в организации, оценка перспектив и проектирование роста, реализация роста |
Менеджер по персоналу | Оценка при приеме на работу, определение на рабочее место, оценка труда и потенциала сотрудников, отбор в резерв, дополнительная подготовка, программы работы с резервом, продвижение, новый цикл планирования |
Непосредственный руководитель (линейный менеджер) | Оценка результатов труда, оценка мотивации, организация профессионального развития, предложения по стимулированию, предложения по росту |