Файл: В. В. Левицкий утверждает, что в лингвистических работах, какой бы уровень языка или текста ни был в них объектом изучения, количественные методы играют вспомогательную роль при осуществлении собственно лингвистического качественного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выделенные на основе формальных критериев факторы (по степени объясненной ими дисперсии, процентные показатели которой приведены в скобках для каждого) по своему содержанию являются обобщенными показателями наиболее существенных сторон развития крестьянского хозяйства дореволюционной России. Они характеризуют и его производственно-экономический (I фактор) и социальный (II—IV факторы) уровни развития. Очевидно, что наиболее общая и масштабная оценка экономического и социального развития крестьянского хозяйства заложена в I и II факторах. Два других фактора (III и IV) являются как бы конкретизацией социальных процессов, прежде всего воздействия капиталистических закономерностей на развитие крестьянского хозяйства, проявлением которого можно считать развитие найма, процесс социальной дифференциации крестьянских хозяйств. Различия в формах протекания процесса социального расслоения крестьянства разных губерний, преобладание в одних губерниях тенденций пролетаризации крестьянства, а в других проявление процесса обуржуазивания и зафиксированы соответственно III и IV факторами. В этой связи дополнительные сведения дает анализ IV фактора, в состав которого входят наряду с признаками, имеющими положительные факторные нагрузки, показатели

с отрицательными нагрузками: доли хозяйств без посева (—0,304), без рабочего скота (—0,272), без всякого скота (—0,304). Эти данные представляют дополнительные основания для содержательной интерпретаций III и IVфакторов как характеристик пространственного размежевания ведущих тенденций, направлений социальной дифференциации крестьянства в различных губерниях.

Итак, на этапе осмысления итогов факторного анализа, примененного к материалам переписи 1917 г., были получены обобщенные емкие характеристики крестьянского хозяйства, вобравшие большую часть (более 20) отобранных признаков, которые определяли характер и особенности функционирования крестьянского хозяйства России в начале XX в. Значительное сокращение числа показателей практически не сопровождается потерей информации, «социально значимой» для последующего анализа развития крестьянского хозяйства на основе выделенных обобщенных характеристик-факторов.

Следующим этапом изучения крестьянского хозяйства на основе полученных итогов факторного анализа является определение региональных особенностей развития крестьянского хозяйства губерний Европейской России (по размерам и техническому уровню развития земледелия, степени распространения наемного труда и форм социального расслоения крестьянства). Основой такого изучения были факторные веса — количественные характеристики развития выделенных показателей в крестьянском хозяйстве губерний (см. приложение 13.2).


На основе исследования и сопоставления факторных весов наиболее существенных сторон развития крестьянского хозяйства возможно провести группировку губерний. Наиболее интересна, на наш взгляд, типология губерний Европейской России с учетом размеров и технического уровня земледелия в крестьянском хозяйстве (т.е. производственно-экономического потенциала крестьянского хозяйства), а также масштаба применения в нем наемного труда (т.е. характера и уровня развития социально-производственных отношений). Такого рода типологию можно представить графически, расположив 37 губерний в пространстве двух факторов на основе их факторных весов по I и II факторам.

На рис. 13.1 отмечены:

  • • губернии «полярного» типа с высоким уровнем развития крестьянского хозяйства по I и II факторам: 1 — Астраханская, 8 — Донская, 9 — Екатеринославская, 20 — Оренбургская, 23 — Пермская, 27 — Самарская, 34 — Уфимская);

  • • губернии «полярного» типа с низким уровнем развития крестьянского хозяйства по I и II факторам: 2 — Витебская, 3 — Владимирская, 5 — Волынская, 11 — Калужская, 12 — Киевская, 17 — Нижегородская, 26 — Рязанская;

  • • губернии «смешанного» нечерноземного подтипа с низким уровнем развития крестьянского хозяйства по I фактору и с высоким

уровнем — по II фактору: 4 — Вологодская, 13 — Костромская, 15 — Могилевская, 16 — Московская, 18 — Новгородская, 19 — Олонецкая, 24 — Петроградская, 30 — Смоленская, 32 — Тверская, 36 — Черниговская, 37 — Ярославская;

• губернии черноземного подтипа с высоким уровнем развития крестьянского хозяйства по I фактору и с низким уровнем — по II фактору: 6 — Воронежская, 7 — Вятская, 10 — Казанская, 14 — Курская, 21 — Орловская, 22 — Пензенская, 25 — Полтавская, 28 — Саратовская, 29 — Симбирская, 31 — Тамбовская, 33 — Тульская, 35 — Харьковская.

3

д

д д

5

2 17

д




д26




12

 

Рис. 13.1. 

Типология губерний Европейской России

В итоге получается наглядная картина того, как «распадаются» губернии на четыре группы в соответствии с различиями в производственно-экономическом уровне (т.е по I фактору), а также по интенсивности социальных процессов, протекавших в крестьянском хозяйстве (т.е. по II фактору).

Две группы губерний назовем группами «полярных» типов развития крестьянского хозяйства. Это группы соответственно высокого и низкого уровня развития крестьянского хозяйства. В первой группе (высокого уровня развития крестьянского хозяйства) губернии имеют положительные значения факторных весов и по I фактору (размеры и технический уровень развития земледелия) и по II фактору (степень развития найма), т.е. характеризуются развитием выше среднего по обоим факторам. В среднем по этой группе индекс суммарных факторных весов по I и II факторам составляет 7,11 и соответственно по каждому из факторов — 4,11 и 3,0. Во второй группе губернии имеют отрицательные факторные веса (т.е. уровень их развития ниже среднего) и по I фактору, и по II фактору. Индекс (средняя сумма факторных весов по I, II факторам) —3,4 и соответственно по каждому фактору —1,45 и —1,6 (табл. 13.2).

Таблица 13.2

Губернии «полярных» типов

Губерния

Факторный вес

Суммарный ин- деке по двум факторам

по I фактору

по II фактору

Высокий уровень развития крестьянского хозяйства

1. Астраханская

3,66

6,37

10,03

2. Донская

7,94

3,62

11,56

3. Екатеринославская

5,44

1,59

7,03

4. Оренбургская

4,30

5,16

9,46

5. Пермская

0,71

1,65

2,36

6. Самарская

4,99

0,67

5,66

7. Уфимская

1,74

1,99

3,73

Среднее по группе

4,11

3,00

7,10

Низкий уровень развития крестьянского хозяйства

1. Витебская

-2,31

-1,82

-6,44

2. Владимирская

-1,97

-0,46

-2,43

3. Волынская

-0,74

-1,05

-1,79

4. Калужская

-1,76

-0,23

-1,99

5. Киевская

-1,04

-3,30

-4,34

6. Нижегородская

-1,68

-1,87

-3,55

7. Рязанская

-0,62

-2,49

-3,11

Среднее по группе

-1,45

-1,60

-3,40


Третью и четвертую группы губерний назовем губерниями «смешанных типов» развития крестьянского хозяйства. Так, для третьей группы губерний, куда входят в основном нечерноземные губернии, характерно развитие социальных показателей выше среднего уровня (положительные факторные веса по II фактору — развитие найма, в среднем по группе индекс равен 1,94), хотя он значительно ниже, чем для группы с высоким уровнем развития крестьянского хозяйства. В то же время третья группа губерний отличается низким уровнем развития земледельческого производства в крестьянском хозяйстве (индекс группы по этому фактору —3,15); все губернии этой группы имеют отрицательные факторные веса по I фактору.

Четвертая группа, куда входят черноземные губернии, наоборот, отличается развитием земледелия в крестьянском хозяйстве выше среднего уровня. Все губернии имеют положительные факторные веса по I фактору, а в среднем индекс группы равен 1,36.

Такой показатель значительно ниже индекса развития земледельческого производства в группе с высоким уровнем развития крестьянского хозяйства. Однако он качественно выше оценки этого показателя в группе губерний с низким уровнем развития крестьянского хозяйства. Вместе с тем по социальным показателям губернии четвертой группы имеют отрицательные факторные веса, т.е. отличаются низким уровнем развития, даже ниже, чем в губерниях группы «полярного» типа с низким уровнем развития крестьянского хозяйства. Так, для черноземных губерний смешанного типа индекс социального развития хозяйства в среднем составляет —2,6. Однако обе группы губерний смешанного типа имеют индексы средних значений факторных весов по I и IV факторам отрицательные и близкие по величине, соответственно для группы черноземных губерний — 1,24, а для группы нечерноземных -1,92. Близкие индексы средних значений факторных весов являются формальным основанием, чтобы отнести третью и четвертую группы к одному «смешанному» типу развития крестьянского хозяйства, который является как бы «промежуточным», «переходным» между выделенными «полярными» типами развития крестьянского хозяйства.

Охарактеризуем выделенные типы и группы губерний по особенностям развития в них крестьянского хозяйства. Полученные данные интересно сравнить с общими итогами аграрной и социальной типологии губерний Европейской России на рубеже XIX—XX вв.


Первая группа губерний отличается высоким уровнем развития крестьянского хозяйства. Она представлена прежде всего губерниями степного типа аграрной структуры: Астраханской, Донской, Ека- теринославской, Оренбургской, Самарской, т.е. губерниями высокого уровня аграрного развития вообще. Аграрные отношения этих губерний определяло крестьянское хозяйство как ведущая форма сельскохозяйственного производства. Лишь Пермская и Уфимская губернии относятся к другому региону и типу (помещичье-крестьян- скому).

Если ядро группы высокого уровня развития крестьянского хозяйства составляют губернии «крестьянского» типа аграрного развития, то для другой группы губерний «полярного» типа определяющим, на наш взгляд, является наличие в ее составе трех губерний, аграрное развитие которых характеризовалось преобладанием помещичьего хозяйства и относилось к так называемому помещичьему типу низкого уровня аграрного развития. Ко второй группе относятся Витебская, Волынская и Киевская губернии. Именно тормозящее воздей

ствие помещичьего хозяйства определяло угнетенное состояние социальных процессов, низкий уровень производственного развития крестьянского хозяйства губерний второй группы, неоднородной и по территориальной принадлежности, и по природно-географическим характеристикам (кроме Витебской, Волынской и Киевской во вторую группу вошли Владимирская, Нижегородская, Калужская и Рязанская губернии). Производственный и социальный уровень развития крестьянского хозяйства этих губерний можно определить на основе сравнительного анализа производственно-экономических и социальных характеристик крестьянского хозяйства первой и второй групп губерний, представляющих «полярные» типы развития крестьянского хозяйства.

Так, масштабы земледельческого производства в крестьянском хозяйстве в губерниях высокого уровня развития вдвое превышают аналогичные показатели крестьянского хозяйства губерний низкого уровня развития (например, размеры удобной земли, пашни, посева на душу). В губерниях первой группы значительно выше и удельный вес крестьянского хозяйства в земледельческом производстве (доля в посевах крестьянского хозяйства по группам соответственно 94,6 и 88,4%). Весьма существенны и различия в производственно-техническом потенциале крестьянского хозяйства. Так, в группе губерний с высоким уровнем развития крестьянского хозяйства значительно выше обеспеченность тягловым и продуктивным скотом, плугами. Особенно заметны различия в оснащенности крестьянского хозяйства усовершенствованными орудиями. Крестьянское хозяйство губерний высокого уровня развития почти в 5 раз превосходит по этому показателю крестьянское