Файл: Патриотическое воспитание младших школьников в внеучебной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 252

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в процессе внеучебной деятельности

1.1. Патриотическое воспитание как проблема современного школьного образования

1.2. Средства организации патриотического воспитания школьников

1.3. Методические аспекты работы по формированию знаний о родном городе у младших школьников

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению младших школьников с историей родного города как средство патриотического воспитания

2.1. Изучение уровня сформированности у детей младшего школьного возраста знаний и представлений о истории родного города

2.2. Структура работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления детей младшего школьного возраста с историей родного города

2.3. Результаты контрольного этапа

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики показал, что на первичном этапе диагностики не было выявлено детей с высоким уровнем, в то время как на вторичном этапе диагностики 1 человек поднялся со среднего уровня на высокий (увеличение на 9,1 %). С низкого уровня на средний поднялись 7 человек (увеличение на 63,6 %).

Таким образом, дети стали лучше ориентироваться в символах РФ и г. Ардатова, знать людей, которые прославили родной край, узнавать на фотографиях достопримечательности города Ардатова, разбираться в национальных костюмах народов Поволжья, закрепили знания о разнообразии растительного и животного мира родного края.

Заключение

Таким образом, в результате изучения теоретических аспектов ознакомления школьников с родным краем, как средством патриотического воспитания можно сделать следующие выводы:

Ознакомление школьников с родным краем - важная и актуальная педагогическая проблема. В процессе её решения, идет развитие познавательных процессов, воображения, формирование чувства гордости за свою страну. Воспитание гражданина происходит и тогда, когда мы приобщаем малыша к искусству страны, народному творчеству, когда рассказываем о людях, прославивших нашу Родину. Нужно, чтобы у школьника постепенно формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью является Человек.

Осознанный выбор методов ознакомления детей с родным краем, при комплексном подходе к данному вопросу, способствует повышению познавательной и эмоциональной активности, создаёт развивающую среду, которая помогает развитию личности ребёнка на основе народной культуры.

Целесообразно ознакомление школьников с родным краем организовывать во взаимодействии учреждения образования и семьи, одновременно с детьми и родителями. Необходимо создание такой системы работы педагогов и родителей, которая позволит планомерно, активно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повышать уровень педагогических знаний и умений родителей.

Для получения эмпирической базы данных нами были проведены наблюдения и серия диагностических заданий с детьми 5-6 лет на базе МБДОУ детский сад № 43 г. Ардатов, Нижегородская область. В исследовании приняли участие 11 детей в возрасте 5 - 6 лет.

Анализ результатов первичной диагностики позволил сделать следующие выводы: лучше всего дети справились с заданием «Культуры и традиции народов Поволжья». Они правильно называли старинные предметы быта, указали на их предназначение, а также сумели назвать несколько национальных народных праздников. Затруднения вызвали следующие диагностические задания: «Достопримечательности родного города», «Природные компоненты родного края», «Личностное отношение к родному городу». Во время их выполнения у детей был выявлен недостаток в познаниях о местных достопримечательностях, а также возникали трудности при выборе животных. В целом ребята путались в своих ответах, неохотно отвечали на вопросы. Многие дети не смогли назвать родной город, путались в символике РФ и г. Ардатова. Более того, они ни имели представления о том, в честь кого или чего были установлены памятники. Не понимали назначения предметов быта. По ходу проведения диагностики дети часто обращалась за помощью к воспитателю.


Результаты первичной диагностики свидетельствуют о необходимости продолжения работы по патриотическому воспитанию среди детей старшей группы. Для практической работы, в соответствии с основными педагогическими принципами, был подобран материал и разработан перспективный тематический план работы с детьми младшего школьного возраста.

На основании теоретического изучения проблемы исследования и с учетом выявленного на этапе первичной диагностики уровня знаний и представлений о родном крае, а также патриотических чувств у детей младшего школьного возраста были отобраны разнообразные формы образовательной деятельности и составлен перспективный план по их реализации. В план были выделены следующие темы: «Достопримечательности г. Ардатова»; «Символика родного города»; «Природа родного края», «История народной культуры и традиций».

Сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики показал, что на первичном этапе диагностики не было выявлено детей с высоким уровнем, в то время как на вторичном этапе диагностики 1 человек поднялся со среднего уровня на высокий (увеличение на 9,1 %). С низкого уровня на средний поднялись 7 человек (увеличение на 63,6 %).

Таким образом, дети стали лучше ориентироваться в символах РФ и г. Ардатова, знать людей, которые прославили родной край, узнавать на фотографиях достопримечательности города Ардатова, разбираться в национальных костюмах народов Поволжья, закрепили знания о разнообразии растительного и животного мира родного края.

Результаты вторичной диагностики свидетельствуют о положительной динамике в знаниях и представлениях школьников о родном крае. Это свидетельствует о правильности выбранных форм и методов работы. Таким образом, задачи исследования реализованы полностью, цель достигнута.

Начатое исследование может быть продолжено, так как уровень знаний некоторых детей ещё требует доработки. Кроме того, на следующем этапе работы могут быть использованы новые формы работы, способствующие расширению знаний детей о родном крае.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты /Е.А. Алябьева. - М.: Творческий Центр Сфера, 2010. - 64 с.: ил.

3. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Н.Ф. Аедреева // Управление ДОУ - 2010 - №1 - с.16-24.


5. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх школьников : книга для воспитателей детского сада и родителей/ Л.В. Артёмова. - М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 120с.: ил.

6. Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К.Ю. Белая. - М.: Творческий центр Сфера, 2012. - 175 с.

7. Богатеева З.А. Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья: Кн. Для воспитателя детского сада / З.А. Богатеева. – Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2013. – 123с.

8. Бурако С.О. Географическое краеведение. Ардатовский район: - г. Ардатов: Корпорация технологий продвижения, 2007.– 240 с.

8. Буткевич В.В. Гражданское воспитание детей и учащейся молодёжи: учебное пособие для педагогов / В.В. Буткевич. - Минск: НИО, 2012. - 280 с.: ил.

9. Валеева Г.X. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики: автореф. дис. канд. пед. наук / Г.Х. Валеева: 13. 00. 01; Челябинский гос. пед. ун-т. - Магнитогорск, 2011. - 23 с.

10. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей / Н.А. Виноградова. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 208 с.: ил.

11. Вороненко А.Г. Патриотическое воспитание в России / А.Г. Вороненко// Педагогические науки. - 2011. - № 5. - с. 12-19.

12. Гармонизация психофизического и социального развития детей: материалы конференции, Минск, 2007./ НАН Беларуси, Центр. науч. б-ка, Минск; Д.Н. Дубинина [и др.]. - Минск, 2010. - 112 с.

13. Жариков А.Д. Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада/ А.Д. Жариков. - М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

14. Жуковская Р.И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2005. - 268 с.

15. Забалухина Н. В. Ардатовский район в новейшей истории России 1917-1991. Люди. События. Факты.: – г. Ардатов: Корпорация технологий продвижения, 2012 – 200с.

16. Ивашкина, Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики: автореф. дис. ...канд. пед. наук/ Н.А. Ивашкина: 13. 00. 01; Московский гуманитарный ун-т. - М., 2011. - 22 с.

17. Казаева Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ Е.А.Казаева: 13. 00. 07; Шадринский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - 23 с.

18. Казетова А.X. Формирование патриотизма как нравственной ценности детей предшкольного возраста в процессе краеведческой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ А.Х. Казетова: 13. 00. 01; Западно-Казахст. гос. ун-т им. М. Утемисова. - Атырау, 2011. - 29 с.


19. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие/ Н.Г. Комратова. - М.: Творческий Центр Сфера, 2013. - 208 с.: ил.

20. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ; под редакцией Л. А. Кондрыкинская. - М.:ТЦ Сфера, 2014.-120с.: ил.

21. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. // - 2000. [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/

23. Хабибуллина И.3. Положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания ушкольников : автореф. дис. ...канд. пед. наук / И.З. Хабибулина: 13. 00. 07; Набережночелн. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. - 23 с.

Приложение1

Перспективный план работы по формированию знаний и представлений младших школьников в процессе ознакомления с родным краем

1 неделя «Достопримечательности Ардатова»

2 неделя «Символика родного города»

3неделя

«Природа родного края»

4 неделя

«История народной культуры и традиций»

Беседа «Выдающиеся люди, которые прославили Ардатов»

Программное содержание:

  1. Познакомить с выдающимися людьми, своей малой родины.
  2. Упражнять в понимании понятий « Писатель», « поэт», «Воин», « Художник» « Герой»
  3. Воспитывать уважение к истории родного Края

Беседа «Элементы герба и флага Ардатовского района»

Программное содержание:

  1. Дать представление о том, что герб и флаг являются символами государственной власти.
  2. Уметь объяснить значения символов на гербе и флаге Р.Ф.и Ардатовского района
  3. Воспитывать уважение к государственным символам

Дидактическая игра по экологии

« Зимующие и перелетные птицы»

Программное содержание:

  1. закреплять умение детей.
  2. классифицировать птиц по видам – перелётные, зимующие.

Чтение сказок народов Поволжья

Программное содержание:

  1. учить воспринимать художественную литературу и расширять лексический запас за счёт знакомства со сказочными словами и выражениями.

Занятие «Достопримечательности Ардатова»

Программное содержание:

  1. Формировать умения различать виды искусств (архитектура, скульптура, живопись)
  2. Учить составлять небольшой рассказ о достопримечательностях города.
  3. Воспитывать бережное отношение и уважительное отношение к наследию родного края

Занятие « Флаг и герб России и г. Ардатова»

Программное содержание:

  1. Формировать умения различать флаг, герб.
  2. Уметь объяснить значения символов на гербе и флаге Р.Ф. и Ардатова.
  3. Воспитывать уважение к государственным символам

Занятие «Природа родного края»

Программное содержание:

  1. закрепить умение ориентироваться в разнообразии растительного и животного мира г. Ардатова. Продолжать знакомить с понятиями "полезные ископаемые" и "Красная книга".
  2. Учить различать – виды растений

( деревья, кустарники ,трава); виды животных

( звери ,птицы, рыбы, насекомые). Учить понимать ценности полезных ископаемых.

  1. Воспитывать бережное отношение к растениям и природе ,особенно занесенных в красную книгу.

Занятие «История народной культуры и традиций»

Программное содержание:

  1. Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине.
  2. Закрепить знания о быте, одежде народов Поволжья.
  3. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.

Виртуальная экскурсия по музеям Ульяновска

Программное содержание:

  1. Формировать умения слушать и запоминать информацию о музеях
  2. Учить использовать термины « Выставка», « экспозиция» ,» шедевр»,» экспонат»
  3. Воспитывать интерес к изучению истории родного края.

Виртуальное путешествие «Путешествие в глубину веков»

Программное содержание:

  1. Познакомить с историей герба, его значением в прошлом и настоящим, с гимном России и г. Ардатова
  2. Расширять запас слов детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения.
  3. Воспитывать интерес к прошлому и настоящему истории государства и своей малой родины

Беседа « Красная книга Ульяновской области»

Программное содержание:

Задачи:

  1. Познакомить детей с причинами создания Красной книги.
  2. Познакомить обучающихся с некоторыми видами растений, насекомых, птиц и животных, занесенных в Красную книгу Ардатовского района.
  3. Создать условия для воспитания чувства единения с природой, бережного отношения к живому.
  4. Создать условия для развития информационной, коммуникативной компетентностей, вербального общения.

Дидактическая игра « Угадай костюм»

Программное содержание:

  1. Приобщить детей к знанию мордовского национального костюма и национальных костюмов народов России.
  2. Закрепить знания об особенностях мордовского национального костюма и его элементах.
  3. Учить детей находить сходство и отличие национального костюма с другой национальной одеждой

Дидактическая игра «Определи вид искусства» (архитектура, скульптура, живопись)

Программное содержание:

    1. Различать виды искусства(?)
    2. развивать речь детей, умение отвечать на вопросы.
    3. Воспитывать эстетические чувства, любовь к прекрасному.

Аппликация « Герб Р.Ф.»

Программное содержание:

    1. закрепить знания детей о символе России – государственном флаге.
    2. познакомить с приемом наклеивания изображения флага из полосок бумаги, частично создавая иллюзию передачи объема.
    3. воспитывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Вечер развлечений

« Знаешь ли ты природу родного края?»

Программное содержание:

    1. Воспитывать любовь к родной природе.
    2. Формировать правильное поведение в отношении флоры и фауны.
    3. Развивать речь, мышление, память, внимание; расширять словарный запас.
    4. Формировать познавательный интерес.

Аппликация « Узор на тарелочке»

Программное содержание:

  1. Воспитывать художественный вкус;
  2. Развивать фантазию;
  3. Воспитывать усидчивость;
  4. Развивать внимание и мышление;
  5. Воспитывать эстетические чувства;

Конкурс рисунков « Мое любимое местечко в парке»

Программное содержание:

  1. Уметь изобразить заданную тему в рисунке
  2. Упражнять в умении рисовать природу
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе

Конкурс рисунков « Символика г. Ардатова»

Программное содержание:

    1. Формировать умение изображать герб и флаг на листе бумаги
    2. Учить выбирать сюжет с использованием флага, герба.
    3. Воспитывать патриотические чувства – гордость за нашу историю, любовь к Родине, уважение к флагу, гимну, желание узнать как можно больше нового и интересного.

Конкурс рисунков «Природа родного края»

Программное содержание:

  1. Уметь изобразить заданную тему в рисунке
  2. Упражнять в умении рисовать природу

3.Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе

Конкурс рисунков « Национальные костюмы народов Поволжья»

Программное содержание:

  1. Уметь изобразить заданную тему в рисунке
  2. Упражнять в умении рисовать людей
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе

Конспект организованной образовательной деятельности

по патриотическому воспитанию

на тему « Виртуальная экскурсия по музею»

Программное содержание:

1. знакомство детей с достопримечательностями родного города, с его историческим прошлым и настоящим;

2. пробуждение у детей интереса к учёбе, чтобы в будущем прославить свой город;

3. воспитание гражданско-патриотических чувств к родному городу.

Материалы и оборудование: проектор.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа:

- Ребята, кто из вас уже был на экскурсии? Как вы это понимаете? (ответы детей).

- Экскурсия – это посещение музея с образовательной целью.

- А как вы понимаете словосочетание «виртуальная экскурсия»? (ответы детей).

- Виртуальная экскурсия – это когда мы сидим здесь, в группе, а наши глаза, мысли и чувства – в музее. И сейчас мы попадаём с вами на виртуальную экскурсию в Художественный музей:

2. Основная часть

2 слайд: Ардатовский художественный музей.

Здание было построено в XIX веке, в честь столетия со дня рождения нашего выдающегося земляка – писателя И.А. Гончарова.

Помните, мы с вами уже беседовали о нём, в частности – об одном герое из произведения «Обломов», который любил лежать на диване.

3 слайд: 1 этаж – краеведческий музей.

4 слайд: Природа родного края.

Ребята, наш город находится на территории Поволжья. А что это за территория, которая называется «Поволжьем»? (ответы детей). Поволжье - это большая территория вдоль реки Волга. А какая у нас природа? Какие у нас растут деревья? Какие водятся животные? Какие добываются полезные ископаемые? (ответы детей).

Дети, а что называют полезными ископаемыми? (ответы детей). Полезные ископаемые – это дары неживой природы, которые человек использует для строительства (песок, камень, гипс); минеральные воды, которые используются для лечения; симбирциты - для украшения. И всё это представлено в краеведческом музее.

5 слайд: Изба симбирского крестьянина.

В музее вы увидите, как жили наши предки 300 лет назад. Тёмная комната, русская печка, прялка, люлька, лучина (светильник).

6 слайд: Выставка оружия, 17-18 в.

В давние времена на территории нашего края много воевали. Здесь были и Степан Разин, и Емельян Пугачев. Одежда военных и их оружие (кольчуги, сабли, пики, пушки, мечи, пистолеты) также собраны в краеведческом музее. Это очень ценные и редкие экспонаты. Экспонат – это предмет, выставленный на выставке в музее. Кто не видел, обязательно посмотрите.