Файл: Патриотическое воспитание младших школьников в внеучебной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 248

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в процессе внеучебной деятельности

1.1. Патриотическое воспитание как проблема современного школьного образования

1.2. Средства организации патриотического воспитания школьников

1.3. Методические аспекты работы по формированию знаний о родном городе у младших школьников

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению младших школьников с историей родного города как средство патриотического воспитания

2.1. Изучение уровня сформированности у детей младшего школьного возраста знаний и представлений о истории родного города

2.2. Структура работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления детей младшего школьного возраста с историей родного города

2.3. Результаты контрольного этапа

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Методы: беседа, фиксация ответов детей. Материал: фотографии с изображением достопримечательностей памятников, площадей.

Ход проведения: беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографии и назвать памятники, площади, парки.

Оценка результатов.

Высокий уровень (З балла): ребёнок знает достопримечательности города. Называет 9-10 памятников, площадей и парков.

Средний уровень (2 балла): ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название 7-8 достопримечательностей.

Низкий уровень (1 балл): ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать достопримечательности города. Из предложенных фотографий четко называет 2-3 фотографии.

Задание № 3. «Символика родного города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных представлений о государственной атрибутике: флаге, гербе страны и родного города.

Материалы: карточки с изображением флагов и гербов России и Ардатовского района, г. Ардатова. Методы: беседа, фиксация ответов.

Ход проведения: воспитатель предлагает детям определить принадлежность атрибутики.

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла): ребенок правильно определяет принадлежность атрибутики.

Средний уровень (2 балла): ребенок допускает незначительные ошибки, путает принадлежность одного из атрибутов.

Низкий уровень (1 балл): ребенок затрудняется в правильном выборе принадлежности атрибутики. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание № 4. «Культура и традиции народов Поволжья»

Цель: Определить уровень сформированности представлений о культуре и традициях народов Поволжья.

Методы: беседа, фиксация ответов детей.

Материал: фото с изображением предметов быта народов Поволжья (горшки, ухват, утюг, коромысло, кузовок, пиала)

Ход проведения: педагог предлагает рассмотреть предметы народов Поволжья, назвать их, рассказать для чего их использовали; назвать национальные народные праздники (масленица, пасха, куйбан-байран, сурхури).

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла): ребенок безошибочно называет предметы быта, рассказывает об их использовании. Называет 3-4 национальных праздника.

Средний уровень (2 балла): ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить. Знает 1-2 национальных праздника.

Низкий уровень (1 балл): ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого. Может назвать 1 национальный праздник.


Задание №5. «Природные компоненты родного края»

Цель: Определить уровень сформированности представлений о природных богатствах нашего края и города.

Методы: беседа, фиксация ответов детей.

Материал: карточки с изображением птиц и животных, рыб (дрофа, воробей, голубь, какаду; лось, медведь, лисица, волк; акула, сом, рыба-клоун, лещ).

Ход проведения. Педагог предлагает рассмотреть карточки с изображением различных птиц, рыб, животных. Школьник должен назвать и выбрать, какие из них обитают в г. Ардатов и Ардатовского района. Спрашивает: какие реки в Ульяновской области он знает? (р. Леметь)

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла): ребенок правильно выбирает представителей животного мира Ардатовского района. Называет основную реку Леметь. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень (2 балла): ребенок с незначительными ошибками отбирает представителей животного мира. Не называет реку. Отвечает на вопросы простыми предложениями, не проявляя творчества. Эстетическое отношение к природе не прослеживается.

Низкий уровень (1 балл): ребенок делает много ошибок при выборе представителей животного мира. Затрудняется при ответах о названиях животных. Не знает названия реки. Проявляет эмоциональное равнодушие.

Задание № 6. «Личностное отношение к родному краю»

Цель: определить эмоциональное отношение к родному краю.

Ход проведения: беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе Ардатов?

- Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музей нашего города?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла): ребенок эмоционально, полными предложениями, логично и последовательно рассказывает об интересных местах Ардатова. Понятно для собеседника умеет рассказать о том, что нового посещая музей, он узнал. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с достопримечательностями города.

Средний уровень (2 балла): ребенок не всегда связно рассказывает о полученных впечатлениях. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дает без рассуждений и объяснений. Эмоционально скуп.

Низкий уровень (1 балл): ребенок не дает самостоятельного рассказа. Может ответить только по наводящим вопросам, либо отмалчивается. Ответы односложные, проявляет явное раздражение и агрессию в беседе. По сумме набранных балов за каждое выполненное задание выявляется уровень сформированности знаний и представлений о родном крае:


Высокий уровень

(16 - 18 баллов): ребенок без особого труда знает название города, области, домашний адрес. Знает достопримечательности города. Ребенок правильно определяет принадлежность атрибутики Российской Федерации и Ардатовского района. Ребенок в основном правильно называет предметы быта. Знает 1-2 национальных праздника. Ребенок правильно выбирает представителей животного миры родного края. Называет реку. Ребенок эмоционально, полными предложениями, логично и последовательно рассказывает об интересных местах города. Проявляет фантазию и творчество при ответах.

Средний уровень (12 - 15 баллов): знает название города, свой домашний адрес; государственную атрибутику Российской Федерации и родного города; затрудняется назвать достопримечательности города. Ребенок с незначительными ошибками отбирает представителей животного мира нашего края. Не называет реку. Ребенок в основном правильно называет предметы быт; знает 1-2 национальных праздника. Ответы дает без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов. Эмоционально скуп.

Низкий уровень (6 - 11 баллов): ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес. Затрудняется назвать достопримечательности города. Путает принадлежность одного из атрибутов. Ребенок в основном правильно называет предметы быта. Знает 1-2 национальных праздника. Ребенок делает много ошибок при выборе представителей животного мира края. Не знает названия реки. Ребенок не дает самостоятельного рассказа. Может ответить только по наводящим вопросам, либо отмалчивается. Ответы односложные, проявляет явное раздражение и агрессию в беседе.

Показатели уровней сформированности знаний и представлений о родном крае у детей младшего школьного возраста на этапе первичной диагностик представлены в таблице 1.

Таблица 1

Уровни сформированности знаний и представлений о родном крае у детей 5-6 лет на этапе первичной диагностики

Имя ребёнка

Контрольные задания

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

Общее кол-во баллов,

уровень

Лиза К.

2

1

2

3

2

2

12 средний

Яна Е.

1

1

1

1

2

1

7 низкий

Влад К.

2

1

1

2

1

1

8 низкий

Полина Ж.

2

1

2

1

2

1

9 низкий

Максим У.

2

1

1

2

1

2

9 низкий

Глеб У.

3

2

3

3

1

3

15 средний

Кристина А.

2

1

2

3

2

1

11 низкий

Костя Т.

2

1

2

3

2

2

12 средний

Маша С.

3

1

2

2

1

2

11 низкий

Богдан Р.

2

1

3

2

1

1

10 низкий

Аня К.

2

1

2

2

1

1

9 низкий


Визуально уровни сформированности знаний и представлений о родном крае у детей младшего школьного возраста на этапе первичной диагностики представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровни сформированности знаний и представлений о родном крае у детей младшего школьного возраста на этапе первичной диагностики

Анализ результатов первичной диагностики позволил сделать следующие выводы:

Средний уровень развития продемонстрировали 3 человека (27,3%): 12 баллов у Лизы К. и Кости Т.; 15 баллов у Глеба У.

Лучше всего дети справились с заданием «Культуры и традиции народов Поволжья». Они правильно называли старинные предметы быта, указали на их предназначение, а также сумели назвать несколько национальных народных праздников. Затруднения вызвали следующие диагностические задания: «Достопримечательности родного города», «Природные компоненты родного края», «Личностное отношение к родному городу». Во время их выполнения у детей был выявлен недостаток в познаниях о местных достопримечательностях, а также возникали трудности при выборе животных. В целом ребята путались в своих ответах, неохотно отвечали на вопросы.

На низком уровне был выявлено 8 человек (72,7 %): 7 баллов у Яны Е.; 8 баллов у Влада К.; 9 баллов у Полины Ж., Максима У. Ани К.; 10 баллов у Богдана Р.; 11 баллов у Кристины А., Маши С.;

Ребята не смогли назвать родной город, путались в символике РФ и г. Ардатова. Более того, они ни имели представления о том, в честь кого или чего были установлены памятники. Не понимали назначения предметов быта. По ходу проведения диагностики дети часто обращалась за помощью к воспитателю.

Таким образом, результаты первичной диагностики свидетельствуют о необходимости продолжения работы по патриотическому воспитанию среди детей старшей группы. Для практической работы, в соответствии с основными педагогическими принципами, был подобран материал и разработан перспективный тематический план работы с детьми младшего школьного возраста.

2.2. Структура работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления детей младшего школьного возраста с историей родного города


На основании теоретического изучения проблемы исследования и с учетом выявленного на этапе первичной диагностики уровня знаний и представлений о родном крае, а также патриотических чувств у детей младшего школьного возраста были отобраны разнообразные формы образовательной деятельности и составлен перспективный план по их реализации (Приложение 1).

В план были выделены следующие темы: «Достопримечательности г. Ардатова»; «Символика родного города»; «Природа родного края», «История народной культуры и традиций».

На каждую из вышеперечисленных тем отводилась одна неделя. Начинались занятия с проведения беседы, либо дидактической игры, чтения сказок, а заканчивалась конкурсом рисунков или вечером развлечений.

Образовательная деятельность в рамках первой темы была нацелена на знакомство с достопримечательностями родного края. Вначале была проведена беседа о людях, которые прославили родной край: А.В.Базаев, который написал книгу «Исторические сведения о селениях Ардатовского района», Краевед Н.В. Артемов, историк А.М. Орлов написавший книгу «Нижегородские татары».

Дети с удовольствием рассматривали иллюстрации и картины художника А. А. Пластова: «Сенокос», « Жатва», «Ребятишки у речки». Обсуждая сюжеты картин, ребята восторгались пейзажами, обращали внимание на выражения лиц людей, фантазировали о развитии сюжета (Чтобы я делал, если бы оказался вместе с героями картины), обогащали словарный запас, развивали представления о назначении сельскохозяйственных орудиях труда (коса, плуг, серп, барана, грабли). Костя Т. и Максим У. живо интересовались жизнью и творчеством И.А. Гончарова и Н.М. Карамзина. Особенно им понравилось история жизни Ильи Ильича Обломова. На его примере обсудили, какую жизненную позицию лучше выбрать: пассивную, т.е. безучастность, безразличие к окружающей жизни, или активную.

После беседы было проведено занятие, на котором ребята познакомились с достопримечательностями г. Ардатова, где они с интересом рассматривали фотографии памятников, слушали истории об их возникновении и создании. Вспомнили людей, события в истории нашей страны, в честь которых воздвигли памятники, монументы, скульптуры.

Влад К. и Аня К. увлеченно и эмоционально рассказывали о том, в каких парках они были и что там делали. У мемориального памятника всем павшим в ВОВ они вспомнили павших героев, возложили цветы к монументу, познакомились с военной техникой, представили себя в роли бойцов;.

В рамках этой же темы была проведена виртуальная экскурсия по музею г. Ардатова. Необычная подача материала очень понравилась детям. Они азартно включились в эту игру. Ребята смотрели на экспозиции, картины, скульптуры; с любопытством рассматривали предметы старинного быта, вооружения, слушали рассказ воспитателя.