Файл: Патриотическое воспитание младших школьников в внеучебной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в процессе внеучебной деятельности

1.1. Патриотическое воспитание как проблема современного школьного образования

1.2. Средства организации патриотического воспитания школьников

1.3. Методические аспекты работы по формированию знаний о родном городе у младших школьников

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению младших школьников с историей родного города как средство патриотического воспитания

2.1. Изучение уровня сформированности у детей младшего школьного возраста знаний и представлений о истории родного города

2.2. Структура работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления детей младшего школьного возраста с историей родного города

2.3. Результаты контрольного этапа

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

7 слайд: 2 этаж - картинная галерея.

Теперь по красивой лестнице мы поднимаемся на 2-й этаж и попадаем в художественный музей. Художественный - от слова « художник». А кто такой художник? (ответы детей).

В зале висят портреты, пейзажи, сценки из жизни людей. Глядя на эти картины можно понять, как жили люди 100-200 лет назад. Обязательно побывайте в музее и запомните как можно больше из того, что там увидите. А на следующем занятии вы поделитесь со мной своими впечатлениями и воспоминаниями.

8 слайд: Ленинский мемориал.

Все вы ребята наверняка знаете, что это за здание. Это самое знаменитое здание в нашем городе – Мемориальный центр. Там проходят концерты, есть кинозал. Однако, Мемориальный центр – это ещё и музей нашего земляка. Что вы знаете о нём? (ответы детей).

9 слайд: Ленинский мемориал.

Если вы пройдетесь по выставочному залу музея, то вы много узнаете о его жизни, а также познакомитесь историей нашего государства.

10 слайд: музей-квартира

11 слайд: гостиную

12 слайд: кабинет отца

13 слайд: столовую

14 слайд: кухню

15 слайд: спальню

16 слайд: детскую

Кажется, что и сейчас здесь живет семья, просто они вышли на прогулку.

17 слайд: Музей «Пожарная охрана Ардатова».

Ребята, а кто такие пожарные? (ответы детей). Пожар - это страшное бедствие. Всё живое боится огня. Поэтому во всех городах издревле существовала пожарная охрана. А как действуют пожарные? (ответы детей).

18 слайд: Музей «Пожарная охрана».

А вот интересно, как тушили пожары раньше?

В городе стояла высокая вышка, т.к. телефонов тогда не было. На вышке был колокол и обязательно дежурил пожарный. Как только повалит дым, пожарный начинал звонить в колокол, на звон которого выезжала пожарная охрана: упряжь лошадей с телегой, на которой была огромная бочка с водой. Вот эту историю, от телеги с бочкой до современных красных машин, можно увидеть в «Музее пожарной охраны»

19 слайд: Конец экскурсии.

3. Заключительная часть

-Вот и закончилось наша экскурсия. А в каких музеях вы уже побывали? Что было самым интересным? В каком музее вы бы хотели побывать? Ну что же, ребята, на следующем занятии мы продолжим нашу экскурсию по музеям г. Ардатова.

Конспект организованной образовательной деятельности

по патриотическому воспитанию

на тему« Флаг и герб Российской Федерации и г. Ардатов»


Программное содержание:

1. Уточнить и расширить знания детей о Родине, о государственной символике России и города Ардатов.

2. Развивать память, сообразительность, находчивость, познавательные интересы, связную речь, стремление детей рассказывать по собственной инициативе.

3. Воспитывать у детей уважительное отношение к символике России, любовь к родному краю, к её природе.

Активизация словаря: Родина, Россия, малая Родина, большая Родина, герб, символ, президент, родная сторона.

Оборудование и материалы: иллюстрации . Москвы, карта Российской Федерации, изображение герба и флага России и других городов и стран, аудио запись гимна РФ, мяч

Предварительная работа с детьми: беседы с детьми о родном крае, о родном городе, беседа о государственной символике, чтение стихотворений: «Наша Родина», «С чего начинается Родина?» « Мой Ульяновск, мой город родной», выставка рисунков « я люблю свой край».

Ход занятия

1. Вступительная часть

Приветствие гостей и приглашение их на мини-выставку. Педагог вместе с детьми рассматривает выставку детских рисунков и проводит беседу.

- Как называется наша выставка? Расскажите нам о своих рисунках. Что вы нарисовали? Почему именно это? Что же такое Родина?

2. Беседа о России.

Как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Российская Федерация).

- Да, наша Родина – Российская Федерация.

В каждой стране есть главный город, как он называется? (столица)

- А как называется столица нашей Родины? (Москва). (Показ иллюстраций).

-Чем отличается столица от других городов? (Тем, что там работают президент и правительство.)

-Как зовут президента нашей страны? (В.В. Путин)

У каждой страны есть своя символика.

Посмотрите на доску и из предложенных вам флагов, покажите флаг нашей страны. (Ребёнок показывает) А теперь выберите герб нашей страны.

В России много городов, и у каждого из них есть свой герб. Рассматривая герб, можно узнать много интересного о городе. Есть гербы, которые расскажут нам о том, как родился город. О его традициях, исторических событиях. Другие покажут, как выглядит город, какая в нем природа. Герб может рассказать, чем занимаются люди, населяющие город. А есть такие гербы, которые подсказывают нам, самоназвание города.

Есть в России город Орёл.

-Как вы думаете, что изображено на гербе этого города? (Птица орёл). Найдите этот герб.

А это герб города Тулы.

-Что изображено на нём? (оружие.) Тула – это оружейная столица нашей России.


Так, знакомясь с гербами городов России, можно узнать, чем славится родная страна, чем она богата.

- А сейчас посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы.

- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина

Как называется наша малая Родина? (Ответы детей.) Мы с вами читали и учили стихи о нашей малой родины. Кто может прочесть стихотворение? (стихотворение « Мой Ульяновск, Мой город родной»)

Проводится физминутка. Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит воспитатель.

Мы по городу шагаем (идут по кругу)

То, что видим, называем (образуют пары)

светофоры и машины, (поворачивают голову вправо)

ярмарки и магазины, (поворачивают голову влево)

скверы, улицы, мосты. (взмахивают сначала левой,

затем правой рукой)

И деревья, и кусты! (поднимают руки вверх,

опускают).

Сели.

-А теперь ребята среди гербов и флагов найдите герб и влаг Ардатова и Ардатовского района. (Показав герб, дети вместе с воспитателем рассказывают о том, что символизируют символы, изображенные на них.)

-К символам государства относится и гимн - главная песня страны. ( Звучит аудиозапись гимна РФ)

3.Дидактические игры

«Собери герб»

- Предлагаю немного поиграть. Сначала разделимся на 2 команды. Я даю вам по фрагменту картинки, вы находите себе «друзей» и собираете картинку целиком. Что получилось? (герб Российской Федерации и г. Ардатов).

« Собери флаг»

А теперь из фрагментов картинок соберите флаг Российской Федерации и Ардатова

4. Итог

«Игра с мячом»

Как называется наша страна?

Как называется столица нашей страны?

Как называется наша малая родина?

Как называются люди, живущие в России?

Назовите цвета Российского флага?

Что изображено на гербе Р.Ф.?

Что изображено на гербе г. Ардатова?

Что изображено на флаге г. Ардатова?

Конспект организованной образовательной деятельности

по патриотическому воспитанию

на тему « Путешествие в глубину веков»

Программное содержание:

1.Познакомить с историей герба России, его значением в прошлом и настоящем, с гимном России и г. Ардатова

2. Расширять словарный запас детей (герб, гимн, государственная символика), совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения.


3.Воспитывать интерес к прошлому и настоящему государства и своей малой родины.

Материалы и оборудование: проектор, аудиозапись гимна России.

Ход занятия:

1. Вступительная беседа:

Воспитатель: Дети, скажите, как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: Верно, мы с вами живем в России, значит мы…

Дети: Россияне (русские).

Воспитатель: Посмотрите на карту нашей Родины. Россия большая, красивая страна с богатой историей. Чтобы на поезде пересечь её с запада на восток, то понадобиться более 8 дней. А история нашей Родины и того больше, она насчитывает более тысячи лет.

На прошлых занятиях мы с вами говорили о символах нашей страны: гербе, флаге и гимне. А вы хотите совершить путешествие в глубину веков и узнать, как появился двуглавый орёл, кто такой святой Георгий Победоносец, и почему наш флаг раскрашен в три цвета?

Но чтобы мы могли путешествовать в прошлое, нам понадобится поезд времени.

(1 слайд – поезд времени)

Поезд уже готов к отправлению, поэтому прямо сейчас нам нужно занять свои места и приготовиться к путешествию в глубину веков.

(раздать детям билеты)

2. Основная часть

1 остановка: рассказ о гербе.

- Мы летим в далекое прошлое!

(2 слайд – «поехали!»)

Давным-давно наша страна была значительно меньше, чем сейчас. Её граница проходила вдоль нашей реки Волга. Дальше шло казанское ханство, возвышались хребты Урала, за которыми лежала бескрайняя Сибирь. Наши далекие предки объединили все эти земли, и в результате образовалось огромное государство от Европы до Азии – Россия. Наша страна стала сильным и могучим государством. И как любому другому государству, России понадобились символы: герб и флаг.

(3 слайд – загадка «герб и флаг»)

Ребята вспомните, что изображено на нашем гербе?

В какие цвета раскрашен российский флаг?

(ответы детей)

(4 слайд – герб и флаг)

Дети, а хотите узнать, почему на нашем гербе изображён орёл, да ещё и двуглавый?

А вы слышали о такой стране, как Турция?

(5 слайд - Турция)

Может кто-то из вас туда уже ездил?

А раньше эта страна называлась Византия.

(6 слайд - Византия)

Именно оттуда к нам прилетел столь необычный орёл, у которого одна голова смотрит на восток, а другая - на запад. Но раньше он выглядел несколько иначе.

(7 слайд - орёл на гербе Византии)

В те давние времена орёл был символом солнца. Именно поэтому люди относились к нему, как к божественному или царскому знаку. И знаете дети, именно он стал далекий предком нашего, современного орла.


(8 слайд - орёл на гербе России)

А еще, у нашего орла есть немало родственников за границей, которые изображены на гербе Армении, Сербии, Албании и Черногории.

Однако у нас, помимо орла, в самом центре герба изображён Георгий Победоносец – святой, который победил змея.

(9 слайд – Георгий Победоносец)

Как гласит предание, когда выпал жребий отдать царскую дочь чудовищу на растерзание, то явился Георгий на коне и пронзил змея своим копьём, избавив царевну от смерти.

2 остановка: история о флаге.

(10 слайд - остановка)

Дети, а вот и следующая наша остановка, где мы поближе познакомимся с историей флага. Но прежде, чем отправиться в путь, проведём небольшую зарядку.

Физкультминутка:

Один, два, три, четыре, пять (ходьба на месте)

В космос мы летим опять (соединить руки над головой)

Отрываюсь от земли (подпрыгнуть)

Долетаю до луны (руки в стороны, покружиться)

На орбите повисим (покачать руками вперед-назад)

И опять домой спешим (ходьба на месте)

Ну как ребята, понравилась зарядка?

Однако это ещё ни всё. Теперь каждому из вас необходимо будет выполнить головоломку. Итак, вооружаемся бумагой и карандашами.

Головоломка:

Ребята, перед вами контур флага и два карандаша: синий и красный. Давайте вспомним, какие цвета, и в каком порядке эти цвета расположены на российском флаге?

(ответы детей)

А теперь давайте раскрасим контур в цвета родного флага.

Ребята, а как вы думаете: всегда ли наш флаг выглядел именно так, как мы его только что раскрасили?

(ответы детей)

Ну что же, давайте посмотрим, как выглядел наш флаг в далёком прошлом, и как он менялся с течением времени.

(11 слайд – флаг России, начиная со времён Московского княжества)

Обратили внимание, что у нашего флага были разные цвета: это и чёрно-жёлто-белый и совсем красный, на смену которому пришёл наш современный, в три цвета:

1. белый - это чистота и мир;

2. голубой - цвет многочисленных рек, озер и морей;

3. красный - цвет крови героев, которые погибли, защищая нашу Родину.

К слову, ребята, при подготовке к занятию, мы читали и учили стихи о флаге. Кто может рассказать?

(Чтение стихотворение о флаге).

3 остановка: гимн.

Ну вот, ребята, мы и познакомились с основными символами нашей родины – герб и флаг РФ. Скажите, а мы ничего не забыли? А как называется главная «песня» нашей страны, которая всегда звучит на особо торжественных мероприятиях?