Файл: Патриотическое воспитание младших школьников в внеучебной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в процессе внеучебной деятельности

1.1. Патриотическое воспитание как проблема современного школьного образования

1.2. Средства организации патриотического воспитания школьников

1.3. Методические аспекты работы по формированию знаний о родном городе у младших школьников

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению младших школьников с историей родного города как средство патриотического воспитания

2.1. Изучение уровня сформированности у детей младшего школьного возраста знаний и представлений о истории родного города

2.2. Структура работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления детей младшего школьного возраста с историей родного города

2.3. Результаты контрольного этапа

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений.

Ознакомление с явлениями общественной жизни выступает в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма уже на этапе школьного детства. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Эмоциональный компонент является ведущим в младшем школьном возрасте [8, с.37].

Исследователь Ривина Е. считает, что нужно научить подрастающее поколение искренне уважать национальный герб, флаг, гимн. С самого раннего детства необходимо формировать, считает автор, у детей правильные представления о важнейших, нравственных ценностях [21, с. 96].

Таким образом, подводя итог вышесказанному можно отметить, что формирование патриотического воспитания связано с развитием нравственных чувств у детей младшего школьного возраста. Оно включает в себя содержательный компонент, эмоционально-побудительный компонент, деятельный компонент. Правильная организация работы по патриотическому воспитанию младших школьников основана на знаниях педагога, его возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.

В младшего школьного возраста появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей. К ним относится формирование у школьников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Отличительной особенностью чувств детей младшего школьного возраста является расширение области явлений, которые вызывают эти чувства.

Таким образом, знакомство ребенка с явлениями социальной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни. Большое значение в процессе формирования у школьников любви к Родине имеют эмоциональные переживания детей младшего школьного возраста, они приобретают более глубокий и устойчивый характер.


1.2. Средства организации патриотического воспитания школьников

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие всего спектра патриотических чувств. На каждом возрастном этапе патриотические проявления у ребенка имеют свои особенности и, соответственно, свои воспитательные задачи, исходя из которых, определяются ведущие формы и методы работы с школьниками. Прочность, устойчивость патриотических качеств зависит от того, как они формировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Для формирования патриотических качеств важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности этих качеств, о их необходимости и о преимуществах овладения ими. У ребенка должно появиться желание овладеть патриотическим качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для его приобретения.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и влияют на прочность складывающегося качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества [17, с.10].

Таким образом, механизм патриотического воспитания можно представить формулой: (знания и представления)+(мотивы)+(чувства и отношения)+(навыки и привычки)+(поступки и поведение) = патриотическое качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Каждый компонент механизма важен и не может быть исключен или заменен другим. Нельзя сформировать нравственное качество личности лишь воспитывая представление о нем, не вызывая положительного отношения к этому качеству и желания овладеть им.

Патриотическое воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства патриотического воспитания школьников можно объединить в несколько групп, к которым относятся художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы. Их можно назвать как художественные средства. Данная группа влияет на восприятие эмоциональной окраски познаваемых явлений.

Можно использовать систему занятий по чтению сказок, стихов, пересказу по иллюстрации. Школьники эмоционально воспринимают полученный материал, на их производят сильные впечатления работы художников, которые предоставляют мир таким, какой он есть. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.


Средством патриотического воспитания школьников является природа родного края. Она вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи. Воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности к этому уголку Земли, и принадлежности этого уголка маленькому человеку.

Средством патриотического воспитания школьников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания практики нравственно-патриотического поведения.

Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.

Средством патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.

При выборе средств патриотического воспитания необходимо отталкиваться от ведущей задачи образовательного процесса, от уровня общего и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста и от этапа развития патриотических чувств. Они становятся эффективным только в том случае, если обоснованно сочетаются с актуальными методами и приемами воздействия на ребенка.

В.Г. Нечаева классифицирует методы воспитания в две группы методов нравственного воспитания школьников : организация практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у школьников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). К обеим группам методов автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание [14, с. 46].

Классификация, предложенная В.И. Логиновой, объединяет все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрение, наказание).

Основаниями для подбора методов служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. Существуют следующие формы работы, направленные на формирование патриотических чувств:


- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм;

- знакомство с семьей, ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; с детским садом, его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и др.;

- организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, по необходимости.

Одним из важных методов воздействия на ребенка может служить процесс наблюдения за окружающей действительностью. К сожалению, данный метод не достаточно эффективен если педагог ведет патриотическую работу в том смысле, что он не сможет донести полноту знаний и представлений о всей стране.

Такую задачу он сможет решить только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов, тематических презентаций и т.д.

Большое значение имеет активная разнообразная деятельность школьников , так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Для этого используются различные формы организации деятельности детей, основная из которых - тематические занятия. Они направлены на повышение детской мыслительной активности. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса к ней. Необходимо объединение одной темой нескольких занятий не только по родному языку, но и ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью, ручным трудом.

Для создания положительной эмоциональной атмосферы и активизации познавательного интереса детей необходимо широко применять игровые приемы в ходе занятий. Большой интерес вызывают у детей игры-путешествия в прошлое города, по реке и пр. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений [5, с.54].


Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями отдельными историческими моментами вызваны тем, что младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, посуду, орудия труда, вышитые полотенца, салфетки и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Желательны посещения музеев, а также организации специальных помещений в детском саду. Здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. В подобных музейных уголках расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений.

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, что способствует сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными. Тем не менее, родители должны стать непременными участниками работы по патриотическому воспитанию детей, помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций. Формы совместной с родителями деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию детей могут быть разнообразными: семейные клубы, семейные экскурсии в музеи, осмотры памятников культуры и истории, организация выставок, экспозиционных стендов, посвященных семейным реликвиям (ордена, медали, дипломы, грамоты за боевые и трудовые заслуги и пр.).

В рамках семейного клуба совместно с воспитателем можно провести «мини-исследование» истории улицы, района. Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской Масленицы, троицын день. Все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

Таким образом, современная школьная педагогика располагает обширным и разнообразным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную реализацию задач патриотического воспитания школьников . Это различные формы, методы, приемы работы, организация предметной эвристической среды, специализированная направленность занятий и т.д. Однако наибольшего результата можно добиться только в комплексном использовании методов и приемов, направленных на формирование нравственности и чувства патриотизма у детей.