Файл: Патриотическое воспитание младших школьников в внеучебной деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Главной задачей системы образования является всестороннее гармоничное развитие личности. Оно осуществляется в неразрывной связи с дальнейшим продвижением общества по пути социально-экономического и научно-технического прогресса, с развитием общественных отношений. Динамика социокультурных преобразований в нашей стране актуализировала гуманистическую парадигму воспитания - формирование социально и нравственно зрелой личности, которой присущи лучшие качества гражданина, труженика и семьянина. Повышенная требовательность общества к нравственному облику, сознанию и поведению граждан ставит перед педагогической наукой и практикой задачу патриотического воспитания подрастающего поколения.
В ФГОС ДО ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих младшему школьному возрасту видов деятельности. В содержании данного документа отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма школьника.
Результаты исследований ученых, практиков (Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, Л.Н. Воронецкая, А.Д. Жариков, Р.И. Жуковская, Е.А. Казаева, С.А. Козлова, Л.В. Кокуева, Н.Г. Комратова, Е.И. Корнеева, Л.В. Любимова, Л.Е. Никонова, М. Ю. Новицкая, Э.К. Суслова, Л.В. Филатова, Н.Ю. Ясева и др.) указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях образования.
В последние годы повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением школьников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране. Доказана важность отбора доступных детям сведений об окружающем мире, их систематизации, необходимость формирования у детей положительного отношения к получаемым знаниям, организации деятельности по их закреплению. Однако высказанные авторами полезные идеи, касающиеся проблемы патриотического воспитания детей младшего возраста, носят, к сожалению, разрозненный характер. Недостаточная научная разработанность основ процесса патриотического воспитания школьников не могла не сказаться на практике работы учреждений образования, результатах деятельности воспитателей.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – образовательная деятельность по ознакомлению младших школьников с историей родного города.
Цель исследования – изучить процесс ознакомления младших школьников с историей родного города как средство патриотического воспитания.
Для достижения цели ставились и решались следующие задачи:
1. Рассмотреть патриотическое воспитание как проблема современного образования.
2.ОпределитьмМетодические аспекты работы по формированию знаний о родном городе у младших школьников.
3. Изучить уровень сформированности у детей младшего школьного возраста знаний и представлений о истории родного города
4. Разработать и апробировать структуру работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления детей младшего школьного возраста с историей родного города и проанализировать результаты контрольного этапа.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы; метод наблюдения, первичная и вторичная диагностика, качественный и количественный анализ результатов диагностических методик.
Опытно – экспериментальная база: МБДОУ №43 г. Ардатов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в процессе внеучебной деятельности
1.1. Патриотическое воспитание как проблема современного школьного образования
На современном этапе развития образовательной системы сущность патриотического воспитания становится достаточно актуальной. Формирование патриотизма имеет временные корни и уходит глубоко в древние традиций нашей нации.
Еще у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и др.
Патриотизм (греч. patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины [1, с. 9].
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая, можно дать такое определение: патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Патриотизм в воспитании детей младшего школьного возраста является одной из главных задач образования в учреждении. Данный процесс достаточно сложен, ведь в основе его лежит развитие нравственный чувств человека.
По мнению Козловой С.А., патриотическое воспитание школьников - это системный и сложный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу [16, с.8].
Л.Е. Никонова дает такое определение патриотическому воспитанию - это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [19, с.8].
И.Ф. Харламов отмечает, что патриотизм взаимосвязан с нравственными чувствами и основывается на личностных чертах поведения человека. К ним можно отнести любовь к Родине, активный труд на благо страны, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними [21, с.5].
Основной целью патриотического воспитания является формирование основ патриотизма как нравственного качества человека. В ходе достижения цели у ребенка развивается социальная активность, гражданская ответственность, духовность. В ходе становлении личности, человек начинает воспринимать позитивные ценности, который направляет на созидание общества.
Рассмотрим сущность содержания основ патриотизма. Патриотизм включает в себя чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к родному языку и заботу об интересах родины.
У человека проявляется гражданская ответственность и чувства верности родине, гордость за ее социальные и культурные достижения. Развивая у ребенка патриотические чувства у него проявляется уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям и он стремится посвящать свой труд, силы и способности расцвету родной стране.
Но патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и обарзовательном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
В.А. Сухомлинский утверждал, что детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Основополагающим этапом формирования патриотизма у школьников к Родине следует считать накопленный социальный опыт в той местности, в которой он проживает.
Любовь к малой родине первое, что осознает ребенок. Это служит основой для понимания любви к Отчизне. Как только у ребенка сформировалось сознание он начинает осознавать себя частью своей семьи, нации и Родины, следовательно, начиная с дошкольного возраста необходимо воспитывать в детях чувств достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрываемые данными условиями.
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младшего школьника отличает доверие взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с раннего возраста. Центральной идеей воспитания была идея народности.
В 60-70-е гг. 20 века понимание патриотизма стало рассматриваться как составная часть понятия нравственности. Основной упор делался на познании ребенком своей страны. В это время появились исследования, которые опирались на эмоциональную сферу ребенка. Это исследования Р.И. Жуковской, Н.Ф. Виноградовой, С.А. Козловой, Л.Е. Никоновой.
Нужно понимать, что в младшем школьном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства, и патриотизм. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в школьном возрасте. [6, с. 23].
Многие отечественные педагоги трактовали патриотизм как любовь к Отечеству. Н.А. Добролюбов показал динамику развития патриотизма детей с момента его зарождения до проявления в деятельности. В развитии патриотизма можно выделить этапы, которые следует учитывать при воспитании детей.
1-й этап. Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах: "люблю я родину, за что не знаю сам". Инстинктивный характер патриотизма отражен в идее народности К. Д. Ушинского. Опора на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей очень важна, поскольку является базой для развития у детей патриотизма сознательного.
2-й этап. Потребность в любви к ближним. Данный этап можно характеризовать как привязанность к социальной среде - окружающим людям с их менталитетом, обычаями, взаимоотношениями, законами и т.д.
3-й этап. Привязанность к физической среде с её реками, тёплым или холодным климатом, проявляющаяся в пристрастии к окружающей природе, играм с первых лет жизни, вызывающем приятные воспоминания о детстве у взрослого человека.
4-й этап. Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, науке и т. д. Важнейшей составляющей патриотизма является также знание и уважительное отношение к родному языку
5-й этап. Объективная оценка родного. Для данного этапа характерно воспитание гражданственности как высшего проявления патриотизма. Важна постановка вопроса о гармонизации прав детей и взрослых в семье.
6-й этап. Изучение историко-культурного развития других народов в переход от идеи своего народа к идее народа и государства вообще. На данном этапе происходит органическая взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения.
7-й этап. Активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности на благо отечества.