Файл: Патриотическое воспитание младших школьников в внеучебной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в процессе внеучебной деятельности

1.1. Патриотическое воспитание как проблема современного школьного образования

1.2. Средства организации патриотического воспитания школьников

1.3. Методические аспекты работы по формированию знаний о родном городе у младших школьников

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению младших школьников с историей родного города как средство патриотического воспитания

2.1. Изучение уровня сформированности у детей младшего школьного возраста знаний и представлений о истории родного города

2.2. Структура работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления детей младшего школьного возраста с историей родного города

2.3. Результаты контрольного этапа

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В конце данной темы была проведена дидактическая игра «Определи вид искусства» и конкурс рисунков «Мое любимое местечко в парке». Ребята успешно справились с заданиями. Из всей группы особенно отличилась Полина Ж., которая быстрее всех назвала виды искусств (живопись, скульптура, архитектура). Свои работы ребятишки подарили родителям. Лучшие работы поместили на стенд.

Вторая тема была посвящена символике РФ и Ардатовского района и г. Ардатова. Изучение этой темы целесообразно было начать с проведения беседы о гербе и флаге Р.Ф. Ребята уже знали цвета российского флага и что на гербе Российской Федерации изображен двуглавый орел, поэтому занятие прошло интересно и с максимальной активностью детей. В итоге школьники научились безошибочно отличать герб и флаг нашей Родины от множества других. Здесь особенно отличился Богдан Р., проявивший свои познания в данном вопросе.

На следующем занятие была изучена тема «Флаг и герб Ардатова». Ребята узнали много нового, что в нижней части герба — два скрещённых кузнечных молота в зеленом поле, означающие развитие ремёсел, которые в этом городе процветают.

Чтобы закрепить этот материал была проведена дидактическая игра «Собери флаг и герб». Это вызвало неожиданно повышенный интерес у детей: Мальчики и девочки с азартом стали собирать из предложенных преподавателем частей государственную символику. Среди первых, кто правильно выполнил задание, оказались девочки: Аня К., Полина Ж., Кристина А. и Маша Ж..

Для того чтобы дети усвоили этот трудный материал была проведена игра с мячом, (вопрос-ответ):

- как называется город, где мы живём?

- как называется столица нашей страны?

- как зовут нашего президента?

- Назови элементы герба Р.Ф. и г. Ардатова?

- т.д.

В целом, ребята правильно отвечали на все вопросы.

С целью наглядной демонстрации всего изученного материала о символике России проведена виртуальная экскурсия «В глубину веков», во время которой в игровой форме была показана история о гербе, флаге и гимне нашей родины. Дети внимательно слушали всё, что им рассказывала воспитатель, а когда задавались вопросы, то с удовольствием на них отвечали, опираясь на ранее полученные знания. Школьников особенно заинтересовали такие вопросы, как:

- Почему на гербе Р.Ф. орел?

- Почему у него две головы?

- кто такой Георгий Победоносец?

- какие ещё произведения написал автор гимна Р.Ф. Сергей Михалков?

Следует отметить, что когда на экране появился флаг РФ, то ребята без особого труда смогли рассказать об обозначении каждого из трёх цветов российского флага и элементов российского герба.


А в рамках занятия с уклоном на продуктивный вид деятельности была проведена аппликация на тему «Российский флаг». Дети старательно выполняли все этапы. Так же они без труда расположили колечки из бумаги на листе, выстроив их в правильном цветовом порядке: белый, синий, красный. А когда у кого-то возникали трудности, то охотно помогали друг другу.

С целью формирования умения самостоятельно изображать герб и флаг на листе бумаги был организован конкурс рисунков «Символика г. Ардатова». Школьники успешно справились с заданием.

Третья неделя занятий ознакомления школьников с родным краем была посвящена природе Ардатовского района. Знакомство с природой родного края началось с изучения птиц. Была проведена дидактическая игра по экологии «Зимующие и перелётные птицы». Во время игры дети быстро сориентировались и назвали зимующих и перелетных птиц; ответили на вопрос, почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать. Как воспитательный момент провели беседу о помощи зимующим птицам.

После дидактической игры было проведено занятие «Природа родного края», на котором дети смогли ещё ближе познакомиться с животным и растительным миром Ардатовского района, а также узнали о том, какие полезные ископаемые есть в нашем крае.

Особое внимание было уделено «Красной книге Ардатовского района». Ребята узнали само понятие «Красная книга», цели ее создания, почему так важно охранять и беречь живую природу. Познакомились с исчезнувшими и исчезающими растениями и животными нашего края. В заключении дети ответили на вопрос: « Как я могу помочь сохранить живую природу?»

Серия занятий посвященных природе родного края, были самыми понятными и интересными для детей. Тем более что здесь имели место занимательные элементы: вечер развлечений, загадки, викторины, дидактическая игра «Бывалые туристы», конкурс рисунков.

Последняя тема была посвящена культуре и традициям народов Поволжья. Свое знакомство с народностями нашего края дети начали со сказок: русская сказка «Лиса и дрозд» татарская сказка «Шурале», мордовская сказка « Как собака друга искала», чувашская сказка «Мышка вострохвостик». Мальчики и девочки внимательно слушали эти произведения. В конце чтения поделились своими впечатлениями о прослушанных сказках. Кому то понравился отважный Былтыр, победивший шурале, а кому то мышка путешественница вострохвостик.

Второй образовательной деятельностью данной темы было занятие «Культура и традиции народов Поволжья». Ребята узнали много нового о предметах быта и о традициях чувашей, мордвы, русских и татар. Охотно рассматривали иллюстрации национальных костюмов. Девочкам очень понравились женские украшение народов Мордовии и Чувашии, а мальчикам изделия из дерева: мордовская детская игрушка-лошадка, русская ладья, татарские дудочки.


После занятия, с детьми была проведена дидактическая игра «Угадай костюм». Младшие школьники легко выбирали нужный национальный костюм, рассказывали, чем каждый наряд отличается друг от друга.

Для закрепления полученного материала, в группе было организовано занятие аппликация «Узор на тарелочке»». Ребята выбирали любой понравившейся национальный узор из народов нашего края и с помощью пластилина украшали им тарелочку. Лучше всех получилось у Кости Т.

В завершенье данной темы прошел конкурс рисунков «Национальные костюмы народов Поволжья». Ребятишки старательно прорисовывали головные уборы и узоры на одежде. Владу К. и Маше С.очень понравился татарский костюм и их необычный головные уборы, а Яне Е. и Ане К. русский национальный костюм. По итогам занятия был размещен стенд с лучшими рисунками.

2.3. Результаты контрольного этапа

С целью выявления эффективности работы была проведена вторичная диагностика, которая содержала перечень заданий первичной диагностики.

Показатели уровней сформированности знаний и представлений о родном крае у детей младшего школьного возраста на этапе вторичной диагностики представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровни сформированности знаний и представлений о родном крае у детей 5-6 лет на этапе вторичной диагностики

Имя ребёнка

Контрольные задания

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

Общее кол-во баллов, уровень

Лиза К.

2

1

3

3

2

3

14 средний

Яна Е.

2

1

2

2

2

3

12 средний

Влад К.

2

1

3

3

3

2

14 средний

Полина Ж.

2

1

3

1

2

3

12 средний

Максим У.

2

2

2

2

1

2

11 низкий

Глеб У.

3

2

3

3

2

3

16 высокий

Кристина А.

3

1

2

3

2

2

13 средний

Костя Т.

2

1

3

3

2

3

14 средний

Маша С.

3

2

3

2

1

2

13 средний

Богдан Р.

3

1

3

2

2

2

13 средний

Аня К.

2

1

2

2

3

2

12 средний


Визуально уровни сформированности знаний и представлений о родном крае у детей младшего школьного возраста на этапе вторичной диагностики представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Уровни сформированности знаний и представлений о родном крае у детей младшего школьного возраста на этапе вторичной диагностики.

Сравнительные результаты первичной и вторичной диагностики сформированности знаний и представлений о родном крае у детей младшего школьного возраста представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Уровни сформированности знаний и представлений о родном крае у детей младшего школьного возраста до и после проведения занятий

Анализ результатов вторичной диагностики позволил сделать следующие выводы:

На высоком уровне оказался 1 человек (9,09%): 16 баллов у Глеба У.

Средний уровень продемонстрировали 9 человек (81,82 %): 12 баллов у Яны Е., Полины Ж., Ани К.; 13 баллов у Кристины А., Маши С., Богдана Р.; 14 баллов у Лизы К., у Влада К., у Кости Т.

На низком уровне был выявлен 1 человек (9,09 %): 11 баллов у Максима У.

Сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики показал, что на первичном этапе диагностики не было выявлено детей с высоким уровнем, в то время как на вторичном этапе диагностики 1 человек поднялся со среднего уровня на высокий (увеличение на 9,1 %). Глеб без особого труда давал название города, области, чётко знал домашний адрес. Рассказывая о достопримечательностях города, приводил примеры из личного опыта. Глеб правильно определял принадлежность атрибутики Российской Федерации и Ардатовского района. Проявлял фантазию и творчество при ответах.

С низкого уровня на средний поднялись 7 человек (увеличение на 63,6 %). Дети данной подгруппы знают название родного города, свой домашний адрес; государственную атрибутику Российской Федерации и Ардатовского района. Однако по прежнему затруднялись в названии достопримечательностей города. Школьники с незначительными ошибками отбирали представителей животного мира г. Ардатова. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов.

С низким уровнем выявлен один человек, что составляет 9,1%. Несмотря на то, что Максим остался в рамках низкого уровня, его балловые показатели по итогам вторичной диагностики стали немного выше. Ребенок стал меньше допускать ошибок. С помощью воспитателя смог назвать домашний адрес. Но, по прежнему затрудняется назвать достопримечательности города. Путает принадлежность государственных атрибутов. Смог назвать 2 национальных праздника. Чуть лучше стал определять представителей животного мира родного края, но самостоятельного рассказа развернуть пока не может.


Таким образом, дети стали лучше ориентироваться в символах РФ и г. Ардатова, знать людей, которые прославили родной край, узнавать на фотографиях достопримечательности города Ардатова, разбираться в национальных костюмах народов Поволжья, закрепили знания о разнообразии растительного и животного мира родного края.

Выводы по второй главе

В данной главе мы провели опытно – экспериментальная работа по ознакомлению младших школьников с историей родного города как средство патриотического воспитания.

Для получения эмпирической базы данных нами были проведены наблюдения и серия диагностических заданий с детьми 5-6 лет на базе МБДОУ детский сад № 43 г. Ардатов, Нижегородская область. В исследовании приняли участие 11 детей в возрасте 5 - 6 лет.

Анализ результатов первичной диагностики позволил сделать следующие выводы: лучше всего дети справились с заданием «Культуры и традиции народов Поволжья». Они правильно называли старинные предметы быта, указали на их предназначение, а также сумели назвать несколько национальных народных праздников. Затруднения вызвали следующие диагностические задания: «Достопримечательности родного города», «Природные компоненты родного края», «Личностное отношение к родному городу». Во время их выполнения у детей был выявлен недостаток в познаниях о местных достопримечательностях, а также возникали трудности при выборе животных. В целом ребята путались в своих ответах, неохотно отвечали на вопросы. Многие дети не смогли назвать родной город, путались в символике РФ и г. Ардатова. Более того, они ни имели представления о том, в честь кого или чего были установлены памятники. Не понимали назначения предметов быта. По ходу проведения диагностики дети часто обращалась за помощью к воспитателю.

Результаты первичной диагностики свидетельствуют о необходимости продолжения работы по патриотическому воспитанию среди детей старшей группы. Для практической работы, в соответствии с основными педагогическими принципами, был подобран материал и разработан перспективный тематический план работы с детьми младшего школьного возраста.

На основании теоретического изучения проблемы исследования и с учетом выявленного на этапе первичной диагностики уровня знаний и представлений о родном крае, а также патриотических чувств у детей младшего школьного возраста были отобраны разнообразные формы образовательной деятельности и составлен перспективный план по их реализации. В план были выделены следующие темы: «Достопримечательности г. Ардатова»; «Символика родного города»; «Природа родного края», «История народной культуры и традиций».