Файл: Лекция 1 Тема Введение в дисциплину. Структура управления Международные организации гражданской авиациидокументы Чикагская конвенция в ноябре 1944 года в Чикаго собрались представители.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • назначается бригада специалистов, имеющих достаточный опыт эксплуатации по дорабатываемому объекту;

  • с бригадой проводится изучение бюллетеня с показом соответствующих мест доработки на ВС;

  • составляются или изучаются уже готовые технологические карты на выполнение доработки, определяются участки и методика пооперационного контроля;

  • выполняются показательные доработки на самолете (системе, изделии), при этом уточняются технологические карты;

  • проверяется комплектность изделий, деталей и материалов, подбираются необходимый инструмент и средства контроля.

После этого бригада допускается к выполнению работ на всех самолетах (системах, изделиях) предприятия.



  1. Правила допуска организаций гражданской авиации Республики Казахстан к применению авиационных стандартов международных организаций в сфере гражданской авиации;

  2. Типовое положение об аэроклубах;

  3. Правила по организации летной работы в гражданской авиации Республики Казахстан;

  4. Правила организации работ бортпроводников в гражданской авиации Республики Казахстан;

  5. Правила сертификации и выдачи сертификата годности аэродрома (вертодрома);

  6. Нормы годности к эксплуатации аэродромов (вертодромов) гражданской авиации;

  7. Методика оценки соответствия нормам годности аэродромов (вертодромов) к эксплуатации гражданских воздушных судов;

  8. Правила аэродромного обеспечения в гражданской авиации;

  9. Правила электросветотехнического обеспечения полетов гражданской авиации Республики Казахстан;

  10. Правила по организации работы специального транспорта в аэропортах Республики Казахстан;

  11. Правила обеспечения авиационными горюче смазочными материалами гражданских воздушных судов;

  12. Правила хранения, подготовки к выдаче на заправку и проведения контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в организациях гражданской авиацииРеспублики Казахстан;

  13. Правила орнитологического обеспечения полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан;

  14. Правила организации о пассажиров в аэропортахРеспублики Казахстан; обслуживания

  15. Правила пожарной безопасности в гражданской авиации Республики Казахстан

  16. Правила аварийно-спасательного обеспечения полетов в аэропортах Республики Казахстан;

  17. Типовое положение о службе организации авиаперевозок;

  18. Типовое положение о службе авиационной безопасности;

  19. Типовое положение о производственно-диспетчерской службе организаций гражданской авиации;

  20. Правила выдачи разрешений на осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов воздушных судов;

  21. Правила сертификации и выдачи сертификата по организации досмотра службой авиационной безопасности аэропорта;

  22. Инструкция (программа) по авиационной безопасности гражданской авиации Республики Казахстан;

  23. Правила предполетного и специального досмотров воздушных судов.

  24. PART-M

  25. PART-145

  26. PART-66

  27. JAR-66.



Лекция 3
Тема: Одобренные организации по ТО ВС (Детальное понимание Part-145 и Part-M SubpartF.)

С целью гармонизации национальных авиационных правил с правилами и нормами Европейского Агентства Авиационной Безопасности (EASA) (European Aviation Safety Agency) в настоящее время созданы документы, аналогичные Part-145, Part-147, Part-66.

В соответствии с этим вариантом Авиационных Правил (АП) инженерно-технический персонал гражданской авиации разделяется на категории специальностей О, А, В, С. Категории А, В, С в свою очередь делятся на подкатегории Al, А2, B1, В2, Cl, С2.

В EASA использование и подготовка сертифицирующего авиационного персонала регламентируется тремя документами:

  • Правила EASAPart-145 - «Одобренные организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники»;

  • Правила EASAPart-66 - «Сертифицирующий персонал по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники»;

  • Правила EASAPart-147 - «Обучение и экзамены по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники в образовательных учреждениях, имеющих одобренный Сертификат Авиационной Администрации».

В Part-145 детально определены требования к сертифицированным организациям по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники: к их сооружениям, персоналу, оборудованию и инструментам, процессам технического обслуживания, процедурам выдачи сертификата (допуска) к эксплуатации авиационной техники, системе обеспечения качества ТО. Здесь же излагаются методы оценки соответствия организации по ТО требованиям Part-145.



Лекция 4
Тема: Part-M. Part-21.

Базой УПЛГ ВС является европейское авиационное законодательство, в частности Part М (часть М) "Поддержание летной годности".

Эта часть европейских авиационных правил состоит из девяти подчастей (от Subpart A до Subpart I), регламентирующих различные аспекты поддержания ЛГ, а именно:

  • Subpart A – "Определение"

  • Subpart В – "Ответственность"

  • Subpart С – "Поддержание ЛГ ВС"

  • Subpart D – "Стандарты ТО"

  • Subpart Е – "Компоненты"

  • Subpart F – "Требования к организациям ТО"

  • Subpart G – "Требования к организациям управления поддержанием ЛГ ВС"

  • Subpart Н – "Сертификация ТО"

  • Subpart I – "Обзор летной годности ВС"

Базой УПЛГ ВС является европейское авиационное законодательство, в частности Part М

Управление поддержанием ЛГ ВС

Управление поддержанием ЛГ ВС заключается в следующем:

А. Все действия эксплуатанта должны быть выполнены согласно предписаниям Part-M. требования по поддержанию летной годности Подчасти С ("Поддержание летной годности").



Б. Для управления поддержанием ЛГ каждого самолета, эксплуатант должен:

1. Контролировать и совершенствовать программу ТО, включая любую применимую программу надежности;

2. Представить программу ТО ВС и ее поправки компетентному органу на утверждение, если нет прямой процедуры утверждения в соответствии с Subpart C (М.A. 302(c)), и предоставить копию программы владельцу самолета, не вовлеченного в коммерческий воздушный транспорт;

3. Управлять работами по принятию решений по модификациям и ремонтам;

4. Гарантировать, что все обслуживание выполнено в соответствии с одобренной Программой ТО и с Part-M. требования по поддержанию летной годности. Subpart H-сертификация ВС;

5. Гарантировать, что все применимые директивы летной годности (ДЛГ) и эксплуатационные директивы по поддержанию летной годности выполняются;

6. Гарантировать, что все дефекты, обнаруженные при плановом ТО или записанные экипажем, устранены соответственно одобренной организацией;

7. Гарантировать, что самолет обслуживается в необходимых случаях соответственно утвержденной организацией ТО;

8. Координировать выполнение работ: по плановым ТО, применимым ДЛГ, замене компонентов с ограниченным ресурсом, инспекции работ для гарантии их выполнения надлежащим образом;

9. Контролировать и архивировать все записи по ТО, поддержанию ЛГ, а также бортовые технические журналы;

10. Гарантировать, что документация по весам и центровкам соответствует текущему статусу самолета. Обзор летной годности Практика выдачи полномочий организациям УПЛГ эксплуатантов на обзор ЛГ эксплуатируемых ВС находится в контексте политики децентрализации полномочий по контролю ЛГ ВС с целью оформления сертификата ЛГ экземпляров ВС.

Объем обзора летной годности ВС

1. Чтобы удовлетворить требованию Subpart I (М.А.902 "Обзор ЛГ самолета"), эксплуатант должен обеспечить:

•1.1. Учет налета в часах и циклах планера, двигателей, воздушных винтов.

•1.2. Соответствие руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) конфигурации самолета и текущему статусу.

•1.3. Выполнение всех работ по ТО согласно программе ТО.

•1.4. Устранение всех выявленных дефектов и контроль устранения отложенных неисправностей.

•1.5. Регистрацию и выполнение всех применимых директив ЛГ.

•1.6. Регистрацию и выполнение всех применимых на самолете модификаций и выполнение ремонтных работ в соответствии с рекомендациями организаций, утвержденных по Part 21.


•1.7. Идентификацию, учет и своевременную замену компонентов с ограниченным ресурсом.

•1.8. Выполнение ТО ВС в соответствии с этой частью (организацией ТО, утвержденной по Part 145).

•1.9. Соответствие массы и центровки самолета текущей конфигурации самолета.

•1.10. Соответствие самолета сертификату типа, одобренному CAA.

2. Одобренный персонал по поддержанию ЛГ эксплуатанта должен выполнять практический контроль (инспекторский осмотр) самолета.

3. Посредством практического (физического) контроля самолета персонал контроля ЛГ должен гарантировать, что:

•3.1. На самолете выполнены все требуемые маркировки и надписи.

•3.2. Самолет соответствует действующему (одобренному) РЛЭ.

•3.3. Конфигурация самолета соответствует одобренной документации.

•3.4. На самолете нет незарегистрированных и неустраненных дефектов.

•3.5. На самолете выполнены все работы по поддержанию ЛГ в соответствии с параграфом (а) и задокументированы соответствующим образом.

4. Официальный отчет по обзору ЛГ ВС. Официальный отчет, подписанный штатом, проводившим обзор ЛГ, рекомендующий выдачу сертификата обзора ЛГ, должен подтверждать, что самолет в его текущей конфигурации соответствует следующему:

•4.1. Директивам по летной годности (ДЛГ) до самой последней публикации.

•4.2. Данным сертификата типа.

•4.3. Программе технического обслуживания.

•4.4. Ограничениям срока эксплуатации компонентов.

•4.5. Действительному графику взвешивания и определения центровки, отражающему текущую конфигурацию самолета.

•4.6. Требованиям Part 21 для всех модификаций и ремонтов.

•4.7. Текущему руководству по летной эксплуатации, включая дополнения.

•4.8. Эксплуатационным требованиям. Все вышеуказанное должно четко содержать точную ссылку на данные, примененные при установке соответствия; например, должны быть указаны номер и выходные данные сертификата типа.

Официальный отчет также должен подтверждать, что все вышеуказанное внесено правильно и сертифицировано в системе записей и/или в техническом (бортовом) журнале эксплуатанта по поддержанию ЛГ самолета. По окончании обзора ЛГ организация УПЛГ оформляет сертификат обзора ЛГ EASA Form 15b. Если обзор ЛГ выполняет САА, то он оформляется по EASA Form 15а. Срок действия сертификата обзора ЛГ составляет один год, с возможным последующим его продлением еще на год, согласно регламентации Subpart I.

При управлении поддержанием летной годности ВС и при обзоре его ЛГ эксплуатанты ВС руководствуются не только требованиями авиационных законодательных актов в части поддержания ЛГ ВС ГА Евросоюза (Part M) и требованиями (процедурами) описания (САМЕ) ОУПЛГ, но также эксплуатационной документацией по типу ВС и базовой документацией разработчика типа ВС (листом данных сертификата типа ВС, инструкцией по поддержанию ЛГ ВС, мастер-листом). Каждый пункт требований по УПЛГ и обзору ЛГ ВС имеет необходимые (единые) регламентации по выполнению в документах, поименованных в пункте 1 настоящего примечания.

PART 21 - регламентация разработчика (конструкторское бюро) и изготовителя (завод), это документ для разработки документов по эксплуатации самолета.

На основании PART 21 разрабатывается MEI - перечень минимального оборудования с которым можно летать.

А - полет до базы

В – отказы, устраняющиеся в течении 3 дней

С – отказы, устраняющиеся в течении 10 дней

Д – отказы, устраняющиеся в течении 120 последующих дней

Отсчет начинается с 00- часов

В, С. Д - могут откладываться до 3 раз

Сюда не входят поломки двигателей, самолета, шасси и др.

Перегоночный рейс может осуществляться с большим количеством отказов предусмотренных MEI с разрешения уполномоченного органа.


Лекция 5
Тема: Единые Авиационные Требования JAR-OPS 1. Коммерческие воздушные перевозки (Самолеты)

JAR-OPS 1

Коммерческие воздушные перевозки (Самолеты)

Рекомендованы к соблюдению приказом и.о. Министра транспорта и коммуникаций РК от 24 сентября 2009 года № 406

При подготовке этого документа также учитывались действующие европейские правила, а также Федеральные Авиационные Требования США.

JAR OPS содержит Требования, предъявляемые к владельцу сертификата эксплуатанта ВС и должен применяться в практических целях.

Поправки в JAR OPS будут вноситься Комитетом ГА в установленном порядке.

JAR OPS принимается к исполнению специальным распоряжением Комитета ГА.

Содержание (общая схема документа)

Подчасть А - Применимость

OPS 1.001 Применимость

(См. Приложение к OPS 1.001)

(a) Часть 1 JAR-OPS предписывает требования, применимые к любому гражданскому ВС, используемому для коммерческих воздушных перевозок любым эксплуатантом, чье основное месторасположение и его зарегистрированный офис, если таковой имеется, находится в РК.

JAR-OPS 1 - не применяется для:

(1) Самолетов, используемых военными, таможенными или полицейскими службами; или

(2) выброски парашютов и пожаротушения, а также, связанных с этим полетов с целью перебазирования и обратных полетов, при которых осуществляется перевозка лиц для осуществления выброски парашютистов и пожаротушения; или

(3) перелетов, непосредственно до, во время или после проведения, авиационных работ при условии, что данные полеты связаны с авиационными работами, для осуществления которых, кроме членов экипажа, задействовано не более 6 человек.

(b) Требования Части 1 JAR-OPS применяются для:

(1) Эксплуатантов самолетов, если максимальная взлетная масса ВС превышает 10 т, или с максимальным разрешенным количеством пассажирских мест 20 или более, или со смешанным парком, если ВС частично соответствуют названным критериям.