Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Теоретические аспекты в изучении среды организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 276
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты в изучении среды организации
1.1. Организация и её среда, как предмет изучения в менеджменте
1.3. Внутренняя среда организации: факторы и элементы
2.2. Методы анализа внешней среды организации
2.2.1. Анализ макросреды организации. РEST-анализ
2.2.2. Анализ отрасли. Модель М. Портера. Отраслевые КФУ
2.2.3. Анализ внутренних факторов. Модель Мак-Кинзи «7-S»
2.2.5. Виды комплексного анализа среды. SWOT и SNW –анализа. Составление SFAS- формы и профиля среды
3. Анализ внешней и внутренней среды ДОУ д\с "Жемчужина"
3.1 Краткая характеристика ЧДОУ "Жемчужина" г. Ростова-на-Дону
3.3. Анализ состояния микроокружения ЧДОУ д\с "Жемчужина"
3.4. Стратегический анализ внутренней среды учреждения
3.5. Комплексный анализ внешней и внутренней среды учреждения
Сайт учреждения: zhemchuzhina-ndou.ru [[71]]
Основная цель деятельности ЧДОУ д\с «Жемчужина»: осуществление образовательного процесса, создание и соблюдение оптимальных условий для охраны, укрепления здоровья, психического развития детей.
Миссия Детского сада: («Эксклюзивный сад для драгоценных чад»).
ЧДОУ д/с «Жемчужина» г. Ростова-на-Дону осуществляет деятельность по оказанию дошкольных образовательных услуг, по присмотру и уходу за детьми, в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, Законом «О некоммерческих организациях» [[72]], Законом «Об образовании в Российской Федерации» [[73]], другими законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, нормативно- правовыми, локальными актами, Уставом ЧДОУ д\с «Жемчужина», решениями Учредителя, на основании лицензии на образовательную деятельность.
3.2. Анализ внешней макросреды ЧДОУ д\с "Жемчужина"
Рынок частных образовательных услуг в России сложился за сравнительно короткий промежуток времени, а рыночные отношения в сфере образования только начинают приобретать цивилизованные формы [[74]]. В связи с чем, «основная идея концепции маркетингового управления с позиций системного подхода состоит в приоритете рыночных взаимодействий над внутриорганизационными: каждое изменение должно иметь целью приближение к запланированному качеству работы ОУ с рынком образования» [[75]].
При анализе внешней среды ЧДОУ д/с «Жемчужина» рассматривались факторы макро- и микросреды, использовались формы и аналитические методы, адаптированные для некоммерческой организации: PEST-анализ, SWOT-анализ и модель «Пять сил» М. Портера
Методика PEST-анализа позволяет оценить состояние факторов окружающей макросреды детского сада «Жемчужина», прогнозировать их развитие, с целью выявления потенциальных возможностей и рисков
Неустойчивость политико-правовых факторов, как элемента внешней макросреды, отражается на деятельности учреждения, осуществляющего услуги по дошкольному образованию. В соответствии с законодательством РФ, учреждение может осуществлять образовательную деятельность только после прохождения регистрации в органах ФНС, лицензирования по видам, уровням и подвидам образования [[76]]. Ужесточается государственное регулирование деятельности: каждые двенадцать лет учреждение обязано проходить Государственную аккредитацию деятельности, предъявляются повышенные требования к квалификации работников вспомогательных служб, педагогических работников [[77]], выполнению санитарных нормативов [[78]]. Несогласованность нормативно- правовой документации затрудняет деятельность по развитию и функционированию учреждения. Получив права юридического лица как автономного субъекта гражданского права в образовательной системе города, ЧДОУ д/с «Жемчужина» обладает определенной самостоятельностью, но пути повышения компетентности руководителя в вопросах трудового, налогового, гражданского законодательства, лицензирования и патентования, в частности, отсутствуют, т.к. не отработан механизм официальной регистрации экспериментальной образовательной деятельности.
С другой стороны, повышение роли негосударственного сектора услуг дошкольного и дополнительного образования детей в Российской Федерации и Ростовской области, в частности, закреплено в качестве приоритетного направления развития: создана ассоциация «Некоммерческое партнерство по содействию в развитии частных детских учреждений», ставшая партнером Министерства образования Ростовской области в реализации «дорожных карт» [[79]], между Правительством Ростовской области и Агентством стратегических инициатив заключено соглашение о взаимном сотрудничестве [[80]].
Частные учреждения (детские сады, дошкольные группы, группы продленного дня, обучающие Центры), ведущие образовательную деятельность, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми, получили право льготной ставки налога на прибыль [[81]], субсидии на деятельность по созданию и развитию групп дневного пребывания детей дошкольного возраста. Полномочия Правительства Ростовской области по финансовому обеспечению получения образования в негосударственном секторе закреплены законодательно [[82]].
Кроме политико-правовой сферы, на ЧДОУ д\с «Жемчужина» воздействуют экономические факторы внешней макросреды (величина МРОТ, уровень инфляции, уровень безработицы в регионе), влияющие на платежеспособность населения, образовательные потребности граждан (см. Таблица 1).
Таблица 1
Показатели экономического развития, оказывающие влияние
на ЧДОУ д\с «Жемчужина» г. Ростова-на-Дону
Анализируемый фактор |
Отчетный период (год) |
|||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Средняя заработная плата в РО, руб. |
28083 |
29980 |
30600 |
33121 |
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) |
7500 |
7800 |
11163 |
11280 |
Уровень инфляции в России,% [[83]] |
5,38 |
2,52 |
3,40 |
3,77 |
Уровень безработицы,% [[84]] |
0,8 |
0,5 |
0,5 |
0,8 |
Коэффициент напряженности на рынке труда стабилен с 2017 года (в Ростове-на-Дону на 1вакансию приходится 0,5 человека из числа незанятого населения, в городских округах - 0,4, а в муниципальных районах – 0,8).
Стоимость набора основных товаров и услуг в Ростовской области одна из самых высоких в ЮФО: увеличение тарифов ЖКХ, услуг связи (телефон, Интернет, ТВ), Регионального оператора по обращению с ТКО «Чистый город», НКО «Фонд капитального ремонта», услуг пультовой охраны, а также рост цен на продукты питания, детские товары, сертифицированные игрушки, расходные материалы ведут к сокращению прибыли от деятельности частного дошкольного образовательного учреждения.
«Демография» – один из 12 приоритетных национальных проектов [[85]]. Социально-демографические процессы также влияют на развитие деятельности ДОУ, вносят коррективы. Ростовская область по количеству жителей, проживающих на её территории, занимает шестое место среди регионов Российской Федерации и второе – в ЮФО, но в течение последних 7 лет происходит снижение числа жителей области (см. Рисунок 7).
Рисунок 7
Численность населения Ростовской области в 2016-2019гг [[86]]
Уровень рождаемости (-11%) не перекрывает уровень смертности (- 3,3%) [[87]]. Миграционный прирост компенсирует только 10% от общего числа. Положительный прирост населения прогнозируется только к 2030 году.
Правительство Ростовской области создает условия для демографической стабильности региона: поддержка семей с детьми, повышение рождаемости, пропаганда семейных ценностей, формирование культуры ЗОЖ [[88]].
Социальная поддержка семей с детьми осуществляется из областного и федерального бюджетов. В Ростовской области им предоставляется 16 видов пособий (выплат), из них 8 - региональные: выплаты на третьего (последующего) ребенка получают 40,3 тыс. детей, региональный материнский капитал - 33,4 тыс. семей, производятся выплаты семьям на первого ребенка [[89]].
Увеличение роли негосударственного сектора услуг по присмотру за детьми - одно из направлений развития образования в Южном Федеральном Округе [[90]]. В Ростовской области работают около 1,3 тыс. муниципальных, 94 частных организаций (22 детских сада и 72 ИП, осуществляющих присмотр и уход) [[91]], предоставляя места детям дошкольного и ясельного возраста. За период реализации «дорожных карт» (ассоциацией «Некоммерческое партнерство по содействию в развитии частных детских учреждений» и Министерством образования РО) создано почти 3 тыс. мест в ДОУ. К сожалению, увеличение количества мест чаще связано с сокращением уже существующих ясельных групп в государственных дошкольных учреждениях.
Рост популярности у родителей частных дошкольных образовательных учреждений на фоне переполненности групп в государственных ДОУ, даже несмотря на стоимость пребывания, которая отличается в пять раз, объясняется поиском «особого пути» для детей. В последние годы наметился рост стоимости образовательных услуг в государственных ДОУ на 16,5%.
От уровня культуры в обществе, от его духовно-интеллектуального развития зависит образовательная активность населения. По данным Росстата, большинство родителей воспитанников ДОУ имеют образование не ниже СПО, постоянное место работы и доход, соизмеримый с необходимым на содержание ребенка. Родители становятся более требовательны к качеству образования (изучают программы, их соответствие требованиям, повышается внимание к квалификации педагогов, к материально-технической базе ДОУ.
Развитие современного общества характеризуется постоянным обновлением технологий, ускоренном освоением инноваций, адаптацией к запросам и требованиям регионального рынка труда [[92]]. К необходимости качественно новой подготовки педагогических кадров, к принципиальному изменению роли педагога в образовательном процессе, приводит переход на новые образовательные стандарты, внедрение ИК-технологий. Недостаток электронных образовательных ресурсов может стать сдерживающим фактором развития образовательного учреждения, а детские сады нуждаются также в развитии информационно-управленческой системы (внедрение и ведение управленческих баз данных, компьютерная поддержка управления).
Исходя из сложившейся ситуации на рынке услуг дошкольного образования Ростовской области, нами был проведен PEST-анализ [[93]] косвенных факторов влияния макросреды ЧДОУ д\с «Жемчужина», применен метод взвешивания каждого фактора (ETOM): оценен вес, степень и направленность влияния на деятельность дошкольного учреждения, определена средневзвешенная оценка каждого из анализируемых факторов (Приложение 7). Средние суммарные оценки каждой группы факторов важны для дальнейшей работы по ранжированию показателей степени влияния, вероятности изменения и удельного веса (значимости) в общей факторной картине. Такой подход позволяет прогнозировать перспективы развития внешней макросреды, выявлять потенциальные угрозы и открывающиеся возможности.
Интерпретация результатов проведенного PEST-анализа показала, что факторами наибольшего влияния являются: необходимость лицензирования образовательной деятельности и государственное регулирование, уровень платежеспособности населения и его культурные ориентиры, тенденции развития в социальной сфере, поддержка предпринимательства в области дошкольного образования, повышенный спрос на услуги– это изменяемые во времени факторы при очень высокой значимости для учреждения. ЧДОУ д\с «Жемчужина» находится в позитивной макросреде, в которой преобладают положительные факторы: учреждение может воздействовать на внешние условия, а не только адаптироваться к ним. Это повышает шансы на дальнейшее успешное развитие и функционирование.
Факторы PEST-анализа взаимодействуют: изменения в правовом регулировании влияют на экономические факторы среды, связанные с социально-культурными, технологическими факторами. Нехватка мест в МДОУ формирует политику поддержки государством малого и среднего бизнеса в сфере дошкольного образования, а отмена льготного кредитования и налогообложения приведет к уменьшению количества ЧДОУ, оказывающих образовательные услуги, или переходу на нелицензируемую деятельность.
3.3. Анализ состояния микроокружения ЧДОУ д\с "Жемчужина"
В целях анализа состояния конкуренции на рынке дошкольных образовательных услуг г. Ростова-на-Дону, а также услуг по присмотру и уходу за детьми использована пятифакторная модель М. Портера (Приложение 9).
Частный детский сад «Жемчужина» не защищен от угрозы вторжения новых участников на рынок дошкольных образовательных услуг. Индивидуальные предприниматели, планирующие деятельность по присмотру и уходу за детьми, не испытывают трудностей выхода на рынок, а барьеры вхождения на рынок образовательных услуг -серьезные [[94]].Если учреждение ведёт образовательную деятельность, необходима лицензия, получению которой предшествует: утверждение Устава, постановка на учет в ФНС, проверки выполнения норм [[95]] пожарной, технической и антитеррористической безопасности, санитарных норм, заключение договоров на использование помещения, получение документов о достаточной материально-технической базе, утверждение программ, подбор квалифицированных сотрудников [[96]]. Необходимы немалые вложения, покрывающие расходы на аренду (приобретение) помещения, соответствующего требованиям, на оснащение, обеспечение безопасности, закупку инвентаря, заработную плату, отчисления. Если ИП работает лично, без сотрудников-педагогов, ему лицензия не нужна. Детским центрам, без лицензирования разрешено заниматься присмотром, уходом за детьми, вести занятия по их социализации и развитию. Появление на рынке образовательных услуг тех, кто игнорирует требования закона [[97]], составляет угрозу для соответствующего им ЧДОУ д\с «Жемчужина».
Характерная особенность рынка дошкольных услуг - это целевой потребитель, не равный покупателю. Взрослого потребителя услуг ДОУ характеризует новое демографическое поведение [[98]]: желание иметь более двух детей, особое внимание к уровню образования (число имеющих ВПО увеличилось с 54% до 63%), больше доверия к институту брака (соотношение: 0.92% к числу разводов 0,43% на каждую 1000 человек), экономическая независимость женщин (совмещают работу и семью).