Файл: Взаимодействие органов государственной власти и молодежных организаций в Российской Федерации: современное состояние и пути совершенствования (на примере Ростовской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 396

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретико-методологическая основы изучения институциональных механизмов взаимодействия государства и молодёжных организаций

1.1. Социально-политическая активность молодежи как предметная область научных исследований

1.2. Организационное регулирование деятельности молодежных организаций в России: историко-правовой аспект

1.3. Система взаимодействия органов государственной власти РФ и молодежных организаций: основные тенденции и показатели

2. Анализ системы взаимодействия региональных органов власти с молодежными организациями Ростовской области

2.1. Институализация молодежных организаций Ростовской области. Нормативно- правовое регулирование их деятельности и взаимодействие с властью

2.2. Взаимодействие региональных органов власти и молодежных организаций в Ростовской области: основные тенденции и проблемы

2.3. Молодежное самоуправление и парламентаризм как инновационные формы взаимодействия государства и молодежных организаций

2.4. Взаимодействие органов власти и общественных молодежных организаций Ростовской области в рамках реализации молодежной политики

3. Перспективы развития системы взаимоотношений молодежных организаций Ростовской области с региональными органами власти

3.1. Основные принципы совершенствования взаимоотношений молодежных организаций и органов власти Ростовской области

3.2. Предложения и рекомендации по вопросам взаимодействия молодежных организаций с органами власти в Ростовской области

Заключение

Приложения

Библиография

В российской политической практике уже существует несколько подходов к классификации молодежных организаций, а также продолжают формироваться новые (см. Приложение 4). В целях изучения взаимодействия государства с молодежными организациями в плане правового регулирования, надзора и контроля, целесообразно рассматривать молодежные организации в зависимости от их отношения к политике, спектра деятельности, регионального охвата и уровня взаимодействия с государством.

Молодёжная политика корпораций традиционно занята вопросами квалификации подчиненных, социальной поддержкой молодых семей. Она является частью программы или даже ряда программ общественного характера.

Отношения, возникающие в связи с установлением и реализацией органами власти мер государственной поддержки молодёжных объединений, регулирует законодательно-правовая база (Приложение 5), в том числе ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений». Организации создаются на принципах: добровольности, общности интересов, наличия общих целей, законности, самоуправления, равноправия, некоммерческого характера деятельности, особого субъектного состава [[44]] для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, в целях защиты своих прав и свобод на основе уставных документов и программ [[45]]. Организациям искать новые ориентиры, эффективные формы взаимодействия с молодежью и политической властью, СМИ, коммерческими организациями непросто, учитывая неустойчивость, изменчивость и спорадический характер деятельности, недостаток материальных ресурсов, определенный правовой нигилизм, аморфность социальной базы [[46]]. Они объединяют от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, есть и крупные организации.

В состав Общероссийской ассоциации общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России» входят 17 общероссийских, 14 межрегиональных и 52 региональных молодежных объединений. Он стал конфедеративным объединением молодежных организаций, важной организационной структурой, необходимой для объединения усилий [[47]]. Является членом Европейского Совета национальных комитетов молодежи. С 2017 года Россия присоединилась к Программе «Добровольцы ООН» (2016-2030 гг.) по интеграции добровольчества в дело мира, политику и законодательство, по достижению целей в области развития, согласованных на международном уровне. Как институциональное образование «Национальный Совет молодежных объединений» позволяет им наладить взаимосвязь с правительством, парламентом, Президентом, лоббировать интересы молодежи в этих структурах, осуществлять общественный контроль за политикой, проводимой властями на уровне «обратной связи» [[48]].


«Росмолодёжь» с подведомственными структурами («Роспатриотцентр», «Роскультцентр», «Росдетцентр») оказывают поддержку молодежным проектам, включая молодежное волонтерское движение [[49]] (реализация в 45 субъектах РФ стратегической инициативы АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) «Стандарт поддержки добровольчества (волонтерства) в регионах». Ими реализуются проекты: по развитию управленческих навыков («Команда» и «Успех в твоих руках»), развитию социальной и предпринимательской активности молодежи («Самоуправление: жизненная траектория к успеху» и «Лидер XXI века») [[50]], стимулированию развития трудовых молодежных организаций и студенческих отрядов («Карьера»). Демонстрацией продуктивных партнерских отношений между органами власти и молодежными организациями является проведение молодежных форумов: до 2014 г.- «Селигер», а с 2015 г. - «Территория смыслов» во Владимирской области, «Таврида» в Крыму, с 2016 г. - Арктического молодежного форума «Арктика», на Курильских островах «Итуруп», Международного форума "БалтАртек" под Калининградом- с 2018 г., XIX Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Сочи (2017г.).

Общероссийская общественная организация "Детские и молодёжные социальные инициативы" (ДИМСИ) – это союз 12 автономных некоммерческих организаций в 12 регионах РФ (более 60 тыс. чел.). Приоритетные направления деятельности: социальная поддержка ("Диалог индивидуальностей"), пропаганда ЗОЖ ("Лидер здоровья"), гражданское воспитание ("Школа гражданского общества", "Возвращение к истокам"), волонтерская деятельность ("Волонтер и общество. Волонтер и власть"). Является экспериментальной площадкой Российской академии образования по развитию воспитательного потенциала молодежных объединений, базой апробации инновационных образовательных технологий (20 общероссийских, региональные, муниципальные проекты, объединенные Перспективной программой развития организации до 2025 года). Входит в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся господдержкой [[51]].

Региональные организации Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи» и общественные представительства ЦК РСМ созданы в 76 субъектах РФ) [[52]]. Ежегодно в их проектах участвует 4 млн. чел., общая численность - 115 тыс. чел. В 2017 году РСМ стал первой некоммерческой организацией, признанной Министерством юстиции РФ исполнителем общественно полезных услуг, а Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки аккредитовало в качестве экспертной организации в области государственной аккредитации образовательной деятельности. В 2018 году получил трехгодичный грант от Фонда президентских грантов на реализацию проекта «Пространство Развития», подписано соглашение о сотрудничестве между РСМ с Комитетом Государственной Думы по делам национальностей, Общественной палатой РФ. В 2019 году с Федеральным агентством по делам молодежи подписано положение о реализации акции «Мы - граждане России!», её проведение вошло в Систему ключевых показателей реализации государственной молодежной политики в субъектах РФ.


Одной из значимых форм участия молодежи в политической жизни страны является деятельность молодежи в общественно-политических организациях. Собирательный образ представителя молодежного крыла партии демонстрируется обществу, как эталон социального поведения [[53]]. Особенностью деятельности таких организаций является уровень активности: в период предвыборных кампаний возрастает, затем падает. Задача же государства должна состоять не столько в формализации политической активности молодежи, сколько в обеспечении конкурентоспособности современных политических движений в институциональном пространстве. Молодые люди в составе политических партий часто являются низовыми функционерами [[54]], участвуют в событийных мероприятиях, осуществляя пропагандистские акции фракций политических партий Государственной Думы.

Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи РФ активно разворачивают свою деятельность на фоне усиливающихся просоветских настроений. Ориентируется на военно-патриотические проекты и митинги-демонстрации, которые проходят под эгидой КПРФ. На данный момент насчитывается 77 региональных представительств, численность - около 57 тыс. чел. [[55]].

«Молодая Гвардия Единой России» (около 170 тыс. чел.) обладает достаточно крупным административным ресурсом; она главная кузница кадров «Единой России» [[56]], её региональные отделения действуют в большинстве субъектов РФ. При отсутствии чётко определённой идеологии проявляет антиоппозиционность. Деятельность ориентирована на отстаивание интересов партии власти, связана с вовлечением молодёжи в государственные проекты.

Молодёжная организация ЛДПР (неофициальное название - «Соколы Жириновского») позиционирует свою деятельность как правозащитную. Построены и функционируют: собственный коммерческий ВУЗ - Институт мировых цивилизаций (в случае сдачи первой сессии на «отлично», дальнейшее обучение и общежитие бесплатно) [[57]], специализированные молодежные центры в отдельных помещениях (подчеркнуть самостоятельность организации, предотвратить вмешательство в работу), собственный телевизионный канал (ЛДПР-ТВ)/ Для координации деятельности молодежной организации «Соколы Жириновского» введена должность депутата-куратора, формирующего вектор развития молодежной политики партии.


«Молодежное Яблоко» является внутрипартийным объединением одноименной фракции, обладает самым обширным по разнообразию полем деятельности. Федеральная структура «Молодежного Яблока» включает в себя более тридцати региональных отделений. «Молодежное Яблоко» успело зарекомендовать себя как партнер Европейского Движения Либеральной Молодежи - LYMEC, участник в качестве наблюдателя в заседании Международной федерации либеральной молодежи (IFLRY) [[58]].

Всероссийская организация «Молодые социалисты России» (более 50 тыс. чел.) партии «Справедливая Россия» имеет 72 региональных отделения. Цели организации многообразны - от вовлечения молодежи в строительство демократического справедливого общества, воспитания патриотизма и до сохранения, преумножения культуры и развития науки.

В РФ, кроме отделений молодежных партий, действуют молодежные представительства Евразийского союза молодежи, Революционного коммунистического союза молодежи и Всесоюзной молодой партий большевиков.

Деятельность в молодежных представительствах способствуют конструктивному участию молодых граждан в работе органов государственной власти, повышая эффективность разработки, принятия и реализации политических решений в сфере государственной молодежной политики, а также служит оптимизации планов и программ социально-экономического развития регионов РФ и совершенствованию кадровой политики в сфере государственного и муниципального управления, созданию правовых условий и гарантий для партнёрства органов государственной власти, молодежных организационных объединений и носителей молодёжной активности [[59]].

Молодежные парламенты формируются на федеральном уровне [[60]] (Молодежный парламент при Государственной Думе РФ и Палата молодых законодателей при Совете Федерации), на региональном - Парламенты при государственных органах субъектов РФ (11 регионов из 81 имеют право вносить законодательные инициативы), на муниципальном –парламентские структуры при муниципалитетах, в том числе при школах, клубах, прочих организациях (созданы в более чем 1900 муниципальных образованиях) [[61]].

Молодежное правительство - структура, создаваемая при органе исполнительной власти - фактически является управленческим институтом юных стажеров, формирующих практику административно-управленческой деятельности, привносящих в работу государственных органов новизну мысли.  Ассоциация молодежных правительств – всероссийское общественное объединение, целью которого является объединение усилий талантливых молодых управленцев России, повышение эффективности деятельности молодежных представительных структур. В настоящее время Ассоциация объединяет более 2000 молодых человек из 67 субъектов Российской Федерации. Между регионами заключается сотрудничество для обмена опытом в различных сферах, распространения ключевых массовых и популярных проектов.


Основными формами взаимодействия молодежных организаций с органами власти различного уровня по-прежнему остаются информационная и консультативная помощь, двусторонний диалог. Партнерство, как форма взаимодействия органов власти с молодежными организациями, а также система мониторинга взаимодействия находятся в стадии формирования: общепринятой трактовки эффективности и результативности мероприятий на сегодняшний день не выработано, но подходы к её созданию есть [[62]] (Приложение 6).

Органы местного самоуправления и молодежные организации предоставляют сведения органу исполнительной власти субъекта РФ, ответственному за реализацию ГМП , а затем они передаются Федеральному агентству по делам молодежи, в том числе и о поддержке и взаимодействии с общественными организациями и движениями [[63]].

Выводы по главе 1

В научной практике проблемы активности молодежи, молодежных объединений (организаций), их взаимодействия с органами власти различных уровней исследуются с цивилизационной, исторической, социально-политической, экономической, правовой точек зрения. Как правило, они рассматриваются в тесной связи с процессами реформирования российского общества, через призму их положительных и негативных последствий.

Политика государства советского периода, касающаяся взаимодействия с молодежными организациями может быть оценена как эффективная, ее основные направления не ограничивались реализацией идеологической и воспитательной функций. Но опыт социальной и, в частности, молодежной политики не был учтен впоследствии не только по социально-экономическим причинам, но и по политическим соображениям [[64]].

В постсоветский период взаимоотношения органов власти с молодежными организациями и движениями прошли эволюцию от отсутствия системы контактов, институтов, механизмов молодежной политики в начале 1990-х гг. через реестровый механизм (начало 2000-х гг.) к систематическому, целенаправленному включению молодежных организаций в процесс выработки, реализации молодежной политики в настоящее время (создание молодежных общественных и политических организаций, введение проектного подхода, развитие молодежного парламентаризма).

Доминантным является тренд объединения [[65]] общественных организаций в рамках региональных и межрегиональных союзов, ассоциаций, «круглых столов»: обладая четкой структурой, кадровыми ресурсами, стремятся к конструктивному взаимодействию с органами власти различного уровня.