Файл: Взаимодействие органов государственной власти и молодежных организаций в Российской Федерации: современное состояние и пути совершенствования (на примере Ростовской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 394

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретико-методологическая основы изучения институциональных механизмов взаимодействия государства и молодёжных организаций

1.1. Социально-политическая активность молодежи как предметная область научных исследований

1.2. Организационное регулирование деятельности молодежных организаций в России: историко-правовой аспект

1.3. Система взаимодействия органов государственной власти РФ и молодежных организаций: основные тенденции и показатели

2. Анализ системы взаимодействия региональных органов власти с молодежными организациями Ростовской области

2.1. Институализация молодежных организаций Ростовской области. Нормативно- правовое регулирование их деятельности и взаимодействие с властью

2.2. Взаимодействие региональных органов власти и молодежных организаций в Ростовской области: основные тенденции и проблемы

2.3. Молодежное самоуправление и парламентаризм как инновационные формы взаимодействия государства и молодежных организаций

2.4. Взаимодействие органов власти и общественных молодежных организаций Ростовской области в рамках реализации молодежной политики

3. Перспективы развития системы взаимоотношений молодежных организаций Ростовской области с региональными органами власти

3.1. Основные принципы совершенствования взаимоотношений молодежных организаций и органов власти Ростовской области

3.2. Предложения и рекомендации по вопросам взаимодействия молодежных организаций с органами власти в Ростовской области

Заключение

Приложения

Библиография

Система взаимодействия органов власти с молодежными организациями в регионе должна включать подсистемы: целей взаимодействия, закрепленных в нормативно-правовых актах, базовых концепциях; классификацию форм и содержания взаимодействия; механизмов взаимодействия с описанием основных методов и инструментов; инструментов мониторинга эффективности и обратной связи при взаимодействии. Необходимо закрепить это в стандартах, правилах деятельности сторон, стратегических внутренних документах, нормативно-правовых актах.

Залогом успешности системы взаимодействия должен стать принцип информационной открытости [[127]] для участников, СМИ и сообщества, налаживание каналов обратной связи с населением и оценки эффективности.

Эти принципы сформируют систему приоритетных направлений взаимодействия органов власти с молодежными организациями РО.

3.2. Предложения и рекомендации по вопросам взаимодействия молодежных организаций с органами власти в Ростовской области

Особенности современного этапа социально-политической трансформации требуют иного уровня взаимодействия молодежи и государства, общественно-политических молодежных организаций и властных структур. Современная инфраструктура совместной деятельности [[128]] требует от органов власти создания благоприятных условий для реализации потенциала молодежи, вовлечения её в общественно-политическое пространство региона, а от общественно-политических молодежных организаций - разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на включенность молодежи в решение собственных проблем, общенациональных задач [[129]].

Назрела необходимость принятия системообразующего федерального закона, который обеспечит системное правовое регулирование государственной молодежной политики на всей территории РФ, единство подходов к ее реализации на различных уровнях [[130]]. В определенной мере это «закон снизу», максимально учитывающий опыт конституционного (уставного) регулирования и лучшие наработки регионов в сфере государственной молодежной политики [[131]]. В области нормативно- правового обеспечения органы власти Ростовской области должны обратить свое внимание: на содействие в юридической регистрации деятельности молодежных общественных объединений в регионе, консультативную помощь по вопросам ведения ими хозяйственной деятельности. Участие молодежных объединений в осуществлении контроля над реализацией нормативно-правовых актов, затрагивающих права и интересы молодежи, дает им возможность влиять на реализацию политики относительно молодежи региона. Правоприменительная практика показывает, что без этого невозможно обеспечить единство механизмов правового регулирования деятельности молодежных организаций различного уровня.


В рамках информационного обеспечения требуется формирование новых и расширение существующих коммуникационных каналов, а именно: формирование системы информирования общественности о социально-экономическом положении региона, его муниципальных образований, задачах и роли молодежных организаций и парламентских структур в процессе решения данных проблем. Следует расширять интерактивную информированность о взаимодействии власти и молодежных организаций в информационных глобальных сетях силами самой молодежи, поддерживать развитие региональных молодежных платформ [[132]] и информационного портала в Интернете. Осуществление качественного мониторинга потребностей молодежных организаций в информационно-методическом обеспечении, новых информационных технологиях и инновациях будет способствовать эффективному сотрудничеству органов власти с молодежными организациями РО [[133]].

В построении системы взаимодействия органов власти с молодежными организациями важна роль просветительской деятельности: не только в молодежной среде, но и в широкой общественной, направленная на повышение правовой культуры, доступности общественно-политической информации, формирование активной гражданской позиции. Реализации этих целей может способствовать создание и издание: региональных и муниципальных каталогов молодежных социально значимых проектов, ежемесячных информационных сборников о деятельности молодежных общественных объединений (вестники, газеты), а также создание информационных киосков в местах массовых сборов молодежи (концерты, молодежные клубы, спортивные соревнования). В реализации этого направления деятельности партнерами могут стать избирательные комиссии всех уровней, высшие и средние учебные заведения, общественные организации. Утверждение в Ростовской области системы поощрения (званий, премий, грантов) за лучшее освещение деятельности молодежных и детских общественных объединений в средствах массовой информации также будет способствовать повышению уровня взаимодействия молодежных организаций с органами региональной власти.

Серьезное внимание следует обратить на подготовку кадров для молодежных организаций, парламентов и иных молодежных общественных консультативно-совещательных структур [[134]], обучение их основам социального проектирования и управления, законотворчества. Необходимо повышать и профессиональное мастерство, престиж труда координаторов и руководителей молодежных организаций как кадрового ресурса органов государственного управления [[135]], совершенствовать систему диагностики информационных, образовательных, научных потребностей кадров молодежных общественных объединений, формировать и прогнозировать спрос в этой области. Программы подготовки и переподготовки этих специалистов должны быть комплексными, на блочной модульной системе, способствующими реализации принципов вариативности, свободы выбора содержания деятельности.


Функции контроля органов власти не должны подавлять самостоятельности, инициативы и творчества молодежных организаций. Координация их деятельности нуждается в научно-методическом и аналитическом обеспечении со стороны органов власти: экспертизе программ, проектов, рекомендаций, иных документов и материалов, создании и анализе банка социальных заказов, размещению социального заказа молодежных организаций [[136]].

В области материально-технической поддержки и финансирования текущей деятельности молодежных организаций Ростовской области органам власти необходимо: развивать систему государственного заказа через определение приоритетов и минимальных объемов финансирования, форм финансовой поддержки (субсидии, гранты), а также привлекать технологий фандрайзинга, обучать им молодых лидеров (распространять информацию о возможностях, порядке участия в конкурсах проектов), сформировать устойчивую систему лизинга по предоставлению базы государственных учреждений, системе льгот и скидок для молодежных организаций при предоставлении аренду, приобретения объектов материально-технического назначения.

Для обеспечения эффективного сотрудничества представителей молодежи, молодежных общественных объединений с органами государственной власти и местного самоуправления необходим субъект-субъектный открытый диалог: оказывая поддержку развития молодежных гражданских инициатив, необходимо расширять формы и направления взаимодействия с ними, учитывая потребности возрастных групп [[137]] (14-17, 17-20, 20-25, 25-30 лет).

В целях укрепления механизмов легитимного и демократичного представительства, защиты законных интересов молодежи в органах власти, местного самоуправления, необходимо стимулировать развитие молодежного самоуправления, совершенствуя систему молодежных институтов, соблюдения достаточных условий для их функционирования и развития, условий для системного выявления социально активной молодёжи, потенциальных лидеров, обеспечения их дальнейшего становления и роста. Рассмотреть возможность создания на базе аппарата Молодежного Парламента РО консультативных групп, состоящих из мобильной и стационарной части.

Оценивать эффективность взаимодействия органов власти и молодежных организаций Ростовской области на основе системы сбалансированных показателей (BSC), отражающих интересы молодежи, общества, экономики и государства [[138]]. Показателями эффективности могут стать: привлечение молодежных организаций к участию в деятельности органов региональной власти, местного самоуправления, к реализации планов, программ и проектов социально-экономического развития региона; повышение действенности системы участия молодых граждан в выработке, принятии и реализации решений по вопросам, затрагивающим права и законные интересы молодежи; выявление социально активных молодых людей в различных сферах общественной жизни; привлечение научного и творческого потенциала молодежи к участию в реализации молодёжной политики РО; создание правовых и иных условий для сотрудничества органов региональной власти, молодежных общественных организаций и представителей активной части молодежи в сфере реализации молодежной политики и решении иных вопросов, затрагивающих права и законные интересы молодежи, на всех уровнях; стимулирование процесса развития молодежных структур на территории РО.


Выводы по главе 3

 Главное достижение во взаимодействии органов власти и молодежных организаций - переход от обособленности к согласованным действиям; от открытости и заинтересованности в диалоге зависит эффективность взаимодействия. Она возможна через реализацию целевых проектов (программ), подтвержденных нормативной базой, механизмом государственной поддержки на различных уровнях, через увеличение общего объема финансирования, долгосрочных инвестиций [[139]] в продукты молодежной проектной деятельности., реализацию наиболее действенных, на наш взгляд, мероприятий.

Необходимо расширять практики заключения соглашений, в т.ч. о реализации конкретных проектов и программ молодежной направленности [[140]].

Во-вторых, совершенствовать механизмы реализации партнерства, обоснование критериев и создание методологической базы расчета показателей эффективности взаимодействия, изучать и обобщать передового опыта в сфере государственного партнерства.

Необходимо также развивать инструменты мониторинга текущей ситуации, оперативного выявления проблем и поиска их решений при участии молодежных организаций, учитывая группы целевой молодежной аудитории.

Проведение активного поиска резервов привлечения предприятий и организаций Ростовской области к осуществлению региональных молодежных программ приведет к большей доступности инструментов мотивации участия, а также финансирования совместных проектов.

Требуется разработка систем привлечения потенциала молодежных организаций к совершенствованию государственно-регионального управления, а от молодежных организаций - развития института цивилизованного лоббирования [[141]] своих интересов, интересов молодежи в органах власти.

Становлению эффективного взаимодействия могут способствовать меры по совершенствованию инструментария информационной открытости, налаживание обратной связи с населением, мониторинга общественного мнения.

Повышению эффективности сотрудничества также способствует налаживание устойчивых коммуникаций и взаимодействия с представительствами федеральных государственных органов, а также местным и территориальным общественным самоуправлением по вопросам партнерства.

 Требуется также разработать ряд дополнительных мер по сохранению традиций межнационального общения, толерантности и взаимопонимания среди молодых представителей многонационального Донского региона.


Заключение

В настоящее время очень важно, чтобы молодые граждане были готовы к активному взаимодействию с государством, участию в решении различных проблем, существующих в современном обществе [[142]].

Целью курсовой работы являлось теоретическое изучение системы взаимодействия органов государственной власти с молодежными организациями Ростовской области. Для реализации поставленной цели был произведен анализ учебной и научно-методической литературы. В ходе проделанной работы удалось изучить и проанализировать исторический аспект развития молодежных организаций в России, рассмотреть правовой аспект их деятельности и взаимодействия с органами власти на федеральном уровне и на уровне региональном (на примере Ростовской области), а также решить ряд практических задач путем определения форм взаимодействия органов власти и молодежных организаций Ростовской области, выявления основные тенденций, возникающих проблем, путей повышения эффективности взаимодействия органов власти и молодежных организаций Донского региона.

На основании освоения темы, можно утверждать, что взаимодействие органов власти и молодежных организаций - неотъемлемая часть политики государства, общества, политических сил, социальных институтов. Исторически менялось содержание, направления; этапы имели свои особенности, специфику, показывая позитивные и негативные практики взаимодействия.

Становление современных молодежных организаций пришлось на годы преобразований во всех сферах жизнедеятельности российского общества, на период нового государственного строительства, на время изменения положения России на мировой арене. На данный момент базового федерального закона в области молодёжной политики РФ не существует [[143]]. В большинстве субъектов РФ действуют местные региональные документы, отличающиеся предметным содержанием, структурой и практической значимостью.

На основе осмысления процессов взаимодействия органов власти с молодежными организациями Ростовской области, неразрывно связанного с этим процесса, общественно-политической активизации молодежи, можно судить о достаточно эффективной деятельности в этом направлении. Вместе с тем, успешное взаимодействие определяется также практическим использованием разработанных автором специфических региональных подходов к оцениванию эффективности совместной деятельности, наличием целостной системы регулирования компетентности специалистов, реализующих политику в отношении молодежи в Донском регионе. В Ростовской области взаимодействие молодежных организаций и органов публичной власти многоуровневое, многозвенное; наблюдается достаточная разветвленность регионального законодательства в этой сфере, законодательно закреплена система межведомственного взаимодействия по вопросам реализации ГМП в регионе, принята программа «Молодежная политика и социальная активность» [[144]], рассчитанная на 2019 -2030 гг. Действуют консультативно- совещательные органы (Молодежное Правительство, Молодежный Парламент). Органами власти поддерживаются молодежные инициативы, многие из которых известны в других регионах РФ: ежегодный молодежный образовательный форум «Молодая волна», платформа самореализации «Дон молодой», проекты «Диалог на равных», «Прорыв» и «Премьера», развито студенческое движение. В рейтинге эффективности региональных органов исполнительной власти, реализующих государственную молодежную политику, Ростовская область занимает лидирующие позиции среди регионов России и ЮФО.