Файл: Взаимодействие органов государственной власти и молодежных организаций в Российской Федерации: современное состояние и пути совершенствования (на примере Ростовской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 409

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретико-методологическая основы изучения институциональных механизмов взаимодействия государства и молодёжных организаций

1.1. Социально-политическая активность молодежи как предметная область научных исследований

1.2. Организационное регулирование деятельности молодежных организаций в России: историко-правовой аспект

1.3. Система взаимодействия органов государственной власти РФ и молодежных организаций: основные тенденции и показатели

2. Анализ системы взаимодействия региональных органов власти с молодежными организациями Ростовской области

2.1. Институализация молодежных организаций Ростовской области. Нормативно- правовое регулирование их деятельности и взаимодействие с властью

2.2. Взаимодействие региональных органов власти и молодежных организаций в Ростовской области: основные тенденции и проблемы

2.3. Молодежное самоуправление и парламентаризм как инновационные формы взаимодействия государства и молодежных организаций

2.4. Взаимодействие органов власти и общественных молодежных организаций Ростовской области в рамках реализации молодежной политики

3. Перспективы развития системы взаимоотношений молодежных организаций Ростовской области с региональными органами власти

3.1. Основные принципы совершенствования взаимоотношений молодежных организаций и органов власти Ростовской области

3.2. Предложения и рекомендации по вопросам взаимодействия молодежных организаций с органами власти в Ростовской области

Заключение

Приложения

Библиография

Существуют и проблемы: наблюдается низкая интенсивность работы в сельских поселениях области из-за несовершенства инфраструктурной поддержки организаций (помимо материальной) [[145]]; координаторы, руководители подразделений министерств и ведомств, занимающиеся в современных условиях вопросами молодежи, нуждаются в переподготовке, требуется подготовка кадровых ресурсов для органов государственного управления (отбор не только на конкурсной проектной основе). Информационная составляющая в деятельности молодежных организаций непонятна широкой аудитории, требуется большая прозрачность взаимодействия их с властью.

Резюмируя полученные результаты, автором работы выявлены показатели эффективности взаимодействия органов власти с молодежными организациями РО; они могут стать как методологическим инструментарием управления, так и мерилом оценки практической деятельности. Предложены также рекомендации по совершенствованию взаимодействия органов государственной власти и молодежных организаций Ростовской области. А именно:

- повышение компетентности специалистов сферы ГМП всех уровней;

-разработка органами власти показателей, определяющих количество учреждений и специалистов, необходимых (достаточных) для работы с молодежью и молодежными организациями, осуществление регулярного мониторинга индекса социально-политического самочувствия молодежи Донского региона с целью гибкого реагирования на возникшие проблемы;

- внедрение единой для всех системы критериев эффективности взаимодействия органов власти с молодежными организациями Ростовской области;

- совершенствование систем эффективного социального партнерства на основе межведомственного взаимодействия с молодежными организациями;

- создание в Ростовской области условий для повышения общественно-политической активности и развития молодежного потенциала.

Повышение качества совместной работы органов власти и молодежных организаций в указанных направлениях обеспечит более широкое вовлечение молодежи в экономическое и общественно-политическое пространство Дона.

Приложения

Приложение 1

Органы государственной власти РФ, включенные в реализацию ГМП

по взаимодействию с молодежными организациями (по этапам) [[146]]

Комитет по делам молодежи при Правительстве РФ

сентябрь 1992 г.

реорганизован в Комитет РФ по делам молодежи

Комитет РФ по делам молодежи

ликвидирован (1994)

Комитет РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму

январь 1994 г.

за 10 лет менял названия 10 раз. Упразднен (2004 г.)

Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи 

Комитет РФ по делам молодежи

май

1994 г.

переименован в Государственный комитет РФ по делам молодежи (1996)

Совет по делам молодежи при

Президенте РФ

июнь

1994 г.

Упразднен (2000 г.)

Межведомственная комиссия по содействию творческому, научно-техническому развитию детей и молодежи РФ

январь 1995 г.

расформирована (1997 г.)

Национальный фонд молодежи

март

1995 г.

прекратил деятельность из-за отсутствия финансирования (1996 г.)

Государственный Комитет РФ

по делам молодежи

1996 г.

Упразднен (1998 г.). Функции переданы Министерству труда и социального развития РФ (Департамент по делам молодежи)

Сентябрь

1998 г.

преобразован (1999 г.) в Государственный комитет РФ по молодежной политике. Упразднен (2000 г.)  с передачей функций Министерству образования РФ

Правительственная комиссия РФ по делам молодежи

апрель 2000 г.

Упразднены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2004 N 215 (ред. от 28.12.2018) "Об упорядочении состава координационных, совещательных, иных органов и групп, образованных Правительством РФ "

Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и спорту

январь 2002 г.

Министерство образования и науки РФ (Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей)

Март

2004 г.

с 2005 года в названии было убрано слово «государственной»

Федеральное агентство по образованию (Управление по делам молодежи)

июнь

2004 г.

упразднено (2010 г.), его функции переданы Министерству образования и науки РФ

Совет по взаимодействию Совета Федерации ФС РФ с молодежными парламентами субъектов Российской Федерации, молодежными общественными объединениями Российской Федерации (Молодежная парламентская Ассамблея)

август 2004 г.

Упразднен (2012 г.). Образована Палата молодых законодателей


Приложение 1 (продолжение)

Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи 

март

2005 г.

Разделен (2007) на Комитет по физической культуре и спорту и Комитет по делам молодежи, в 2011 снова объединен, с 2016 переименован в Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи

Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи

Сентябрь 2007 г.

преобразован в Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) подведомственное Минспорттуризму России

Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ

Май 2008 г.

преобразовано в Министерство спорта Российской Федерации, его функции по выработке и реализации государственной молодежной политики переданы Министерству образования и науки РФ, в структуре которого создан Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи (2012)

Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь)

Май 2008

 С 21 мая 2012 года по 15 мая 2018 находилось в подчинении Министерства образования и науки РФ. В 2013 году штанная численность увеличена до 100 чел.), расширены функции, но отсутствовало финансовое подкрепление из федерального бюджета. С 15 мая 2018 года — в подчинении Правительства РФ

Приложение 2

Периодизация этапов становления и развития коммуникаций власти и молодежи в России (ХХ –ХХI вв.) [[147]]

Приложение 3

Модели региональной молодежной политики (период 2010- 2014 гг) [[148]]

Модели

Характеристика модели

Регионы, реализующие модель

патриархальная модель

активное государственное регулирование активности молодежи; высокий уровень институционально-правовой базы (закон по молодежной политике, закон о государственной поддержке молодежных общественных организаций); слабое развитие молодежного общественного движения; наличие молодежных парламентов республики

Адыгея, Тыва, Алтай, Башкортостан, Хакасия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Саха, Северная Осетия–Алания, Бурятия, Удмуртия, Коми, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Чечня; края: Приморский, Ставропольский, Хабаровский; области: Амурская, Кемеровская, Читинская, Рязанская, Калужская, Волгоградская, Сахалинская, Вологодская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Камчатская, Костромская, Курская, Липецкая, Магаданская, Оренбургская, Орловская, Ростовская, Тамбовская; автономные округа: Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ненецкий, Чукотский, Еврейская автономная область, Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский

социалистическая модель

наличие сформированной институционально-правовой базы молодежной политики; государственное регулирование молодежной политики; доминирование организаций с левой идеологией в молодежном политическом движении; развитое молодежное общественное движение

республика Татарстан, Красноярский край, Брянская, Тюменская, Самарская, Саратовская, Ярославская области смешанная модель сосуществование в молодежном политическом движении организаций патриотической и социалистической направленности республики: Карелия, Чувашия; края: Алтайский, Краснодарский; области: Астраханская, Архангельская, Белгородская, Новосибирская, Воронежская, Кировская, Омская, Смоленская

либерально-консервативная модель

закрепленные на законодательном уровне принципы и направления молодежной политики, обязательства государства по отношению к молодежи; сосуществование патриотических, лояльных государству организаций и либеральных оппозиционных организаций

республика Мордовия, Курганская, Мурманская, Свердловская, Ленинградская, Псковская области

плюралистическая модель

ограниченное вмешательство государства в регулирование молодежной политики; идеологический плюрализм в молодежном политическом движении; высокоразвитое молодежное общественное движение

Москва, Санкт-Петербург, Московская, Владимирская, Тверская, Тульская, Нижегородская, Пензенская, Томская, Челябинская, Ульяновская, Новгородская области, Пермский край


Приложение 4

Типологиях молодежных организаций в Российской Федерации

(составлено по материалам [[149]], [[150]])

Приложение 5

Основные документы, регламентирующие деятельность молодежных организаций в Российской Федерации (по материалам [[151]])

Постановление ВС РФ

от 03.06.1993 N 5090-1 

«Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»

Определяет основные направления молодежной политики, меры по реализации (формирование нормативно-правой базы, проведение государственных программ, выделение средств для финансирования, создание фонда поддержки программ, органов по делам молодежи).  Имеет программный характер, устанавливает правовые основы регулирования общественных отношений в области поддержки молодежи. Есть необходимость в обновлении содержания.

Федеральный закон

от 28.06.1995 № 98-ФЗ

«О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» 

 Устанавливает организационно-правовые основы государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, определяет меры, принимаемые органами власти в целях формирования условий для функционирования молодежных объединений, их становления и развития, государственной и общественной защиты прав и интересов молодых людей (информационное обеспечение, профессиональная подготовка кадров для молодежных объединений, поддержка проектов со стороны государства, комплексное финансирование мероприятий, проводимых молодежными организациями)

Федеральный закон

от 24.06.1999 № 120-ФЗ

«Об основах системы

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Определяет организационно-правовые основы профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому; обеспечению защиты прав и законных интересов; по обеспечению социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних

Федеральный закон

от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 

Определяет основополагающие гарантии конституционных прав ребенка, позволяющие реализовать права детей, не допустить их дискриминации, восстановить их в случае нарушения, сформировать благоприятные социально-экономические условия для их развития и воспитания.

Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 409 «О Федеральном агентстве по делам молодежи» 

Определяет Росмолодежь как орган власти, осуществляющий взаимодействие с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, организующий мероприятия по обеспечению здорового образа жизни молодых людей, их нравственного и патриотического воспитания, и реализации молодежью профессиональных возможностей

Указ Президента РФ от 07.12.2015 N 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» 

 Учреждено 5000 грантов, предоставляемые в размере 20 000 рублей ежемесячно, для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам подготовки специалистов среднего звена, бакалавриата и специалитета на бюджетной основе


Приложение 5 (продолжение)

Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ

Установлены направления функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, научной и методической базы научных и образовательных учреждений, системы подготовки педагогических и управленческих кадров, системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний, формирование условий для профессиональной самореализации молодежи)

Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403 -р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» 

Устанавливает рамочные положения, направленные на создание условий для успешной реализации молодежи, раскрытия потенциала и успешной интеграции молодежи в российское общество. Определяет государственную молодежную политику как особую систему мер, молодежь как социально-демографическую группу возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях - до 35 и более лет, устанавливает правовые, информационные, организационные, научно-аналитические и социальные механизмы реализации государственной молодежной политики

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

Утвердило Стратегию развития воспитания, которая направлена на формирование условий для воспитания молодого поколения, ориентирована на развитие общественных институтов воспитания в рамках образовательного процесса, физической культуры, спорта и культуры 

Приложение 6

Критерии эффективности деятельности молодежных представительных структур в Российской Федерации [[152]]

Приложение 7

Динамика ключевых показателей сферы молодежной политики

Ростовской области за 2015-2020 гг. [[153]]

Параметр

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Численность молодежи (14-30 лет) на 1 января (тыс. чел.)

Ростовская обл.

1019,7

985,9

952,6

916,6

882,5

850,6

Место РО в РФ

5

5

5

5

5

-

Доля молодежи в общей численности населения (%)

Ростовская обл.

22,7

22,2

21,5

20,7

19,019,9

18,2

Место РО в РФ

-

32

33

31

30

29

Доля молодежи, вовлеченной в деятельность общественных объединений (%)

Ростовская обл.

27,0

27,0

28,8

28,0

29,0

-


Приложение 8

Органы молодёжного самоуправления в ЮФО (по материалам [[154]])

Наименование территории в ЮФО

Молодежное правительство

Молодежный парламент

Совет молодых депутатов

Молодежная избирательная комиссия

Ростовская область

Краснодарский край

отсутствует

Республика Адыгея

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Астраханская область

Республика Калмыкия

Отсутствует

Город Севастополь

Отсутствует

Республика Крым

отсутствует

Волгоградская область

Библиография

Нормативно-правовые (законодательные) акты

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 №98-ФЗ, ст. 4. (в ред. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 5 апреля 2013 г. № 56-ФЗ) // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/8019 (дата обращения 08.01.2020)
  2. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16.09.1992г. № 1075// Собр. актов Президента и Правительства РФ. – 1992. - № 12. – Ст. 924
  3. Постановление Совета Министров и Правительства РФ от 19.01.1993 г.№ 36 «Об утверждении Положения о Комитете РФ по делам молодежи» // Сб. актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – № 4
  4. Приказ Росмолодежи от 13.05.2016 N 167 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику». URL: https://fadm.gov.ru/docs (дата доступа 11.01.2020)
  5. Приказ Росстата от 2 декабря 2019 г. N 725 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федеральным агентством по делам молодежи федерального статистического наблюдения в сфере государственной молодежной политики» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339393/ (дата доступа 03.01.2020)
  6. Приказ Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) от 22 мая 2019 г. №162 «Об утверждении системы ключевых показателей реализации государственной молодежной политики органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на 2019 год и плановые мероприятия на 2020-2021 годы» молодежи федерального статистического наблюдения в сфере государственной молодежной политики» //URL: http://docs.cntd.ru/document/560744738 (дата доступа 03.01.2020)
  7. Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 7.06. 2013 г. N 154 "Об утверждении Федерального реестра молодёжных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой"//URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70308334/ (дата доступа 02.02. 2020)
  8. Методические рекомендации по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодёжную политику: утверждены приказом Росмолодежи от 13.05.2016 № 167 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199425/(доступ 12.01.2020)
  9. Постановление Правительства Ростовской области № 636 от 15.10.2018 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Молодежь Ростовской области» (действующая редакция с изменениями от 13.02.2019)// URL: http://base.garant.ru/19608597/ (дата доступа 13.03.2020)
  10. Постановление Правительства Ростовской области от 19.02.2015 № 123 "Об утверждении Концепции формирования у детей и молодежи Ростовской области общероссийской гражданской идентичности" // URL: www.donland.ru/documents/2154/ / (дата доступа 13.01.2020)
  11. Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 5 марта 2019 года N 157 «Об утверждении Положения о формировании муниципального резерва управленческих кадров города Ростова-на-Дону»  //URL: http://docs.cntd.ru/document/553154428 (дата доступа 02.01.2020)