Файл: Взаимодействие органов государственной власти и молодежных организаций в Российской Федерации: современное состояние и пути совершенствования (на примере Ростовской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 412

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретико-методологическая основы изучения институциональных механизмов взаимодействия государства и молодёжных организаций

1.1. Социально-политическая активность молодежи как предметная область научных исследований

1.2. Организационное регулирование деятельности молодежных организаций в России: историко-правовой аспект

1.3. Система взаимодействия органов государственной власти РФ и молодежных организаций: основные тенденции и показатели

2. Анализ системы взаимодействия региональных органов власти с молодежными организациями Ростовской области

2.1. Институализация молодежных организаций Ростовской области. Нормативно- правовое регулирование их деятельности и взаимодействие с властью

2.2. Взаимодействие региональных органов власти и молодежных организаций в Ростовской области: основные тенденции и проблемы

2.3. Молодежное самоуправление и парламентаризм как инновационные формы взаимодействия государства и молодежных организаций

2.4. Взаимодействие органов власти и общественных молодежных организаций Ростовской области в рамках реализации молодежной политики

3. Перспективы развития системы взаимоотношений молодежных организаций Ростовской области с региональными органами власти

3.1. Основные принципы совершенствования взаимоотношений молодежных организаций и органов власти Ростовской области

3.2. Предложения и рекомендации по вопросам взаимодействия молодежных организаций с органами власти в Ростовской области

Заключение

Приложения

Библиография

Процессы институционализации молодежных объединений детерминированы комплексной поддержкой государства [[66]], реализуемой в формах: финансовая и материальная, информационная и научно-методическая, кадровая, общественная поддержка.

Являясь сложноорганизованным процессом, взаимодействие, как социально-политический диалог молодежных организаций с органами власти, способствует усвоению молодежью определенных политических норм и ценностей, образцов поведения, а их активный выбор - выработке ценностных установок. Партнерство органов власти и молодежных организаций является процессом, повышающим уровень социальной активности молодежи: молодежные организации получают ресурсы для деятельности, повышают свой статус, возможности для реализации целей; органы власти получают дополнительные инструменты воздействия и каналы взаимодействия с молодежью, возможность создать гибкую систему управления, адекватную современному развитию общества и возможность оптимизировать расходование средств; молодежь получает более эффективную, ориентированную на ее интересы молодежную политику, возможность непосредственно принимать участие в решении своих проблем и проблем местного сообщества. Но удельный вес молодежи в органах власти и управления остается низким [[67]].

Отсутствие стандартов оценки эффективности взаимодействия органов власти с молодежными организациями требует анализа существующей практики в этой и близких областях, с 2016 года разрабатываются ключевые показатели [[68]] реализации ГМП органами исполнительной власти в регионах.

2. Анализ системы взаимодействия региональных органов власти с молодежными организациями Ростовской области


2.1. Институализация молодежных организаций Ростовской области. Нормативно- правовое регулирование их деятельности и взаимодействие с властью

Отсутствие базового федерального закона в сфере государственной молодежной политики не препятствует субъектам РФ принимать законы, регулирующие вопросы данной деятельности (Рисунок 5), что является следствием совместной компетенции Федерации и ее субъектов.

Рисунок 5

Законы, регламентирующие взаимодействие органов власти и молодежных организаций в субъектах Российской Федерации [[69]]

Деятельность молодежных организаций осуществляется в соответствии с законодательной базой и программным регулированием; взаимодействие с органами власти – на основании методических рекомендаций по организации работы органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, осуществляющих государственную молодёжную политику [[70]].

Впервые закон «О молодежной политике в Ростовской области» принят Законодательным собранием региона в 1996 году; он определил основные права молодежи в сфере образования, труда, занятости, получения гарантированных социальных услуг. Закон утратил силу с принятием Областного закона «О государственной поддержке молодежи, молодежных и детских общественных объединений в Ростовской области». В нём были определены: инфраструктура органов по работе с молодежью и молодежными организациями, а также объекты адресной поддержки. Развивая идеи нормативно-правового документа, были приняты областные целевые программы «Молодежь Дона», с 2014 года по 2018 год - « Молодежь Ростовской области» [[71]].

В настоящее время в Ростовской области создана полновесная нормативная правовая база в сфере реализации государственной молодежной политики, а также взаимодействия органов власти с молодежными организациями. Приняты областные законы: №309-ЗС от 25.12.2014 «О государственной молодежной политике в Ростовской области» ( с изменениями от 06.03.2020) [[72]], №895-ЗС от 27.06.2012 «О поддержке добровольческой деятельности в Ростовской области» (с изменениями от 05.12.2018) [[73]], №584-ЗС от 28.04.2011 «О поддержке деятельности студенческих отрядов в Ростовской области» (в редакции законов  № 1002-ЗС от 03.12.2012, №1090-ЗС от 08.05. 2013, №92-ЗС от 23.12.2013) [[74]], №528-ЗС от 06.05.2016 «О патриотическом воспитании граждан в Ростовской области» (с изменениями 18.06.2018) [[75]].


Стратегической основой для организации практической работы с молодежью, государственными и общественными организациями, учреждениями, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами до недавнего времени была Концепция реализации государственной молодежной политики в Ростовской области на период до 2020 года, принятая постановлением Правительства Ростовской области  от 27.03.2013 г. № 172 [[76]].

Осуществление целей, заявленных в Концепция формирования у детей и молодежи Ростовской области общероссийской гражданской идентичности [[77]], предполагает решение задач по вовлечению молодежи в процесс развития гражданского общества, её участие в общественной и политической жизни. Также решаются вопросы по профилактике проявления терроризма, этнического, религиозно-политического экстремизма, развиваются международные и межрегиональные проекты, направленные на формирование общероссийской гражданской идентичности, поддержку молодежных организаций. Задачи реализуются с учетом региональной специфики и условий.

В соответствии с постановлением Правительства РО от 02.03.2015 №134 утверждена Концепция патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2020 года. Особое внимание в Концепции уделяется повышению уровня знаний молодежи отечественной истории, в том числе истории Дона, подвигов национальных героев и героев малой Родины [[78]]

Государственная программа Ростовской области «Молодежная политика и социальная активность» рассчитана 2019 -2030 гг. [[79]]. В рамках её реализации Комитетом по молодежной политике Ростовской области ежегодно формируется областной реестр молодежных и детских общественных объединений (с мая 2019 года по май 2020 года- 20 общественных объединений).

2.2. Взаимодействие региональных органов власти и молодежных организаций в Ростовской области: основные тенденции и проблемы

Вопросы реализации молодежной политики, деятельности молодежных организаций, их взаимодействия с органами власти являются приоритетными для развития региона. В Ростовской области действуют 211 молодежных общественных организаций различной направленности. Показатель численности молодежи (14 -30 лет) позволяет оценить ее текущий потенциал, показатель степени вовлеченности в деятельность общественных объединений – активность, желание участвовать в развитии региона (Приложение 7) [[80]].


В рейтинге эффективности региональных органов исполнительной власти, реализующих государственную молодежную политику, Ростовская область лидирует среди регионов Южного федерального округа. В 2019 году по этому показателю она заняла 2-е место на федеральном уровне [[81]].

Совершенствование инфраструктуры, как совокупности институтов, обеспечивающих создание необходимых правовых, экономических, организационных условий, стимулов и гарантий по реализации потребностей молодёжи по социально значимым аспектам жизнедеятельности, является стратегическим вектором в вопросах взаимодействия органов власти с молодёжными организациями Ростовской области. Системно структура включает: Комитет по молодежной политике РО, региональные государственные учреждения - Агентство развития молодежных инициатив, Центр патриотического воспитания молодежи РО, Донской волонтерский центр [[82]]. В муниципальных образованиях Ростовской области - 218 специалистов и 68 координаторов по работе с молодежью. Модель функциональна, охватывает основные уровни управления (областной, городской, районный) и все сферы общественной жизни (институт координаторов от организаций), создает возможности эффективного расходования финансовых средств на проведение молодежных мероприятий, в том числе в рамках предоставления государственных услуг.

Комитет по молодежной политике Ростовской области выявляет перспективные проекты, объединяет их в более крупные проекты областного масштаба, закрепляет кураторство направления за специалистом Комитета, наделяя его кадровыми ресурсами в лице координаторов от организаций, успешно реализующих данные проекты. Каждый из координаторов выполняет универсальный набор функций, утвержденный областным Комитетом по молодежной политике [[83]]. Но в представляемой координатором организации есть свои «сильные» стороны, на которые и делается ставка в его работе.

Тем не менее, на современном этапе во взаимодействии субъектов молодежной политики Ростовской области складывается особая ситуация: органы управления, пытаясь содействовать развитию «социально-полезных» объединений (организаций), одновременно проявляют стремление к социальному партнерству, взаимодействию административных кругов «на равных» с молодежными организациями, но применяют советский опыт руководства единой успешно функционирующей системой молодежных организаций.


Возникновение таких проблем обусловлено не только противоречиями между старыми принципами управления и новыми требованиями, определяющими место молодежных организаций в социальной жизни общества, но и отстраненностью власти от реальных проблем и интересов молодежи. Отчеты об освоении средств, выделяемых на реализацию молодежных проектов, мнение об элитарности молодежных парламентских структур отталкивают от всяческого взаимодействия с властью молодежь, которая придерживается позиции: «все равно нас не поймут» [[84]].  И хотя за реализацию молодежной политики в Ростовской области отвечают достаточно молодые люди (30-35 лет), такая проблема существует среди руководителей молодежных организаций, занимающихся общественной работой на протяжение десятков лет.

Социальная память родителей, выросших в непростой период развития нашей страны, с нигилистическим настроем по отношению к любому взаимодействию с институтами власти и общества передается молодежи, усваивается ею, ведь на этапе взросления она и так негативно относится к любым инструментам взаимодействия с государством. Исследование (2019) ЦНСИ, проведенное в Ростове-на-Дону среди студентов юридических, экономических и технических специальностей университетов подтверждает факт [[85]]. 

Наблюдается также низкая интенсивность работы молодежных общественных организаций в сельских поселениях Ростовской области из-за несовершенства инфраструктурной поддержки организаций (помимо материальной), недостаточной обеспеченности их нормальной работы [[86]].

Сложившаяся практика показывает, что взаимодействие осуществляется в основном с той частью молодежного сообщества, которая сама изъявляет желание быть участником проводимой молодежной политики. В результате формируется своего рода «закрытый клуб» участников (площадки общероссийских форумов, конкурсы и мероприятия, для участия в которых проходит жесткий отбор среди уже имеющих багаж опыта [[87]].

Формальные лидеры часто не являются ориентиром для широких масс молодежи, а неформальные – либо не признаются властью, либо отсутствуют, что создает нишу для радикально настроенных молодежных организаций. Заказ органов власти на ярких и сильных лидеров молодежи не сформирован.

Созданные органами власти группы и сообщества в социальных сетях не пользуются популярностью у молодежи, охватывают ее незначительный и постоянный сегмент. Как следствие - отсутствие внятной и понятной для аудитории информационной составляющей.