Файл: Взаимодействие органов государственной власти и молодежных организаций в Российской Федерации: современное состояние и пути совершенствования (на примере Ростовской области).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 406
Скачиваний: 5
Существуют и проблемы: наблюдается низкая интенсивность работы в сельских поселениях области из-за несовершенства инфраструктурной поддержки организаций (помимо материальной) [[145]]; координаторы, руководители подразделений министерств и ведомств, занимающиеся в современных условиях вопросами молодежи, нуждаются в переподготовке, требуется подготовка кадровых ресурсов для органов государственного управления (отбор не только на конкурсной проектной основе). Информационная составляющая в деятельности молодежных организаций непонятна широкой аудитории, требуется большая прозрачность взаимодействия их с властью.
Резюмируя полученные результаты, автором работы выявлены показатели эффективности взаимодействия органов власти с молодежными организациями РО; они могут стать как методологическим инструментарием управления, так и мерилом оценки практической деятельности. Предложены также рекомендации по совершенствованию взаимодействия органов государственной власти и молодежных организаций Ростовской области. А именно:
- повышение компетентности специалистов сферы ГМП всех уровней;
-разработка органами власти показателей, определяющих количество учреждений и специалистов, необходимых (достаточных) для работы с молодежью и молодежными организациями, осуществление регулярного мониторинга индекса социально-политического самочувствия молодежи Донского региона с целью гибкого реагирования на возникшие проблемы;
- внедрение единой для всех системы критериев эффективности взаимодействия органов власти с молодежными организациями Ростовской области;
- совершенствование систем эффективного социального партнерства на основе межведомственного взаимодействия с молодежными организациями;
- создание в Ростовской области условий для повышения общественно-политической активности и развития молодежного потенциала.
Повышение качества совместной работы органов власти и молодежных организаций в указанных направлениях обеспечит более широкое вовлечение молодежи в экономическое и общественно-политическое пространство Дона.
Приложения
Приложение 1
Органы государственной власти РФ, включенные в реализацию ГМП
по взаимодействию с молодежными организациями (по этапам) [[146]]
Комитет по делам молодежи при Правительстве РФ |
сентябрь 1992 г. |
реорганизован в Комитет РФ по делам молодежи |
Комитет РФ по делам молодежи |
ликвидирован (1994) |
|
Комитет РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму |
январь 1994 г. |
за 10 лет менял названия 10 раз. Упразднен (2004 г.) |
Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи |
||
Комитет РФ по делам молодежи |
май 1994 г. |
переименован в Государственный комитет РФ по делам молодежи (1996) |
Совет по делам молодежи при Президенте РФ |
июнь 1994 г. |
Упразднен (2000 г.) |
Межведомственная комиссия по содействию творческому, научно-техническому развитию детей и молодежи РФ |
январь 1995 г. |
расформирована (1997 г.) |
Национальный фонд молодежи |
март 1995 г. |
прекратил деятельность из-за отсутствия финансирования (1996 г.) |
Государственный Комитет РФ по делам молодежи |
1996 г. |
Упразднен (1998 г.). Функции переданы Министерству труда и социального развития РФ (Департамент по делам молодежи) |
Сентябрь 1998 г. |
преобразован (1999 г.) в Государственный комитет РФ по молодежной политике. Упразднен (2000 г.) с передачей функций Министерству образования РФ |
|
Правительственная комиссия РФ по делам молодежи |
апрель 2000 г. |
Упразднены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2004 N 215 (ред. от 28.12.2018) "Об упорядочении состава координационных, совещательных, иных органов и групп, образованных Правительством РФ " |
Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и спорту |
январь 2002 г. |
|
Министерство образования и науки РФ (Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей) |
Март 2004 г. |
с 2005 года в названии было убрано слово «государственной» |
Федеральное агентство по образованию (Управление по делам молодежи) |
июнь 2004 г. |
упразднено (2010 г.), его функции переданы Министерству образования и науки РФ |
Совет по взаимодействию Совета Федерации ФС РФ с молодежными парламентами субъектов Российской Федерации, молодежными общественными объединениями Российской Федерации (Молодежная парламентская Ассамблея) |
август 2004 г. |
Упразднен (2012 г.). Образована Палата молодых законодателей |
Приложение 1 (продолжение)
Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи |
март 2005 г. |
Разделен (2007) на Комитет по физической культуре и спорту и Комитет по делам молодежи, в 2011 снова объединен, с 2016 переименован в Комитет по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи |
Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи |
Сентябрь 2007 г. |
преобразован в Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) подведомственное Минспорттуризму России |
Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ |
Май 2008 г. |
преобразовано в Министерство спорта Российской Федерации, его функции по выработке и реализации государственной молодежной политики переданы Министерству образования и науки РФ, в структуре которого создан Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи (2012) |
Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) |
Май 2008 |
С 21 мая 2012 года по 15 мая 2018 находилось в подчинении Министерства образования и науки РФ. В 2013 году штанная численность увеличена до 100 чел.), расширены функции, но отсутствовало финансовое подкрепление из федерального бюджета. С 15 мая 2018 года — в подчинении Правительства РФ |
Приложение 2
Периодизация этапов становления и развития коммуникаций власти и молодежи в России (ХХ –ХХI вв.) [[147]]
Приложение 3
Модели региональной молодежной политики (период 2010- 2014 гг) [[148]]
Модели |
Характеристика модели |
Регионы, реализующие модель |
патриархальная модель |
активное государственное регулирование активности молодежи; высокий уровень институционально-правовой базы (закон по молодежной политике, закон о государственной поддержке молодежных общественных организаций); слабое развитие молодежного общественного движения; наличие молодежных парламентов республики |
Адыгея, Тыва, Алтай, Башкортостан, Хакасия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Марий Эл, Саха, Северная Осетия–Алания, Бурятия, Удмуртия, Коми, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Чечня; края: Приморский, Ставропольский, Хабаровский; области: Амурская, Кемеровская, Читинская, Рязанская, Калужская, Волгоградская, Сахалинская, Вологодская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Камчатская, Костромская, Курская, Липецкая, Магаданская, Оренбургская, Орловская, Ростовская, Тамбовская; автономные округа: Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ненецкий, Чукотский, Еврейская автономная область, Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский |
социалистическая модель |
наличие сформированной институционально-правовой базы молодежной политики; государственное регулирование молодежной политики; доминирование организаций с левой идеологией в молодежном политическом движении; развитое молодежное общественное движение |
республика Татарстан, Красноярский край, Брянская, Тюменская, Самарская, Саратовская, Ярославская области смешанная модель сосуществование в молодежном политическом движении организаций патриотической и социалистической направленности республики: Карелия, Чувашия; края: Алтайский, Краснодарский; области: Астраханская, Архангельская, Белгородская, Новосибирская, Воронежская, Кировская, Омская, Смоленская |
либерально-консервативная модель |
закрепленные на законодательном уровне принципы и направления молодежной политики, обязательства государства по отношению к молодежи; сосуществование патриотических, лояльных государству организаций и либеральных оппозиционных организаций |
республика Мордовия, Курганская, Мурманская, Свердловская, Ленинградская, Псковская области |
плюралистическая модель |
ограниченное вмешательство государства в регулирование молодежной политики; идеологический плюрализм в молодежном политическом движении; высокоразвитое молодежное общественное движение |
Москва, Санкт-Петербург, Московская, Владимирская, Тверская, Тульская, Нижегородская, Пензенская, Томская, Челябинская, Ульяновская, Новгородская области, Пермский край |
Приложение 4
Типологиях молодежных организаций в Российской Федерации
(составлено по материалам [[149]], [[150]])
Приложение 5
Основные документы, регламентирующие деятельность молодежных организаций в Российской Федерации (по материалам [[151]])
Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» |
Определяет основные направления молодежной политики, меры по реализации (формирование нормативно-правой базы, проведение государственных программ, выделение средств для финансирования, создание фонда поддержки программ, органов по делам молодежи). Имеет программный характер, устанавливает правовые основы регулирования общественных отношений в области поддержки молодежи. Есть необходимость в обновлении содержания. |
Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» |
Устанавливает организационно-правовые основы государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, определяет меры, принимаемые органами власти в целях формирования условий для функционирования молодежных объединений, их становления и развития, государственной и общественной защиты прав и интересов молодых людей (информационное обеспечение, профессиональная подготовка кадров для молодежных объединений, поддержка проектов со стороны государства, комплексное финансирование мероприятий, проводимых молодежными организациями) |
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» |
Определяет организационно-правовые основы профилактической работы с несовершеннолетними по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому; обеспечению защиты прав и законных интересов; по обеспечению социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних |
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» |
Определяет основополагающие гарантии конституционных прав ребенка, позволяющие реализовать права детей, не допустить их дискриминации, восстановить их в случае нарушения, сформировать благоприятные социально-экономические условия для их развития и воспитания. |
Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 409 «О Федеральном агентстве по делам молодежи» |
Определяет Росмолодежь как орган власти, осуществляющий взаимодействие с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, организующий мероприятия по обеспечению здорового образа жизни молодых людей, их нравственного и патриотического воспитания, и реализации молодежью профессиональных возможностей |
Указ Президента РФ от 07.12.2015 N 607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» |
Учреждено 5000 грантов, предоставляемые в размере 20 000 рублей ежемесячно, для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам подготовки специалистов среднего звена, бакалавриата и специалитета на бюджетной основе |
Приложение 5 (продолжение)
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ |
Установлены направления функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, научной и методической базы научных и образовательных учреждений, системы подготовки педагогических и управленческих кадров, системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний, формирование условий для профессиональной самореализации молодежи) |
Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403 -р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» |
Устанавливает рамочные положения, направленные на создание условий для успешной реализации молодежи, раскрытия потенциала и успешной интеграции молодежи в российское общество. Определяет государственную молодежную политику как особую систему мер, молодежь как социально-демографическую группу возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях - до 35 и более лет, устанавливает правовые, информационные, организационные, научно-аналитические и социальные механизмы реализации государственной молодежной политики |
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» |
Утвердило Стратегию развития воспитания, которая направлена на формирование условий для воспитания молодого поколения, ориентирована на развитие общественных институтов воспитания в рамках образовательного процесса, физической культуры, спорта и культуры |
Приложение 6
Критерии эффективности деятельности молодежных представительных структур в Российской Федерации [[152]]
Приложение 7
Динамика ключевых показателей сферы молодежной политики
Ростовской области за 2015-2020 гг. [[153]]
Параметр |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Численность молодежи (14-30 лет) на 1 января (тыс. чел.) |
||||||
Ростовская обл. |
1019,7 |
985,9 |
952,6 |
916,6 |
882,5 |
850,6 |
Место РО в РФ |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
- |
Доля молодежи в общей численности населения (%) |
||||||
Ростовская обл. |
22,7 |
22,2 |
21,5 |
20,7 |
19,019,9 |
18,2 |
Место РО в РФ |
- |
32 |
33 |
31 |
30 |
29 |
Доля молодежи, вовлеченной в деятельность общественных объединений (%) |
||||||
Ростовская обл. |
27,0 |
27,0 |
28,8 |
28,0 |
29,0 |
- |
Приложение 8
Органы молодёжного самоуправления в ЮФО (по материалам [[154]])
Наименование территории в ЮФО |
Молодежное правительство |
Молодежный парламент |
Совет молодых депутатов |
Молодежная избирательная комиссия |
Ростовская область |
||||
Краснодарский край |
отсутствует |
|||
Республика Адыгея |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
|
Астраханская область |
||||
Республика Калмыкия |
Отсутствует |
|||
Город Севастополь |
Отсутствует |
|||
Республика Крым |
отсутствует |
|||
Волгоградская область |
Библиография
Нормативно-правовые (законодательные) акты
- Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28.06.1995 №98-ФЗ, ст. 4. (в ред. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 5 апреля 2013 г. № 56-ФЗ) // URL: http://kremlin.ru/acts/bank/8019 (дата обращения 08.01.2020)
- Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16.09.1992г. № 1075// Собр. актов Президента и Правительства РФ. – 1992. - № 12. – Ст. 924
- Постановление Совета Министров и Правительства РФ от 19.01.1993 г.№ 36 «Об утверждении Положения о Комитете РФ по делам молодежи» // Сб. актов Президента и Правительства РФ. – 1993. – № 4
- Приказ Росмолодежи от 13.05.2016 N 167 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодежную политику». URL: https://fadm.gov.ru/docs (дата доступа 11.01.2020)
- Приказ Росстата от 2 декабря 2019 г. N 725 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федеральным агентством по делам молодежи федерального статистического наблюдения в сфере государственной молодежной политики» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339393/ (дата доступа 03.01.2020)
- Приказ Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) от 22 мая 2019 г. №162 «Об утверждении системы ключевых показателей реализации государственной молодежной политики органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на 2019 год и плановые мероприятия на 2020-2021 годы» молодежи федерального статистического наблюдения в сфере государственной молодежной политики» //URL: http://docs.cntd.ru/document/560744738 (дата доступа 03.01.2020)
- Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 7.06. 2013 г. N 154 "Об утверждении Федерального реестра молодёжных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой"//URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70308334/ (дата доступа 02.02. 2020)
- Методические рекомендации по организации работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, реализующих государственную молодёжную политику: утверждены приказом Росмолодежи от 13.05.2016 № 167 // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199425/(доступ 12.01.2020)
- Постановление Правительства Ростовской области № 636 от 15.10.2018 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Молодежь Ростовской области» (действующая редакция с изменениями от 13.02.2019)// URL: http://base.garant.ru/19608597/ (дата доступа 13.03.2020)
- Постановление Правительства Ростовской области от 19.02.2015 № 123 "Об утверждении Концепции формирования у детей и молодежи Ростовской области общероссийской гражданской идентичности" // URL: www.donland.ru/documents/2154/ / (дата доступа 13.01.2020)
- Постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 5 марта 2019 года N 157 «Об утверждении Положения о формировании муниципального резерва управленческих кадров города Ростова-на-Дону» //URL: http://docs.cntd.ru/document/553154428 (дата доступа 02.01.2020)