Файл: Взаимодействие органов государственной власти и молодежных организаций в Российской Федерации: современное состояние и пути совершенствования (на примере Ростовской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 399

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретико-методологическая основы изучения институциональных механизмов взаимодействия государства и молодёжных организаций

1.1. Социально-политическая активность молодежи как предметная область научных исследований

1.2. Организационное регулирование деятельности молодежных организаций в России: историко-правовой аспект

1.3. Система взаимодействия органов государственной власти РФ и молодежных организаций: основные тенденции и показатели

2. Анализ системы взаимодействия региональных органов власти с молодежными организациями Ростовской области

2.1. Институализация молодежных организаций Ростовской области. Нормативно- правовое регулирование их деятельности и взаимодействие с властью

2.2. Взаимодействие региональных органов власти и молодежных организаций в Ростовской области: основные тенденции и проблемы

2.3. Молодежное самоуправление и парламентаризм как инновационные формы взаимодействия государства и молодежных организаций

2.4. Взаимодействие органов власти и общественных молодежных организаций Ростовской области в рамках реализации молодежной политики

3. Перспективы развития системы взаимоотношений молодежных организаций Ростовской области с региональными органами власти

3.1. Основные принципы совершенствования взаимоотношений молодежных организаций и органов власти Ростовской области

3.2. Предложения и рекомендации по вопросам взаимодействия молодежных организаций с органами власти в Ростовской области

Заключение

Приложения

Библиография

В конце 1980-х годов была признана необходимость активного проведения молодёжной политики, хотя термина «молодежная политика», её нормативно- правового обеспечения еще не было. Политика государства в отношении молодежи рассматривалась как «отношение социума, различных его слоев, групп, общественных институтов к молодёжи как к социальной группе, а также самой молодёжи к другим общественным слоям и группам, общественным институтам» [[21]]. Основные достижения в развитии молодежной политики этого периода: принятие Верховным Советом Закона «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» [[22]], подготовленного в иных политико- экономических, идеологических условиях (1987-1991 гг.); создание Государственного комитета РСФСР по молодежной политике.

В 1991 году ВЛКСМ официально прекратил существование, утратив значимость в качестве фундаментального инструментария реализации политики государства в отношении молодежи [[23]]. Наметился рост численности молодежных организаций, изначально заявляющих о своей независимости. Взаимоотношения государства и молодежных организаций носили противоречивый характер: несмотря на самостоятельность, возможность выбора содержания, форм деятельности, молодежные организации нуждались в координации, контроле со стороны органов власти.

В 90-е гг. ХХ в. на фоне происходящих в стране политических трансформаций начался поэтапный процесс формирования механизмов взаимодействия органов власти всех уровней с молодежными организациями [[24]].

На первоначальном этапе (1992—1993г.г.) преобладал советский подход, основанный на использовании энтузиазма молодежи как средства решения социально-экономических проблем. К участию в процессе принятия решений молодежные организации почти не допускались, поскольку не признавались акторами политической системы из-за малочисленности организаций и разрозненности их действий, а также слабости власти. Основные механизмы взаимодействия власти и молодежи в этот период: прямой диалог активистов молодежных организаций с представителями власти (инструмент манипулирования политическим сознанием молодежи) и акции прямого действия (заявка молодежи о себе, протест существующей реальности). В конце первого этапа утвердилась точка зрения, что в условиях свободы и демократии общества сознательное воспитание молодежи невозможно, формирующая роль – за средой свободного рынка. Начался процесс социальной дифференциации молодежи: в стране создавались условия для зарождения «новой» российской молодежи, ориентированной на демократические ценности (со своей новой «философией успеха»), но подавляющая её часть, особенно в российской глубинке, оставалась в стороне от реформ [[25]].


Принятие Конституции РФ (1993 г.) создало благоприятные условия для развития молодежной политики [[26]]. Начали определяться приоритеты, основные направления государственной молодежной политики, её федеральный и региональный уровень, создан орган федеральной исполнительной власти по вопросам молодежи (см. Приложение 1), введена должность Полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи. Для консолидации усилий по представлению и продвижению интересов молодежи перед органами власти создана Ассоциация общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России», разработан и принят ряд нормативно- правовых актов, призванных регламентировать взаимоотношения государства и молодежных организаций [[27]], [[28]].

Вторая половина 1990-х гг. ХХ века стала периодом относительной «самостоятельности» государственной молодёжной политики: наметились попытки выстраивания новых концептуальных подходов к организации работы с молодёжью на федеральном уровне, вырабатывались механизмы государственной поддержки молодёжных и детских общественных объединений (Закон «О государственной поддержке молодежных и детских объединений» от 26.05.1995 г. №98-ФЗ, Указ Президента от 16.05.1996 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», в Закон РФ «О бюджетной классификации» от 15.06.1995 г. № 115-ФЗ введен подраздел «Молодежная политика, статья «Государственная поддержка в области молодежной политики»). В целях регулирования совместных действий, был введен реестровый механизм оказания государством финансовой, административной, консультационной и иной поддержки молодежным организациям. Начата реализация Президентской программы «Молодёжь России», региональных программ.

В этот период формировалась новая система органов по делам молодежи в регионах: учреждения, службы, способные повлиять на молодежную среду, определить уровни взаимодействия с молодежными организациями (см. Приложение 1), были созданы 3000 органов по делам молодёжи (в 84 из 89 субъектов РФ - молодежные комитеты, отделы по делам молодежи), приняты законы о молодежной политике (35 регионов), законы о поддержке молодежных общественных организаций (21 регион) [[29]]. Но принимаемые региональные программы копировали федеральные (приоритеты, структура, мероприятия), отмечалось единообразие подходов к реализации, имелись недоработки, свойственные всей государственной молодежной политике.


С одной стороны, ведущие общероссийские молодежные организации и государственный орган, осуществлявший молодежную политику на федеральном уровне, выступали как единый субъект, выражающий интересы молодежи, отстаивающий их перед «взрослыми» секторами государства и общества. С другой стороны, молодежные организации, отстаивая интересы молодежи, не уделяли внимания специфическим интересам общества и государства [[30]], являясь лишь электоральным ресурсом государственной власти. 

Третий этап (2000—2006 гг.) связан со сменой политического руководства страны, постепенным усилением вертикали президентской власти, централизацией отношений федерального центра и регионов. Немалое влияние оказывали внешнеполитические и социальные факторы: в соседних государствах молодежь была движущей силой «цветных революций», а внутри страны- молодежь, не имея сформированной системы политических ценностей, была в поиске приложения сил и энергии.

На Гражданском форуме (2001 г.) с участием Президента РФ был изменен вектор самопозиционирования молодежных организаций: «основой должно стать социальное партнерство, стимулирование активности молодежи в различных сферах, выработка эффективных механизмов участия государства» [[31]]. Впервые заняв единую позицию, отличную от профильных органов, отказавшись от создания особых условий для себя, молодежные организации осознали себя самостоятельным субъектом молодежной политики.

Основные особенности молодежной политики этого этапа: расширение количества молодежных организаций и сфер их деятельности, осуществление перехода от федеральной программы «Молодёжь России» к отражению соответствующих вопросов в отраслевых федеральных программах [[32]]. Были сформированы регулирующие органы при Министерстве образования (см. Приложение 1), система образования использовалась как платформа по реализации государственной молодёжной политики, на базе учреждений образования развивалось самоуправление, закладывались основы молодёжного парламентаризма, велась подготовка руководителей молодёжных организаций.

На данном этапе были введены новые механизмы интеграции активной молодежи: участие во встречах руководителей органов по делам молодежи, лидеров молодежных и детских общественных объединений с Председателем Правительства РФ, Президентом РФ, в студенческих форумах и фестивалях молодежных инициатив [[33]],в парламентских слушаниях Совета Федерации Федерального Собрания РФ (2001-2005 гг.), начал работу молодежный образовательный форум «Селигер» (2005 г.).


В 2006 году в качестве стратегического документа молодежной политики Правительство РФ утвердило «Стратегию государственной молодежной политики до 2016 г.». Получила широкое развитие проектная деятельность, нормативная база региональной молодежной политики, разрабатывались методики её реализации, меры по взаимодействию власти региона с молодежными организациями (см. Рисунок 3). Опыт российских регионов играл важную роль при разработке основ федеральной молодежной политики и ее нормативных документов.

Рисунок 3

Региональная нормативно-правовая база (количество по годам) [[34]]

Особенностями следующего периода эволюции взаимоотношений государства с молодежными организациями современной России (2007- 2014 гг.) являлись: нацеленность на модернизацию государственной молодёжной политики, усиление её гражданско-патриотической направленности, поиск новых форм работы с молодежными организациями, привлечения их к управлению делами государства, переход к разделению функций федерального органа по делам молодёжи между профильными федеральным министерством и федеральным агентством, к формированию системы молодёжных проектов, развитию молодёжного добровольчества, движения студенческих трудовых отрядов, к проведению молодёжных форумов [[35]]. Это был этап, предполагавший отказ от формальных юридических механизмов из-за неэффективности, переход к анализу имеющегося опыта, с целью выработки программы её модернизации» [[36]] системы государственной молодежной политики.

Федеральный уровень оказывал непосредственное влияние на формирование моделей региональной молодежной политики (Приложение 3), на характер взаимоотношений органов власти с молодежными организациями.

Этот период отмечен событиями в области молодежной политики: в проведены Год молодежи в РФ и Год молодежи в СНГ, заседание Госсовета «О молодежной политике в РФ», была принята «Стратегия международного молодежного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г.», Россия председательствовала в Совете по делам молодежи государств - участников СНГ, принята «Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г.» (2011), «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», проведены образовательные форумы «Селигер» (до 2014), реализованы молодежные проекты Росмолодежи [[37]].


Текущий пятый этап (с 2015 г.) получил импульс развития с момента принятия решения Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» (см. Приложение 4), разработанного Федеральным агентством по делам молодёжи во взаимодействии с молодёжными общественными организациями. Документ определил системный стратегический подход к молодежным организациям, к их роли в обществе, формам взаимодействия государства с ними [[38]] путем разграничения полномочий органов управления по организационно-правовым подходам к реализации ГМП как межотраслевой сферы, и как отрасли, имеющей свои институты, организационно-финансовые механизмы, соподчиненность, кадровое, информационное, научно-методическое обеспечение, стандарты деятельности. В 2016 году принят Приказ [[39]] о мерах по взаимодействию органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления с молодежными организациями.

1.3. Система взаимодействия органов государственной власти РФ и молодежных организаций: основные тенденции и показатели

В наши дни наблюдается научно-государственный диссонанс в отношении молодежи, возникший из-за разобщенности органов, реализующих молодежную политику и общества (в лице наиважнейшей социальной группы - молодежи); молодежь осознает свою роль, историческое назначение, хочет и пытается реализовать свой уже существующий творческий потенциал, но не может осуществить это намерение из-за отсутствия необходимых для этого экономических, политических, социальных, правовых и других (внешних по отношению к ней) условий и стимулов. В свою очередь, общество и государство ожидают от молодежи выполнения конституционных обязанностей, гораздо большей социальной активности, инициативы, творчества» [[40]].

Не стоит рассматривать государственную молодежную политику как дело отдельного государственного органа — это общее дело, интеграция деятельности государственных и общественных структур [[41]]. Приобщение к её реализации общественных субъектов логически обоснованно; без взаимообогащения ГМП приобретает бюрократические признаки [[42]]. Субъекты, вовлеченные в реализацию и государственной, и общественной молодёжной политики: общественные организации (объединения, движения), молодежные политические организации (партии), крупные хозяйственные организации (корпорации). Конфессиональные организации как субъект (В. А. Луков) отличаются спецификой деятельности и тем, что зачастую являются уже крупными хозяйственными организациями. В настоящее время в РФ действует более 600 тыс. общественных объединений: из них 95 тыс. набирающие популярность молодёжные объединения, политические партии и некоммерческие организации [[43]]. Они организуют модель взаимодействия с органами власти, опираясь на собственные ресурсы и возможности.