Файл: Высшего образования Московский гуманитарный университет Кафедра педагогики и психологии высшей школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


9) получать в соответствии с законодательством от органов внутренних дел и учреждений системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних помощь и содействие, необходимые для реализации индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего правонарушителя.

Общественные воспитатели, активно и добросовестно выполняющие свои обязанности, добившиеся положительных результатов в работе с несовершеннолетними правонарушителями, по представлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав или органов внутренних дел могут быть поощрены органами государственной власти, органами местного самоуправления, организаций по месту их работы или учебы.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних» устанавливает основы правового регулирования правоотношений в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. Практическое применение этого закона обеспечивается принятием профильных образовательных программ на федеральном уровне. Например, 26 декабря 2017 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1641 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования».

Органы внутренних дел составляют одно из важных звеньев в системе профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Они осуществляют комплекс различных мероприятий организационного, социально-экономического и воспитательного характера. Принудительные меры играют вспомогательную роль в процессе предупреждения и пресечения правонарушений несовершеннолетних. Прямой обязанностью органов внутренних дел является профилактическая функция, вытекающая из положений Закона «О полиции».

Исключительное право решения задач профилактической работы возложено на полицию, в частности на инспекторов по делам несовершеннолетних. Последние выполняют важнейшие профилактические функции по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних. Профилактическая деятельность ОВД заключается в постоянном правовом воздействии на несовершеннолетних, группы подростков и молодёжи асоциальной направленности и неблагополучных родителей (законных представителей). В системе профилактики правонарушений несовершеннолетних образовательные учреждения являются одним из центральных элементов. К компетенции образовательных учреждений в этой сфере относятся:

  1. разработка и применение методов, направленных на формирование правового поведения;

  2. провести углублённые исследования для определения необходимых форм юридического обучения и воспитания;

  3. выявление несовершеннолетних, пропускающих школьные уроки, и оказание помощи в обучении;

  4. помощь родителям (законным представителям) в воспитании и обучении несовершеннолетних;

  5. организация досуга несовершеннолетних.


В процессе профилактики правонарушений несовершеннолетних возникают определённые проблемы, в решении которых эффективными оказываются так называемые месячники профилактики правонарушений. Сотрудники ГИБДД, ОППН, ППС, МЧС, представители различных государственных органов, члены комиссии по делам несовершеннолетних, психологи, замдиректора по воспитательной работе от школы и др. участие в организации месячников профилактики.

Как правило, персонал учебного заведения прилагает все усилия для организации отдыха несовершеннолетних: работают различные бесплатные клубы и спортивные секции. На образовательную организацию возложена обязанность по ранней профилактике правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, эффективность которой зависит от порядка взаимодействия с органами внутренних дел.

Причинами совершения правонарушений несовершеннолетними могут быть отсутствие должного воспитания в семье, в школе, отсутствие организации досуга, недостаточно слаженное взаимодействие органов внутренних дел и воспитательной организации. Таким образом, считаю крайне необходимой разработку современных и актуальных методических рекомендаций для максимально тщательной и комплексной работы по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних, особенно в разрабатываемой программе взаимодействия, которая включала бы конкретные мероприятия.

Кроме того, предлагаю внести изменения в статью 6 Федерального закона «Об основах системы профилактики халатности и правонарушений несовершеннолетних», а именно пункт 1 изложить в следующей редакции:

«заявление несовершеннолетнего или его родителей, или иных законных представителей, педагога-психолога о содействии в вопросах, входящих в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Настоящее предложение, при включении педагога-психолога в вышеуказанный перечень, связано с тем, что данная категория педагогов находится в постоянном контакте с детьми с девиантным поведением и не всегда состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, однако для проведения с ними лишь необходимой индивидуально-профилактической работы.

3.4 Анализ работы по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

В Московской области г. Красногорск с 1998 года действует социальное учреждение, целью которого является временная реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей, а также с не благополучными семьями.



Государственное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Московской области г. Красногорск» оказывает социальные услуги жителям Красногорска. Учредитель: Правительство Московской области. Департамент социальной политики Московской области. Создан постановлением главы администрации Московской области г. Красногорск № 395 от 2 октября 1995 года.

Юридический адрес: 143405, Московская область, город Красногорск, ул. Игната Титова, д. 10.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основных знаниях система профилактики правонарушений несовершеннолетних» (редакция от 7 февраля 2011 г.), это учреждение включено в справочник учреждений социального обслуживания. В качестве одного из приоритетных направлений деятельности социальной службы в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» выделены помощь, поддержка и защита несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации с детьми-сиротами, безнадзорностью, мало обеспеченностью, семейные конфликты и жестокое обращение, отсутствие постоянного места жительства.

Согласно уставу, размещённому на сайте учреждения, центр осуществляет деятельность по:

1) профилактика семейных конфликтов, социального сиротства детей, восстановление семейной среды благоприятной для воспитания детей;

2) реализация прав граждан, семей и детей на государственную защиту и помощь;

3) помощь в семейной жизни детей, сирот оставшихся без попечения родителей.

Основными задачами Государственного бюджетного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Московской области г. Красногорск» являются:

  1. выявление и учёт семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке;

  2. мониторинг социально-демографической ситуации, уровня социально-экономического благополучия семей и детей;

  3. реабилитация детей с ограниченными психическими и физическими возможностями;

  4. проведение мероприятий по увеличению количества оказываемых услуг (бесплатных и платных) и повышению качества услуг;

  5. предоставление конкретных видов социальных услуг, необходимых семьям и детям;

  6. поддержка семей с детьми и индивидуальных граждан для решения проблем и преодоления жизненных трудностей.

Для достижения поставленных целей и задач учреждение осуществляет следующие виды деятельности:

  1. Реабилитационные услуги (СРН) для несовершеннолетних, проживающих в затруднительном положении;

  2. Реабилитационные услуги (РУС) для совершеннолетних граждан, проживающих в затруднительном положении;

  3. Социально-медико-социальное жизнеобеспечение, психолого-консультативная помощь (КП) гражданам, проживающим в трудных условиях, по таким вопросам, как помощь в получении образования, социальной и правовой защите;

  4. материальная помощь (МП) гражданам, проживающим в трудных условиях; временное жилье для несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или проживающих в трудных условиях (временное проживание).


Основная деятельность осуществляется путём предоставления следующих видов услуг: социальные, медицинские, психосоциальные, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые.

Для успешного выполнения поставленных задач в структуре учреждения предусмотрены:

1) стационарное отделение;

2) отдел приёма граждан (до 2014 г. – Консультационная ветвь);

3) подразделение поддержки приёмной семьи (до 2014 г. - Подопечное отделение);

4) отдел по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних.

Функциональные характеристики каждого отдела различны, но специалисты каждого отдела взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом в своей профессиональной деятельности.

В ходе исследования проанализировано содержание профилактической работы с не благополучными семьями, детьми сиротами в Государственные бюджетные учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Московской области г. Красногорск».

В Государственные бюджетные учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Московской области г. Красногорск» есть отделение по профилактике безнадзорности несовершеннолетних.

Основными направлениями работы отдела являются: выявление и учёт семей, находящихся в социально опасном положении, профилактика безнадзорности, беспризорности, преступности и антиобщественного поведения несовершеннолетних.

Целью работы отдела является социализация и реабилитация несовершеннолетних, семей, находящихся в трудной и социально опасной ситуации, путём предоставления им качественных социальных услуг, реализация права несовершеннолетних и их семей на государственную защиту и помощь, профилактика детства и семьи, проблем, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Задачи отдела:

  1. выявление и учёт семей, находящихся в социально опасном положении;

  2. определение причин возникновения трудного положения несовершеннолетних, семей, конфликтных ситуаций (в том числе в учёбе, на производстве);

  3. поэтапная разработка и реализация индивидуальных комплексных программ для определения степени группам социального риска;

  4. по заявлению несовершеннолетних и их родителей или законных представителей либо по инициативе органов профилактической системы и должностных лиц учреждений несовершеннолетним, находящимся в группе риска или проживающим в трудных условиях семья оказывает социальные услуги, игнорируя преступность несовершеннолетних;

  5. помощь несовершеннолетним в социально опасных ситуациях, организация досуга, развитие творческих способностей в кружках, кружках по интересам, помощь в профориентации, правовые, социально-педагогические и социально-экономические вопросы.


Формы и методы работы специалистов по социальной работе отдела профилактики безнадзорности несовершеннолетних:

  1. помощь в формировании пакета документов для выявления потребности; разработка индивидуальных процедур;

  2. социальное спонсирование семьи;

  3. консультации;

  4. диалог;

  5. социальная диагностика;

  6. привлечение узкого круга лиц специалистов;

  7. организация посредничества между сотрудниками и клиентами;

  8. взаимодействие с различными организациями по вопросам поддержки семьи.

В рамках своей профилактической деятельности отдел профилактики безнадзорности несовершеннолетних взаимодействует с различными государственными органами и учреждениями, осуществляющими социальную работу:

1) во взаимодействии с органами образования и образовательными учреждениями организация воспитательного процесса несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, соблюдение их прав (питание, летний отдых и т.п.), выявление и организация работы воспитательных учреждений с приёмными детьми, часто уклоняющимися от посещений для оказания помощи семейному воспитанию и алименты на ребёнка;

2) сотрудничать с учреждением по управлению социальной защитой населения по таким вопросам, как приёмные семьи, кризисные семьи, несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, совместное наблюдение за детьми-сиротами, помощь в их дальнейшем устройстве на жительство, выявление несовершеннолетних в безнадзорных районах, бездомных, нуждающихся в государственной помощи;

3) совместно с органами здравоохранения и учреждениями здравоохранения выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании или лечении, и оказывать содействие в осуществлении мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

4) выявление случаев нарушения прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, совместно с территориальным комитетом по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) совместно с Департаментом по делам несовершеннолетних МВД организуются превентивные мероприятия по предотвращению возможных кризисов в семье и содействию оптимальному решению спорных вопросов, связанных с семейными отношениями, правами и законностью;

6) семьи, живущие в трудных условиях;

7) сотрудничать с культурно-досуговыми, спортивными и молодёжно-политическими объединениями и учреждениями для решения проблемы привлечения несовершеннолетних в кружки и занятия по интересам, оказания им помощи в организации оздоровительно-досуговой деятельности;