Файл: Высшего образования Московский гуманитарный университет Кафедра педагогики и психологии высшей школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Несмотря на это, эффективность профилактики неосторожных, административных и более тяжких правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в немалой степени зависит от организации деловых контактов всех подразделений органов внутренних дел между собой, наряду с другими заинтересованными правоотношениями органы и ведомства.

Так, только на территориальном уровне профилактикой правонарушений несовершеннолетних занимаются более двадцати государственных, муниципальных и общественных органов различной природы и ведомственной принадлежности. Поэтому из-за обособленности этих тем профилактики друг от друга возникает риск дублирования функций, чрезмерного расхода сил и ресурсов, что в конечном итоге приводит к несогласованности и неэффективности всей системы профилактики на нескольких уровнях. Именно поэтому Федеральный закон «Об основах системы профилактики халатности и правонарушений несовершеннолетних» определяет не только субъекты профилактики.

В последние годы принятие ряда ведомственных и межведомственных нормативных актов способствовало усилению синхронизированного и более тесного взаимодействия инспекторов по делам молодёжи внутренних органов с учреждениями образования, службой занятости, органами здравоохранения и психологической помощи, центры и медицинское обслуживание несовершеннолетних.

Так, в целях более чёткого регулирования порядка приёма в лечебные учреждения детей, нуждающихся в медицинской помощи сотрудников полиции, совместным приказом Минздрава России, ОВД России от 20 августа 2003 г. № 414 /633 «О взаимодействии учреждений здравоохранения и органов внутренних дел по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, переданным в органы внутренних дел». В соответствии с нормами разрабатываемого в настоящее время межведомственного правового акта освидетельствования, в целях как обеспечения прав, так и законных интересов несовершеннолетних и для оказания содействия органам внутренних дел в выполнении их задач по предупреждению халатности, административных правонарушений и других несовершеннолетних, они обязаны:

1) информировать органы внутренних дел о случаях доставки безнадзорных несовершеннолетних для оказания медицинской помощи в медицинские учреждения без сопровождения сотрудников органов внутренних дел;

2) организовывать психиатрическую помощь и лечение от наркомании беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним строго по показаниям и в соответствии с законодательством;


3) обеспечение реабилитации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, доставленных работниками внутренних органов для оказания медицинской помощи в лечебное учреждение;

4) исключить случаи необоснованного отказа в приёме безнадзорных несовершеннолетних, доставленных сотрудниками органов внутренних дел для оказания медицинской помощи в медицинские учреждения.

Говоря о взаимодействии инспекторов по делам молодёжи органов внутренних дел с субъектами профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, нельзя обойти вниманием комиссию по делам молодёжи и защите их прав, являющуюся координационным центром всей система профилактических органов и учреждений.

Комитеты по делам несовершеннолетних и защите их прав являются коллегиальными органами, в состав которых входят представители практически всех заинтересованных ведомств, занимающихся вопросами образования, здравоохранения, социальной защиты населения, профилактики правонарушений несовершеннолетних, органами, организующими свою работу с широким общественным участием. Трудно переоценить важность тесного взаимодействия молодёжных комиссий и защиты их прав с молодёжными инспекторами внутренних органов.

В профилактике халатности, административных и иных правонарушений несовершеннолетних особое место занимает совместная работа комиссий по делам несовершеннолетних и инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по трудоустройству старшеклассников в период летних каникул.

Одной из важнейших функций комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав является постоянный контроль за ходом воспитательной работы, общеобразовательной и профессиональной подготовки, условиями содержания и правильной организацией работы в специализированных образовательных учреждениях, расположенных на соответствующей территории, и оказание им необходимой помощи.

Тесное взаимодействие комиссий по делам несовершеннолетних с органами, осуществляющими защиту их прав и внутренних дел, не только на уровне районных, муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних, но и на уровне субъектов Российской Федерации позволяет принять следующие организационно-правовые меры:

1) совместное планирование различных профилактических мероприятий, осуществляемых на уровне республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономных округов и автономной области;



2) проведение координационных совещаний руководителей внутренних органов и членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) изучение, анализ совместной работы ведомственных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и внутренних органов,

4) обмен информацией, обобщение и распространение передового опыта;

5) организация выездных встреч в городах, районах, областях субъекта федерации, оказание методической и материально-технической помощи районным комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, и отделам по делам несовершеннолетних.

На сегодняшний день остро стоит вопрос использования возможностей средств массовой информации для профилактики правонарушений и преступлений против несовершеннолетних. Контакты с журналистами и другими представителями СМИ могут включать помощь в получении и проверке информации (проведение интервью, просмотр документов, склонение представителей прессы к участию в рейдах, патрулировании и других мероприятиях). По наиболее актуальным и важным вопросам деятельности органов внутренних дел в сфере административной профилактики и иные правонарушения несовершеннолетних.

Рассмотрим также взаимодействие подразделений по делам несовершеннолетних с пенитенциарными инспекциями Минюста России. По приблизительным статистическим данным около 70% несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности, подлежат испытательному сроку. При этом значительная часть из них совершает новые преступления в период испытательного срока. В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, поскольку контроль за поведением несовершеннолетних, находящихся на испытательном сроке, осуществляется одновременно подразделениями, входящими в состав Минюста и ОВД. Не рассматривая причины и общие условия рецидива, остановимся лишь на зарекомендовавших себя на практике средствах предотвращения рецидива. При планировании мероприятий по организации контроля за поведением осуждённых и проведению индивидуально-профилактической работы подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и тюремным инспекциям территориальных органов уголовно-исполнительной системы Минюста России следует предоставлять:

1) проведение совместных совещаний-семинаров, оперативных совещаний, курсов по системе служебной подготовки, рейдов и спецопераций, изучение приказов, взаимный обмен информацией о поведении, образе жизни осуждённых, применяемых к ним мерах воздействия;


2) обсуждение организации профилактики правонарушений для обучающихся в ходе оперативных совещаний территориальных органов уголовно-исполнительной системы и органов внутренних дел;

3) подготовка, основанная на анализе динамики совершенных осуждёнными правонарушений, на руководство территориальными органами уголовно-исполнительной системы, органами внутренних дел, прокуратуры, управления образования, здравоохранения, социальной защиты населения, опеки и органов опеки, комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав на совместные информационно-аналитические документы о состоянии работы с осуждёнными, внесение предложений в указанные органы об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений .

Важную роль в качественной реабилитации подростка, совершившего правонарушение, может сыграть институт общественных воспитателей, который мы предлагаем ввести на федеральном уровне. Данное учреждение должно тесно взаимодействовать с государственными органами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

На наш взгляд, в федеральном законодательстве следует закрепить следующие основные обязанности и права общественного воспитателя несовершеннолетнего правонарушителя.

Народный педагог обязан:

1) в пределах своих полномочий оказывать родителям или лицам, их заменяющим, помощь в осуществлении ими своих функций по воспитанию несовершеннолетнего правонарушителя;

2) стремиться исправить несовершеннолетнего правонарушителя, искоренить у него вредные привычки и проявления аморального поведения, подготовить его к сознательной общественно полезной деятельности;

3) принимать меры к воспитанию несовершеннолетнего правонарушителя, способствовать регулярному посещению несовершеннолетним общеобразовательного учреждения, следить за его успеваемостью, поведением в школе, на работе, в семье, на улице, в общественных местах;

4) для обеспечения несовершеннолетнего правонарушителя в трудоустройстве и временной работе;

5) помочь несовершеннолетнему правонарушителю более эффективно использовать свободное от посещения общеобразовательного учреждения время: привлекать его к занятиям внешкольных учреждений и организаций;

6) принять меры по созданию надлежащих условий для надлежащей организации учёбы, труда и отдыха несовершеннолетнего правонарушителя;

7) способствовать формированию коммуникативных навыков, поведения, правосознания, правовой культуры у несовершеннолетнего правонарушителя;


8) помощь в формировании нравственных ценностей, патриотизма и гражданской культуры;

9) воспитывать у малолетних правонарушителей чувство ответственности перед обществом и государством;

10) содействовать урегулированию конфликтов, возникающих между несовершеннолетним правонарушителем и членами его семьи;

11) при необходимости информировать комиссию по делам молодёжи и защите его прав, органы внутренних дел о наличии конфликтов, недоразумений, противоречий между несовершеннолетним правонарушителем и его родителями (лицами, их заменяющими).

Народный педагог имеет право:

1) посещение несовершеннолетнего правонарушителя по месту его жительства, учёбы или работы;

2) дать несовершеннолетнему правонарушителю необходимые советы по соблюдению правил поведения;

3) обратить внимание родителей (лиц, их заменяющих) на ненадлежащее выполнение воспитательных обязанностей, разъяснить их ответственность в поведении несовершеннолетнего правонарушителя;

4) вынесение на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав вопроса о неудовлетворительном выполнении родителями (лицами, их заменяющими) обязанностей по воспитанию детей, обсуждение их поведения на заседании комиссии и принятие иных мер воздействия в случае неоднократного несоблюдения его требований или отсутствия положительных результатов в реабилитации несовершеннолетнего правонарушителя;

5) оказывать содействие несовершеннолетнему правонарушителю в организации его досуга, учёбе, получении медицинской помощи, проведении систематических осмотров врачами-специалистами в соответствии с врачебными рекомендациями и состоянием его здоровья;

6) принимать меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего правонарушителя;

7) участвовать в работе комиссии по делам несовершеннолетних при рассмотрении вопросов, затрагивающих права несовершеннолетнего правонарушителя, по которым он является народным воспитателем;

8) получать в соответствии с законодательством от органов внутренних дел и учреждений системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних необходимые сведения о несовершеннолетнем правонарушителе и его родителях (лицах, их заменяющих), связанные с осуществление функций народного воспитателя;