Файл: Высшего образования Московский гуманитарный университет Кафедра педагогики и психологии высшей школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для эффективного решения проблем профилактики административных правонарушений несовершеннолетних большое значение имеет и воспитательная функция права, которая выражается в воздействии правовых средств на сознание подростков, формирование у них законопослушности, привычка выполнять его требования.

Правоведы отмечают, что «гуманное воспитание, особенно юридическое образование, должно быть направлено на формирование такого поведения, которое давалось бы без напряжённой внутренней борьбы между общественно полезными и антиобщественными мотивами». Речь идёт о желательности такого образа действий, когда правомерные действия личности становятся привычкой нормой поведения. Иными словами, результатом правового воспитания должно стать выработка устойчивой привычки правомерного поведения. Применительно к деятельности по предупреждению административной правонарушения несовершеннолетних официальная роль закона проявляется ещё и в том, что он нормативно закрепляет оптимальный порядок осуществления мер пресечения, отвечающих интересам общества: профилактические миссии, их виды (общий, индивидуальный); система дежурных субъектов, их функции, способы координации их деятельности; основные формы и методы профилактической работы государственных органов и общественных объединений. Правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере профилактики правонарушений, трансформируют последние в правоотношения, то есть в общение людей через их субъективные юридические права и обязанности.

Поэтому содержание правового регулирования профилактики преступлений вообще и административных преступлений несовершеннолетних в частности заключается в определении прав и обязанностей всех лиц, причастных в том или ином качестве к этой сфере. При этом при определении этих прав и обязанностей необходимо в полной мере учитывать специфику профилактики правонарушений как особого вида социального управления.

Если в других видах социального управления поддержание общественного порядка является условием достижения других целей, например, экономического развития, то в предупреждении преступности оно является самостоятельной целью.

Правопорядок как результат законности, характеризующий степень реализации её требований, профилактика правонарушений мыслится также как неотъемлемая часть системы законности как определённого образа жизни общества. Однако ясно, что законность может быть обеспечена только законными средствами. Сделать это незаконными средствами означает заменить противоправные действия, правонарушения, которые только предположительно могут иметь место, противоправными действиями, фактически совершенными. При этом совершаемые правонарушения более опасны, чем уже предотвращённые, в силу того, что они исходят от органов, организаций или лиц, действующих от имени государства и общества и, как правило, обладающих властью.


Сложившаяся ситуация приводит к острой необходимости разработки и реализации научно обоснованной политики профилактики правонарушений несовершеннолетних, важнейшим элементом которой являются меры, направленные на создание законодательной базы и организационных предпосылок профилактики правонарушений несовершеннолетних в области деятельности внутренних дел, а также другие заинтересованные государственные услуги и обучение.

Эта работа велась и на ведомственном уровне. Результаты этой работы нашли выражение в концепции (основных направлениях) профилактической деятельности органов внутренних дел.

В соответствии с этой концепцией профилактика правонарушений – это вид деятельности органов внутренних дел, осуществляемый в пределах их компетенции в соответствии с Конституцией России, Законом Российской Федерации «О полиции» и иными законодательными актами Российской Федерации. Российская Федерация, принципы Декларации прав человека и гражданина путём реализации мер по предупреждению и наказанию преступлений в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека, всех форм собственности и обеспечения общественная безопасность.

3.2 Формы и методы деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних

Прежде чем перейти к изучению содержания и структуры форм и методов деятельности полиции по предупреждению и пресечению административных правонарушений в отношении несовершеннолетних, а также их систематизации, представляется необходимым уточнить различия и соотношения между этими категориями в отношении к изучаемой сфере деятельности.

Формы деятельности полиции по предупреждению и пресечению административных правонарушений в отношении несовершеннолетних чрезвычайно разнообразны. Выбор конкретной формы или поиск рационального сочетания методов и приёмов профилактического воздействия зависит от многих факторов: видов или направлений профилактической деятельности (индивидуальной или общей); обстоятельства, послужившие основанием для совершения правонарушений (объективные и субъективные); предупреждения объектов и субъектов, их уровень, структура и т.д.

В отличие от форм методы кажутся более надёжными и стабильными. Общепринятым в теории административного права является положение о том, что государственное управление осуществляется с использованием двух основных методов преднамеренного воздействия на сознание и поведение людей - убеждения и принуждения.



Решающим фактором в понимании диалектики соотношения форм и методов является, на наш взгляд, то, что выбор формы организации применения общих методов управления или усиление одной из их сторон не следует смешивать с выбор самих методов. Не выбирают общие и сложные методы, как не выбирают объективные законы и принципы управления, проявлением которых они являются.

Возможность выбора возникает в тех случаях, когда поставленная цель может быть достигнута за счёт использования одного или нескольких из множества альтернативных способов воздействия. Такая ситуация обычно возникает при устранении конкретных неполадок.

Поэтому одним из обязательных условий составления рекомендаций по выбору тех или иных форм профилактики административных правонарушений несовершеннолетних является предварительное изучение сущности методов, выражением которых являются формы деятельности.

Следует отметить, что убеждение и принуждение как общие методы управления не носят абсолютно альтернативного характера. Исключение какого-либо общего метода или обесценивание его роли означает отказ от учёта требований объективных законов и принципов управления.

Представляется, что это положение справедливо и в случаях, когда проверяются несовершеннолетние. При этом в сфере деятельности по предупреждению административных правонарушений несовершеннолетних в большинстве случаев можно говорить даже о комплексном применении методов убеждения и принуждения. Хотя, конечно, главную роль, как по объёму, так и по последовательности применения, занимает метод убеждения.

Убеждение проявляется в применении различных разъяснительных, воспитательных, организационных и побудительных мер по формированию воли обладателя власти или трансформации её в волю субъекта. Путём убеждения достигается единство воли законодателя и граждан.

Значение метода убеждения в рассматриваемой сфере деятельности на современном этапе развития общества возрастает в связи с тем, что убеждение: предполагает систематическую работу по формированию общественного сознания; обосновывает и одобряет необходимость соблюдения установленных государством правил и проводимой деятельности; выступает средством предупреждения противоправных действий, в том числе административных правонарушений несовершеннолетних; обеспечивает правосознание всех структур общества и граждан.

Следует также отметить, что гуманизм превентивного действия заключается не только в том, что оно в основном использует убеждение, но и в том, что принуждение осуществляется только на основе убеждения и только после этого. Эта особенность проявляется и в общей направленности профилактических мероприятий, носящих наступательный характер. Их оскорбительность проявляется в том, что субъекты предупреждения не пассивно наблюдают за несовершеннолетним, от которого можно ожидать совершения правонарушения, а с помощью человеческих средств активно воздействуют как на его отрицательные качества, так и на его ценностные установки, и микросреда, окружающая среда, условия и обстоятельства, способствующие совершению правонарушений. Эти методы призваны обеспечить социально контролируемые нормами морали и права отношения между субъектами предупреждения и людьми, в отношении которых осуществляется воздействие.


Большинство авторов, изучающих проблемы профилактики правонарушений, считают, что профилактика должна начинаться не с момента совершения преступления, а с момента, когда наблюдаются отклонения от асоциального поведения. Ф. Л. Лопушайский пишет, что «раннее предупреждение должно начинаться с момента обнаружения у подростков первых признаков аморального лидерства». НА. Андреев в своём определении метода убеждения указывает, что этот метод используется для «переориентации антиобщественных установок удерживаемого лица и отказа его от совершения правонарушения».

Представляется, что данное положение в отношении несовершеннолетних является неверным. Раннее предупреждение правонарушений несовершеннолетних должно начинаться не тогда, когда у подростка уже проявляются первые признаки аморального поведения и вырабатываются антиобщественные установки, свидетельствующие о его готовности к совершению правонарушений, а гораздо раньше. Дело в том, что можно с большой вероятностью прогнозировать делинквентное поведение, зная среду, в которой формировалась личность несовершеннолетнего (т.е. неблагополучные семьи). Поэтому раннее предупреждение должно начинаться с выявления условий и обстоятельств, оказывающих длительное негативное влияние на развитие подростка. Приняв эту позицию, мы должны будем признать ложным утверждение некоторых авторов о том, что преобладающим методом в процессе раннего предупреждения является убеждение.

3.3 Взаимодействие ОВД с другими субъектами системы предупреждения правонарушение несовершеннолетних

Рассмотрены элементы взаимодействия различных подразделений органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних, изучен опыт координации деятельности органов внутренних дел с другими субъектами государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в России Федерация, предложены положения по оптимизации рассматриваемой сферы деятельности.

Актуальность и своевременность данного обстоятельства подчёркивается ещё и тем, что в каждом территориальном образовании имеется большое количество государственных, муниципальных и общественных объединений разного характера и ведомственной принадлежности, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних. Несогласованность их действий и их оторванность друг от друга не только снижают эффективность всей системы, но и сводят её на нет. Несогласованность действий органов внутренних дел и других заинтересованных организаций приводит к ненужному дублированию функций и полномочий, ненужной трате ресурсов и усилий.


Необходимость построения более эффективной скоординированной системы органов, занимающихся проблемами профилактики административных и иных правонарушений несовершеннолетних, отмечают многие специалисты в области права и ювенальной юстиции. Кроме того, на это обстоятельство обращают внимание практически все принимаемые законодательные и нормативные акты, регламентирующие функционирование системы профилактики правонарушений несовершеннолетних как на федеральном, так и на местном уровне.

Стержнем содержательной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является комплекс различных мер социально-экономического, организационного и воспитательного характера, среди которых достаточно важную роль играют меры правового и административно-правового характера. И это не случайно, так как они являются главным центром притяжения прямого противодействия и борьбы с преступностью несовершеннолетних. Ключевая роль в этой работе отводится подразделениям органов внутренних дел, которые структурно входят в состав полиции по охране общественного порядка:

1) Во-первых, ОМОН выполняет большую часть полицейских функций в целях охраны общественного порядка и общественной безопасности. Спектр его охранительных действий широк, как, например, обеспечение личной безопасности несовершеннолетних, общая и индивидуальная профилактика правонарушений несовершеннолетних, административно-правовая деятельность, производство дознания.

2) Во-вторых, Полиция общественного порядка является крупнейшей правоохранительной структурой Российской Федерации, службы которой работают непрерывно, что позволяет им оказывать помощь и защищать несовершеннолетних в любой момент времени.

3) В-третьих, спектр правоотношений сотрудников полиции по охране общественного порядка в процессе защиты прав, свобод и законных интересов детей и подростков широк: превентивные, административные правоотношения - деликтные, уголовные дела, попечительства. Также широк спектр применимых правовых средств, таких как явка с повинной, задержание, обыск, выемка, административные взыскания.

В структуре полиции есть как специализированные подразделения по осуществлению правовой защиты прав несовершеннолетних - это подразделения по делам несовершеннолетних и ЦВСНП - так и подразделения, для которых эта функция не является приоритетной - это дежурные подразделения, подразделения патрульно-постовой службы полиции, участковые уполномоченные и другие подразделения, призванные решать задачи, стоящие перед полицией в соответствии с Федеральным законом «О полиции».