Файл: Методические рекомендации Екатеринбург 2016 ббк 74. 574. 102. 3я81 я 49 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
смешения сходных предметов, что связано с недостатками образного мышления; в целом глухие дети уступают слышащим по умению использовать средства для запоминания, что снижает продуктивность воспроизведения.
Словесная память глухих детей имеет еще большее своеобразие, чем образная. В младшем школьном возрасте глухие дети испытывают трудности в удержании звукобуквенного состава слова, допускают пропуски букв, перестановки слогов, смешение сходных слов. Вместе с тем глухие школьники заметно лучше запоминают жесты, чем слова, притом запоминают их в той же мере успешно, как слышащие дети — слова. У глухих детей жесты при запоминании группируются, систематизируются по значению. По успешности запоминания связных текстов различия между глухими и слышащими детьми очень велики (глухие отстают от слышащих по полноте и связности запоминания основных мыслей текста на 3 — 8 лет, причем у глухих детей наблюдаются значительные индивидуальные различия). Трудности запоминания текстов обусловлены недостатками развития речи и словесно-логического мышления у глухих детей. С возрастом относительно больше улучшается репродуктивное вос- произведение материала, чем оперативное, выборочное, необходимое для решения определенной задачи.
Наибольшее отставание и своеобразие наблюдается у глухих детей в отношении развития их словесно-логического мышления. Значительно позднее, чем у слышащих (с отставанием на 3—4 года и более), формируется понятийный подход к решению задач, с трудом овладевают логическими связями и отношениями между явлениями, событиями, не умеют выявлять их скрытые причины. Наиболее трудными для глухих детей оказываются логическая переработка текста, построение умозаключений на основе тех сведений, которые сообщаются им в речевой форме.
К группе слабослышащих относятся дети с таким понижением слуха, которое препятствует самостоятельному овладению речью, но при котором все же имеется возможность приобретать с помощью слуха ограниченный речевой запас. Затруднения в самостоятельном и полноценном овладении речью могут возникать у ребенка уже при наличии в понижении слуха на 15-
20 дБ.
Роль слухового восприятия в развитии познавательной деятельности слабослышащего ребенка, в обогащении его представлений об окружающем мире оказывается весьма существенной. При этом развитие наглядных форм познавательной деятельности протекает у слабослышащего ребенка более успешно, чем развитие речи и словесно-логического мышления. Например, дети слабо владеют умением на основе словесного описания представить себе отношения между предметами в пространстве. Для решения наглядных задач нужно производить развернутый анализ всех признаков и сравнивать их между собой. Такая мыслительная деятельность успешнее осуществ- ляется, если в нее включается словесная внутренняя речь, поэтому слабослышащие дети испытывают заметно более значительные трудности,

чем их слышащие сверстники. На развитии воссоздающего воображения слабослышащих детей (когда требуется по данному краткому словесному описанию изобразить наглядную ситуацию) сказывается теснейшая связь между развитием наглядной познавательной деятельности и словесной речью. При правильном понимании отношений между словами более конкретными и более обобщенными по смыслу у детей начинает формироваться понятийное мышление.
Если у слабослышащих детей, начиная с младшего школьного возраста в условиях специального обучения осуществляется всестороннее развитие словесной речи и всех познавательных процессов в их единстве, то постепенно к среднему, и тем более к старшему школьному возрасту, их психическое развитие приближается к нормальному. При сравнительно небольшом понижении слуха и достаточно хорошо развитой речи они оказываются способными к речевому общению с окружающими. В целом психическое компенсаторное развитие слабослышащих детей и подростков в условиях специального обучения позволяет им получить образование в объеме полной средней школы, некоторым — высшее образование.
Планируемые результаты реализации программы
Возрастные характеристики возможных достижений ребѐнка на этапе завершения дошкольного образования:
- ребѐнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; – ребѐнок овладевает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребѐнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре;
- ребѐнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребѐнок владеет устной речью, умеет выражать свои мысли и желания, общаться с помощью устной речи;
- у ребѐнка развита мелкая и крупная моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во

взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребѐнок проявляет любознательность, задаѐт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живѐт, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п;
- ребѐнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- гармонизация отношений внутри педагогического коллектива и принятие дошкольников с нарушениями слуха;
- положительная динамика развития дошкольников, социализация воспитанников.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе педагогической диагностике (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

Система мониторинга.
Мониторинг имеет 3 составляющие: один и тот же объект; один и тот же инструмент; одну периодичность.
При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Первые две недели сентября выделены на входную диагностику, в январе проводится промежуточная диагностика, в мае — итоговая диагностика.
Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности и педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
– индивидуализации образования (в том числе поддержки ребѐнка, построения его образовательной категории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
– оптимизации работы с группой детей.
Участие ребѐнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Мониторинг динамики развития детей, осуществляется следующими
методами.
Методы сбора информации: анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое обследование с использованием авторских методик; наблюдение, самонаблюдение родителей и педагогов; тестирование.
Формы проведения обследования детей: диагностические фронтальные занятия; индивидуальные занятия; наблюдения за деятельностью детей; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; упражнения.
Содержательный раздел
Содержание психолого-педагогической работы по освоению
детьми общеобразовательных областей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Содержание этой образовательной области направлено на достижение формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания через решение следующих задач:
– формирование представлений об опасных для чвеловека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
– приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
– передачу детям знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Содержание образовательной области «Безопасность» базируется на принципах и методических рекомендациях программы «Безопасность».
Авторы: Стѐркина Р. В, Князева О. Л, Авдеева Н. Н. Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
4, 5 годы обучения.
Закреплять умение соблюдать правила поведения в учреждении: не бросать в детей шишками камнями, землѐй и т. п. Познакомить детей с правилапи пожарной безопасности: в случае не осторожного обращения с огнѐм или электроприборами может произойти пожар. В случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), 02 (вызов полиции), «03» (скорая помощь).
Знакомить детей с новыми дорожными знаками: «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи». Познакомить с действиями инспектора ДПС в различных ситуациях. Объяснять детям, что кататься на велосипеде можно только в присутствии взрослых, не мешая окружающим. Знакомить детей со специальным транспортом.
Формировать навыки культуры поведения в природе (не загрязнять окружающую природу, бережно относиться к объектам природы и т. п.) Дать представление о том, что в природе всѐ взаимосвязано. Формировать умение

одеваться по погоде. Объяснить детям, что от переохлаждения и перегрева можно заболеть.
«Социализация».
Содержание этого раздела направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
– развитие игровой деятельности;
– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Содержание образовательной области «Социализация» базируется на методических рекомендациях комплексных программ для глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста, авторы: Головчиц Л. А,
Носкова Л. П, Шматко Н. Д, и др., Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. В. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой., парциальной программы социального развития ребѐнка «Я — человек» Козловой С. А.
Игровая деятельность не слышащих детей не исчерпывается специально организованной образовательной деятельностью, дети ежедневно играют самостоятельно в свободное время в группе и на улице.
4, 5 года обучения
Развитие игровой деятельности
Продолжать формировать у детей умение развѐртывать сюжетно- ролевые игры, осуществляя несколько связанных между собой действий в логической последовательности, умение входить в игровую ситуацию, брать на себя роль и действовать до конца игры в соответствии с ней.
Учить детей:
– предварительному планированию этапов предстоящей игры;
– находить нужные для осуществления игрового замысла атрибуты, предметы-заместители;
– вводить в сюжет игры разнообразные постройки, используя навыки, приобретѐнные на занятиях по конструированию;
– отражать в играх события реальной жизни, переносить в игру увиденное ими в процессе экскурсий, показов и т. п.
– играть в коллективе: уметь договариваться между собой о распределении ролей, о планировании игры, о подборе атрибутов и т. п.
– общаться в ходе игры с помощью речи.
Продолжать использовать дидактическую игру в целях развития и обогащения содержания сюжетно-ролевых игр детей. Развивать у детей наблюдательность, внимание, память, любознательность.
Продолжать использовать подвижную игру в целях формирования у детей следующих умений:
– действовать в условиях воображаемой игровой ситуации;