ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 320
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
70
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 38
ГЛАВА 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ЭКОНОМИКЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ
ОБРАЗОВАНИИ
4.1. Концептуальные положения устойчивого социо-эколого-экономического развития и управления территориальными СЭЭС
Жуков Р.А., Добрынина И.В., Тихобаев В.М., Иватанова Н.П., Журавлев С.Д., Поляков В.А., Васина М.В., Соболева Д.В., Манохин Е.В.
Введение
В настоящее время основу российской экономики составляют ресурсодобывающие и ресурсоемкие секторы, что приводит к деградации окружающей природной среды и истощению ресурсного потенциала, а будущее политики, ориентированное, в большей части, на добычу полезных ископаемых и использование природных ресурсов, приведет к потере устойчивого состояния государства в целом. Примером является полная зависимость российской экономики от мировых цен на нефть и нефтепродукты, что в последние годы отражается на общем благополучии и уровне жизни населения.
В современных условиях обеспечение устойчивого регионального развития, сбалансированности социальной, экологической и экономической составляющих такого развития является особенно актуальным.
Несмотря на многоаспектность проведенных исследований в данной области, накопленного теоретического и практического опыта, в том числе, касающегося построения разнообразных моделей и методов оценки социо-эколого-экономических системам (СЭЭС), которыми являются и регионы, ряд проблем до сих пор остаются нерешенными.
К ним можно отнести отсутствие обобщенного методологического подхода и методического инструментария к анализу СЭЭС, связанного с наличием различных, отличающихся друг от друга, не только природных условий, но и уровней социально-экономического и инновационного развития, что обуславливает необходимость проводить эмпирические исследования в области совершенствования механизмов управления процессом определения императивов наращивания устойчивого экономического роста, улучшения качества жизни и обеспечения экологической безопасности.
В части используемых моделей основная проблема связана с выбором базовой или отправной точки ее формирования, опирающейся на хорошо известные модели, многообразие которых приводит исследователя к необходимости обоснования такого выбора. При этом акцент ставится на предпочтении структурного подхода, который предполагает разделение СЭЭС на три взаимосвязанных подсистемы: социальную, экологическую и экономическую, в состав которых могут входить блоки, представляющие ту или иную область функционирования сложных систем. Однако строгое разграничение этих элементов сделать довольно трудно, поскольку элементы, входящие в их состав, могут иметь одновременно как социальный, так и экологический или экономический тип. Это определяет проблему выбора частных и
интегральных индикаторов оценки СЭЭС, схемы ее функционирования, формирования информационной базы исследования, а также интерпретации полученных результатов для принятия обоснованных управленческих решений.
Формирование адекватной модели управления территориальными СЭЭС является актуальной научной проблемой, решение которой позволит не только описать ресурсный потенциал хозяйственной системы и динамику изменения ее показателей, но и использовать ее при разработке и реализации стратегии устойчивого регионального развития
Анализ основных макроэкономических индикаторов социально-экономического развития и уровня жизни в Тульской области и в
Российской Федерации за 9 месяцев 2017 года показал, что, за исключением инвестиций в основной капитал (лаговый эффект), объема продукции сельского хозяйства и индекса потребительских цен, все они ниже среднего по РФ. Это свидетельствует о недостаточном использовании природно-ресурсного и интеллектуального потенциала области, в большей части ориентированной на промышленное производство (40% в общей структуре ВРП). При этом наблюдается ряд проблем в сферах здравоохранения, ЖКХ, строительства.
Демографическая ситуация остается напряженной. Экологические проблемы обусловлены высокой концентрацией предприятий химической, металлургической промышленности, а также предприятий по производству и распределению электроэнергии. Рейтинг Тульской области по значению российского регионального инновационного индекса равен 35 (III группа), что характеризует регион как недостаточно инновационный при наличии таких опорных вузов, как ТулГУ, ТГПУ, Финуниверситет, выпускники которых являются движителем такого развития. Очевидным является взаимосвязь всех процессов, происходящих в Тульском регионе, что требует его рассмотрения как социо- эколого-экономической системы (СЭЭС). При этом поддержка со стороны руководства Тульской области одного направления может привести к ухудшению показателей развития других сфер, что в конечном итоге приведет к потере устойчивости функционирования СЭЭС. Обеспечение сбалансированного роста является довольно трудной задачей для органов управления, где принятие решений осуществляется в большинстве случаев экспертно. При этом по мнению авторов, они должны быть подкреплены научно-обоснованными суждениями, которые можно сформировать на основании построения адекватной модели функционирования сложной системы (интеллектуальный анализ данных, определение взаимосвязей, обнаружение точек роста, влияние и развитие инноваций и т.п.) и поиска оптимальных воздействий (рациональное использование природно-ресурсного и интеллектуального потенциала, планирование расходов, инвестиции, изменение регионального законодательства и т.п.) с учетом специфики факторов состояния региона.
Представляемое исследование является частью проекта, предусматривающего построение модели функционирования Тульской области, рассматриваемой как СЭЭС, на основе разрабатываемыми авторами методологии, инструментально-аналитических средств анализа, прогнозирования и принятия решений с использованием экономико-математических методов. Оно посвящено аналитическому обзору концептуальных положений устойчивого развития и управления сложными системами, в том числе СЭЭС.
1 Понятие устойчивого состояния сложных систем
Термин «устойчивость» является одним из фундаментальных понятий, характеризующих поведение системы, и определяет ее способность сохранять свое состояние и функционирование (заданное или наблюдаемое) при воздействии внешних факторов, имеющих различную природу. При этом состояние системы или последовательность состояний определяется начальными условиями и внешними возмущениями (случайными или заданными) – факторами воздействия. При этом в классическом понимании систему можно считать устойчивой, если при устранении возмущений она возвращается в свое первоначальное состояние или заданный режим функционирования. В основе традиционной теории устойчивости лежит докторская диссертация А.М. Ляпунова, защищенная в 1892, в которой он рассмотрел проблему устойчивости движения систем с конечным числом степеней свободы, описываемых обыкновенными дифференциальными уравнениями [26]. Развивая теорию устойчивости, он дал строгое определение понятий общей устойчивости, равномерной, абсолютной
(асимптотической) устойчивости, которые используются и в настоящее время в общей теории систем и системном анализе. В качестве критериев, позволяющих оценить устойчивость системы без вычисления корней характеристического уравнения, наиболее известными являются критерии Гурвица, Михайлова и Рауса и Найквиста [35].
Понятия устойчивости социально-экономических систем подробно рассмотрены в [15], где выделяются понятия экономической, экологической и социальной устойчивости и авторами делается вывод о необходимости изучения устойчивости не просто как сохранения свойств системы, а как развития этих свойств, причем стабильных или устойчивых.
2 Понятие устойчивого развития
Разночтения в понятийном аппарате, связанном с устойчивым развитием, продиктованы «вольностью» перевода понятия «sustainable development», которое можно рассматривать как «жизнеспособное» или «самоподдерживающее» развитие. «Устойчивое развитие» содержит в себе 2 ключевых понятия: потребность (необходимые блага, обеспечивающие жизнеспособность населения) и ограничения (количество благ, в том числе с учетом текущих технологий, окружающей среды, которые могут быть направлены на удовлетворение потребностей как нынешнего, так и будущего поколений). Впервые понятие было применено в 1972 году на Первой Всемирной Конференции по окружающей среде в
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
71
Стокгольме, а в широкое употребление было введено в 1987 году Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия
Брунтланд). Оно подразумевало «развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды, собственные потребности» [7, с. 158].
Т.В. Бегун приводит 10 определений понятия «устойчивого развития» [7], а С.М. Вдовин с соавторами – 7 определений, применительно к регионам [11]. Подробный анализ и реализация подходов к изучению устойчивости регионов РФ проведен в монографии А.В. Лукиной, рассматривающей триединство социальной, экологической и экономической составляющих сложных систем [25]. Автор изучает понятие экологической, социальной и экономической устойчивости в рамках концепции устойчивого развития. В большинстве своем авторы делают акцент либо на экономические, либо на социальные или экологические аспекты состояния и функционирования объектов исследования, рассматриваемых как сложные, социо-эколого-экономические системы (СЭЭС). В научной электронной библиотеке elibrary за 2017-2018 годы зарегистрировано более 13000 работ, связанных с проблемами устойчивого развития.
В РФ переход к устойчивому развитию был определен еще в 1996 году в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» [1]. Генезис концепции устойчивого развития связан с такими событиями как: конференция ООН (Рио-де Жанейро, 1992 г.) [32]; конференция ООН (Рио+20, 2012 г.) [9]; публикация «новой повестки дня» ООН до 2030 г. (2015 г.) [33], которая включает 17 целей (ЦУР) и
169 задач, оцениваемых с помощью соответствующих индикаторов. В настоящее время ведется процесс адаптации этих индикаторов к российским реалиям [12]. На данном этапе возникают проблемы качественного содержания индикаторов, их выбора, а также методологии формирования обобщенных (интегральных) индикаторов оценки. В большинстве своем оценка устойчивого развития сводится к рейтинговому оцениванию выделенных территориальных или административно-территориальных единиц, однако вопрос, касающийся выработки нормативов с учетом конкретных условий состояния и функционирования объектов исследования, остается открытым.
Обобщая определения понятия «устойчивое развитие», сформулируем его следующим образом. Устойчивое развитие есть процесс положительных социальных, экологических и экономических изменений существенных индикаторов оценки состояния и функционирования
СЭЭС, лежащих в границах заданных траекторий без ухудшения других индикаторов, направленных на обеспечение благополучия нынешнего и будущего поколений и повышения качества их жизни.
В отличие от предыдущих формулировок, представленное определение включает необходимость формирования нормативов и допустимых изменений индикаторов оценки, при которых развитие СЭЭС можно считать устойчивым, а также определяет равнозначность индикаторов, характеризующих общество, природу и экономику, реализуя принцип целостности, практикующийся в теории систем и системном анализе.
Данное определение вытекает из общих концептуальных положений устойчивого развития.
3 Концептуальные положения устойчивого развития
Концептуальные положения устойчивого развития определяются принципами, целями и задачами, которые легли в основу современной концепции устойчивого развития РФ, которая отражена в двенадцати ключевых политических документах [12].
Основными ориентирами устойчивого развития являются повышение качества жизни, экономический рост и экологическая стабильность, которые определяются 27 принципами устойчивого развития, касающиеся обеспечения справедливости, сохранения природной среды, целостности мышления и организации текущей деятельности с расчетом на будущие положительные изменения. Целями устойчивого развития являются:
«1. Повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах
2. Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства
3. Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте
4. Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех
5. Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек
6. Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех
7. Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех
8. Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех
9. Создание стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации и инновациям
10. Сокращение неравенства внутри стран и между ними
11. Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов
12. Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства
13. Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями
14. Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития
15. Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия
16. Содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях
17. Укрепление средств осуществления и активизация работы в рамках Глобального партнерства в интересах устойчивого развития»
[33].
Таким образом, цели устойчивого развития и задачи, которые должны быть решены для достижения этих целей (169 задач), охватывают все сферы человеческой деятельности во взаимодействии общества с окружающей средой. Понятно, что глобальные цели не могут быть достигнуты без участия самого населения и лиц, принимающих решения на различных уровнях управления. Поэтому неслучайно они разделены на задачи, решение которых осуществляется различными федеральными органами власти и другими государственными структурами, реализующими свои полномочия на территории РФ и ее субъектов. Однако и на региональном уровне обеспечение устойчивого развития посредством эффективного и рационального управления является серьезной проблемой, которая определяет необходимость использования современных инструментов и методов, в том числе на основе моделирования.
4 Модели управления устойчивым развитием сложных систем и подходы к их изучению
В основе большинства современных моделей управления устойчивым развитием социо-эколого-экономических систем (СЭЭС) лежит хорошо известная из общей теории систем кибернетическая модель с контуром обратной связи, объединяющая в себе субъект и объект управления. Различия в моделях проявляются как в представлении отдельных сложных систем (экономическая, экологическая, социальная и их сочетания), так и в характере связей между ними, а также в особенностях воздействия на объект управления. С увеличением детализации возрастает и сложность описываемых систем. В качестве базовых моделей используется широко известная модель экономического равновесия
Дж. М. Кейнса [54], а разработанная им теория породила новое направление в экономике, названное «кейнсианством» и стала отправной точкой создания неокейнсианских моделей, например, неокейнсианские динамические стохастические модели общего равновесия – модели реального делового цикла ((Dynamic Stochastic General Equilibrium Model, DSGE-модели) [64] и широко известная модель экономического роста (Р.
Солоу) [63], основанная на базе моделей Р. Харрода [51] и Е. Домара [49]. Известна балансовая модель В.В. Леонтьева [24]; многопродуктовая линейная модель Дж. фон Неймана [60]; оптимизационная межотраслевая модель распределения ресурсов Л.В. Канторовича [16]; циклическая модель Н.Д. Кондратьева [18]; модель, описывающая уровень благосостояния населения в зависимости от природных ресурсов и услуг (Д.В.
Пирс и Р.К. Тернер) [61]. Также часто используется модель Й. Шумпертера, описывающая процесс созидательного разрушения [62]; модель