Файл: Социальноэкономическое развитие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
72
классовой борьбы Р.Гудвина «хищник-жертва», представляющая собой формализованную модель отдельных положений теории воспроизводства К. Маркса [50], которая была использована в более поздней модели флуктуаций внутри экономического цикла [31]. За базу в модели Р. Гудвина взята модель Лотки – Вольтерры.
Наиболее известными моделями на глобальном уровне являются следующие.
МИР-3 [57]. Дополненная модель была представлена Д. Медоузом в 2004 году [58].
Модель «стратегия выживания» (М-П-модель), предложенная Месаровичем-Пестелем, рассматривает регионы (здесь – это страны и континенты), состоящие из подмоделей экономики, энергетики и демографии [47]. Взаимодействие регионов осуществляется через экспорт, импорт и миграцию. Недостатком модели является отсутствие обратных связей между подмоделями. Выводы по модели. При сохранении существующих тенденций миру угрожает не глобальная катастрофа приблизительно в середине XXI в. (как следует ил результатов модели
«Мир-3»), а серия региональных катастроф, которые начнутся значительно раньше, в различные моменты времени и по разным причинам для разных регионов. В качестве производственной функции рассматривается известная неоклассическая однопродуктовая функция Кобба –
Дугласа [48] для оптимизации объема потребления и загрязнения, входящая в производственную функцию интересов общества. Задача нахождения оптимальных траекторий решается с применением принципа максимума Понтрягина. Также выделены стационарные траектории, определяющие сбалансированный рост.
Следует отметить латиноамериканскую модель глобального развития А. Эррейры [52], японскую модель Кайа [53] и мировую модель
ООН, ставшую впоследствии основой для разработки концепции устойчивого глобального развития [56]. В период с начала 70-х годов до конца
80-х годов прошлого столетия было создано более 50-ти моделей, описывающих взаимодействие природы, общества и человека, которые увязывают социальные, экологические и экономические характеристики их взаимодействия.
Среди отечественных макроэкономических моделей можно выделить 2 модели: «эконометрическую модель экономики России
Центрального экономико-математического института РАН и ежеквартальный прогноз индикаторов экономики России Института народохозяйственного прогнозирования РАН» [41, с. 130].
Современные исследования в рассматриваемой области связаны как с изучением устойчивого состояния СЭЭС, так и с управлением сложными системами, в разрезах понятийного аппарата; методологии; методического инструментария; построения моделей состояния; функционирования и управления; индикаторов оценки; методов исследования; практической реализации c акцентом на одну или несколько составляющих СЭЭС (социальную, экологическую или экономическую).
Так, коллектив авторов ГОУ ВПО «ЧелГУ» и Института экономики УрО РАН, опираясь на базовые исследования Сибирского отделения РАН, подробно раскрывают теоретические и прикладные особенности управления сбалансированным развитием территориальных систем применительно к региональному и муниципальному уровню [41]. Исследования включают выявление дисбалансов, причин их возникновения, а также разработку мер их устранения с использованием эконометрического подхода и инструментов управления, в том числе территориального планирования. В диссертации Ю.Н. Шедько [46] приводится модель управления устойчивым развитием региона в контексте региональной политики и описанием ключевых инструментов управления.
Исследованиям, связанным с изучением СЭЭС, посвящены работы Т.В. Субботиной, М.Д. Шарыгина и Лучникова А.С. [36, 44, 45] в контексте необходимости формирования стратегии устойчивого развития. В работе Н.М. Латыповой рассмотрены эконометрические модели для описания устойчивости социально-экономических систем [23].
Большинство работ посвящены не столько построению моделей, сколько развитию подходов к оценке состояния и функционирования сложных систем на базе уже существующих моделей.
Целевой подход предлагает А.А. Баширова и изучает СЭЭС с позиций удовлетворения потребностей элементов системы в контексте трех составляющих: охраны окружающей среды, защиты и улучшения среды обитания человека, а также экономического развития [6].
Достижение целей обеспечивает сбалансированность состояния и функционирования СЭЭС. При этом используется объектная схема «природа
– человек – экономика», аналогичная триаде, представленной в конце 70-х годов Л.И. Мухиной и В.С. Преображенским [30].
Оценки устойчивого состояния СЭЭС отражены в работах Е.И. Куценко (критериальный подход) [22], Е.В. Корчагиной (равновесный подход и магистраль устойчивого развития) [19], Е.А. Куклиной (концепция «new normal (новая реальность)») [21], Т.А. Третьяковой
(статический и динамический подход) [40], Е.С. Черновой (построение математических моделей с управляющими параметрами на основе статистических данных) [42]. В работе [55] представлена модель устойчивого регионального развития, основанная на оценке динамической системе сбалансированных показателей.
Исследования С.В. Белоусовой [8] опираются на триадный подход, включающий морфологическую (пространственное строение), организационную (формы взаимодействия организованных элементов) и психологическую (формы взаимодействия субъектов) составляющие, которые представляют соответственно макро, мезо и микроуровни.
Нельзя не отметить существенный вклад А.И. Айвазяна (эконометрический подход) [3], Е. Г. Анимицу (проблемы региональной экономики и управления) [5], С.Н. Бобылева (устойчивое развитие и индикаторы оценки) [12], В.И. Гурмана и Е.В. Рюминой (методология моделирования эколого-экономических систем) [28], Г.Б. Клейнера (модель социально-экономической системы) [17], А.И. Татаркина
(методология управления регионами и территориальными комплексами) [37] в область изучения сложных систем.
В ряде последних исследований изучают влияние инновационной деятельности на социально экономическое развитие регионов, что является общемировым трендом [4]. Например, модели с инновационной составляющей [38]. Так в работе В. Макарова и др. [27] рассмотрена вычисляемая модель общего равновесия (Computable General Equilibrium, CGE) в приложении к изучению инновационной составляющей экономики регионов. Показана необходимость стимулирования инновационной активности субъектов экономики со стороны органов управления и обеспечения взаимодействия органов власти, бизнеса и научно-образовательного сообщества.
В работе Т.О. Толстых и др. [39] построены 5 видов моделей для оценки влияния спилловер-эффектов (косвенных изменений) в высшей школе на экономику регионов и частично подтверждены выдвинутые гипотезы. Обзор и характер влияния инновационной деятельности подробно рассмотрен в статье Д.А. Рубан [34], где обосновывается ее положительный эффект на уровень развития и устойчивость региональной экономики. С.А. Айвазяном предложена дезагрегированная макроэкономическая модель [2]. В исследовании О. А. Демидовой и
Д. С Иванова [13] продемонстрировано, что экономический рост также определяется не только темпами роста самого региона, но и соседних с ним регионов. При этом за основу взяты положения пространственной эконометрики, а в качестве модели взята динамическая модель пространственной автокорреляции. Многообразие представленных моделей ставит перед исследователями еще одну задачу – обоснование их выбора.
1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   38

5 Методы и инструменты оценки состояния и устойчивого развития сложных систем
В качестве методов, используемых для формирования критериев и интегральных оценок состояния и устойчивого развития СЭЭС, применяются: средние характеристики; метод DEA и его российский аналог АСФ, предложенный В.Е. Кривоножко и А.В. Лычевым [20], и его модификация в части формирования эталонных границ эффективности, разработанная Е.П. Моргуновым [29]. Для оценки качества жизни населения А.С. Айвазяном был использован метод главных компонент с целью формирования интегрального индикатора оценки, который относится к синтетической латентной категории. Применяются методы многомерного статистического анализа и имитационного моделирования [43]. Также используются индикаторы устойчивого развития ПРООН, например, используются различные подходы к формированию индекса человеческого развития (ИЧР), рассмотренные в [59]. Особенности конструирования скорректированного ИЧР изучены в [14]. Используемые в настоящее время подходы к оценке эффективности управления СЭЭС подробно рассмотрены в [10].
Заключение

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
73
Представленный материал является основой для формирования системы взглядов на процесс управления устойчивым развитием сложных систем, в том числе регионов. Она должна включать определения понятий устойчивости и управления устойчивым сбалансированным развитием СЭЭС; принципы такого управления, а также его механизмы, включающие цели, критерии, факторы, методы и ресурсы управления, имеющие социальную, политическую, экономическую или экологическую природу.
Примечание
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Тульской области в рамках научного проекта № 18-410-710001.
4.2. Из практики цифровизации в регулируемых организациях для решения производственных, экономических и управленческих
задач
Манохин Е.В, Васина М. В., Добрынина И.В.
В современных условиях ведения отечественными организациями хозяйственной деятельности существенно возрастает значение цифровой трансформации российской экономики.Планы по развитию цифровой экономики во исполнение поручения Президента активно разрабатывают все министерства и ведомства.Процессы информатизации и цифровизациипроходят очень сложно и медленно. В 2016 годупо данным Росстата, только 65 % ресурсоснабжающих организаций использовали базовые информационные технологии.Между темцифровизация открывает большие перспективы. Например для повышения производительности труда (операционная эффективность) в организациях, оказывающих коммунальные услуги, применяют системы обработки транзакций. Возможноповышение производительности труда работников офиса при помощи комплекса прикладных программ.
Приведем два примераиспользования информационных технологий в решении производственных, экономических и управленческих задач. Заключен и реализован хозяйственный договор с «КС-Энерго» на выполнение научно–исследовательской работы по теме: «Анализ показателей надежности, качества и энергоэффективности регулируемых организаций».
Практическая ценность полученных результатов заключается в повышении эффективности функционирования ООО «КС-Энерго» на основе:
- разработки научно-методических аспектов обеспечения применения информационных технологий с целью для расчета показателей надежности, качества и энергоэффективности регулируемых организаций на примере ТСО (территориальных сетевых организаций).
- исследований научно-методических аспектов использования информационных технологий для анализа для расчета показателей надежности, качества и энергоэффективности регулируемых организаций и предложение рекомендаций к их совершенствованию на примере
ТСО (территориальных сетевых организаций).
В отчете представлены научно-методические аспекты разработки программы расчета показателей надежности, качества и энергоэффективности регулируемых организаций.
Заключен и реализован хозяйственный договор с ООО «Инженерно-технический центр Энергоэффект» на выполнение научно–
исследовательской работы по теме: «Разработка программы корректировки валовой выручки электросетевых компаний при применении в тарифном регулировании метода индексаци».
Объект исследования – корректировки валовой выручки электросетевых компаний при применении в тарифном регулировании метода индексации.
Цель НИР — разработка программы корректировки валовой выручки электросетевых компаний при применении в тарифном регулировании метода индексации.
Для выполнения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1) исследование научно-методических аспектов использования информационных технологий для расчета корректировки валовой выручки электросетевых компаний при применении в тарифном регулировании метода индексации;
2) разработка рекомендаций к совершенствованию расчета корректировки валовой выручки электросетевых компаний при применении в тарифном регулировании метода индексации;
3) совершенствование (оптимизация) методики обеспечения применения информационных технологий в процессе расчета корректировки валовой выручки электросетевых компаний при применении в тарифном регулировании метода индексации.
4) выработка рекомендаций к расчету корректировки валовой выручки электросетевых компаний при применении в тарифном регулировании метода индексации.
Методы исследования – анализ и разработка программы корректировки валовой выручки электросетевых компаний при применении в тарифном регулировании метода индексации.
Результаты работы -
В результате проведенной НИР предполагается:
- исследовать существующую методику расчета корректировки валовой выручки электросетевых компаний при применении в тарифном регулировании метода индексации и предложить рекомендации к ее совершенствованию на основе использования информационных технологий;
- разработать программу расчета корректировки валовой выручки электросетевых компаний при применении в тарифном регулировании метода индексации на основе применения информационных технологий.
Практическая ценность полученных результатов заключается в
Повышение эффективности функционирования ООО «Инженерно-технический центр Энергоэффект» на основе:
- разработки научно-методических аспектов обеспечения применения информационных технологий с целью корректировки валовой выручки электросетевых компаний при применении в тарифном регулировании метода индексации.
- исследования научно-методических аспектов использования информационных технологий для анализа расчетов корректировки валовой выручки электросетевых компаний при применении в тарифном регулировании метода индексации и предложение рекомендаций к их совершенствованию.
Разработанная компьютерная программа NVV_Project для расчета корректировки валовой выручки электросетевых компаний при применении в тарифном регулировании метода индексации дает возможность вычислять необходимые показатели, оценивать экономическую целесообразность рекомендаций к их совершенствованию.
Интерфейспрограммы:


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
74
Теоретический анализ корректировки валовой выручки электросетевых компаний при применении в тарифном регулировании метода индексации, а также обработка результатов исследований являются наукоемкими и сложными задачами. Исследование научно-методических аспектов использования информационных технологий для анализа расчетов корректировки валовой выручки электросетевых компаний при применении в тарифном регулировании метода индексации и совершенствование методики обеспечения применения информационных технологий в процессе расчета показателей – взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы, направленные на решение главной задачи – повышение эффективности функционированиярегулируемых организаций. Современный экономист должен быть профессионалом в области применения информационных технологий, решать функциональные задачи, а также управлять информационными, материальными и денежными потоками в предметной области. Все это обосновывает актуальность рассмотрения предлагаемого материала и на стадии обучения студентов. С точки зрения теории данная работа доказывает необходимость более широкого использования разработок, связанных с применением цифровых технологий для совершенствования образовательного процесса.
4.3. Об инновационных проектах кафедры «математики и информатики», в интересах кадрового обеспечения наукоемких отраслей
промышленности Тульского региона
Манохин Е.В, Пышный А.И., Добрынина И.В.
Концепция развития российского математического образования [65] предполагает, что важнейшие процессы в математическом образовании в будущем будут тесным образом связаны с информационными технологиями: все дальнейшие процессы человечества будут производиться в автоматизированной среде; образовательная деятельность, в том числе и математическая, будет протекать в информационной среде, обеспечивая доступ к информационным источникам, контроль за индивидуальным развитием каждого студента, функции автоматизированного анализа; предметное содержание математики будет включать в себя все больше элементов прикладной математики и информатики; математическая компетентность будет формироваться и применяться в ИКТ-среде.
Для достижения высоких показателей качества образования необходимо прежде всего внедрение новых форм обучения на всех степенях образования. В целях расширения учебного процесса и увеличения его качественной и эффективной характеристик необходимо использование информационных технологий. Интегрирование информационных технологий в процесс образования является одним из основных направлений процесса информатизации современного общества. Этот процесс можно описать как процесс обеспечения сферы образования методическими и практическими указаниями касательно разработки использования информационных технологий, для реализации психолого-педагогических целей обучения
С 2015 года в Тульском филиале Финуниверситета каждый месяц, (1 и 3 суббота с 14-00 до 16-00) с октября по апрель работает
Экономико-математическая школа. Экономико-математическая школа предоставляет дополнительные возможности школьникам, интересующимся информатикой, математикой и экономикой, для развития их математических способностей и интеллектуального потенциала, удовлетворения потребности в качественном образовании. Так в 2017-2018 учебном году состоялось 15 занятий ЭМШ, 2 мастер-класса по математике. Ведется работа кафедры с учителями школ.
Приведем часть учебно-тематического плана занятий ЭМШ в 2017-18 учебном году.
1.
Вводное занятие
Решение задач повышенного уровня части «С» ЕГЭ.
2.
Числовые системы Запись в десятичной системе исчисления. НОД и НОК чисел. Арифметические действия с дробями.
Сравнение чисел. Модуль числа. Среднее арифметическое и среднее геометрическое нескольких чисел.
3.
Многочлены. Алгебраические тождества Алгебраические действия и их порядок. Степень с рациональным показателем.
Арифметические корни. Действия с многочленами. Деление многочлена на многочлен. Формулы сокращенного умножения. Алгебраические дроби.
4.
Линейная и дробно-линейная функции. Линейные уравнения и неравенства
Линейная функция.
Простая пропорциональная зависимость y=kx и ее график. Линейная функция у=kх+b, общее уравнение прямой у=aх+bу+с. Частные случаи: х=а, у=b.
Свойства функций. Линейные уравнения. Решение линейных уравнений, условие существования решения линейного уравнения. Простейшие задачи с параметрами. Системы линейных уравнений. Условия параллельности и перпендикулярности прямых. Геометрическое решение системы двух линейных уравнений. Решение системы двух уравнений. Задачи с параметром. Линейные неравенства. Понятие о решении неравенства (множество решений) и равносильности неравенств, приемы решения простейших неравенств. Решение линейных неравенств.
Системы линейных неравенств. Решение систем и совокупностей линейных неравенств. Дробно-линейная функция. Обратная пропорциональная зависимость у=k/х и ее график. График дробно-линейной функции вида у=(ах-b)/(сх-(d).
5.
Квадратичная функция. Квадратные уравнения и неравенства Свойства квадратичной функции.
Приведенное и неприведенное квадратное уравнение, дискриминант, формула нахождения корней уравнения. Теорема Виета и обратная ей теорема.
Разложение квадратного трехчлена на множители. Задачи с параметрами (на теорему Виета). Решение уравнений, сводящихся к квадратным, и дробно-рациональных уравнений. Системы нелинейных уравнений. Квадратичные неравенства. Решение разложением на множители. Задачи с параметрами (на расположение графика функции, на количество и расположение корней уравнения). Решение дробно-рациональных неравенств (метод интервалов).
6.
Модуль. Уравнения с модулем Функция, содержащая знак модуля. График функции у=|х|. Уравнения с модулем. Решение простейшего уравнения |х|=а и решение задач на его основе. Решение уравнений с модулем методом интервалов
7.
Диаграммы
Круговые диаграммы.
Столбчатые диаграммы. Построение диаграмм (столбчатых и круговых).


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
75 8.
Основы тригонометрии
Основные тригонометрические функции: синус, косинус, тангенс, котангенс угла в прямоугольном треугольнике и основные соотношения между ними. Основные тригонометрические функции на единичном круге. Формулы приведения. Формулы сложения, двойного и половинного аргумента. Формулы преобразования суммы в произведение и произведения в сумму.
Тождественные преобразования тригонометрических выражений
9.
Планиметрия
Основные понятия планиметрии. Параллельные и перпендикулярные прямые. Расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми. Понятие треугольника, условие существования (неравенство треугольника). Сумма углов треугольника, внутренний и внешний угол. Основные элементы треугольника: средняя линия, высота, медиана, биссектриса и связь между ними и элементами треугольника. Свойства равнобедренного и равностороннего треугольника. Прямоугольный треугольник. Теорема синусов и теорема косинусов. Площадь треугольника. Равенство треугольников. Подобие треугольников.
10.
Повторение курса математики основной школы
Числовые системы и вычисления.
Многочлены.
Алгебраические тождества. Линейная и дробно-рациональная функции, их свойства. Линейные уравнения и неравенства. Системы линейных уравнений и неравенств. Квадратичная функция. Свойства квадратичной функции. Квадратные уравнения и неравенства. Системы квадратных уравнений и неравенств. Модуль. Функция, содержащая знак модуля. Уравнения с модулем.
11.
Выражения и преобразования
Тождественные преобразования алгебраических выражений. Преобразование многочленов, разложение на множители. Многочлены от нескольких переменных. Симметрические многочлены. Преобразование иррациональных выражений. Освобождение от иррациональности в знаменателе. Корень степени n и его свойства. Понятие степени с иррациональным показателем. Тождественные преобразования выражений, содержащих степени и корни. Задачи с параметрами.
12.
Рациональные уравнения
Дробно-рациональные уравнения. Приемы решения уравнений: разложение на множители, замена переменной, использование свойств функции, использование графиков, другие методы решения. Решение уравнений высших степеней. Системы, содержащие более двух уравнений. Использование графиков при решении систем уравнений. Решение систем линейных уравнений с двумя и тремя неизвестными.
Знакомство с методом Гаусса. Определители. Свойства определителей. Формулы Крамера. Решение систем нелинейных уравнений с двумя и тремя неизвестными. Задачи с параметрами.
13.
Рациональные неравенства
Дробно-рациональные неравенства. Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. Приемы решения неравенств: метод интервалов, замена переменной, использование свойств функции, использование графиков, другие методы решения. Системы, содержащие два неравенства. Системы, содержащие более двух неравенств. Задачи с параметрами.
14.
Показательные уравнения и неравенства Показательные уравнения. Показательные неравенства.
15.
Логарифмы
Свойства логарифмов. Логарифмические тождества. Решение вычислительных задач.
Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства. Тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений.
Задачи с параметрами.
16.
Иррациональные уравнения Приемы решения: возведение в квадрат, замена переменной, использование свойств функции, другие методы решения. Задачи с параметрами.
17.
Текстовые задачи Задачи на десятичную запись числа. Задачи на сложные проценты. Задачи на движение.
Задачи на работу. Задачи на состав вещества. Задачи на части, пропорции. Комбинированные текстовые задачи.
18.
Тригонометрия
Тригонометрические функции числового аргумента: синус, косинус, тангенс, котангенс.
Тригонометрические тождества. Формулы тригонометрии. Тождественное преобразование тригонометрических выражений. Обратные тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения. Основные методы решения тригонометрических уравнений. Отбор корней.
Тригонометрические неравенства. Задачи с параметрами.
19.
Производная
Геометрический смысл производной. Вычисление производных. Вторая производная.
Физический смысл производной. Исследование функций с помощью производной. Касательная и нормаль к кривой. Использование производной в физических задачах.
20.
Первообразная
Правила нахождения первообразных. Задача о площади криволинейной трапеции. Формула
Ньютона-Лейбница.
21.
Элементы векторной алгебры Операции над векторами. Коллинеарные векторы. Условие коллинеарности векторов. Координаты вектора, суммы и разности векторов, произведения вектора на число. Проекция вектора на ось, алгебраическая и геометрическая проекции вектора. Скалярное произведение векторов. Геометрический смысл скалярного произведения. Физический смысл скалярного произведения. Формула расстояния между точками. Деление отрезка в данном отношении. Уравнения прямой. Уравнения окружности.
22.
Планиметрия
Повторение. Выпуклый и невыпуклый четырехугольники, сумма углов выпуклого четырехугольника, площадь выпуклого четырехугольника. Параллелограмм и его частные виды (прямоугольник, ромб, квадрат). Трапеция.
Окружность и круг. Хорда, радиус, диаметр. Касательная и секущая к окружности. Центральные и вписанные углы. Длина окружности и длина дуги окружности. Площадь круга, сектора, сегмента. Вписанные и описанные фигуры. Окружность, описанная около треугольника, окружность, вписанная в треугольник. Окружность, описанная около четырехугольника, окружность, вписанная в четырехугольник. Выпуклый многоугольник, сумма углов, внутренний и внешний углы. Правильные многоугольники.
23.
Стереометрия
Многогранники. Построение сечений многогранников. Площади боковых поверхностей призмы и пирамиды. Понятие о правильных многогранниках. Тела вращения. Прямой круговой цилиндр и его элементы. Осевые сечения, сечения, перпендикулярные оси; сечения, параллельные оси. Прямой круговой конус, его элементы. Осевые сечения конуса; сечения, перпендикулярные оси; сечения, проходящие через вершину. Шар и сфера. Сечения шара плоскостью. Касательная плоскость к сфере.
Комбинации тел.
24.
Прогрессии
Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Решение комбинированных задач на прогрессии из разделов всего курса математики.
25.
Элементы теории вероятностей
Определение вероятности (испытание, событие, случайная величина).
Вероятность событий. Действия над событиями. Основные правила вычисления вероятностей сложных событий. Комбинаторика (правило сложения, правило умножения, число перестановок, размещений, сочетаний.
26.
Задачи с параметрами
Решение различных типов задач с параметрами.
27.
Задачи повышенной сложности
Решение задач повышенного уровня части «С» ЕГЭ.
ППС кафедры выступают перед учащимися 11-х классов школ с информацией о Тульском филиале Финансового университета и о направлении подготовки «Бизнес-информатика».10.02.2018 состоялось первое занятие школы информатики, программирования и бизнеса для школьников.
Это новое направление в рамках Экономико-математической школы.Остановимся на нем подробнее. Наши занятия помогут школьникам получить навыки алгоритмизации, освоить программирование.В результате изучения дисциплины слушатели получат способность работать с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией из различных источников, в том числе в глобальных компьютерных сетях,способность использовать соответствующий математический аппарат и инструментальные средства для обработки, анализа и систематизации информации. Школьники будут знатьвозможности языков программирования для решения математических задач, технологии создания программных решений на современных языках программирования,инструкции и конструкции языков программирования, в том числе Python.


1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   38