ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 311
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
96
Согласно определению, данному создателем концепции «хранилища данных» У. Инмоном, хранилище данных представляет собой предметно-ориентированное, неизменяемое и привязанное ко времени собрание данных для обеспечения процесса принятия управленческих решений. Следовательно, данные, которые хранятся в системе XBRL, могут использоваться не только для формирования отчетов контролирующим органам, но и сотрудниками самих компаний, формирующих отчетные данные.
В многомерных хранилищах содержатся агрегатные данные различной степени подробности. Цель их хранения – сокращение времени на выполнение запросов, поскольку чаще всего для прогнозов и аналитической работы используются суммарные данные. Поэтому при создании такой многомерной базы всегда происходит вычисление и сохранение части агрегатных данных.
Технология OLAP представляет собой современную концепцию анализа данных, реализованную в программных продуктах, которые предназначены для оперативной аналитической обработки и представления данных. OLAP предоставляет пользователю интуитивно понятную многомерную структуру данных, собирая их в OLAP-куб или гиперкуб [86].
G =
F =
D =
Измерения могут быть организованы в виде упорядоченной иерархической структуры. Множествo измерений образует грани гиперкуба.
Процесс OLAP-анализа – это совокупность аналитических операций с многомерными данными: их детализация, консолидация
(группировка), формирование среза и поворота. Операции группировки представляют собой переход от отдельного представления информации к агрегированной по одному или нескольким измерениям, а в случае детализации – наоборот, т.е. идет разбиение большого набора данных на отдельные части. Срез куба формируется посредством фиксации значения (или значений) определенного измерения. Срез представляет собой микрокуб, в который входят все остальные измерения. Операция поворота заключается в изменении положения измерений – осей куба. По завершении вращения меняется «точка зрения» на данные.
Пример куба, на основе которого можно проводить дальнейший анализ, приведен на рисунке:
Для конечного пользователя применение OLAP-технологии означает высокую гибкость решений, так как можно изменить отображение полученного результата.
В настоящее время формат XBRL используется во всем мире. Так, крупный инвестиционный банк Morgan Stanley Dean Witter стал первой публичной организацией, которая полностью перешла на процесс формирования отчетности с помощью XBRL в 2000 году [87,88].
Использование XBRL дало организации значительные преимущества:
позволило оптимизировать процессы, упорядочить подготовку и распространение финансовой информации, что сэкономило ресурсы компании и время;
улучшило эффективность от применения Интернета, и позволило обеспечить качественный анализ финансовой информации.
Другой компанией, использующей XBRL, является американская федеральная корпорация по страхованию вкладов, начавшая использовать формат в 2003 году. Такой переход позволил компании сократить время, необходимое для подготовки данных (- 43 дня, на 96%) и уменьшить количество математических ошибок (с 30% до нуля).
В Великобритании Банк Англии уже завершил проект внедрения XBRL и отметил необходимость в подготовке рынка к переходу на формат XBRL.
В Германии для компаний, которые ориентированы на рынок капитала, отчетность по стандартам МСФО является обязательной.
В России формат XBRL уже используется рядом компаний, сдающих отчетность для западных регуляторов, в частности QIWI
(российский платежный сервис), ПАО Вымпел Коммуникации (российская телекоммуникационная компания) и др.
В заключении отметим, что XBRL-формат можно использовать не только для сбора консолидированной отчетности компании, но также и в качестве языка обмена данными между различными ведомствами, для бизнеса, как связующее звено между ИТ-системами внутри компании, для анализа информации с целью принятия своевременных решений.
1 ... 19 20 21 22 23 24 25 26 ... 38
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО
РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА И РЕГИОНА
5.1. Социально-экономический анализ моделей покупательского спроса при выборе промышленных товаров
Бормотов И.В., Поляков В.А.
Применение социально-экономического анализа к рассмотрению моделей покупательского спроса при выборе промышленных товаров позволяет лучше понять, какое место эта проблема занимает в социальной науке вообще и в маркетинге в частности. Данная проблема не получила широкого распространения в литературе, можно назвать только несколько работ, в которых она рассматривается: (Блэкуэлл Р.,
Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. – СПб.: Питер, 2007. Алешина И.В. Поведение потребителей: Учебное пособие – М.:
Экономистъ, 2006. Юдина Н.А. Модели покупательского поведения на потребительском рынке // Креативная экономика, 2009. № 8.).
В последние годы по проблемам моделированию, создан ряд научных центров, в которых специально исследуется эта проблема.
Большое внимание ей уделяется, в частности, Всероссийским научно-исследовательским институтом системных исследований, в котором разрабатываются и социально-экономические аспекты моделирования.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
97
К сожалению, пока еще нет работ, в которых содержались попытки комплексного анализа проблем моделирования. Между тем подобные исследования помогли бы выявить новые весьма важные аспекты. Кроме того, анализ проблем моделирования чрезвычайно важен для перспектив развития современного рынка.
Необходимость в моделировании возникла в связи с действием в современную эпоху ряда тесно связанных между собой, весьма существенных для перспектив развития закономерностей, которые отчетливо выявились и были осознаны в новейшей истории России в последние 10 – 15 лет. Они связаны, прежде всего, с резким переходом общества с общественной на индивидуальную форму собственности, с социалистического на капиталистический способ производства.
Указанные факторы, тесно связанные с развитием покупательского спроса на рынке промышленных товаров, свидетельствуют о том, что метод «проб и ошибок» становится все более неприемлемым в социальной и экономической действительности. В связи с этим необходимо внедрять в практику моделирования только те способы деятельности, которые человечеством проверены и продолжают проверяться на собственном опыте. Как указывает Э. Маркарян; «В перспективе метод «проб и ошибок» все более будет уступать место принципу целенаправленного, научно обоснованного модельного проигрывания различных вариантов развития. Сравнительный анализ этих вариантов позволяет уже на модельном уровне отбирать способы деятельности, адекватные наличным условиям среды.
Естественноисторический характер развития социума полностью сохраняется и при сознательном планировании деятельности. Важно в связи с этим подчеркнуть, что, когда говорят о методе имитационного моделирования развития различных форм деятельности, то имеется в виду его приложение не ко всем процессам развития. Речь идет об определенных, наиболее существенных его сторонах, во всяком случае, о тех, в которых действующие субъекты уже не имеют права ошибаться.
Очевидно, что научная обоснованность моделирования зависит от того, насколько адекватно в деятельности человека отражаются реально действующие в обществе законы и закономерности, т.е. насколько верно познано и оценено прошлое и настоящее.
Поэтому, от умения объяснить настоящее, поставить его социальный «диагноз» прямо зависит и способность увидеть будущее. В этом отчетливо проявляется глубокая взаимосвязь познавательной и оценочной функций моделирования. Моделирование выполняет важную роль в выработке научно обоснованных прогнозов будущего, организации деятельности людей в силу присущего ей поиска. Тем самым, для практики моделирования исключительную актуальность представляет научное осмысление покупательского спроса на рынке промышленных товаров.
В настоящее время моделирование как метод науки получает все большее распространение при исследовании процессов и явлений экономической действительности. Моделирование как метод в первую очередь предлагает рассмотрение объекта реальной действительности посредством ее модели.
Построение модели обеспечивает существенное сжатие информации, но при этом какие-то грани изучаемого процесса отбрасываются как несущественные. В любом случае модель проще, в некотором смысле «грубее» изучаемого явления, но зато одну и ту же модель можно использовать для описания широкого класса явлений. Можно выделить два аспекта в определении понятия модель.
Репрезентативный аспект рассматривается в дефиниции М. Вартофского. «Модели как «картины», соотносящиеся с чем-то. Эта референция всегда есть соотнесение с чем-то реальным, лежащим вне изображения и репрезентации. Следовательно, исключается, какое бы то ни было самоотнесение, ничто не может быть моделью самого себя»
1
Таким образом, «картина» может «походить» на объект или «выглядеть» как объект в самых разных смыслах, начиная с простейшего случая последовательного отображения контуров карты и кончая случаем «представителя» нации, который может отображать,
«репрезентировать» ее своими взглядами, предпочтениями, поведением».
Информационный аспект подчеркивается в определении Н.Н. Моисеева. «Под моделью мы будем понимать упрощенное, если угодно, упакованное знание, несущее вполне определенную информацию о предмете (явлении), отражающее те или иные его отдельные свойства.
Модель можно рассматривать как специальную форму кодирования, когда известна вся исходная информация, и мы лишь переводим ее на другой язык, модель, какой бы язык она не использовала, кодирует и ту информацию, которую люди раньше не знали. Можно сказать, что модель содержит в себе потенциальное знание, которое человек, исследуя ее, может приобрести, сделать наглядным и использовать в своих практических жизненных нуждах. Для этих целей в рамках самих наук развиты специальные методы анализа. Именно этим и обусловлена предсказательная способность модельного описания»
2
Эти и другие теоретические аспекты содержательных и сущностных характеристик модели позволяют обосновать значения, которые нашли свое отражение в сфере покупательского спроса.
Можно выделить два наиболее распространенных в научной литературе значения:
модель как аналог объекта;
модель как образец
3
Применительно к анализу покупательского спроса на рынке промышленных товаров модель сначала упоминается как аналог, заместитель реальности, а затем обозначает образец, к которому должны стремиться люди.
В качестве основных единиц анализа, влияющих на модели покупательского спроса при выборе промышленных товаров можно выделить:
качество предлагаемого товара;
цена товара;
предоставление кредита;
репутация поставщика;
широта предлагаемого ассортимента;
репутация производителя;
система скидок.
Если взять за основу выделенные единицы анализа, то большинство покупателей ориентировано на экономическую модель поведения
при выборе промышленных товаров. Так, например, наибольшее влияние на респондентов оказывают: цена товара (81,3%), уровень собственного дохода (78,20%) качество обслуживания (46,1%), при выборе места покупки и ее совершении они опираются только на свое мнение (57,40%).
«Экономическая модель, по мнению Юдиной Н. А., основана на предположении о том, что покупатель рационален и последователен в совершаемых действиях. При принятии решения о покупке потребитель руководствуется прагматическими соображениями в соответствии с личными представлениями о максимальной полезности и выгодности товаров. Наиболее существенными факторами экономической модели являются уровень дохода покупателя, цена товара, эксплуатационные расходы и т.д.»
4
Основными мотивами приобретения товара являются: просто так, взамен уже имеющегося, в преддверии праздника, просьба со стороны ребенка.
Анализ ценовых ожиданий позволяет установить ценовые диапазоны, приемлемые для покупателя. Мы попросили респондентов проанализировать цены на предлагаемую продукцию и отнести их к определенной категории:
1
Вартофский М. Модели. Репрезентацияинаучноепонимание Пер. с английского/ общ. ред. и послесл. Б. Новика и В.Н. Садовского. М.: Прогресс, 1988. 507 с.
2
МоисеевН. Н. Математикавсоциальныхнауках // Математическиеметодывсоциологическомисследовании: Сб. ст. - М.: Наука, 1981. - 334 с.
3
Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001. 296 с.
4
Юдина Н. А. Модели покупательского поведения на потребительском рынке // Креативная экономика, 2009. Том 3. № 8. С. 147-154.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
98
ниже среднерыночных,
среднерыночные,
выше среднерыночных.
Большинство респондентов определили цены на продукцию промышленных товаров как среднерыночные (334 человек), то есть можно сделать вывод, что ценовая политика предприятия устраивает покупателей. Также опрошенные покупатели сравнили цены на промышленные товары местного производства и других производителей, большинство (37,64%) сделали вывод, что у тульских производителей цены на товары ниже.
Таблица 1 - Максимальная сумма, которую готов потратить покупатель на приобретение промышленных товаров
№
№
Название серии
5000-
10000 10000-
20000 20000-
30000 30000-
40000 40000-50000 50000-
60000 1
1
Бытовая радиоэлектронная аппаратура
+
2 2
Обувь
+
3 3
Строительные материалы
+
4 4
Домашняя мебель
+
5 5
Электробытовые приборы
+
Максимально возможные суммы, которые готовы потратить покупатели находятся в диапазонах 20000-40000 тысяч рублей (52,08%).
Большая часть ассортимента промышленных товаров ООО «Альянс» находится в данных ценовых сегментах, поэтому многие покупатели смогут приобрести данный товар.
Развернутый портрет покупателя. Большинством покупателей промышленных товаров являются люди в возрасте 35-55 лет (63,28%), чаще всего это женщины (72,15%). Мужчины (27,85%) уделяют больше внимания профессиональной деятельности и значительно реже выступают в качестве покупателей с другой стороны, они являются инициаторами самых дорогих покупок (бытовая радиоэлектронная аппаратура, домашняя мебель, строительные материалы и электробытовые приборы).
По частоте покупок можно сделать вывод, что чаще всего промышленные товары приобретают в выходные дни (59,93%). Это объясняется тем, что в выходные люди свободнее и могут больше времени уделить выбору и покупки товара. Покупки совершают в дневное и вечернее время, поэтому для удобства покупателей время работы магазинов должно быть максимально долгим. Большинство респондентов покупают промышленные товары примерно раз в полгода (39,06%), раз в год (26,3%).
В целом по данным, полученным в результате проведенного исследованиям можно сделать вывод, что на рынке промышленные товары достаточно узнаваемы и любимы покупателями - это связано с тем, что большинство производителей достаточно давно на рынке, их продукция известна, качественна и востребована.
Наиболее важными факторами, на которые они опираются покупатели при выборе промышленных товаров, являются качество товара, дизайн, представленный ассортимент, цена.
При проведении политики продвижения промышленных товаров необходимо опираться на рекламу и стимулирование сбыта.
Предпочтительными местами покупок являются:
оптовые фирмы,
специализированные магазины,
торговые центры,
интернет-магазины,
выставки,
рынки.
При дальнейшем развитии промышленного производства товаров необходимо опираться на такие важные характеристики как ассортимент, стоимость, качество продукции, расположение специализированного магазина или торгового центра. Ориентироваться необходимо на предпочтения и вкусы покупателей разных возрастных групп, так именно они являются основными потребителями промышленных товаров.
Важным дополнением к рассмотрению экономической модели поведения является анализ социологической и психологической моделей.
Социологическая модель предполагает, что покупатель при выборе товара руководствуется тем багажом знаний и привычек, которые на него оказала социальная среда, к которой относится семья, референтные группы, его роли и статусы в обществе. Для этих целей очень важно изучение влияния социальных факторов на поведение покупателей. Каждая социальная группа отличается потребностями и ценностями и при принятии решения о покупке руководствуется различными критериями.
Рассмотрим предпочтения различных социальных групп населения при приобретении промышленных товаров.
Приобретение товаров долгое время определялось, их потребительскими свойствами. Однако при динамичном изменении их свойств человек вынужден был доверять не своему личному опыту, а тому, что видит в рекламе. Самостоятельно сравнивать товар с тем, который существует на рынке в течение несколько месяцев, очень сложно. Производители всех товаров и услуг подчеркивают наличие у создаваемых ими изделий качественно новых свойств, способных будто бы значительно улучшить жизнь человека. В системе детерминации поведения покупателей возникает противоречие в результате столкновения разных социальных факторов, определяющих выбор и приобретение конкретных товаров. К тому же, само повышение комфортности жизни рассматривается многими уже не только с позиций материальной возможности приобретения новых изделий по потребительским свойствам товаров, а тем, насколько они изменяют положение индивидов в референтной группе, формируют иное отношение к ним ближайшего окружения.
Одновременно на покупателя влияет деятельность тех, кто занимается реализацией различных товаров и услуг. Они также пытаются сформировать у покупателей установку на покупку товаров именно в данном магазине, торговом центре и т.д. Происходит активная конкурентная борьба за покупателя, которая ведет к созданию разной по содержанию системы детерминации его потребительского поведения.
На рынке товаров и услуг создается особая система взаимодействия трех субъектов: производителей товаров, их распространителей и потребителей.
С социологической точки зрения эта система взаимодействия характеризуется противоречивым сочетанием потребностей, интересов, ценностных ориентации, установок, мотивов каждого участника. Ее исследование дает возможность выявить следующие особенности детерминации поведения покупателя.
Во-первых, выяснить те противоречия, которые возникают в системе детерминации поведения каждого из субъектов процесса производства, реализации и потребления какого-то товара.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
99
Во-вторых, исследовать те различия в их потребностях и установках, которые препятствуют организации такого производства, в котором наиболее полно реализуются реальные потребности и интересы больших масс населения.
В-третьих, сделать сам процесс покупки человеком тех или иных товаров более обоснованным, не слепо подчиняющимся той рекламе, которая нацелена на манипулирование его сознанием и поведением.
Психологическая модельпокупательского спроса учитывает влияние таких факторов, как тип личности; самомнение (самооценка и самопредставление); восприятие внешнего мира; жизненный опыт. В анализе покупательского спроса может быть полезным знание отличительных свойств личности, а именно, его типологических особенностей. Ведь каждый человек обладает только ему присущим характером, т.е. определенными психологическими качествами, которые он проявляет в окружающей обстановке. Так, известно разделение людей по типам характера на холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов. Есть исследования, которые предполагают выделения других типов: доминантный, автономный, оборонительный, приспособляющийся, разнообразный, самоуверенный, общественный. Как бы то ни было, в исследовании целесообразно классифицировать типы личности и затем выявлять связи между ними и оказываемыми предпочтениями тому, или иному товару на рынке. Далее, в практической деятельности уже можно будет учесть характеры людей, например, при подготовке и проведении различного рода покупок промышленных товаров.
Мы все имеем некоторое представление о том, какие мы на самом деле, и о том, какими, по нашему мнению, нас видят другие. Этот взгляд, называемый реальной самооценкой, направляет наше поведение. Но часто случается, что реальная самооценка человека не совпадает с мнением окружающих. Под воздействием своей реальной самооценки люди могут стремиться приобрести такие товары, как спортивные тренажеры, музыкальные центры, очистители воздуха, кофемашины независимо от того, нуждаются ли они в удовлетворении потребностей, которые могут обеспечить эти товары с функциональной точки зрения. На самом деле эти люди ищут психологического удовлетворения, обусловленного их реальной самооценкой. Таким образом, реальная самооценка может быть достаточно сильным фактором, влияющим на покупательский спрос.
Чтобы эффективно удовлетворять потребности рынка, необходимо знать, как воспринимается деятельность ООО «Альянс» и предлагаемые ею товары. Общая картина восприятия покупателем того или иного товара только частично складывается под воздействием физических свойств последнего. Часто психологические или символические характеристики товара приносят больше удовлетворения, чем его материальные свойства. Задача состоит в том, чтобы привлечь внимание покупателей с помощью стимулирующих воздействий, которые понятны и легко запоминаются. Сколько рекламных роликов вы можете припомнить после того, как последний раз смотрели телевизор? Скорее всего, вы запомнили лишь несколько из огромного количества. Это пример избирательного восприятия. Оно связано с тем, что человек, сталкиваясь с огромным количеством раздражителей, большинство из них отсеивает. Из большого числа стимулирующих воздействий мы выбираем те, которые чем-то привлекли наше внимание. С большой охотой воспринимаются стимулы, которые соответствуют неотложным потребностям, ожидаются людьми, а также те, что существенно отличаются от обычных.
Наличие эффекта избирательного восприятия учитывается в работе по привлечению внимания покупателей, например, при осуществлении рекламной деятельности. Тот факт, что ситуация воспринимается избирательно, важен для социолога и по другим причинам.
Важно понять, что восприятие покупателя может и не соответствовать реальности. Он может воспринимать действительность в искаженном виде. Например, человеку иногда хочется купить именно данный, а не другой товар, хотя в нем есть незначительный дефект. И он покупает, убеждая себя и других в правильности сделанного выбора.
Значительное влияние на покупательский спрос человека оказывает жизненный опыт. Он как бы усиливает мотивацию, или, наоборот, притупляет ее. Поэтому в деятельности ООО «Альянс» нами были найдены пути подкрепления мотивации покупателей с опорой на имеющиеся у них знания.
Среди них можно выделить следующие:
нестандартные рекламные ходы, которые позволили привлечь и покупателей к разным группам промышленных товаров;
предложение товаров известных брендов (Bosh, Siemens, Bork и др.);
использование системы скидок на товары для разных возрастных групп;
предложение большого ассортимента промышленных товаров.
Таким образом, в статье рассмотрены эвристические возможности социально-экономического анализа применительно к исследованию моделей покупательского спроса при выборе населением промышленных товаров. Раскрыты содержательные аспекты экономической, социальной и психологической моделей.
1 ... 20 21 22 23 24 25 26 27 ... 38
5.2. Состояние и тенденции социально-экономического развития страны глазами студенчечкой и рабочей молодежи
Бормотов И.В., Баринова В.И.
В ходе социологического опроса проверке подвергалось предположение о том, что социально-экономические реформы, осуществляемые современной политической элитой, в основном обращены в будущее, в котором их основными потребителями будут молодые люди, работающие сегодня на предприятиях и получающие образование в учебных заведениях.
Молодые люди, участвующие в социологическом опросе, не верят или сомневаются в том, что осуществляемые в последние годы реформы, приведут страну к нужному результату – 92%.
Данная оценка напрямую зависит от особенностей развития российской экономики и молодежного менталитета.
Во-первых, сложившаяся, социально-экономическая ситуация напрямую зависит от выбора неэффективных форм и методов осуществления экономической политики со стороны органов власти.
Таблица 1. Оценка результатов социально-экономических реформ, проводимых в России за последние четыре года (в%)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
100
Во-вторых, чем выше уровень притязаний, тем выше уровень запросов и ожиданий, тем заметнее «ножницы» между реальным положением дел в обществе и желаемым. Такой пессимизм в оценках социально-экономического развития может являться следствием социальной депривации молодежи
1
В-третьих, специфика жизненных стратегий данных категорий молодых людей в наибольшей степени предполагает концентрацию усилий общества и государства на развитие образования и создания новых рабочих мест. Учитывая сложившееся положение в экономике
России, можно утверждать, что инновационный прорыв в этих сферах наступит еще не скоро или все останется на том же уровне.
Оценка реформ на основе распределения по социальному положению в целом совпадает с общими результатами. Однако есть и одно существенное отличие, которое проявляется в том, что рабочая молодежь более позитивно оценивает правильность выбранного Россией пути развития, чем студенческая молодежь (соответственно 25% и 16%).
Необходимо провести сравнительный анализ результатов социально-экономических реформ с их перспективами развития в ближайшее время. Это позволит студенческой и рабочей молодежи более объемно представить не только настоящее, но и будущее. Для этого давайте обратимся к конкретным цифрам.
Таблица 2. Оценка результатов социально-экономических реформ, проводимых в России за последние четыре года (распределение по социальному положению - в%)
1
Социальная депривация – это нарушение механизмов социальной адаптации у молодежи.
43%
22%
19%
16%
Оценка результатов реформ
Нет уверенности в том, что проводимые реформы обеспечат экономический рост и повышение уровня жизни людей
Имеются серьезные сомнения относительно направленности реформ и методов их осуществления
Несмотря на многие трудности, Россия находится на правильном пути развития
Осуществляемые реформы ведут в тупик