ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 306
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
101
Таблица 3. Перспективы экономического развития страны (в%)
Большинство молодых людей не верят, что в ближайшей перспективе улучшится экономическое положение страны. Факт бесспорно настораживающий, если учитывать, что именно молодежь, которая сегодня получает образование, приобретает первичные профессиональные навыки, завтра станет основной производительной силой общества. Парадокс данной ситуации состоит в том, что молодые россияне сталкиваются с серьезной психологической проблемой, так как ощущение движения «не туда» воспринимается как движение в «никуда».
Разочарованы в оценке перспектив развития страны 40% студентов Каждый третий молодой рабочий, проживающий в городе
Новомосковске. Большинство опрошенных респондентов сходится во мнении, что все останется так, как есть. На их фоне следует выделить позиции части рабочей молодежи, проживающей в городах Узловая и Донской, которые считают, что в перспективе экономическое положение может улучшиться (соответственно 40% и 32%).
Одним из важных направлений улучшения экономического климата в стране может стать реализация инициатив Президента РФ по научно-технической модернизации России. Важно понять, как относится студенческая и рабочая молодежь к этому масштабному проекту технического перевооружения страны.
Таблица 4. Отношение к научно-технической модернизации страны
50 21 14 15 44 20 24 12
Нет уверенности в том, что проводимые реформы обеспечат экономический рост и повышение уровня жизни людей
Имеются серьезные сомнения относительно направленности реформ и методов их осуществления
Несмотря на многие трудности, Россия находится на правильном пути развития
Осуществляемые реформы ведут в тупик
Оценка результатов реформ
Студенческая молодежь
Рабочая молодежь
42%
22%
19%
17%
Перспективы экономического развития страны
Все останется как есть
Положение в первое время улучшится, а потом станет хуже
Положение в первое время ухудшится, а потом станет лучше
Положение существенно улучшится
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
102
Обращает на себя внимание тот факт, что при положительном отношении к научно-технической модернизации страны (об этом заявила половина опрашиваемых респондентов), не верит в ее осуществление каждый третий молодой человек. Поэтому очень важно выяснить мнение студенческой и рабочей молодежи по этому вопросу.
Таблица 5. Отношение к научно-технической модернизации страны (распределение по социальному положению – в%)
Более радикально настроена в отношении научно-технической модернизации страны студенческая молодежь, среди которой 36% молодых людей не верит в ее реализацию. Данные оценки были нами ожидаемы. Это связано с тем, что студенты критически воспринимают не только настоящее, но и будущее. Обусловлено это тем, что для студенческой молодежи большое значение имеют ориентации, связанные с получением качественного образования, которое позволяет ей прагматически оценивать происходящие в стране реформы.
Для того чтобы более основательно подойти к рассмотрению проводимых в России социально-экономических реформ и усилий, предпринимаемых властью по их успешной реализации, необходимо понять, что привлекает молодых людей в современном российском обществе, а что - вызывает тревогу.
Таблица 6. Привлекательность российского общества для молодежи (в %)
№
Привлекательность
Удельный вес респондентов
1
Свобода выбора разнообразных товаров и услуг
49 2
Свобода выезда за границу
40 3
Свобода предпринимательства на основе частной собственности
28 4
Своевременная выплата зарплат и пособий
16 5
Рост производства и эффективное использование природных ресурсов
14
У этого поколения молодежи возрастает роль личных притязаний, которые связаны со свободой выбора разнообразных товаров и услуг, свободой выезда за границу и свободой предпринимательства. Эти открывшиеся социально-экономические возможности примиряют молодых людей с современным российским обществом.
Если детализировать выбор молодежи, то общие оценки могут быть скорректированы. Так, например, у рабочей молодежи города
Новомосковска на первой позиции находится свобода выезда за границу – 60%, у молодых людей из города Донского вторую позицию занимает положение о своевременной выплате зарплат и пособий – 30%.
Наряду с привлекательностью российского общества респонденты отмечают нарастание в нем социально-экономических рисков и угроз. Давайте выстроим их иерархический ряд в зависимости от того, как оценивают эти опасности для развития страны студенческая и рабочая молодежь.
Среди основных проблем, которые сегодня волнуют молодежь, можно выделить первые три: рост цен на товары и услуги, рост преступности, террористические акты, коррупция, обнищание народа и увеличивающийся разрыв в материальном положении между небольшим слоем богатых и основной частью населения. Необходимо отметить, что молодые люди, будучи активными, во всем, что касается их лично, придерживаются принципа laissez faire (предоставьте делу идти своим порядком) в том, что затрагивает интересы общества в целом.
Таблица 7. Социально-экономические угрозы и риски современного общества (в%)
42%
32%
21%
5%
Отношение к научно-технической модернизации страны
Отношусь положительно
Не верю в их реализацию
Верю в их реализацию
Отношусь отрицательно
40 18 36 6
44 26 27 3
Отношусь положительно
Верю в их реализацию
Не верю в их реализацию
Отношусь отрицательно
Отношение к научно-технической модернизации страны
Студенческая молодежь
Рабочая молодежь
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
103
№
Социально-экономические угрозы и риски
Удельный вес респондентов
1
Рост цен на товары и услуги
62 2
Рост преступности, террористические акты, коррупция
56 3
Обнищание народа и увеличивающийся разрыв в материальном положении между небольшим слоем богатых и основной частью населения
53 4
Задержки в выплате зарплат и пособий
34 5
Спад производства и экспорт природных ресурсов
27 6
Инфляция
27 1. Молодые люди считают, что неконтролируемый рост цен на товары и услуги оказывает воздействие на их социально- психологическое настроение, покупательную способность и толщину кошельков. Эта социально-экономическая проблема затрагивает личные интересы молодежи, к которым следует отнести: ее конкурентоспособность, социальный статус, возможность самореализации в обществе.
2. Респонденты отмечают, что криминализация в российском обществе с каждым годом возрастает, принимаемые государством и органами правопорядка меры, не дают заметного эффекта, потому что не устраняют социальные причины данного явления. Сегодня Россия вышла на первое место в мире по числу убийств (34 убийства на 100 тысяч населения, в США - только 10, в европейских странах - еще меньше). При этом основным поставщиком для криминала являются молодые люди.
Молодежь выступает против растущей пропасти между уровнем жизни незначительного меньшинства обогатившихся «новых русских» и основной массы населения страны. В современной России значительно превышен коэффициент (соотношения доходов на душу населения между 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных слоев населения) по отношению к развитым странам Европы. Сегодня, согласно сводкам Госкомстата, он составляет 14:1. Независимые экономисты оценивают еще выше - 25:1, при среднеевропейском - 5:1.
Вывод из приведенных выше фактов вполне очевиден. Необходимо искоренять бедность основной массы населения страны, но сделать это в условиях сохранения полуколониальной экономики, сидящей на «нефтяной игле» невозможно.
Если проводить рассмотрение по каждой опрашиваемой группе молодежи, то общие оценки могут быть подвергнуты некоторым изменениям. Например, студенты Тульского филиала Финуниверситета отдают наибольшее предпочтение такой позиции, как рост преступности, террористические акты и коррупция – 63%. Молодые рабочие, представляющие город Узловая, на первое место в рейтинге социально-экономических угроз и рисков ставят обнищание народа и увеличивающийся разрыв в материальном положении между небольшим слоем богатых и основной частью населения – 48%.
Анализ социально-экономических реформ был бы не полным без исследования материального положения, психологического состояния и слагаемых успешности молодых людей в современном российском обществе.
Таблица 8. Материальное положение молодежи за последние 4 года
Половина опрошенных молодых людей считает, что за последние 4 года их материальное положение осталось на том же уровне и не изменилось. При этом у 24% респондентов - улучшилось материальное положение, а у 23% - ухудшилось. Предложенные статистические данные является ярким свидетельством социально-ориентированной политики правительства, проводимой им в последние годы.
Здесь мы наблюдаем те же закономерности, что и при общем распределении. Позиция рабочей молодежи «осталось на том же уровне», является наиболее выраженной по отношению к студентам (соответственно 54% и 46%). Основываясь на данных распределения по социальному положению, необходимо осуществить анализ по учебным заведениям и городам Тульской области. По отношению к контрольным цифрам ухудшилось материальное положение студентов ТГПУ им. Л.Н. Толстого – 29% и рабочей молодежи города Донской – 26%.
Таблица 9. Материальное положение молодежи за последние 4 года (распределение по социальному положению в%)
49%
24%
23%
4%
Материальное положение молодежи за последние 4 года
Осталось на том же уровне
Улучшилось
Ухудшилось
Свой вариант
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
104
На экономическое положение молодежи влияет целый комплекс разнообразных причин и обстоятельств, среди которых мы можем выделить следующие:
отсутствие гарантий работы после получения профессионального образования – 67%;
повышение цен на товары и услуги – 56%;
жилищная проблема – 56%;
необъяснимый рост всех коммунальных платежей – 48%;
низкий уровень жизни – 37%;
заработная плата – 36%;
безработица – 27%;
переход на новую высокооплачиваемую работу – 19%;
рост инфляции – 15%;
получение хорошее образование – 13%;
родители уже не могут помогать так, как раньше – 12%.
Арифметическое сложение причин, которые направлены на улучшение и ухудшение материального положения респондентов показывает, что оно за последние четыре года изменилось в худшую сторону. Негативное отношение молодежи к изменению своего социального и материального положения не могло, не отразится на ее психологическом состоянии.
Таблица 10. Психологическое состояние молодежи (в%)
Результаты опроса подтверждают уже сделанные выводы и предположения о том, что психологическое состояние молодежи зависит от ее материального благополучия. Предложенные позиции можно интерпретировать следующим образом:
- конструктивный тип личности - 15% (к нему относятся те молодые люди, которые адаптировались к современным социально- экономическим условиям развития российского общества и достигли определенного уровня благополучия);
- дезадаптивный тип личности - 81% (к данному типу относится большинство молодых людей, которые еще не реализовали себя ни в профессии, ни в жизни и не удовлетворены своим материальным положением;
- деструктивный тип личности (4%) предполагает слабую адаптированность молодежи к изменившимся условиям жизни и неумение ее приспосабливаться к новым условиям труда.
5.3. Политический диалог как фактор становления гражданственности и патриотизма студенческой молодежи
Есина Т. А.
Для совершенствования системы высшего образования в нашей стране особое значение приобретают интерактивные методы обучения, нацеленные на активизацию творческого мышления студентов и их участия в процессе обмена различными мнениями, совместной выработки общей позиции на основе диалога. Представляя инновационное средство повышения уровня знаний, навыков и владений обучающихся, диалог обеспечивает укрепление мировоззренческих ценностных установок и диспозиций молодых россиян.
Выдающийся представитель герменевтики ХХ века Г.Г. Гадамер писал: «Проблема понимания обретает в последние годы все возрастающую актуальность, что очевидным образом связано с обострением геополитической и общественно - политической ситуации и с усилением пронизывающих нашу эпоху противоречий»
1
. Он уверен, что необходимость анализа проблем политической коммуникации, «встает всякий раз, когда терпят крах попытки установить взаимопонимание между регионами, нациями, блоками и поколениями, когда
1
Гадамер Г.Г. Язык и понимание. - Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. – М.: Изд-во «Искусство», 1991. С. 43 46 25 24 5
54 24 22 0
Осталось на том же уровне
Улучшилось
Ухудшилось
Свой вариант
Материальное положение молодежи за последние 4
года
Студенческая молодежь
Рабочая молодежь
63%
18%
15% 4%
Психологическое состояние молодежи
Я оптимист, но меня беспокоят те процессы, которые происходят в стране (удорожание жизни, инфляция, рост цен на самое необходимое)
Я оптимист, но не могу видеть, как все рушится вокруг меня
Я оптимист и у меня все получается в современной жизни (работа, оплата труда, бизнес и семья)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
105
обнаруживается отсутствие общего языка»
1
. По мнению философа, адекватность восприятия иных позиций сегодня особенно важна применительно к таким ключевым понятиям как «демократия» и «свобода», которые в подобных ситуациях, нередко повторяющихся в политической истории, «начинают действовать как раздражители, лишь укрепляющие и усиливающие противоположности и напряжения»
2
С точки зрения герменевтического подхода к обучению студентов адекватное восприятие ими смысла текста полнее обеспечивается в процессе непосредственного общения, когда складываются предпосылки солидарности и утверждаются прочные ценностные основы восприятия другого мнения, признания его значимости, а затем и усвоения. Главной задачей понимания
Г.Г. Гадамер называл преодоление чуждости как первичное условие любой коммуникации. Именно здесь начинается критическая проверка сообщения и обеспечивается его верификация. Диалогичность является необходимым условием достижения консенсуса при противопоставлении политических позиций, это важнейший компонент эффективной коммуникации.
Г.Г. Гадамер подчеркивает, что открытость к диалогу и осуществление герменевтической рефлексии приводят к достижению общего способа мироистолкования на основе общих ценностей, что обеспечивает нравственную и социальную солидарность. Отмечая большое значение диалога для культуры, философ констатирует: «Межчеловеческая общность поистине строится в диалоге»
3
. Он ведет к совместному созиданию смысла в процессе обмена мнениями и взаимодействию на основе консенсуса, а затем и принятию общей позиции.
В дискурсе семантико-семиотического подхода каждый артефакт культуры может быть интерпретирован как некий текст или система символов, несущая скрытое значение в своем подтексте. Поскольку текст имеет смысл в конкретном контексте, соответствующем культурно- исторической эпохе, определяющим условием адекватности его понимания реципиентом является парадигма данной культуры как система ее базисных ценностей. Сторонники герменевтики полагали, что реципиент может воздействовать на предлагаемые в тексте образные и лингвистические структуры, придавать им иной смысл, соответствующий социально-политической ситуации и потребностям его времени.
Интерактивность уже предполагает возможность подобного восприятия читателем, слушателем или зрителем образного и ценностного смысла текста, основанное на творческой деятельности его воображения и способности сопереживания. Перетолковывание смысла, как утверждали представители герменевтики, может вести к его искажению или напротив, придавать ему особую актуальность. Свобода интерпретации любого текста как артефакта культуры имеет важное этическое и политическое значение, связана с правом человека на свободу идейной позиции, выражение своих оценок, религиозных и политических убеждений. В современной России она приобретает особую актуальность как необходимое условие формирования ценностей политического сознания, гражданственности и патриотизма молодежи. Право молодого россиянина на свою позицию предусматривает личную ответственность, способность отстаивать ее в политическом диалоге.
Формирование у студентов, обучающихся на гуманитарных специальностях ИГСН ТулГУ, навыков герменевтической рефлексии происходит в процессе всего периода обучения политологов, социологов и специалистов по связям с общественностью. Они получают, прежде всего, общекультурную подготовку, а также приобретают особые навыки, необходимые для специалистов в сфере коммуникации. Большое значение имеет изучение молодыми людьми таких важных для формирования их ценностных установок дисциплин как этика, теория коммуникации, социальная психология, социология молодежи, политическая психология, социология семьи и других. Учебный процесс в
Институте гуманитарных и социальных наук ТулГУ ориентирован на единство приобретения молодыми людьми знаний и воспитания их как граждан сильной великой России, что уже изначально заложено в содержание подготовки специалистов данного профиля. Ее основой являются такие ценности как гражданственность и патриотизм, представляющие неразрывные стороны единого целого. Важно, что в ИГСН ТулГУ эти ценности не навязываются студентам извне, подобное воздействие преподавателей нередко вызывает обратный эффект, но формируются естественным путем через интерактивные методы обучения, как правило, на основе организации политического диалога.
Актуальные темы для подобных дискуссий заложены в учебных планах по различным предметам, их могут предложить преподаватели или сами студенты в связи с особой остротой политической обстановки или происходящих событий. Эти дискуссии могут продолжаться на смежных дисциплинах, что способствует развитию устойчивого интереса студентов к политической проблеме и укреплению их ценностных ориентаций. Преподаватели ИГСН, выступая как модераторы политического диалога, ненавязчиво направляют его в правильное русло, закладывают методологические принципы подхода к политическому анализу, включающие патриотизм и гражданственность как его этические аспекты. Тем самым студенты приобретают навыки комплексного подхода к реконструкции событий, как прошлого, так и современности в аксиологическом контексте. Многие преподаватели практикуют так называемые «баттлы» или ролевые игры, когда политический диалог, по сути, представляет различные позиции, которые противопоставляются по мере развития сюжета, происходит корректировка оценок, и выносятся общие.
Политический диалог всегда происходит на определенных ценностных основаниях. Представители герменевтики отмечали взаимообусловленность онтологических и аксиологических оснований социальной коммуникации, поскольку нравственные и политические ценности детерминированы всеми общественно-историческими условиями, отраженными в интересах и целях людей, состоянием хозяйственно-экономической и политической жизни. Так, Ю. Хабермас в работе «Моральное сознание и коммуникативное действие» подчеркивает большое значение этических дискуссий в политической жизни: «Вступая в моральную дискуссию, ее участники развертывают в рефлексивной установке свои коммуникативные действия с целью восстановления нарушенного консенсуса. Следовательно, аргументированные моральные дискуссии служат улаживанию конфликтов на базе консенсуса. Конфликты в области, регулируемой нормами интеракции, бывают напрямую вызваны нарушениями нормативного согласия. Восстановительные действия могут, следовательно, состоять лишь в том, чтобы обеспечить интерсубъективное признание тому притязанию на значимость, которое сначала представлялось спорным, а впоследствии уже не вызывало проблем, или другому притязанию, выдвинутому вместо первого. В согласии подобного рода выражается некая общая воля»
4
. По мнению известного немецкого философа, всегда уделявшего существенное внимание вопросам политической жизни, следует воспитывать толерантность субъектов коммуникации, крайне необходимую в условиях плюрализма нравственных и политических норм в демократическом обществе. Эти субъекты должны признать моральные установки друг друга и принять их как этически оправданную основу социального и политического действия. Ю. Хабермас отмечает значимость аксиологических оснований коммуникации: «В повседневной коммуникативной практике когнитивные толкования, моральные ожидания, выражения и оценки и без того пронизывают друг друга»
5
Мыслитель подчеркивает необходимость подобного консенсуса: «Только процесс достижения интерсубъективного взаимопонимания может привести к согласию, рефлективному по своей природе: только тогда его участники смогут осознать, что они совместными усилиями друг друга в чем-то убедили»
6
[2, с.104]. Вывод философа о единстве нравственных и политических ценностей участников коммуникативного процесса как основе социальной стабильности применим к анализу всех политических событий, происходящих на международной арене и в
России. Оценки значения прошлого для истории нашей страны зависит от цели, которой служит его интерпретация, интересов различных социальных групп и общественно-политических движений. Смысл многих культурно-исторических событий может быть рассмотрен с противоположных позиций, что ведет к дезориентации неподготовленных людей, возникновению заблуждений.
Студенты ИГСН ТулГУ рассматривают механизмы пропагандистского воздействия на массовое сознание, формы и методы разрушения ложных политических стереотипов в процессе изучения различных дисциплин. Важно отметить особое значение занятий по конфликтологии - студенты анализируют природу разнообразных социальных конфликтов и пути их предотвращения, предлагают стратегии обеспечения солидарности в группе и стабильности в масштабах страны. Соответственно рассматриваются образы исторических личностей, политических
1
Там же.
2
Там же
3
Гадамер Г.Г. Язык и понимание. - Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. – М.: Изд-во «Искусство», 1991. - 367с.
4
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб.: «Наука», 2001. С. 106.
5
Там же. С. 31.
6
Там же. С. 104.
1 ... 21 22 23 24 25 26 27 28 ... 38