ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 ... 30 31 32 33 34 35 36 37 38
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
131
В реальности взаимодействие между государством и местным самоуправлением осуществляется одновременно по многим направлениям. Поэтому структурно-функциональные связи между органами государственной власти и местного самоуправления носят многосторонний характер. В частности, взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления осуществляется в следующих основных формах:
государственная поддержка местного самоуправления;
наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
создание в субъекте Российской Федерации совета муниципальных образований;
реализация представительными органами муниципальных образований права законодательной инициативы в законодательном
(представительном) органе субъекта РФ;
создание совместных координационных, консультационных, совещательных и других рабочих органов (как временных, так и постоянно действующих);
контроль и надзор органов государственной власти за деятельностью органов местного самоуправления.
6.7. К вопросу об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти Тульской области
Романовская Н.Н.
Благополучие и стабильность социально-экономического положения регионов России, достижение ими высоких темпов наращивания экономического (налогового) потенциала территорий напрямую зависит от качества и результативности работы органов исполнительной власти в субъектах РФ. Поэтому оценка качества работы органов исполнительной власти субъектов требует системного, комплексного и всестороннего подхода
Данный подход нашел отражение в Указе Президента России В.В. Путина от 14.11.2017 № 548 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (в связи с подписанием данного Указа, Указы от 21.08.2012 № 1199 и от 28.06.2007 № 825 утратили силу).
Значимость и актуальность Указа № 548 в том, что им утвержден перечень показателей для проведения оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, которые будут охватывать практически все сферы работы органов исполнительной власти субъектов Федерации. Кроме того, определен срок представления главами субъектов Российской Федерации докладов в
Правительство Российской Федерации о фактически достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их планируемых значениях на 3-летний период – до 1 октября года, следующего за отчетным.
Во исполнение Указа принято постановление Правительства РФ от 19.04.2018 № 472 «Об осуществлении мер по реализации государственной политики в сфере оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», которое определяет алгоритм взаимодействия федеральных структур по представлению сведений по показателям для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, а также методологическое обеспечение проведения оценки эффективности и предоставления грантов регионам.
Цель принятых решений – улучшить систему оценки эффективности работы органов исполнительной власти субъектов Федерации, исключить возможность одновременного использования нескольких систем оценки.
В соответствии с Указом Президента, перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов власти субъектов
Федерации содержит 24 пункта.
В их числе - ожидаемая продолжительность жизни при рождении, динамика реальной среднемесячной начисленной зарплаты, отношение среднедушевых денежных доходов населения за вычетом сумм обязательных платежей и оплаты услуг ЖКХ к стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг, а также доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. Отмечено, что будут фиксироваться и такие показатели, как коэффициент доступности жилья, который будет исчисляться как количество лет, необходимых семье из трех человек для приобретения квартиры площадью 54 кв. м с учетом среднего годового совокупного денежного дохода семьи.
Кроме того, влияние на оценку эффективности окажет коэффициент миграционного прироста в регионе, суммарный коэффициент рождаемости, уровень преступности, качество и доступность услуг ЖКХ. Больше внимание будет уделено динамике ВРП на душу населения, объему инвестиций в основной капитал, индексу субъекта РФ в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата.
Главы регионов будут отчитаться о плотности сети автодорог, объеме налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта, о доле просроченной кредиторской задолженности и уровне безработицы.
Есть в перечне и такие критерии, оценку которым должно дать население региона. В частности, это касается условий для самореализации, в том числе для детей, удовлетворенности услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, деятельностью органов власти, а также доли жителей, столкнувшихся с проявлениями коррупции.
Ряд показателей, определѐнных Указом №548, являются показателями «Социальной эффективности» деятельности органов власти.
Комплекс индикаторов социальной эффективности включает в себя:
- контрольные индикаторы:
оценка населением эффективности органов государственной власти РФ;
оценка населением деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ.
- обязательные факторы контрольных индикаторов:
оценка удовлетворенности населения услугами в сферах образования, здравоохранения, культуры, соцобслуживания;
результаты независимой оценки качества (НОК) оказания услуг организациям социальной сферы;
оценка населением условий для самореализации, в т.ч. самореализации детей;
доля жителей субъекта, столкнувшихся с проявлениями коррупции.
Для организации работы по данному направлению в Тульской области принято распоряжение правительства Тульской области от
14.12.2018№ 786-р «О подготовке ежегодного доклада Губернатора Тульской области о фактически достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Тульской области и их планируемых значениях на 3-летний период».
Указанным нормативным актом определены:
- перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Тульской области;
- перечень контрольных индикаторов по достижению целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта;
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
132
- регламент подготовки проекта доклада Губернатора Тульской области о фактически достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Тульской области и их планируемых значениях на 3-летний период и организации их ежеквартального мониторинга
1
В рамках данной статьи рассмотрим несколько наиболее выраженных показателей социальной направленности для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти
Тульской области
Таблица 1 – Ряд показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Тульской области
2
Показатели
Ед.
Изм.
Предшествующийпериод
Отчетныйпе риод
Плановыйпериод
2014год
2015год
2016год
2017 год
2018 год
2019 год
2020год
1.
Ожидаемаяпродолжительность жизни прирождении лет
69,63 70,06 70,56 71,18 71,50 72,00 72,50 2. Динамика реальной среднемесячной начисленной заработной платы процен тов
103,6 91,3 99,7 104,1 106,0 100,9 101,6 3. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, установленной в субъекте Российской
Федерации процен тов
9,80 10,60 10,00 10,00 9,61 9,28 8,95 4. Динамика валового регионального продукта на душу населения процен тов
106,4 106,1 104,6 104,2 103,1 102,8 103,3 5. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) процен тов
4,1 4,1 4,1 3,9 3,9 3,9 3,8
Анализ первого из представленных показателей демонстрирует, что снижение смертности населения в Тульской области обусловило рост средней ожидаемой продолжительности предстоящей жизни. В 2017 году средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении в
Тульской области увеличилась по сравнению с 2015 годом на 1,12 года. Ожидаемая продолжительность жизни за 2017 год составила в
Тульской области 71,18 года (в среднем по Российской Федерации – 72,70 года, по Центральному федеральному округу – 73,89 года). В 2016 году по Тульской области – 70,56 года (РФ – 71,87, ЦФО – 73,07), в 2015 году – 70,06 года (РФ – 71,39, ЦФО – 72,72).
Влияние на значение ожидаемой продолжительности жизни при рождении имеет также показатель младенческой смертности.
Ответственный орган исполнительной власти Тульской области по данному показателю министерство здравоохранения Тульской области, по информации которого с целью снижения младенческой смертности проводится комплекс мероприятий:
- внедрена система ежемесячного мониторинга уровня младенческой и детской смертности с проведением детального анализа причин смертности. Создана и работает комиссия департамента здравоохранения министерства здравоохранения Тульской области по изучению каждого случая смерти детей от 0 до 1 года. Заседания комиссии проводятся ежеквартально, по результатам работы комиссии принимаются необходимые организационные меры;
- разработан порядок госпитализации детей раннего возраста в специализированные стационары и стационары более высокого уровня в зависимости от вида и профиля заболевания, отработана маршрутизация больных;
- организована работа выездной реанимационной бригады на базе ГУЗ «Тульская детская областная клиническая больница» для оказания медицинской помощи детям, находящимся в стационарных отделениях районных и городских больниц, а также для оказания реанимационной помощи новорожденным детям в родильных домах и родильных отделениях;
- внедрены стандарты по ведению родов, выхаживанию новорожденных детей с низкой и экстремально низкой массой тела.
По второму показателю по данным Федеральной службы государственной статистики, среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная работникам организаций области (по полному кругу организаций) за 2017 год, составила 31637 рублей, превысив ее размер за аналогичный период 2016 года на 7,6%, 2015 года – на 14,8%, 2014 года – на 22,3%, 2013 года – на 37,4%.
По темпам роста средней заработной платы Тульская область занимает 27 место в Российской Федерации и 7 место в ЦФО.
Реальная заработная плата определяется отношением темпа роста среднемесячной заработной платы к индексу потребительских цен на товары и услуги.
Индекс потребительских цен в Тульской области за 2017 год относительно уровня 2016 года составил 103,4%.
Реальная заработная плата в Тульской области, рассчитанная с учетом изменения индекса потребительских цен, за 2017 год составила
104,1% к 2016 году. По уровню реальной заработной платы Тульская область занимает 23 место в Российской Федерации и 4 место в ЦФО
(после Московской, Липецкой и Белгородской областей).
Рост реальной заработной платы в Тульской области будет обеспечиваться за счет достижения целевых показателей роста заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации.
Кроме того, Тульская область стала одним из пилотных регионов по реализации приоритетной программы по повышению производительности труда. Для участия в программе от Тульской области заявлены 13 предприятий, в числе которых 11 предприятий- участников и 2 ментора. В настоящее время уже начата реализация мероприятия по повышению квалификации работников. До конца года к участию в мероприятии планируется привлечь более 1200 человек. Обучение позволит работодателям при реализации мероприятий по повышению производительности труда осуществить переобучение работников новым видам деятельности, избежав их увольнения, а работникам – повысить уровень квалификации, овладеть новыми профессиями (специальностями), избежав потери работы и заработка.
Реализация мероприятий программы будет способствовать росту заработной платы.
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения Тульской области в
2017 году составила 10,0%, сохранилась на уровне 2016 года и снизилась относительно уровня 2015 года на 0,6 п.п. По данному показателю
Тульская область занимает 11 место в Российской Федерации и 6 место в ЦФО.
1
Распоряжение правительства Тульской области от
14.12.2018№ 786-р «О подготовке ежегодного доклада Губернатора Тульской области о фактически достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Тульской области и их планируемых значениях на 3-летний период». Сайт Правительства Тульской области. Электронный ресурс. (Дата обращения: 25.12.18)
2
Доклад о фактически достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Тульской области за 2017 год.
Электронный ресурс. (Дата обращения: 01.12.18)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
133
Снижение значения показателя обусловлено превышением темпа роста денежных доходов населения области над темпом роста величины прожиточного минимума. Среднегодовое значение величины прожиточного минимума в среднем на душу населения за 2016 год составило 9128 рублей, что выше соответствующего периода 2015 года на 2%, за 2017 год – 9303 рубля, что выше соответствующего периода
2016 года на 1,9%.
По показателю динамики ВРП на душу населения. За последние несколько лет Тульская область стабильно демонстрирует положительную динамику по основным макроэкономическим показателям, в том числе и по валовому региональному продукту – одному из основных показателей, характеризующих уровень экономического развития области.
По сравнению с 2012 годом объем ВРП на душу населения в 2016 году увеличился на 142,2 тыс. рублей (в 1,7 раза). Начиная с 2013 года Тульская область входит в первую четверку регионов ЦФО по темпу роста валового регионального продукта на душу населения (2013 год
– 4 место, 2014 год – 3 место, 2015 год – 3 место в ЦФО, 2016 год – 4 место в ЦФО) и в первую двадцатку регионов всей страны (2013 год – 20 место в РФ, 2014 год – 7 место в РФ, 2015 год – 18 место в РФ, 2016 год – 17 место в РФ).
Структура ВРП Тульской области в последние годы не претерпела значительных изменений. Основная доля по-прежнему приходится на обрабатывающие производства – 209,4 млрд рублей (40,4%), оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 63,2 млрд рублей (12,2%); операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг – 59,0 млрд рублей (11,4%); сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство – 36,3 млрд рублей (7,0%); транспорт и связь –
33,4 млрд рублей (6,5%).
На протяжении 3-х лет, с 2014 по 2016 год, уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в среднегодовом исчислении стабилизировался на уровне 4,1%, а по итогам 2017 года снизился на 0,2 п.п. и составил 3,9%. В рейтинге ЦФО
Тульская область улучшила свою позицию по данному показателю с 5 места в 2016 году до 4 места в 2017 году. По РФ произошло снижение данного показателя по сравнению с 2015 годом с 5,6% до 5,2% в 2017 году, а по ЦФО – с 3,5% до 3,2% соответственно. С целью создания условий, способствующих эффективному функционированию и развитию рынка труда Тульской области, реализуется государственная программа «Содействие занятости населения Тульской области», утвержденная постановлением правительства Тульской области от
01.02.2018 № 43.
6.8. Кластерный подход в социально-экономическом развитии монопрофильных муниципальных образований на примере отрасли
сельского хозяйства в городе Белев Тульской области
Веселов С. О., Артемова А. И., Городничев С. В.
Одной из актуальных проблем, возникших на пути прогрессивного экономического развития России, является агропромышленный комплекс и сельскохозяйственное производство.
Несмотря на положительные тенденции, отмеченные 9 октября 2018 года в докладе министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева на совещании по вопросам сельского хозяйства, было также отмечено, что сегодня в России на долю фермеров приходится 13.6% сельскохозяйственного производства. Данный показатель свидетельствует о том, что сельское хозяйство следует по пути глобализации, следствием чего является процесс вытеснения малых форм хозяйствования как неэффективных субъектов экономики
1
Сложившаяся тенденция в развитии сельского хозяйства способна не только лишить работы большое количество людей и уменьшить уровень доходов бюджетов разного уровня, но и в конечном итоге негативно отразиться как на экономике страны, так и на стратегической безопасности России в целом. Вместе с тем, негативным фактором сценария глобализации является падение уровня конкуренции на внутреннем рынке, что может привести к бесконтрольному росту цен на нем.
В Послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 года президент России Владимир Путин обозначил Национальную технологическую инициативу (Далее – НТИ) как один из приоритетов государственной политики. НТИ – это долгосрочная комплексная программа по созданию условий для обеспечения лидерства российских компаний на новых высокотехнологичных рынках, которые будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15–20 лет. В рамках НТИ были отобраны 9 ключевых рынков, одним из которых является «FoodNet». FoodNet – рынок производства и реализации питательных веществ и конечных видов пищевых продуктов
(персонализированных и общих, на основе традиционного сырья и его заменителей), а также сопутствующих IT-решений. Новый рынок
FoodNet будет формироваться под воздействием роста требований потребителей и расширения возможностей производства высококачественной продукции на основе интеллектуализации, автоматизации и роботизации технологических процессов на всем протяжении цикла от производства до потребления
2
Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод о том, что за четыре года в РФ так и не были разработаны эффективные инструменты для достижения целей национальной технологической инициативы.
Целью данной статьи является описание эффективной структуры взаимодействия субъектов сельского хозяйства в контексте действующего законодательства, институтов развития и мер поддержки для достижения целей национальной технологической инициативы на примере монопрофильного муниципального образования город Белев Тульской области.
Реализация крупных инвестиционных проектов подразумевает собой потребность в больших объемах ресурсов. С целью создания необходимых условий для достижений целей работы был сформирован участок, обладающий возможностью организации инфраструктуры, необходимой для реализации масштабных инвестиционных проектов.
Сформированный участок предполагает создание инженерной и энергетической инфраструктуры, способствующих организации предприятий по переработки сельскохозяйственного сырья.
При выборе территории для реализации проекта во внимание принимались такие факторы, как кадровый потенциал, логистическая составляющая, доступность инфраструктуры, возможности получения преференций и другие. Для достижения целей данной статьи в рамках развития территории монопрофильного муниципального образования город Белев Тульской области и создания эффективной структуры взаимодействия субъектов сельского хозяйства для достижения целей национальной технологической инициативы, была выбрана группа земельных участков (71:03:040101:109, 71:03:040101:305, 71:03:040101:198, 71:03:040101:188), расположенных в муниципальном образовании
Правобережный Белевского района Тульской области, общей площадью 654 Га. Параметры выбора данного участка представлены в таблице 1.
Роль административно-правовой базы всегда важна. Получение статуса территории опережающего социально-экономического развития, как показала практика территории опережающего социально-экономического развития (Далее – ТОСЭР) «Ефремов», является эффективным инструментом увеличения уровня инвестиционной активности. Статус резидента территории опережающего социально- экономического развития дает возможность пользоваться широким спектром преференций, представленных в таблице 2.
Таблица 1 – Основные параметры выбора участка для инвестиционного проекта в Белевском районе Тульской области
Параметр
Сущность
Исторические предпосылки и кадровый потенциал
Исторически Белев – город с фортификационными особенностями, мощный коммуникационный узел в бассейне рек Оки и Дона с притоками.В навигацию через Белев проходило до 15000 судов, город славится производством пастилы.
1
Доклад из Совещания по вопросам развития сельского хозяйства // [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/58757 (дата обращения:
15.11.2018)
2
Послание Президента Федеральному Собранию // [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения: 15.11.2018)