Файл: Социальноэкономическое развитие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
123

проведение первоочередных мероприятий по поддержке непрерывной работы организаций во время войны,

создание запасов продовольствия, медикаментов и средств индивидуальной защиты и иных средств, применяемых в целях гражданской обороны и их содержание,

обеспечение своевременного оповещения населения.
2
Федеральный закон от 26 февраля
1997 г. № 31-ФЗ (ред. от
22.02.2017) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в
Российской Федерации»

создание мобилизационных органов,

ведение разработки мобилизационных планов,

содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации и т.д.
3
Федеральный закон от 12 июня
2002 г. № 67-ФЗ (ред. от
11.12.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

регистрация избирателей и участников референдума,

создание избирательных участков и участков референдума,

безвозмездное предоставление необходимых помещений, автотранспортных средств, технических средств связи и оборудования.
Следует отметить, что отсутствие в российском законодательстве по отношению к муниципальным образованиям такого понятия, как
«государственная обязанность» и обязательная передача финансовых и материальных средств на места для осуществления всех переданных полномочий способны порождать разные коллизии. Ряд муниципальных образований требуют оплаты за исполнение вышеназванных и сходных с ними государственных дел. Однако такие возложенные обязанности органы местного самоуправления должны осуществлять безвозмездно с использованием муниципальной собственности или за счет местных финансов, так как уровень бюджетной обеспеченности муниципальных образований обеспечивают органы государственной власти.
В целях развития местного самоуправления требуется разработка института осуществления им делегированных полномочий, особенно в социальной сфере. В интересах всего населения социальная сфера нуждается в четком и интенсивном взаимодействии государственной власти и местного самоуправления. Пока в данной сфере нет четкой правовой базы регламентирования разделения полномочий государственной и муниципальной власти, институт делегирования государственных полномочий – это одно из решений проблемной социально-экономической ситуации на местах.
Наделение и делегирование государственных полномочий четко разграничиваются. Следовательно, различаются и юридические последствия, наступающие до, в процессе и после выполнения делегированных государственных полномочий.
В тех случаях, когда передача органам местного самоуправления некоторых государственных полномочий производится на основании закона, делегированные полномочия исполняются органами местного самоуправления в течение всего срока действия данного закона.
Выполнение ряда государственных полномочий прекращается, только если такой закон утрачивает силу, либо когда соответствующие параграфы о передаче некоторых государственных полномочий органам местного самоуправления исключаются из действующего закона.
Когда отдельные государственные полномочия органам местного самоуправления передаются в форме делегирования, объем передаваемых полномочий, виды юридических действий или содержание поручения, а также срок, на который передаются такие полномочия, указывают в акте, посредством которого закрепляется такая форма передачи.
Государственные полномочия не могут передаваться в полном объеме. Речь идет лишь об отдельных полномочиях.
Наделение полномочиями должно сопровождаться передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов муниципальным органам.
Закон № 131-ФЗ содержит самостоятельную главу 4 «Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», конкретизирующую порядок передачи полномочий, их осуществление и вопросы государственного контроля их реализации.
Некоторые виды государственных полномочий делегируются только органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Муниципальные образования в виде городских и сельских поселений заняты решением исключительно вопросов местного значения.
Закон № 131-ФЗ определяет источники денежного обеспечения полномочий указанной группы. Ими являются предоставляемые местным бюджетам субвенции из федерального и региональных бюджетов. Также возможно в качестве дополнительного финансового канала использование органами местного самоуправления собственных денежных средств.
Чтобы решить существующие проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, требуется четкое разграничение сфер ответственности между региональными органами и местным самоуправлением, определение вопросов, подлежащих совместному решению, и перечня полномочий, которые они передают друг другу на основе соглашения, заключенного на добровольной основе.
Законы некоторых субъектов РФ, касающиеся порядка передачи отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям, имеют прямые расхождения с Конституцией РФ и Законом № 131-ФЗ. Например, возможно передавать полномочия по договору, хотя Конституция Российской Федерации такого порядка не устанавливает. В документе определено, что передача полномочий может быть осуществлена исключительно по закону.
Чтобы гармонизировать взаимоотношения, регионы нуждаются в комплексном нормативном правовом акте, к примеру, в законе «О взаимодействии органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта Федерации». Этот закон мог бы установить основные принципы для такого взаимодействия в целях эффективного решения проблем на местном уровне и на уровне государства, проблем управления экономическим и социальным развитием субъекта и муниципальных образований в интересах граждан.
В таком законе могли быть закреплены ключевые принципы взаимодействия государственных и муниципальных органов субъекта, а также формы такого взаимодействия. Он должен особо регламентировать отношения между бюджетами различных уровней и вертикалей власти, организационные и информационные аспекты совместной деятельности. В законе необходимо определить предметы, которые будут находиться в ведении органов государственной власти и местного самоуправления субъекта, вопросы, которые требуют совместного решения, а также механизм делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления. Кроме того, необходимо предусмотреть принцип передачи материальных и финансовых средств, которые будут направлены на осуществление некоторых делегированных видов деятельности и на процесс выполнения ими таких полномочий, основания для их прекращения и порядок такого прекращения.
Согласно данному законодательному акту, уточнить полномочия региональных органов власти и органов местного самоуправления по проблемам, которые требуют консолидированного решения с учетом структурных, экономических, географических, социальных и других особенностей муниципальных образований, можно будет посредством специального договора. Сторонами такого договора будут выступать органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах закрепленных за ними полномочий. Предмет такого договора могут составлять конкретизация вопросов, которые требуют консолидированного решения, алгоритм их выполнения, формы совместной работы и сотрудничества при выполнении условий договора, другие связанные вопросы.
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   38

6.5. Анализ взаимоотношений муниципальных и региональных органов управления на примере МО г. Новомосковск
Комов В. Э., Мясникова Е. Б., Артемова А.И.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
124
Анализ организационно-экономического взаимодействия органов управления Тульской области и муниципального образования можно провести на примере МО г. Новомосковск.
Основы организации муниципального управления развитием МО г. Новомосковск определены в Уставе муниципального образования, в том числе вопросы местного значения, которые полностью соответствуют положениям Закона № 131-ФЗ.
В развитие положений Устава приняты муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы организации и прохождения муниципальной службы и деятельности органов местного самоуправления, отраслевых (функциональных) органов администрации МО г.
Новомосковск, муниципальных учреждений, управления муниципальным имуществом, организации муниципальных услуг, порядок формирования и исполнения бюджета, предоставления муниципальной поддержки и гарантий, а также относительно процедур муниципального управления
1
Муниципальная правовая база МО г. Новомосковск содержит основные акты, которые обеспечивают выполнение местными органами самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения в рамках, установленных требованиями федерального законодательства.
Основы взаимодействия местных органов самоуправления с населением МО г. Новомосковск определены в Уставе города. И в правовом, и в организационном аспекте созданы базисные условия для обеспечения взаимодействия местных органов самоуправления с населением города в процессе решения вопросов местного значения. Созданные условия отвечают требованиям федерального законодательства, установленные правила обращения граждан в органы местного самоуправления обеспечивают прозрачность процедур обращений граждан, возможность реализации ими инициатив по решению проблем и внесению предложений развития города в различных наиболее удобных для граждан формах.
Принципы и порядок организации муниципальных услуг регламентированы Федеральным законом РФ от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В Бюджетном кодексе РФ определены требования к порядку предоставления бюджетных ассигнований на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и формированию муниципального задания на оказание муниципальных услуг.
Анализ муниципальных правовых актов МО г. Новомосковск и информации о муниципальных услугах, размещенной на официальном сайте администрации, позволяет констатировать следующее состояние решения задач формирования системы муниципальных услуг.
Часть задач была решена администрацией МО г. Новомосковск еще до принятия Закона в рамках реализации муниципальной целевой программы реформирования муниципальных финансов, в том числе был утвержден реестр муниципальных услуг и установлен порядок его ведения, определен порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг, исполнения муниципальных функций отраслевыми (функциональными) органами администрации, создана комиссия по снижению административных барьеров при предоставлении государственных и муниципальных услуг организациям и гражданам отраслевыми (функциональными) и территориальными органами администрации МО г. Новомосковск, установлен порядок проведения оценки соответствия предоставляемых муниципальных услуг утвержденным стандартам муниципальных услуг, определен перечень муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме, и разработан план-график перехода к предоставлению муниципальных услуг на территории города в электронной форме.
Реестр муниципальных услуг и стандарты включенных в реестр муниципальных услуг были разработаны в рамках выполнения
Программы реформирования финансов МО г. Новомосковск, тем самым были соблюдены требования Бюджетного кодекса РФ при планировании бюджетных ассигнований на оказание муниципальными учреждениями услуг по направлениям их деятельности. С принятием в
2010 г. федерального закона № 210-ФЗ были установлены единые требования к реестрам, административным регламентам и стандартам муниципальных услуг, которым муниципальные правовые акты МО г. Новомосковск полностью соответствуют
2
Основные положения, регулирующие управление муниципальным имуществом МО г. Новомосковск, определены Уставом муниципального образования. Положения Устава соответствуют в полной мере требованиям федерального законодательства в части управления муниципальным имуществом.
Отдельными муниципальными правовыми актами установлены правила предоставления муниципального имущества в аренду, управления муниципальными долями, паями и акциями в уставном капитале организаций, предоставления имущества в безвозмездное пользование, доверительное управление, передачи имущества в залог и порядок отчуждения муниципального имущества.
Сопоставление правовых актов МО г. Новомосковск, определяющих правила управления муниципальным имуществом, с требованиями законодательства РФ в данной сфере позволяет констатировать, что установленный порядок его использования в целом соответствует требованиям федерального законодательства.
Анализ и оценка муниципальных правовых актов МО г. Новомосковск показали, что как таковой системы планирования в городе на настоящий момент не сложилось ввиду несформированности основных элементов, позволяющих дать оценку применяемым процедурам и документам планирования как целостной муниципальной системе планирования. Для оценки состояния «системы» управления комплексным развитием МО г. Новомосковск была применена методика Института экономики города и выделены следующие критерии:
1) степень организации основных видов планирования, по которым федеральное законодательство предписывает органам местного самоуправления предпринять соответствующие организационные меры, а именно:

социально-экономический вид планирования;

территориальный вид планирования;

планирование развития систем коммунальной инфраструктуры;

бюджетный вид планирования;
2) степень организации планирования на трех «горизонтах планирования»: долгосрочном, среднесрочном, краткосрочном;
3) определенность процедур планирования и их регламентированность;
4) определенность органов (должностных лиц), уполномоченных принимать решения в процессе планирования и формирования документов планирования;
5) определенность механизмов координации различных документов планирования и их применении при принятии обязательств на планируемый период;
6) определенность документов планирования, применяемых для целей планирования, порядков их формирования и соответствие требованиям, установленным в отношении этих документов федеральным законодательством;
7) наличие и применение сформированных документов планирования по основным направлениям планирования, указанным выше (п.
1).
В МО г. Новомосковск наиболее развитыми и реально работающими в настоящее время элементами системы планирования являются краткосрочное и среднесрочное планирование. Документы долгосрочного планирования и порядки их применения в процессе муниципального управления и координации с документами среднесрочного и краткосрочного планирования находятся на различных стадиях формирования.
Основы для организации планирования развития экономики и социальной сферы города определены в Уставе муниципального образования: в числе полномочий органов местного самоуправления – утверждение и реализация программ и планов комплексного всестороннего развития муниципального образования, что полностью отвечает требованиям Закона № 131-ФЗ.
1
Устав муниципального образования город Новомосковск Тульской области (принят решением Собрания депутатов муниципального образования город
Новомосковск от 05.12.2008 г. № 9-1) // [Гарант] URL: http://base.garant.ru/30330549/ (дата обращения: 15.12.2018)
2
Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ // [КонсультантПлюс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/ (дата обращения: 15.12.2018)


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
125
Фактически в МО г. Новомосковск применяется такой инструмент, как программа социально-экономического развития. Для целей планирования также применяются долгосрочные целевые программы, срок реализации которых не может быть менее четырех лет, и цели которых должны отвечать приоритетным задачам социально-экономического развития города. Таким образом, при принятии программ следует соблюдать установленные муниципальными правовыми актами сроки действия соответствующих программ.
В практике муниципального управления МО г. Новомосковск программно-целевой метод планирования применяется достаточно широко и был хорошо формализован в правовом аспекте в рамках мероприятий реализуемой программы реформирования муниципальных финансов. В процессе планирования развития города применяются следующие виды программ:
1) программа социально-экономического развития;
2) долгосрочные целевые программы;
3) ведомственные целевые программы.
Информация о принятых и реализуемых программах, а также о порядках их формирования, согласования и утверждения размещена и доступна на официальном сайте администрации МО г. Новомосковск.
Для целей бюджетного планирования в МО г. Новомосковск применяются следующие основные документы, порядок формирования которых установлен отдельными муниципальными правовыми актами:

прогноз социально-экономического развития;

долгосрочные целевые программы;

ведомственные целевые программы;

перечень целевых программ, предусмотренных к финансированию за счет средств бюджета города;

муниципальное задание на оказание муниципальных услуг;

программа муниципальных внутренних заимствований;

программа муниципальных гарантий;

основные направления бюджетной и налоговой политики города в планируемом периоде;

непосредственно бюджет города на один год;

среднесрочный финансовый план на очередной планируемый период.
Также в МО г. Новомосковск разработаны и утверждены основные документы, предписанные градостроительным законодательством
РФ, с помощью которых осуществляется территориальное планирование развития, а также документы планирования развития коммунальной инфраструктуры.
С 01.01.2011 г. установлены формы федерального статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципальных образований. Законом № 131-ФЗ (ст. 18.1) установлена необходимость проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, а Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1313-р форма доклада глав местных администраций и методика мониторинга введенных Указом Президента РФ и данным Распоряжением показателей оценки.
Для решения основных задач в рамках организации органами местного самоуправления системного мониторинга необходимо четкое взаимодействие как внутри администрации МО г. Новомосковск между отраслевыми (функциональными) органами и подведомственными учреждениями, так и с органами местного самоуправления в форме межмуниципального сотрудничества, государственными органами
Тульской области, территориальными органами федеральных органов государственной власти. Для этого рекомендуется определение и регламентация процедур мониторинга, внедрение программных продуктов в целях упрощения и оптимизации процесса сбора и обработки больших массивов информации и формирования многочисленных отчетов в процессе муниципального управления. В этой связи есть немногочисленный, но все же реальный опыт организации мониторинга и оценки в форме муниципальных систем, которым можно воспользоваться при организации системы мониторинга МО г. Новомосковск.
Анализ правовых актов, регулирующих процесс муниципального управления, показал, что некоторые элементы процедур мониторинга и оценки содержатся в Положении о бюджетном процессе города и в документах, определяющих наблюдение за исполнением бюджета, а также в целевых программах, в которых мониторинг должен обеспечивать проведение оценки эффективности программ.
Взаимоотношения муниципальных и региональных органов управления в Тульской области регулируются рядом нормативно-правовых актов.
Координацию взаимодействия муниципальных и региональных органов управления осуществляет Министерство внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области, утвержденное Постановлением правительства Тульской области от 7 октября 2011 г.
№ 27.
В Тульской области с 2006 года действует Совет муниципальных образований Тульской области (далее – Совет). К приоритетным направлениям деятельности Совета относятся выработка единой позиции в целях решения вопросов жизнеобеспечения граждан, в том числе вопросов ЖКХ; вопросов регулирования отношений бюджетов на уровне области, согласования между областными властными структурами и муниципалитетами размеров субвенций, которые предоставляются местным бюджетам; участия в разработке и реализации областных и межрайонных программ комплексного социально-экономического развития территорий, расстановки их приоритетов; осуществления систематического отслеживания динамики реформ местного самоуправления в регионах.
В феврале 2010 года Тульская областная Дума приняла Закон Тульской области от 25.02.2010 г. № 1409-ЗТО «О полномочиях органов государственной власти Тульской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Тульской области», согласно которому органы государственной власти Тульской области реализуют свои полномочия при взаимодействии с Советом на основании следующих принципов: партнерства, законности, сотрудничества, гласности, невмешательства в деятельность Совета муниципальных образований.
В соответствии с законом, Тульская областная Дума уполномочена взаимодействовать с Советом по следующим вопросам:
1) при необходимости предоставление Совету информации о внесенных в Тульскую областную думу законопроектах, затрагивающих интересы и права муниципальных образований Тульской области;
2) при необходимости приглашение участников Совета на обсуждение внесенных в Тульскую областную Думу законопроектов, затрагивающих интересы и права муниципальных образований Тульской области.
Правительство Тульской области имеет следующие полномочия по взаимодействию с Советом:
1) приглашение участников Совета на заседания рабочих групп, занимающихся разработкой проектов нормативных правовых актов правительства Тульской области, касающихся регулирования деятельности муниципальных образований Тульской области;
2) оказание поддержки и содействия деятельности Совета в пределах своей компетенции.
Для создания системного процесса взаимодействия тульских областных органов государственной власти и Совета назначаются представители правительства Тульской области и Тульской областной Думы, работающие с Советом муниципальных образований
1
Действующий Совет муниципальных образований тесно взаимодействует с министерством внутренней политики и местного самоуправления Тульской области. Представители Совета участвуют в публичных слушаниях по проекту законов Тульской области, входят в состав комиссии при Тульской областной думе по ЖКХ и вопросам жизнеобеспечения, комиссии по реализации проекта "Открытый регион" в
Тульской области. Проводятся заседания с участием специалистов отдела налогообложения управления ФНС России по Тульской области, в частности, по вопросу возможности изменения срока рассылки налоговым органом Тульской области уведомлений налогоплательщикам.
1
Закон Тульской области от 25.02.2010 г. № 1409-ЗТО «О полномочиях органов государственной власти Тульской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Тульской области» // [Гарант] URL: http://base.garant.ru/30337294 (дата обращения: 15.12.2018)


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
126
Совет активно сотрудничает с органами государственной власти, государственными учреждениями и общественными организациями.
Заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с избирательной комиссией Тульской области, Тульской торгово-промышленной палатой, управлением Министерства юстиции РФ по Тульской области, управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, Управлением Министерства юстиции РФ по Центральному федеральному округу.
6. 6. Направления совершенствования взаимоотношений муниципальных и региональных органов управления
Комов В. Э.,Мясникова Е. Б., Артемова А.И.
Два прошедших десятилетия становления российской государственности продемонстрировали, что урегулирование взаимодействия между федеральными, региональными и местными органами власти остается актуальным и по сей день, хотя многие проблемы, которые возникли в начале 90-х гг. прошлого столетия, уже решены. Произошло формирование политических, правовых, экономических механизмов взаимодействия, возник ряда норм и традиций в отношениях федерального центра, регионов и местного самоуправления. Однако регулярно появляются новые источники проблем взаимодействия органов власти, что стоит признать нормальным процессом оптимизации отношений власти.
В течение последних лет в нашей стране радикально поменялись ключевые принципы действия исполнительной вертикали власти.
Одним из базовых принципов развития федеративных отношений в условиях демократического обновления всей политической системы стало конституционно обоснованное разделение государственной власти на уровни, каждый с собственными правами, обязанностями и ответственностью, в том числе и за решение социальных вопросов. Этот принцип реализуется посредством основных направлений административной реформы, проводимой в стране. Однако необходимо обратить внимание на то, что хотя в ходе административной реформы уже были осуществлены некоторые меры, полностью бесконфликтный и эффективный механизм взаимодействия органов власти пока сформировать не удалось. Это, в свою очередь, сказывается и на эффективности решения социальных и экономических вопросов в регионах
России.
Необходимость оптимизации взаимодействия между органами власти разных уровней обусловлена рядом субъективных и объективных причин. Прежде всего, всемирный кризис индустриальных цивилизаций направляет на поиск новых, более устойчивых и перспективных форм общественного и политического, а также социально-экономического развития. Во-вторых, характер развития социально-экономических и социально-политических процессов в России, которые отражают сейчас кризисные тенденции всего мира, требует не только укрепления
«вертикали власти», но и делегирования властных полномочий на места.
Одним из главных условий успешной деятельности местного самоуправления является эффективное взаимодействие муниципалитетов с федеральными и региональными органами власти, т.к. муниципалитеты призваны реализовывать на местном уровне политический курс, вырабатываемый на федеральном и региональном уровнях. Поэтому для обеспечения управляемости социальных и экономических процессов развития в российских регионах приоритет должен быть отдан созданию прочных отношений между органами власти разных уровней.
Проведенный анализ проблем теории и практики механизма взаимодействий органов местного самоуправления МО г. Новомосковск с органами государственной власти, населением муниципального образования, хозяйствующими субъектами показал, что на данный момент в городе завершен первый этап реформирования местного самоуправления, полностью сформирована нормативно-правовая база, проведены муниципальные выборы, созданы и работают органы местного самоуправления. В ходе проведенных мероприятий для эффективной деятельности МО г. Новомосковск переданы отдельные функции органов государственной власти области – это функции по обеспечению медицинского обслуживания специализированными учреждениями здравоохранения; организации и обеспечению деятельности административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; регистрации актов гражданского состояния. При этом контроль за выполнением этих полномочий сохранен за органами исполнительной власти Тульской области.
Анализируя ход реформы местного самоуправления на территории МО г. Новомосковск, в целом можно сделать вывод, что задачи, поставленные Федеральным законом № 131-ФЗ, на данном этапе выполнены.
Однако в ходе реформы местного самоуправления в МО г. Новомосковск выявился ряд проблем. Это неполнота и неоднозначность законодательного регулирования вопросов организации и деятельности местного самоуправления, отсутствие четкого разграничения полномочий между органами государственной власти (федеральными и региональными) и органами местного самоуправления, недостаточное законодательное обеспечение финансово-экономической самостоятельности муниципального образования. Сложившаяся структура расходов местного бюджета не отражает реального состояния социальной сферы и подлинных затрат, которые несут органы местного самоуправления при реализации собственных полномочий, а также норм федерального и регионального законодательства, налагающего дополнительные обязательства на муниципальные власти.
Как показал проведенный анализ взаимодействия муниципальных и региональных органов управления в МО г. Новомосковск, одна из важных проблем системы местного самоуправления состоит в том, что отсутствует эффективное взаимодействие субъектов муниципальных отношений, вследствие чего возникает конфликт интересов как государственных и муниципальных, так и публичных и частных, реализация интегративной функции института оказывается затруднена, а эффективность функционирования местного самоуправления в целом снижается.
Причинами данной проблемы являются: а) дефектность норм, которые регулируют механизм взаимодействия субъектов муниципальных отношений, один из элементов которого – разграничение предметов ведения и полномочий; б) несовершенство системы сотрудничества, выражающееся в нарушении баланса взаимных усилий; в) отсутствие осознания наличия общих интересов и целей. Конфликты дезинтегрируют и становятся причинами таких дисфункций, как огосударствление местного самоуправления, персонализация власти и т.п.
Проведенный анализ позволяет говорить об отсутствии единстве целей и интересов, так как при взаимодействии органов власти разных уровней на уровне муниципального самоуправления происходит сдвиг баланса местных и государственных интересов в пользу интересов государственных, что нарушает нормы Конституции РФ и принципы Европейской Хартии местного самоуправления. В качестве примеров можно привести наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; безвозмездную передачу находящегося в федеральной собственности или собственности Тульской области как субъекта Российской Федерации имущества в муниципальную собственность и обратно, не учитывающая мнения местных муниципалитетов; закрепление в федеральных законах полномочий органов местного самоуправления, не укладывающихся в вопросы местного значения и т.п.
Можно сделать вывод о нарушении не только баланса интересов, но и баланса взаимных усилий, на котором должен быть основан механизм взаимодействия, предполагающий совместную, согласованную, взаимообусловленную деятельность. Необходимость достижения баланса интересов была закреплена еще в Указе Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации», подчеркивающим необходимость баланса государственных и местных интересов для эффективного функционирования государства.
Существующую модель взаимодействия органов государственной власти с муниципалитетом МО г. Новомосковск характеризуют существенные перекосы в сторону либо огосударствления местного самоуправления, либо полного отсутствия контакта нижнего уровня власти с федеральным. Конфликты возникают при взаимодействии субъектов муниципальных отношений, причем как государственных и муниципальных, так и публичных и частных интересов.


1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   38