Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 485
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
составление предложений различных типов;
использование различных видов связи в словосочетаниях;
образование различных форм слова (словоизменения);
использование различных способов словообразования.
Выпускник получит возможность научиться:
Методические рекомендации по логопедическому обследованию детей среднего школьного возраста
Оцениваются следующие показатели:
-
тип дыхания; -
интенсивность голоса (сильный, нормальный, слабый, иссякающий); -
характер голосообразования и атака голоса (твердая, мягкая, придыхательная); -
тональность звучания (низкий, нормальный, высокий, фальцет); -
тембр (чистый, хриплый, дрожащий, глухой, назализованный); -
продолжительность максимальной фонации; -
темп речи.
Методика обследования плавности речи
Краткая аннотация: подростковый возраст предполагает перестройку всего организма, что влечет за собой изменение психологического статуса, формирования новых видов общения. В этом возрасте достаточно часто наблюдаются рецидивы заикания, которые сопровождаются фиксацией на речи или страхом речи. Наличие подобного явления усугубляет тяжесть нарушения, снижает динамику коррекции и в значительной мере затрудняет социализацию подростка.
Цель: выявление заикания, определение его характера и степени тяжести.
Методические рекомендации по процедуре проведения и оценке результатов.
Выявление наличия заикания, его характера и тяжести проявления проводится в процессе общения с ребенком и обследования других сторон речи.
В качестве специфических приемов можно выделить: отраженно-сопряженное проговаривание, чтение стихов, проговаривание автоматизированных рядов (например, счет до десяти, перечисление дней недели и проч.).
Оцениваются следующие показатели:
-
наличие пароксизмов заикания, их степень выраженности, локализация; -
тип дыхания и особенности речевого выдоха; -
наличие страха речи, перечень ситуаций, в которых он проявляется; -
отношение к собственному нарушению.
Методика обследования языковой и метаязыковой способностей.
Краткая аннотация: языковое образование школьников на основной ступени предполагает опору на их речевой опыт и способность к теоретическому осмыслению и преобразованию лингвистического материала. Основные затруднения в развитии языковой личности подростка с нарушениями речи концентрируются в трудностях оперирования языковыми средствами при понимании и продуцировании развернутых высказываний; устойчивости дефицита метаязыковой деятельности; проблемах использования чтения для решения коммуникативных и когнитивных задач; трудностях овладения грамотным письмом.
Цель: оценка состояния основных компонентов языковой и метаязыковой способностей, лежащих в основе освоения лингвистических знаний и прикладных речеязыковых умений.
Методические рекомендации по процедуре проведения и оценке результатов.
Оценка уровня сформированности компонентов языковой и метаязыковой способностей производится по результатам выполнения специально разработанных заданий.
Примерами заданий такого рода могут служить: обобщение языкового материала (на примере фонетических, лексических, грамматических единиц), выбор и сравнение языковых единиц, распределение языковых единиц по группам; структурный и/ или семантический анализ языковых единиц с опорой на схемы, модели и без них; синтез языковых единиц различных уровней; толкование значений слов (изолированных и в контексте) и др.
Языковой материал подбирается с учетом возможного высокого потенциала развития оцениваемых способностей у детей данного возраста.
Оцениваются следующие показатели:
-способность к оперированию языковыми единицами (владение операциями обобщения, выбора, категоризации и др.);
- сформированность умений языкового анализа и синтеза фонемного, слогового, синтаксического, семантического);
- умение семантизации языковых единиц.
Примерная форма речевой карты
Речевая карта
Дата обследования___________________________________
Фамилия ____________________________________________
Имя________________________________________________
Отчество _____________________________________________
Возраст (г.р.)____________________________________________________
Родной язык (наличие двуязычия в семье)_____________
Сведения о родителях:
мать__________________________
отец____________________
Домашний адрес ___________________________________________
Телефон___________________________________________________
Обучается в настоящее время_________________
Заключение ПМПК_________________________
Где обучался (кем направлен) _________
Личностные особенности _____________________________________________________
Особенности коммуникативного поведения _______________________________________
Состояние связной речи _______________________________________________________
Уровень сформированности лексическойсистемы (объем, структура)_______________
Уровень развития грамматического строя ________________________
Состояние звуковой стороны речи:
Звукопроизношение _____________________
Фонематическое восприятие ______________
Слоговая структура слова ___________________
Просодическая сторона речи ______________________
Плавность речи ________________________________________________
Особенности строения и двигательные функции артикуляционного аппарата ___________
Чтение ________________________
Письмо _______________________________
Языковая и метаязыковая способности ____________________________________
Неречевые функции __________________________________________
Дополнительные данные ____________________________________
Логопедическое заключение: ____________________________________
______________________ подпись
По итогам обследования учащиеся делятся по группам, составляются рабочие программы и график логопедических занятий.
Коррекционно-развивающая работа проводится в форме индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий, направленных на формирование полноценных рече-мыслительных процессов, обеспечивающих полноценную речевую деятельности детей с ТНР, а также совершенствование их социальной и учебной коммуникации и адаптации к условиям обучения в основной школе.
Содержание коррекционных занятий определяется дифференцированными целями и задачами коррекционной работы с обучающимися на ступени основного общего образования в зависимости от структуры нарушения и тяжести его проявления. Основными направлениями работы являются:
а) восполнение пробелов в развитии устной речи и формирование полноценной речевой деятельности;
б) развитие психических функций и пространственных представлений, обеспечивающих функционирование механизмов письменной речи:
в) коррекция дисграфии и дислексии;
г) формирование и развитие предпосылок, обеспечивающих усвоение программного материала по разделу «Филология», а также формирование умений работать с текстами любой направленности (в т.ч. гуманитарной, естественнонаучной, текстами задач и т.д.).
Продолжительность и интенсивность занятий определяется индивидуально, однако, каждый ученик должен посетить Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда по программе коррекционной работы (коррекционно-развивающий курс «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия») не реже 2 раз в неделю. Ориентировочная продолжительность занятий:
Групповое занятие (наполняемость от 6 до 8 человек – до 30 минут);
Подгрупповое занятие (наполняемость от 2 до 6 человек – до 25 минут);
Индивидуальное занятие (до 20 минут).
Речевой материал, предъявляемый на коррекционно-развивающих занятиях должен коррелировать с программным материалом по другим предметам, но изучаться в практическом плане (без введения терминологии) и с опережением по сравнению с изучением теории.
Шаблон
Программа
индивидуального логопедического сопровождения обучающегося ФИ с …. (логопедическое заключение)
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты:
Основные методы обучения, используемые на занятиях:
СОДЕРЖАНИЕ
Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
Форма организации деятельности учащихся:
Тематическое планирование коррекционной работы
№№ | Тема занятия | Кол-во часов |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
В конце года вновь проводится обследование речи обучающегося и решается вопрос о целесообразности его дальнейшего посещения логопедических занятий.
Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется по адаптированным программам дополнительного образования разной направленности (художественно-эстетическая, оздоровительная, логоритмика и др.), опосредованно стимулирующих и корригирующих развитие школьников с ТНР.
Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ специалистами и педагогами с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) разрабатываются индивидуальные учебные планы.
Реализация индивидуальных учебных планов для детей с ОВЗ может осуществляться педагогами и специалистами и сопровождаться дистанционной поддержкой, а также поддержкой тьютора образовательной организации.
При реализации содержания коррекционной работы рекомендуется распределить зоны ответственности между учителями и разными специалистами, описать их согласованные действия (план обследования детей с ТНР, особые образовательные потребности этих детей, индивидуальные коррекционные программы, специальные учебные и дидактические, технические средства обучения, мониторинг динамики развития и т. д.). Обсуждения проводятся на ПМПк образовательной организации, методических объединениях рабочих групп и др.
Механизм реализации ПКР раскрывается в учебном плане, во взаимосвязи ПКР и рабочих коррекционных программ, во взаимодействии разных педагогов (учителя, социальный педагог, педагог дополнительного образования и др.) и специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), педагог-психолог, медицинский работник) внутри образовательной организации; в сетевом взаимодействии в многофункциональном комплексе и с образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Взаимодействие включает в себя следующее:
-
комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи; -
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося; -
составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.
Специальные условия реализации программы
Кадровые условия
Учитель-логопед, проводящий коррекционно-развивающий курс «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия», должен иметь высшее профессиональное педагогическое образование в области логопедии.
Лица, имеющие высшее педагогическое (психолого-педагогическое, психологическое) образование по другим профилям, для реализации данной программы должны пройти профессиональную переподготовку в области логопедии с получением диплома о профессиональной переподготовке установленного образца.
Материально-технические условия:
- технические средства обучения, включая специализированные компьютерные инструменты обучения, с учетом специальных образовательных потребностей обучающихся;
- специальные учебные пособия, рабочие тетради, специальные дидактические материалы;
- при необходимости (в случае отсутствия устной и письменной речи) использование альтернативных средств коммуникации;
- контролируемый доступ обучающихся к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет.
Примерный речевой материал для обследования навыков письменной речи
5- ый класс (1 год обучения)
Диктанты.
Начало учебного года
Летняя прогулка
Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берез. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.