Файл: Основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 485

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Оцениваются следующие показатели:

  • тип дыхания;

  • интенсивность голоса (сильный, нормальный, слабый, иссякающий);

  • характер голосообразования и атака голоса (твердая, мягкая, придыхательная);

  • тональность звучания (низкий, нормальный, высокий, фальцет);

  • тембр (чистый, хриплый, дрожащий, глухой, назализованный);

  • продолжительность максимальной фонации;

  • темп речи.

Методика обследования плавности речи

Краткая аннотация: подростковый возраст предполагает перестройку всего организма, что влечет за собой изменение психологического статуса, формирования новых видов общения. В этом возрасте достаточно часто наблюдаются рецидивы заикания, которые сопровождаются фиксацией на речи или страхом речи. Наличие подобного явления усугубляет тяжесть нарушения, снижает динамику коррекции и в значительной мере затрудняет социализацию подростка.

Цель: выявление заикания, определение его характера и степени тяжести.

Методические рекомендации по процедуре проведения и оценке результатов.

Выявление наличия заикания, его характера и тяжести проявления проводится в процессе общения с ребенком и обследования других сторон речи.

В качестве специфических приемов можно выделить: отраженно-сопряженное проговаривание, чтение стихов, проговаривание автоматизированных рядов (например, счет до десяти, перечисление дней недели и проч.).

Оцениваются следующие показатели:

  • наличие пароксизмов заикания, их степень выраженности, локализация;

  • тип дыхания и особенности речевого выдоха;

  • наличие страха речи, перечень ситуаций, в которых он проявляется;

  • отношение к собственному нарушению.

Методика обследования языковой и метаязыковой способностей.

Краткая аннотация: языковое образование школьников на основной ступени предполагает опору на их речевой опыт и способность к теоретическому осмыслению и преобразованию лингвистического материала. Основные затруднения в развитии языковой личности подростка с нарушениями речи концентрируются в трудностях оперирования языковыми средствами при понимании и продуцировании развернутых высказываний; устойчивости дефицита метаязыковой деятельности; проблемах использования чтения для решения коммуникативных и когнитивных задач; трудностях овладения грамотным письмом.

Цель: оценка состояния основных компонентов языковой и метаязыковой способностей, лежащих в основе освоения лингвистических знаний и прикладных речеязыковых умений.


Методические рекомендации по процедуре проведения и оценке результатов.

Оценка уровня сформированности компонентов языковой и метаязыковой способностей производится по результатам выполнения специально разработанных заданий.

Примерами заданий такого рода могут служить: обобщение языкового материала (на примере фонетических, лексических, грамматических единиц), выбор и сравнение языковых единиц, распределение языковых единиц по группам; структурный и/ или семантический анализ языковых единиц с опорой на схемы, модели и без них; синтез языковых единиц различных уровней; толкование значений слов (изолированных и в контексте) и др.

Языковой материал подбирается с учетом возможного высокого потенциала развития оцениваемых способностей у детей данного возраста.

Оцениваются следующие показатели:

-способность к оперированию языковыми единицами (владение операциями обобщения, выбора, категоризации и др.);

- сформированность умений языкового анализа и синтеза фонемного, слогового, синтаксического, семантического);

- умение семантизации языковых единиц.

Примерная форма речевой карты

Речевая карта

Дата обследования___________________________________

Фамилия ____________________________________________

Имя________________________________________________

Отчество _____________________________________________

Возраст (г.р.)____________________________________________________

Родной язык (наличие двуязычия в семье)_____________

Сведения о родителях:

мать__________________________

отец____________________

Домашний адрес ___________________________________________

Телефон___________________________________________________

Обучается в настоящее время­­­­_________________

Заключение ПМПК_________________________

Где обучался (кем направлен) _________

Личностные особенности­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ _____________________________________________________

Особенности коммуникативного поведения _______________________________________

Состояние связной речи _______________________________________________________

Уровень сформированности лексическойсистемы (объем, структура)_______________

Уровень развития грамматического строя ________________________

Состояние звуковой стороны речи:

Звукопроизношение _____________________

Фонематическое восприятие ______________

Слоговая структура слова ___________________

Просодическая сторона речи ______________________

Плавность речи ________________________________________________

 Особенности строения и двигательные функции артикуляционного аппарата ___________



Чтение ________________________

Письмо _______________________________

Языковая и метаязыковая способности ____________________________________

Неречевые функции __________________________________________

Дополнительные данные ____________________________________

Логопедическое заключение: ____________________________________

______________________ подпись

По итогам обследования учащиеся делятся по группам, составляются рабочие программы и график логопедических занятий.

Коррекционно-развивающая работа проводится в форме индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий, направленных на формирование полноценных рече-мыслительных процессов, обеспечивающих полноценную речевую деятельности детей с ТНР, а также совершенствование их социальной и учебной коммуникации и адаптации к условиям обучения в основной школе.

Содержание коррекционных занятий определяется дифференцированными целями и задачами коррекционной работы с обучающимися на ступени основного общего образования в зависимости от структуры нарушения и тяжести его проявления. Основными направлениями работы являются:

а) восполнение пробелов в развитии устной речи и формирование полноценной речевой деятельности;

б) развитие психических функций и пространственных представлений, обеспечивающих функционирование механизмов письменной речи:

в) коррекция дисграфии и дислексии;

г) формирование и развитие предпосылок, обеспечивающих усвоение программного материала по разделу «Филология», а также формирование умений работать с текстами любой направленности (в т.ч. гуманитарной, естественнонаучной, текстами задач и т.д.).

Продолжительность и интенсивность занятий определяется индивидуально, однако, каждый ученик должен посетить Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда по программе коррекционной работы (коррекционно-развивающий курс «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия») не реже 2 раз в неделю. Ориентировочная продолжительность занятий:

Групповое занятие (наполняемость от 6 до 8 человек – до 30 минут);

Подгрупповое занятие (наполняемость от 2 до 6 человек – до 25 минут);

Индивидуальное занятие (до 20 минут).

Речевой материал, предъявляемый на коррекционно-развивающих занятиях должен коррелировать с программным материалом по другим предметам, но изучаться в практическом плане (без введения терминологии) и с опережением по сравнению с изучением теории.

Шаблон

Программа


индивидуального логопедического сопровождения обучающегося ФИ с …. (логопедическое заключение)
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Предметные результаты:

Основные методы обучения, используемые на занятиях:

СОДЕРЖАНИЕ

Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:

Форма организации деятельности учащихся:

Тематическое планирование коррекционной работы

№№

Тема занятия

Кол-во часов
























































В конце года вновь проводится обследование речи обучающегося и решается вопрос о целесообразности его дальнейшего посещения логопедических занятий.

Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционная работа осуществляется по адаптированным программам дополнительного образования разной направленности (художественно-эстетическая, оздоровительная, логоритмика и др.), опосредованно стимулирующих и корригирующих развитие школьников с ТНР.

Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ специалистами и педагогами с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) разрабатываются индивидуальные учебные планы.

Реализация индивидуальных учебных планов для детей с ОВЗ может осуществляться педагогами и специалистами и сопровождаться дистанционной поддержкой, а также поддержкой тьютора образовательной организации.

При реализации содержания коррекционной работы рекомендуется распределить зоны ответственности между учителями и разными специалистами, описать их согласованные действия (план обследования детей с ТНР, особые образовательные потребности этих детей, индивидуальные коррекционные программы, специальные учебные и дидактические, технические средства обучения, мониторинг динамики развития и т. д.). Обсуждения проводятся на ПМПк образовательной организации, методических объединениях рабочих групп и др.


Механизм реализации ПКР раскрывается в учебном плане, во взаимосвязи ПКР и рабочих коррекционных программ, во взаимодействии разных педагогов (учителя, социальный педагог, педагог дополнительного образования и др.) и специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог (олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), педагог-психолог, медицинский работник) внутри образовательной организации; в сетевом взаимодействии в многофункциональном комплексе и с образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Взаимодействие включает в себя следующее:

  • комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной помощи;

  • многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;

  • составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.


Специальные условия реализации программы

Кадровые условия

Учитель-логопед, проводящий коррекционно-развивающий курс «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия», должен иметь высшее профессиональное педагогическое образование в области логопедии.

Лица, имеющие высшее педагогическое (психолого-педагогическое, психологическое) образование по другим профилям, для реализации данной программы должны пройти профессиональную переподготовку в области логопедии с получением диплома о профессиональной переподготовке установленного образца.

Материально-технические условия:

- технические средства обучения, включая специализированные компьютерные инструменты обучения, с учетом специальных образовательных потребностей обучающихся;

- специальные учебные пособия, рабочие тетради, специальные дидактические материалы;

- при необходимости (в случае отсутствия устной и письменной речи) использование альтернативных средств коммуникации;

- контролируемый доступ обучающихся к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет.

Примерный речевой материал для обследования навыков письменной речи

5- ый класс (1 год обучения)

Диктанты.

Начало учебного года

Летняя прогулка

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берез. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.