Файл: Эффективность деятельность органов мвд в противодействии теневой экономики Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Понимание сущности теневой экономики как общественно вредной деятельности позволяет в полном объеме выявить данный сектор, увидеть внутренние связи и взаимообусловленность соответствующих явлений, что дает возможность вскрыть условия, причины и механизмы возникновения и распространения теневого сектора экономики как социально-экономического явления, присущего любой общественной формации.

Теневая экономика – сложное по структуре, многоплановое понятие. Прежде всего, она ассоциируется с криминальными, то есть преступными, уголовно-наказуемыми способами извлечения доходов. Однако экономическая преступность важная, но не исчерпывающая часть теневой экономики. Более распространено понимание теневой экономики как скрытой от государства деятельности.

Такой подход к теневой экономике отражает ее главный признак - теневая экономика юридически не существует, она функционирует вне форм государственного, публично-правового контроля, сопровождается извлечением неконтролируемого дохода.

В последнее время появилось определение теневой экономики как ведение бизнеса с нарушением установленных правил налогообложения, лицензирования, кредитования, регистрации. Поэтому теневую экономику определяют также как незаконное предпринимательство.

Типологизация разновидностей теневой экономики происходит по трем критериям, выделяет следующие секторы теневой экономики:

– «вторая» («беловоротничковая»);

– «серая» («неформальная»);

– «черная» («подпольная») теневая экономика.

Таблица 1.3 – Критерии типологизации теневой экономики

Критерий

«Беловоротничковая» теневая экономика

«Серая» теневая экономика

«Черная» теневая экономика

Субъекты

Менеджеры официального («белого») сектора экономики

Неофициально занятые

Профессиональные преступники

Объекты

Перераспределение доходов без производства

Производство обычных товаров и услуг

Производство запрещенных и дефицитных товаров и услуг

Связи с «белой» экономикой

Неотрывна от «белой»

Относительно самостоятельна

Автономна


На рисунке 1.1 представлена структура теневой экономики.




Рисунок 1.1 – Структура теневой экономики Российской Федерации
«Беловоротничковая» («вторая») теневая экономика – это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего персонала («белые воротнички»), поэтому эту разновидность теневой экономики также называют «беловоротничковой».

Под «беловоротничковой» преступностью, например, в толковании американских федеральных судов, понимаются правонарушения, при совершении которых имеет место нанесение ущерба торговле, нарушение страховых и валютных правил, взяточничество со стороны должностных лиц, утаивание доходов от налоговых служб, растрата, мошенничество при почтовых операциях.

В целом «беловоротничковая» преступность означает, что:

– субъектами данного вида преступной деятельности преимущественно являются «порядочные» представители общества и деловых кругов — должностные лица и иные служащие субъектов хозяйствования;

– преступная деятельность осуществляется в сфере экономики и управления и использует легальную экономическую, хозяйственную, финансовую деятельность как свою основу и прикрытие;

– это преступления, совершаемые без применения насилия, нос использованием экономических методов, правовых «дыр» в законодательстве, служебного положения;

– это высокая степень организованности, многоэтапность преступной деятельности, проникающей во все сферы экономики;

– преступления совершаются с использованием самых совершенных технологий, включая компьютерную технику и средства телекоммуникаций, и та же техника позволяет маскировать средства, с помощью которых совершаются преступления.

«Серая» (неформальная) теневая экономика - разрешенная законом, но не регистрируемая экономическая деятельность (преимущественно мелкий бизнес) по производству и реализации обычных товаров и услуг. Это самый обширный сектор теневой экономики. В отличие от «второй» экономики, которая неразрывно связана с «белой» экономикой и паразитирует на ней, «серая» функционирует более автономно.



«Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) — запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг. Это все виды деятельности профессиональных преступников, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с ней, разрушающими ее. Это не только основанное на насилии перераспределение — кражи, грабежи, вымогательство, но и производство товаров и услуг, разрушающих общество, например, наркобизнес и рэкет.

Сегодня теневая экономика охватывает почти все сферы жизнедеятельности граждан. С каждым годом теневой сектор разрастается и так тесно переплетается с легальным сектором, что уже трудно разграничить эти элементы экономической системы. 

1.3. Борьба с теневой экономикой как основа экономической безопасности государства


Активное научное обсуждение проблем экономической безопасности в России в целом и проблем криминализации экономики в частности ведется уже более 15 лет, но остается еще много нерешенных вопросов. В результате официальные интерпретации национальной экономической безопасности стран бывшего СССР, на наш взгляд, не совсем корректны - в частности, недооценена роль противодействия теневой экономике14.

Впервые официально обсуждать проблемы в экономической безопасности в стране стали в начале девяностых. В 1994-м году была письменно издана «Концепция экономической безопасности России»15. Её разработал Совет Безопасности РФ. Далее в 1996 году был издан президентский указ, называемый «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации»16.

29.04. 1996 был издан Указ № 608. В нём утверждалась государственная стратегия, направленная на обеспечение в России государственной и экономической безопасности страны. Этот указ перечислял угрозы, создающие угрозу безопасности для российской экономики. Во втором разделе документа появился пункт, касающиеся экономической деятельности криминального общества. Этот пункт пришлось ввести из-за ряда неблагоприятных факторов, имевших место в то время. К таким факторам можно было отнести безработицу и коррупционные связи государственных чиновников с преступными организованными группировками. Плюс общую слабость системы, ранее осуществляющий государственный контроль.

Российские нормативные правовые акты, изданные в период с 2000 по 2010 год, касались проблем в сфере экономической безопасности. Это случилось из-за возросших национальных проблем, касающихся общей безопасности страны. Последний официальный документ, положивший основу и определивший доктрину в сфере безопасности государства, был назван указом «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года» от 12 мая 2009 за № 53717. Если ориентироваться на указанную стратегию, то главным приоритетом российской национальной безопасности стала оборона страны. Экономические преступления были отодвинуты на задний план. Однако же 55-й пункт этого указа отсылает нас к основным рискам и угрозам, которые существуют для национальной безопасности в сфере экономики. Указано на что, сохраняемая экспортная модель, преобладающая в экономике государства, сохраняет также благоприятные условия для размножения коррупции, для ухода в криминальный сектор экономики и финансов, а также же потворствует процессу нелегальной миграции
18.

Доктрины по национальной безопасности, принятые в большинстве бывших соцстран, формально признают приоритет внешних угроз. Поэтому вопросы экономической безопасности, в частности, уход экономики в криминал официально становятся второстепенными. Такая тенденция наиболее чётко выражена в Российской доктрине национальной безопасности. Типология и развитие парадигмы экономической национальной безопасности возникла из типологии и парадигмы экономики. Эта связь возникла после анализа экономического развития государства. В полтора последних века теоретики экономики создали 4 основных мнения касательно того, что считается основной угрозой для государственной экономики19. Плюс четыре метода борьбы с этими угрозами. Перечислим данные концепции:

  1. камеристкая концепция. Она направлена на внешнюю защиту страны и её экономической безопасности. Теория существует c середины XIX века, но наибольшего развития она достигла в конце XX века, когда её возродили левые экономисты

  2. кейнсианская концепция. Она направлена на защиту от внутренних экономических угроз. Возникла теория в семидесятых годах прошлого века.

  3. традиционная институциональная концепция. Она направлена на защиту населения от бедности и на борьбу с последствиями бедности. Концепция эта также родилась в семидесятых годах прошлого века.

  4. Неинституциональная концепция. Она направлена на защиту и борьбу с административными препятствиями. Это самая новая концепция, которая появилось лишь в конце прошлого века.

Четыре перечисленных основных парадигмы национальной безопасности призваны не отвергать, но главным образом дополнять одна другую. Наличие реальных или возможных угроз для государственной национальной экономики может привести к созданию провалов рынка, провалов государства в результате деятельности иностранных конкурентов. Проблемы, возникающие при борьбе с криминальной экономикой, не позволяют успешно развивать национальную экономику. Эти проблемы находят своё отражение в неинституциональной концепции.

Главным образом, тут следует отметить работы экономиста по имени Эрнандо де Сото. Он был специалистом по неформальной экономике, созданной для развивающихся стран. Этот экономист полагал, что главная причина существования неформальной экономики - это отсутствие эффективности при защите прав на частную собственность. Экономист указывал, что процветание фирмы в развивающихся государствах меньше зависит от уровня её работы, а в большей степени от налогов, облагаемых государством. Т.е. предприниматели, которые более ловко манипулировали затратами на налоги или имели связи с чиновничьим аппаратом, были успешнее, чем те, которые занимались чисто производством. К в 2000 году в России предприняли очередную попытку разработать перечень и конкретные параметры налоговых значений для ряда основных цифр, обеспечивающих текущую экономическую безопасность. Эту работу выполнил отдел учёного совета, работавший в рамках российского совета безопасности. Данная разработка учитывала 19 показателей, среди