Файл: Эффективность деятельность органов мвд в противодействии теневой экономики Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
которых основная часть была идентична показателям, предложенных ранее экономистами. Эта разработка показала нормализацию результатов, поскольку к началу третьего тысячелетия российские экономические показатели в значительной степени возросли.

Распространение теневой экономики является одной из главных, существенных угроз развитию экономики и экономической безопасности страны. В концепции правового механизма обеспечения экономической безопасности главным требованием является наличие индикативного анализа, как метода экономических исследований.

Индикаторами экономической безопасности являются известные нормативные характеристики и показатели, которые:

1) в количественной форме отражают угрозы экономической безопасности;

2) обладают высокой чувствительностью и изменчивостью и поэтому большей сигнальной способностью предупреждать общество, государство и субъектов рынка о возможных опасностях в связи с изменением макроэкономической ситуации, принимаемых правительством мерах в сфере экономической политики;

3) выполняют функции индикаторов не отдельно друг от друга, а лишь в совокупности, т.е. взаимодействуют в достаточно сильной степени.

Возможности оценки масштабов теневой и криминальной экономики достаточно ограничены в силу самого характера этого явления, предполагающего сокрытие от учета, контроля и регистрации. Вследствие этого для оценки используются различные косвенные методы, точность результатов которых зависит от соблюдения многих условий.

Все рассматриваемые методы объединяются в три группы: статистические методы, используемые на макроуровне; методы открытой проверки и специальные экономико-правовые методы, используемые на микроуровне - при выявлении и оценке экономических параметров конкретных правонарушений, преступлений, экономической деятельности отдельных лиц.

В зависимости от характера решаемых задач и поставленных целей методы выявления и оценки криминальной экономической деятельности могут быть выделены:

1. Учетно-статистические методы: метод специфических индикаторов; структурный метод; метод мягкого моделирования; экспертный метод; смешанные методы.

2. Методы открытой проверки.

3. Специальные экономико-правовые методы: метод документального анализа; метод бухгалтерского анализа; метод экономического анализа.


4. Учетно-статистические методы направлены на обеспечение наиболее полной регистрации теневых экономических явлений для обобщающей характеристики всей их совокупности и отдельных групп, выявления и изучения массовых статистических закономерностей.

Наиболее разработаны сегодня методы оценки скрытого производства нормальных товаров и услуг. Эти методы являются и наиболее точными в связи с относительной легкостью получения информации. Наибольшую сложность представляет оценка параметров запрещенной экономической деятельности, экономической, профессиональной, организованной, политической преступной деятельности. Оценка этих видов криминальной экономической деятельности во многом опирается на результаты деятельности правоохранительных органов по их выявлению и расследованию. Рассмотрим особенности используемых статистических методов оценки различных структурных элементов теневой экономики.

В настоящее время для анализа экономической безопасности Центр финансово-банковских исследований ИЭ РАН установил 150 показателей, характеризующих практически все стороны социально-экономического развития страны и отвечающих вышеперечисленным требованиям. Вместе с тем при мониторинге угроз экономической безопасности и государственной деятельности по защите национальных интересов страны в области экономики необходимо выявить критические «болевые точки», выход за пределы которых грозит разрушительными процессами. Следовательно, из всего множества индикаторов уровня угроз экономической безопасности необходимо выделение тех, которые отражают эти критические «болевые точки». Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности.

Таким образом, пороговые значения экономической безопасности — это количественные индикаторы, численно отражающие предельно допустимые с позиции экономических интересов соотношения пропорций хозяйственной деятельности, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу экономического развития различных элементов воспроизводства, что угрожает экономической безопасности страны.

Распространение теневого сектора экономики угрожает экономической безопасности страны, так как способствует изъятию части экономических ресурсов из официальной экономики, тем самым уменьшая ее возможности и результаты. Так, увеличение теневой экономики на 1% приводит к росту незаконного движения капитала на 7%. За последние 18 лет экономика России потеряла по меньшей мере 211,5 млрд долларов. Это вывезенные за рубеж доходы от преступлений, коррупции и уклонения от уплаты налогов. 63,8%, или 135 млрд. долларов из общих нелегальных денег выведены из России через неучтенные банковские переводы. Вывезенные средства могли быть инвестированы в российское здравоохранение, образование и потрачены на развитие инфраструктуры. Основной способ вывоза нелегальных денег из России – под видом экспортно-импортных операций с помощью учрежденных дочерних компаний в Европе или оффшоров. Деньги вывозятся также с помощью создаваемых российскими корпорациями собственных «карманных банков», которые совершают крупные денежные трансферты. Такой большой объем неучтенных денежных переводов через банки связан с несовершенством банковской системы России. Во-первых, некоторые банки по-прежнему принадлежат или находятся под контролем преступников или подставных лиц. Во-вторых, не существует требований сохранять информацию о подозрительных сделках для последующих действий регулирующих органов. Несмотря на то, что кредитным организациям запрещается открывать анонимные счета, нет конкретной нормы, которая запрещает банкам открывать счета на фиктивные имена, сохраняются проблемы с мониторингом банковских переводов. Ключевым недостатком является недостаточная эффективность надзора за финансовым сектором, противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, а также неэффективность борьбы с незаконной системой перевода денег, существующей в России. В последний год в

банковской системе стал наводиться порядок, отозваны лицензии у ряда недобросовестных банков.

Значительный ущерб теневая экономика наносит бюджету страны вследствие уклонения от уплаты налогов субъектов экономической деятельности. В результате снижения бюджетных доходов недофинансируются важнейшие сферы экономики, увеличивается налоговая нагрузка на официальный бизнес и население. Еще одной стороной воздействия теневой экономики на бюджетную сферу является неэффективное распределение бюджетных ресурсов вследствие коррупции, незаконной лоббистской деятельности, незаконного предоставления льгот, распределения квот, непрозрачности тендеров. В результате бюджетные средства используются неэффективно.

Негативным последствием развития теневой экономики является деформация структуры экономики. Это проявляется в росте инвестиционных рисков и снижение инвестиционной активности. Снижаются, прежде всего, инвестиции в реальный сектор экономики, что отрицательно сказывается на развитии отечественного производства, росте доли импортной продукции в удовлетворении спроса. И, напротив, теневая экономика стимулирует развитие торгово-посреднической, финансовой деятельности, как сфер, наиболее подверженных «теневизации». Кроме того, распространение теневой экономики способствует усилению дифференциации доходов за счет обогащения субъектов нелегального и скрытого бизнеса. В России степень дифференциации доходов и так один из самых высоких: доходы самых богатых слоев населения в 16 раз превышают доходы бедных. Это показатель, характерный для развивающихся стран с высокой долей теневой экономики.

Таким образом, проблема теневой экономики для России стала тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путем реализации целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Необходимо подчеркнуть, что успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, что достижимо только при высоком уровне доверия граждан к государственным органам управления и властям.


















2. Анализ эффективности деятельности органов МВД

2.1. Характеристика отдела экономической безопасности и противодействия коррупции



«Главное Управление экономической безопасностью и борьбы с коррупцией Министерства Внутренних дел Российской Федерации» относится к центральному офису российского МВД и является в структурном плане самостоятельной единицей. К её полномочиям относится разработка государственного политического и правового регулирования в сфере экономической государственной безопасности, а также в сфере борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями. «Главное управление экономической безопасностью и борьбы с коррупцией» занимается организации борьбы с коррупцией. Также в её ведении остальные экономические преступления на территории Российской Федерации. Деятельность «Главного управления» подкрепляется конституционными и Федеральными законами, декретами и указами российского президента, резолюциями и указами Российского правительства. Также деятельность «Главного управления» регламентируется международными договорами, заключёнными государством, инструкциями МВД и непосредственным начальством в лице МВД Российской Федерации.

«Главное управление» обладает чёткой организационной структурой. В этой структуре имеются несколько подсистем, представляющих собой правоохранительные органы, выполняющие различные задачи и функции и выполняющие различные полномочия. Координатором всех систем «Главного управления» является «Центральной офис Главного управления». Численный состав, структура и штатной список центрального офиса должны быть одобрены российским МВД.

«Главное управление» должно направлять отдельные свои подразделения и подчиненные ему управления на различные направления деятельности. «Главное управление» должно взаимодействовать с другими правоохранительными органами, должно осуществлять совместную деятельность с органами и организациями системы МВД России. Установлен порядок, по которому ведётся взаимодействие с подразделениями, принадлежащими к иным государственным органам.


Руководство «Главным управлением», равно как и руководство, другими сложными социальными системами, разделяется на несколько уровней. В данном случае мы говорим о четырёх уровнях.

Первый уровень - это федеральный, стратегический;

Второй уровень - это региональный и межрегиональный, другими словами быстрый;

Третий уровень - это тактический региональный;

Четвёртый уровень - это тактический районный.

Четыре озвученных уровня показывают нам ряд особенностей и весь масштаб действий, за которые ответственно «Главное управление». Мы можем оценить количество действенных средств и сил, а также общий уровень правоохранительных органов, относящихся к «Главному управлению».

Можно заключить, что центральный офис «Главного управления» занимается стратегическим управлением. Ведь он регулирует всю систему и её работу внутри страны, определяет главные направления действий. Центральный офис Главного управления также часто бывает задействован на тактическом уровне. К примеру, он занимается организацией и управлением событиями, имеющими межрегиональный уровень, может проводить сложные операции, направленные на искоренение коррупции во властных ветвях отдельных территорий. Эти действия имеют тактический, или другими словами, эксплуатационный уровень.

Борьбу против преступлений в экономической сфере, в том числе борьбу с коррупцией, необходимо выполнять во многих отраслях, относящихся к государственной экономической деятельности:

- борьбу против экономических преступлений внутри государственной отрасли;

- борьбу против существования и распространения коррупции;

- борьбу против экономических нарушений в области машиностроения и в металлургической сфере;

- борьбу против экономических преступлений, связанных с сельским хозяйством, с биологическими водными ресурсами, а также в областях торговли, лёгкой промышленности, лесного хозяйства, в строительстве, коммунальном хозяйстве и в жилищном хозяйстве;

- борьбу против экономических преступлений в химической и топливно-энергетической области;

- борьбу против экономических преступлений, а также занимается деятельностью, связанной с преступлениями, связанными с банкротствами;

- борьбу против организованной преступности, если эта преступность затрагивает экономику.

Управление, которое занимается экономической безопасностью и борется против коррупции, выполняет свои задачи по борьбе с коррупцией на разных уровнях. Начиная я от федеральных государственных избирательных организаций, от органов исполнительной и федеральной власти, до нижестоящих организаций. В её ведение входит обеспечение передачи доходов в бюджеты соответствующих регионов, в федеральные Министерства отделы и службы. Управление действует в государственных российских органах, а также в негосударственном отделе экономики. Внутри отдела существует множество подразделений. Количество списочный состав и структура управления обязательно подлежат одобрению российского МВД и должны быть представлены главе управления для дальнейшего утверждения. Главными целями и функциями Управления по борьбе с коррупцией можно назвать такие: