Файл: Эффективность деятельность органов мвд в противодействии теневой экономики Содержание.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Эффективность деятельность органов МВД в противодействии теневой экономики
1. Роль органов МВД в борьбе с теневой экономикой
1.1. МВД как федеральный орган исполнительной власти
1.3. Борьба с теневой экономикой как основа экономической безопасности государства
2. Анализ эффективности деятельности органов МВД
2.1. Характеристика отдела экономической безопасности и противодействия коррупции
3. Пути решения проблемы наличия теневого сектора в экономике России
3.1. Решение проблем существования теневого сектора в экономике
3.2. Рекомендации по сокращению масштаба сектора теневой экономики
- предотвращения, идентификация, уничтожение и раскрытие коррупционных факторов внутри избирательных органов государства, а также в избирательных органах, находящихся на территории субъектов России;
- борьба против коррупции в федеральных исполнительных органах в пределах своей компетенции. Эта борьба может вестись внутри федеральных министерств в государственных корпорациях и службах, а также в секторе негосударственной экономики. Этот сектор вызывает большой общественный протест, поскольку относится, главным образом, к области эксплуатационных услуг и имеет значительный коррупционный показатель;
- предоставление помощи иным службам в деле предотвращения, идентификации, ликвидации и раскрытия тяжёлых и особо тяжёлых преступлений, которые имеют непосредственную связь с коррупцией.
- проведение анализа эксплуатационной ситуации и вынесение оценки поступающей информации для осуществления быстрейшего обслуживания;
- совместно с подразделениями «Главного управления» осуществляется сбор, анализ и обработка поступающих данных, относящихся к деятельности компаний, подающих эксплуатационные услуги;
- Эксплуатационный поиск, профилактику и иные действия, направленные на защиту личностных и государственных законных интересов, направленные на коррупционную преступную деятельность;
- осуществление проверки поступающих запросов, жалоб, заявлений и прочей информации по совершенным преступлениям. Эта деятельность оказывается в соответствии с установленным объёмом эксплуатационных услуг;
- эксплуатационный бухгалтерский учёт согласно установленного порядка, оказание конфиденциальной помощи для борьбы с преступлениями в сфере бытовых услуг;
- предотвращение, раскрытие, ликвидация и определение преступлений в области эксплуатационных услуг;
- осуществление (наряду с иными органами) расследований при проведении операций поиска для раскрытия, ликвидация и определения преступлений в области эксплуатационных услуг;
- осуществление компетентных мер, направленных на идентификацию, устранение причин и условий, ведущих к совершению преступлений в сфере эксплуатационных услуг.
Осуществлением деятельности «Департамента по экономической безопасности" и действий, предпринимаемых для подавления коррупции, а также регламентированием этого процесса занимается лично начальник ГУЭБиПК МВД России.
На районном уровне территориальные органы внутренних дел (ГРОВД) стали основным звеном внутри системы российского МВД. Это звено является опорным и решающим, а потому все структуры, даже стоящие выше его и относящиеся к МВД, обязаны осуществлять работу с целью совершенствования работы ГРОВД. Здесь на уровне МВД существуют особые департаменты, направленные на осуществление экономической безопасности и осуществляющие работы по противодействию коррупции. Это такие подразделения и группы, которые относятся к более широким подразделениям, осуществляющим борьбу с экономической преступностью. Они решают большинство задач тактического плана, стоящие перед ОВД.
ГРОВД защищает общественный порядок и борется с преступностью в городах, поселках городского типа, сельской местности, закрытых административно-территориальных образованиях, объектах повышенной безопасности, на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
МВД в сфере своей деятельности (на территории, на транспорте и т.д.) Непосредственно осуществляет борьбу с преступностью, коррупцией, охраной общественного порядка и общественной безопасности и, следовательно, находится под пристальным вниманием населения. Таким образом, очевидно, что отношение населения к МВД России и к правоохранительной системе в целом зависит от того, насколько законно, справедливо и профессионально осуществляют свою деятельность сотрудники ГРОВД.
На уровне Министерства внутренних дел созданы департаменты экономической безопасности и противодействия коррупции, группы или подразделения, которые работают в подразделениях по борьбе с экономическими преступлениями.
В сложной структуре системы МВД РФ, для которой характерна многоуровневая организация, среднее звено составляют территориальные подразделения по республикам и ГУ МВД по прочим субъектам. Это обуславливает то, что управленческая и организационная работа строится преимущественно в рамках решения двух практически тождественных задач. Подразделения должны обеспечивать и способствовать единству, координации действий всей системы Министерства внутренних дел, а также способствовать поддержанию оптимальных условий для реализации соответствующей политики в региональных и прочих локальных масштабах. Для решения всех сопутствующих задач и функционируют отдельные подразделения, группы, разрабатываются направления и программы, направленные помимо всего прочего на борьбу с коррупцией.
Были рассмотрены упомянутые уровни власти и система мер, направленных на противодействие коррупции. Особого внимания заслуживает тот факт, что в структуре системы МВД РФ можно выделить не только подразделения по отраслям деятельности (пример – ГУТ МВД), но и отделы, группы, созданные специально для противодействия и пресечения коррупции.
2.2 Анализ методики выявления, раскрытия и документирования преступлений, предусмотренных ст. 171.2 УК РФ, применяемой сотрудниками УЭБ и ПК ГУ МВД России по Новосибирской области
С 1 января 2007 года на территории Российской Федерации начал действовать Федеральный закон № 244-ФЗ, который предусматривает введение уголовной ответственности за незаконные организацию и проведение азартных игр . С 2011 года преступления данной категории стали квалифицироваться по ст. 171.2 УК РФ . В соответствии со ст. 151 УПК РФ, расследование уголовных дел по введенной статье отнесено к исключительной подследственности Следственного комитета Российской Федерации. На основании положений Указания Генеральной прокуратуры России № 387-11 и МВД России № 2 от 11 сентября 2013 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», ст. 171.2 УК РФ относится к преступлениям экономической направленности, предварительное расследование по которой производится в форме предварительного следствия. В системе МВД России оперативно- розыскная деятельность, направленная на выявление, пресечение и документирование преступлений экономической направленности, относится к компетенции подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее – ЭБ и ПК). В структуре МВД России данное направление представлено Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции. На региональном уровне линия экономической безопасности возглавляется Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции. В составе управления восемь отделов:
1) Отдел по борьбе с преступностью на приоритетных направлениях;
2) Отдел по борьбе с преступлениями в сфере налогообложения;
3) Отдел по подрыву экономических основ организационной преступности;
4) Отдел по борьбе с преступлениями в бюджетной и кредитно-финансовых сферах;
5) Отдел оперативно-зонального управления и контроля за организацией оперативно-розыскной деятельности;
6) Отдел по борьбе с коррупцией;
7) Отдел документальных проверок и ревизий;
8) Отдел по борьбе с преступлениями в агропромышленном комплексе и на потребительском рынке.
Также подразделения ЭБ и ПК имеются в 30 территориальных органах МВД России по Новосибирской области. В зависимости от численности населения на территории обслуживания, а также статуса населенного пункта подразделения ЭБ и ПК имеют две формы организации: Отделение экономической безопасности и противодействия коррупции (от 7 до 10 человек) и Группа экономической безопасности и противодействия коррупции (от 2 до 4 человек). Одним из приоритетных направлений деятельности ЭБ и ПК является противодействие преступлениям в сфере незаконной организации игорного бизнеса. Данное направление находится на постоянном контроле руководства ГУ МВД России по Новосибирской области.
Результаты деятельности ГУ МВД России по Новосибирской области резонируют с общероссийскими показателями, а также наглядно и объективно оценивают качественное состояние законодательной базы. Для удобства восприятия сведем интересующие нас сведения в единую таблицу.
| 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Количество возбужденных уголовных дел по ст.171.2 УК РФ | 2 | 5 | 38 | 50 |
В том числе в отношении группы лиц по предварительному сговору | 0 | 0 | 4 | 8 |
В отношении организованной преступной группы | 0 | 0 | 3 | 1 |
Выявлено лиц, совершивших преступление | 2 | 2 | 54 | 39 |
Таблица 1. Статистика выявления преступлений по ст. 171.2 УК РФ
Из табличных данных видно, что период 2017-2018 годов отличается стабильно низкими показателями раскрываемости. В 2017 году зарегистрировано 63 всего два преступления, причем оба они выявлены без участия сотрудников МВД (по материалам УФСБ России по Новосибирской области). При этом наблюдается более, чем двукратный прирост данного показателя к 2018 году – 5 выявленных преступлений . По всей видимости, этому способствовало введение преступлений, предусмотренных статьей 171.2 УК РФ, в перечень статистических показателей МВД. В 2018 году данный показатель достигает 38 выявленных преступлений, то есть, увеличивается более, чем в 7 раз. В 2019 году показатель достиг отметки в 50 преступлений. По моему мнению, столь существенные изменения стали возможными благодаря принятию 22.12.2014 года Федерального закона № 430- ФЗ, существенно упростившего процедуру привлечения к уголовной ответственности за нарушение статьи 171.2 УК РФ.
Также с января 2018 года наблюдается резкое снижение количества действующих игровых заведения. Согласно данным УЭБ и ПК ГУ МВД России по Новосибирской области, в декабре 2017 года на территории г. Новосибирска находилось порядка 130 объектов незаконного игорного бизнеса. В конце 2017 года этот показатель составлял около 90 объектов. А к началу 2018 года насчитывалось не более 27 заведений по всему городу, причем основная их масса перешла на «полулегальную» форму существования – в виде лотерейных клубов, интернет-кафе или букмекерских контор. Также следует отметить тенденцию к замене конструкции и принципов работы игрового оборудования, возникшую после принятия перечисленных законодательных мер. В настоящее время на территории Новосибирской области организаторами незаконных азартных игр, как правило, предоставляется услуга онлайн-казино. В игровых залах располагаются элементы персонального компьютера: монитор, системный блок и манипулятор «мышь». При этом игровое место оформляется как рабочее место пользователя ПК, само заведение позиционируется как интернет-клуб. Каждый персональный компьютер имеет доступ к сети Интернет и возможность подключения к электронной игровой платформе. Доступ к игровым программам предоставляется оператором заведения после получения ставки от игрока и зачисления на виртуальный счет игрового аппарата количества баллов, эквивалентного сумме полученных денежных средств. Общие принципы выявления
преступления в данном случае остаются неизменными, факт получения ставки от игроков подтверждается данными о поступлении средств на счет виртуального кошелька заведения. Рассмотрим более подробно некоторые особенности выявления и документирования преступлений, предусмотренных статьей 171.2 УК РФ. В качестве одного из выносимых на защиту положений выступало утверждение, что методика выявления данной категории преступлений, применяемая сотрудниками ГУ МВД России по Новосибирской области, не позволяет в полной мере использовать правовой потенциал статьи 171.2 УК РФ и требует пересмотра в направлении выявления групповых преступлений. По моему мнению , преступления в сфере организации незаконной игорной деятельности носят групповой характер, что должно являться одним из основополагающих обстоятельств при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. В ходе доказательства истинности данного утверждения для наглядности используем материалы уголовного дела, возбужденного по результатам оперативной разработки организованной преступной группы, осуществлявшейся моим исследования в период прохождения практики в Управлении экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Новосибирской области в период 2021 года. В ходе осуществления функций по противодействию незаконной организации азартной деятельности на территории города Новосибирска сотрудниками УЭБ и ПК были установлены лица, предположительно причастные к организации деятельности сети залов игровых автоматов. После постановки данных лиц на оперативный учет в отношении них началась разработка. Первоначальная информация была собрана сотрудниками полиции путем проведения таких оперативно-розыскных мероприятий, как «наблюдение», «опрос», «наведение справок», «контрольная закупка» в результате чего был установлен круг лиц, вовлеченных в преступную деятельность, а также адреса игорных заведений, подконтрольных фигурантам, режим их функционирования, методы конспирации и осуществления пропускного режима. Также осуществлялась работа по привлечению к сотрудничеству с правоохранительными органами представителей персонала игорных заведений. Поскольку на момент осуществления разработки (первое полугодие 2021 года) для возбуждения уголовного дела требовалось доказательство извлечения фигурантами дохода в крупном (1 500 000 рублей) или особо крупном (6 000 000 рублей) размере, сотрудниками УЭБ и ПК принимались меры к установлению мест хранения черновой бухгалтерской документации, содержащей сведения о доходах преступной группы. По истечении двух месяцев оперативной разработки такие сведения были получены. В одном из игорных заведений, расположенном в г. Новосибирске, было проведено оперативно-розыскное мероприятие. В ходе мероприятия в потайном помещении сотрудниками УЭБ и ПК обнаружено хранилище черновой бухгалтерской документации. На основании изъятых документов проведено бухгалтерское исследование, установившее факт извлечения дохода в размере свыше четырех миллионов рублей. После получения подтверждения факта извлечения дохода в крупном размере материалы оперативной разработки в установленном порядке были переданы в Следственное управление Следственного комитета РФ по Новосибирской области, где в дальнейшем проводилось предварительное расследование. В качестве доказательной базы также использовались результаты технической экспертизы изъятого игрового оборудования, показания персонала игорных заведений и др. Схема преступной группы, сформированной по этническому признаку и состоявшей из лиц армянской области, представлена в приложении . Всего в собственности объектов разработки находилось около 20 игорных заведений, ежемесячный доход от которых превышал 20 миллионов рублей. Благодаря высоким доходам, получаемым от организации игорной деятельности, преступная группа, состоявшая из девяти основных участников, за короткий промежуток времени значительно расширила сферу своего влияния.