Файл: Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием Маленькая страна на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 62 города Тюмени Веселые каникулы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15

№ п.п.
Наименование мероприятий
Сроки
Ответственные
При м. педагогических диагностик
2
Определение результативности проведения смены согласно критериям и показателям
Июнь, август
2016 года
Соснина Т.В.
3
Анализ предложений по дальнейшему развитию, внесенных детьми, родителями, педагогами август 2016 года
Соснина Т.В.
4
Составление итоговой документации
По окончанию смены
Соснина Т.В.
5
Проведение педагогического совета, заседания управляющего совета. август 2016 года
Панина О.З.
Бондарь О.В.
6
Анализ качества продуктов творческой деятельности детей весь период
Педагогический коллектив
7
Обмен опытом работы в период летней кампании август 2016 года
Педагоги
8
Коррекция подпрограмм, разработка рекомендаций для педагогов весь период
Бондарь О.В.
9
Определение перспективных задач август 2016 года
Педагогический коллектив
6. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направления и виды деятельности:
-
Спортивно-оздоровительная деятельность
(в том числе профилактика ПАВ, ДТП)
-
Интеллектуальная деятельность.
-
Культурно – творческая деятельность.
- Гражданско-патриотическая и духовно-нравственная.
- Социокультурная, коммуникативная деятельность.
- Экологическое направление.
Спортивно-оздоровительная
деятельность
(в том числе профилактика ПАВ, ДТП)
Задачи спортивно-оздоровительной деятельности:
-
Вовлечение детей в различные формы физкультурно- оздоровительной деятельности;
-
Выработка и укрепление гигиенических навыков;

16
-
Расширение знаний об охране здоровья.
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- осмотр детей медицинским работником;
- утренняя физическая зарядка;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);
- организация пешеходных прогулок к реке;
- организация здорового питания детей;
- витаминизация;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
-
«Веселые старты»;
-
«Безопасное колесо»
-
Соревнования по видам спорта;
-
Спортивные эстафеты;
-
Подвижные спортивные игры;
- Малые олимпийские игры
- беседы о здоровом образе жизни совместно с «ЦСпиД» «Семья»;
- совместные мероприятия с кабинетом ПАВ (по отдельному плану)
- «Мы вместе!»;
- «В здоровом теле – здоровый дух»;
- встречи с интересными людьми;
- психологические тренинги.
Профилактика ДДТ будет реализовываться через профильный отряд ЮИД
(программа прилагается)
Интеллектуальная деятельность. В условиях летного отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.
Отсюда основные задачи познавательной деятельности:
-Расширение знаний детей и подростков в области истории, литературы, общего кругозора.
-Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основные формы работы:
-Посещение музея, библиотеки, экскурсии;
-Виртуальные экскурсии
-Мероприятия, посвященные юбилейным датам (85 лет комплексу ГТО,
700 лет российскому рублю, 55 лет полету Ю.Гагарина в космос)
-Игровые интеллектуальные программы;
-Кружки;
-Комплекс мероприятий, посвященных Году российского кино;


17
-
Литературная эстафета «Читаем сказки А.С. Пушкина»;
-Загадки, кроссворды, ребусы;
-Викторины.
Гражданско-патриотическая и духовно-нравственная деятельность.
Основные формы работы:
-Встреча с ветеранами;
-Проекты: «Поём песни о войне», «Читаем книги о войне»;
-Конкурс рисунков «Нет-войне!»
-Интеллектуальная эстафета- «Я-гражданин России»
-
День русских традиций. Экскурсия «Русская изба». Конкурс рисунков
«Люблю тебя, моя Россия!» Русские народные игры( совместно с центром «В доме Буркова», Караоке «Русские народные песни»
-Просмотр фильмов о войне;
- Виртуальная экскурсия «Фонтаны Тюмени», «Реки и моря Тюменской области», «7 чудес Тюмени»;
-
Экскурсия «Город, в котором ты живешь», посвященная 430-летию города Тюмени
Культурно-творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил.
Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Задачи:
-
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
-
Формировать навыки культурного поведения и общения;
-
Прививать детям эстетический вкус.
В рамках культурно – творческой деятельности в лагере можно многое сделать, и действовать в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, театром, искусством.
Формы организации культурно - творческой деятельности:
-Конкурсы рисунков;
-Конкурсные программы;
-Игровые творческие программы;
-Концерты;
-Выставки, ярмарки, фестивали, шоу;
-Творческие мастерские;
-Караоке.
-Оформление отрядных уголков, киноленты.
-Ярмарка идей и предложений.
-Конкурсы рисунков на асфальте: «Праздник Детства», «Моя Россия»,
-Коллективно-творческие дела:
-«Звездный дождь» (открытие смены);
-«Танцевальный марафон»;
-«Развлекательное шоу «Мисс и Мистер Лето»;

18
-Праздник «День Нептуна».
-«Кинофестиваль» (закрытие смены).
-итоговая выставка поделок, рисунков воспитанников.
-Посещение кинотеатров, театров, музеев;
Социокультурная, коммуникативная деятельность.
Задачи:
-воспитание социальной ответственности;
-развивать коммуникативные способности;
-формировать общекультурные компетенции.
Для работы в команде и успешной деятельности детям необходимы коммуникативные, общекультурные компетенции, а также важен уровень социальной ответственности. Данные компетенции будут развиваться через:
-коммуникативные игры на знакомство «Снежный ком», «Назовись» и другие;
-отрядные «огоньки»; «Свеча»;
-психологические тренинги по сплочению коллектива: «Секрет дружного коллектива», «Я и ты – какие мы разные!», «Толерантность», «Мы и конфликт», «Дружба»;
-социометрические исследования;
-психологические игры.
Работа по привитию навыков самоуправления
-
Выявление лидеров;
-
Распределение обязанностей и ролей в отряде;
-
Закрепление ответственных по различным видам поручений;
-
Дежурство по столовой, игровым комнатам и спальням.
Экологическое направление будет реализовываться через профильный отряд «Бриз» (программа прилагается)
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учитывая возрастные особенности младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно - игру, как ведущий тип деятельности. Сюжетно-ролевая игра - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. Игра предполагает: большую двигательную активность; разнообразие видов деятельности; признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых; релаксационные занятия.
Модуль организации коллектива в лагере:
- Лагерь – Дом кино;
- Отряд – Отдельная киностудия;
- Директор Дома кино – начальник лагеря;
- Педагоги – режиссеры;
- Вожатые – помощники режиссеров;
- Дети – действующие лица и исполнители;


19
- Учитель физкультуры – консультант по спорту;
- Ответственный за музыку – оператор;
- Дневник – реквизит.
Игра развивается в течение 18 дней, т. е. во все периоды смены, каждый из которых имеет свои особенности. Каждый ребенок – действующее лицо той или иной роли. Ежедневно в отрядах (киностудиях) идет оформление отрядного дневника в форме киноленты. Кадр – это один день, прожитый в лагере. Такой дневник – это интересное времяпрепровождение для детей и взрослых, это общее дело, открывающее огромный простор для творчества.
Итог игры: заключительный кинофестиваль, на котором подводятся итоги и вручаются награды победителям в разных номинациях. Номинации могут быть самые разные: за лучший фильм (дневник отряда), за лучший отрядный уголок, за лучшую женскую или мужскую роль, самому активному жителю лагеря «Маленькая страна» на смене «Веселые каникулы».
I период «Организационный»
Девиз: «Удивление! Темп! Разнообразие!»
Задачи:
 Познакомить ребят с лагерем, традициями;
 Создать условия для раскрытия способностей каждого ребенка;
 Создать доброжелательную, радостную атмосферу;
 Спланировать совместную жизнедеятельность.
Основные итоги: к концу периода у ребят должно сложиться мнение о том, что их отряд и вожатые – самые лучшие, что им будет интересно.
Организационный период заканчивается открытием лагерной смены.
(примерно 3-4 день)
II период «Основной»
Девиз: «Творчество! Здоровье! Самостоятельность! Дружба!»
Задачи:
 Обеспечить разнообразную деятельность на основе общих интересов и совместного творчества;
 Научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день;
 Создать и крепить традиции внутри отряда.
Основные итоги: к концу основного периода дети начинают жить по традициям лагеря и отряда. Весь коллектив лагеря подчиняется общим законам.
III период «Заключительный»
Девиз: «Теплота! Доверительность! Светлая грусть!»
Задачи:
 Создать атмосферу дружеского прощания;
 Найти добрые слова для каждого ребенка в отряде;
 Отметить вклад каждого ребенка в жизни отряда;
 Подготовить номинации и призы для детей;
 Подвести итоги смены в виде кинофестиваля.

20
Основные итоги: к концу итогового периода решены все задачи, подведены итоги всех проведенных мероприятий, проанализирована деятельность всех отрядов, всем вручены награды.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования.
Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 «стикеров» - символов рейтинга.
Цветовая гамма: красный – «лидер-организатор», синий – «лидер-вдохновитель» зелёный – «активный участник» желтый – «исполнитель».
Участникам, набравшим 5-6 «стикеров», присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.
1   2   3   4   5   6

8. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
1. Организационный модуль.
Формы работы:
 планирование;
 подготовка к лагерной смене;
 оформление лагеря;
 подготовка материальной базы;
 определение обязанностей;
 подготовка к сдаче приемной комиссии.

21
 организация питания в школьном оздоровительном лагере.
2. Оздоровительный модуль.
Формы работы:
 утренняя зарядка;
 закаливание;
 встречи с медицинским работником;
 влажная уборка, проветривание;
 беседы о вредных привычках;
 организация питания воспитанников;
 спортивные праздники;
 экскурсии, походы, прогулки;
 экспедиции;
 работа спортивных секций;
 подвижные игры.
3. Творческий модуль
Формы работы:
 коллективно-творческая деятельность;
 участие в общелагерных мероприятиях;
 работа творческих мастерских;
 экскурсии;
 конкурсы;
 викторины;
 флэшмобы;
 шоу;
 игровые программы.
4. Патриотический модуль
Формы работы:
 просмотр фильмов;
 беседы;
 экскурсии;
 акции;
 встречи с ветеранами;
 конкурсы;
 проекты.
5. Нравственно-экологический модуль
Формы работы:
 экскурсии в природу;
 беседы о нравственности;
 экологический КВН;
 работа библиотекаря школы;
 викторины, конкурсы;

22
 мероприятия.
6. Социально-психологический модуль
Формы работы:
 работа социального педагога, психолога;
 диагностика;
 тестирование;
 индивидуальные беседы;
 групповая работа;
 анкетирование;
 психологические тренинги и игры.
Будут использованы методы:
методы оздоровления:
-
витаминизация;
- физиотерапия;
- закаливание;
- утренняя гимнастика;
- спортивные занятия и соревнования;
- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма.
методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- личный пример;
- вовлечение каждого в деятельность;
- самоуправление.
методы образования:
- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог);
- экскурсий;
- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно- ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры);
- наблюдения (запись наблюдений).

23
9. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ
ПРОГРАММЫ
1.
Заседание управляющего совета по теме «Утверждение сметы расходов в пришкольном лагере. Основные направления деятельности пришкольного лагеря».
2.
Совещание при директоре по вопросу «Организация лагерной смены. Результаты анкетирования и тестирования детей с целью определения их психического состояния и зон тревожности».
3.
Собеседование с медработником пришкольного лагеря по вопросу
«Первичная диагностика уровня индивидуального здоровья. Санитарное состояние спален, игровых комнат».
4.
Индивидуальные беседы с временно исполняющим обязанности начальника лагеря.
5.
Заседание социально- психологической службы школы по вопросу вовлечения детей учетных категорий в работу лагеря.
6.
Индивидуальные беседы с помощниками организаторов досуга.
7.
Заседание педагогического совета по теме
«Отчет о результативности работы пришкольного лагеря в летний период».
10. МОТИВАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Безопасность всех проводимых мероприятий;
2. Учет особенностей каждой личности;
3. Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
4. Достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;
5. Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
6. Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
7. Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
8. Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
9. Удовлетворение интересов, желаний и потребностей ребенка, осуществление выбора занятий в соответствии со своими интересами.
11. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-
временно исполняющий обязанности начальника лагеря;
- временно исполняющий обязанности педагога - организатора;
- учитель физической культуры;
- музыкальный руководитель;


24
- помощники организаторов досуга ;
- временно исполняющие обязанности воспитателей ;
- медицинский работник ( не штатный);
- руководители кружков и секций.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
- актовый зал;
- спортивные залы;
- зал ритмики;
- компьютерный кабинет;
- легокабинет;
- библиотека;
- аудиоматериалы, теле- и видеотехника, костюмерная;
- спортивная площадка, футбольное поле;
- материалы для оформления и творчества детей;
- настольные игры;
- спортинвентарь;
- лазерный тир.
12. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Созданная в лагере система повышения профессионального мастерства педагогов позволяет целенаправленно подходить к вопросам воспитания, развития и оздоровления личности ребенка. Учет возрастных особенностей, знания об индивидуальном уровне физического и психического развития, анализ интересов и потребностей детей разных категорий позволяет целесообразно использовать в практической деятельности педагогические технологии, способствующие самопознанию и самоопределению детей и подростков:
- методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю отдыхающих (беседа, диспут, убеждение и т.п.);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
(педагогическое требование, поручение, создание воспитывающей ситуации, общественное мнение);
- методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, оценка);
- методы формирования сознания личности (идеалы, убеждения, моральные принципы и ценности).
Методическое обеспечение краткосрочной программы «Веселые каникулы» обеспечивает заместитель директора по учебно-воспитательной работе совместно с административным аппаратом.
В лагере ведется целенаправленная работа по подбору, приобретению и накоплению разработок передового отечественного и международного опыта (участие в семинарах муниципального и областного уровней), выписывается

25 периодическая печать. В методическом кабинете имеются энциклопедии, методическая литература, разработки для проведения общелагерных мероприятий и отрядной работы, есть возможность получать информацию в библиотеках города, через Интернет.
Обновляется фонд методической литературы по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с детьми-сиротами (программы по социальной адаптации).
Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:
 Педагогический совет
 Малый педагогический совет
 Ежедневные планерки (в период смены)
 Теоретические и практические семинары
 Творческие мастерские
 Образовательные лаборатории
 Презентация работы воспитателей и вожатых
 Разработка и защита социально-значимых проектов
 Психолого-педагогический консилиум
 Индивидуальные и групповые тематические консультации
 Наставничество
13. Факторы риска
Фактор риска
Меры профилактики
Низкая активность детей в реализации программы
Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью
(социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.)
Неблагоприятные погодные условия
Организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учета погоды: на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия)
Недостаточная психологическая компетентность воспитательского коллектива
Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями.
Планирование взаимозаменяемости воспитателей педагогами лагеря. Индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы.
Несформированность методов общения у детей младшего школьного возраста
Активная работа психолога, проведение тренингов с целью адаптации первоклассников.
Индивидуальная работа с детьми младшего школьного возраста.
Школьные катаклизмы
В микрорайоне расположены учреждения