Файл: Расписание по ним 71 Пожарная безопасность 75 Борьба за живучесть судна 81.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• Никто из членов экипажа не вправе покинуть судно до окончания рейса без разрешения капитана.

• Члены судового экипажа могут убывать с судна только с разрешения своих непосредственных руководителей. При сходе с судна, а также по прибытии на судно члены экипажа обяза­ны извещать об этом вахтенного помощника капитана.

• Членам экипажа, а также другим лицам, пребывающим па судне, запрещается приступать к работе и заступать на вахту и состоянии опьянения, либо при наличии признаков болез­ни. Лицо, появившееся в состоянии опьянения, подлежит не­медленному отстранению от работы или от вахты.

3.2. Судовые тревоги и расписание по ним

Предотвращение возникновения аварийных ситуаций является приоритетной задачей
экипажа судна, выполнение которой обеспечивается:

  • Соблюдением экипажем судна мер безопасности.

  • Поддержанием судна, его устройств и оборудования в рабочем состоянии.

  • Соблюдением безопасных приемов борьбы с авариями.

  • Проведением занятий, тренировок, учений

Руководство действиями экипажа в аварийных ситуациях на судне осуществляет
капитан или лицо его заменяющее.

Главными целями борьбы за живучесть судна являются:

  • Сохранение жизни пассажиров и экипажа.

  • Предотвращение загрязнения окружающей среды.

  • Сохранение судна.

  • Сохранение груза.

Действия по спасению жизни пассажиров и экипажа являются приоритетными!

Любое происшествие на судне, представляющее угрозу жизни людей или корабля,
сопровождается тревожными сигналами по судовой связи. Сигнал должен быть
слышен во всех жилых и служебных помещениях судна. Сигналы тревог повторяются 3-4 раза и дублируются голосом. Целью объявления тревоги является мобилизация всего экипажа для противостояния внешней или внутренней опасности. Учебные тревоги подаются с разрешения капитана и предваряются словом «Учебная». Каждой тревоге соответствует свой сигнал. Вы должны делать максимально быстро, качественно, с полной отдачей сил, беспрекословно выполняя приказы своего старшего офицера, не создавая паники и не мешая другим выполнять свои обязанности.

Обязанности экипажа:

Каждый член экипажа должен уметь

  • Докладывать обстановку

  • Применять основы и технику выживания на воде

  • Исполнять команды и распоряжения командиров

  • Различать сигналы тревог

  • Использовать спасательное имущество


Каждый член экипажа обязан знать:

  • Устройство и конструктивные особенности судна, помещения по заведованию и вахтенного места

  • Наличие и расположение всех спасательных средств, противопожарного оборудования и инвентаря, пиротехнических средств.

  • Обязанности по заведованию и тревогам

  • Способы использования противопожарных средств и систем

Сигналы судовых тревог

Установлены следующие судовые тревоги и сигналы:

  • Общесудовая тревога — непрерывный сигнал звонком громкого боя в течение 25—30 с, повторяемый 3—4 раза

  • При пожаре (взрыве) сигнал общесудовой тревоги сопровождается частыми, ударами в судовой колокол и объявляется голосом по радиотрансляции о месте пожара

  • При пробоине — после сигнала общесудовой тревоги объявляется голосом по радиотрансляции о пробоине и ее месте;
    при оставлении судна — не менее семи коротких и один продолжительный (5 — 6 с) сигналы звонком громкого боя, повторяемые 3—4 раза;

  • тревога «Человек за бортом» — три продолжительных (по 5 — 6 с каждый) сигнала звонком громкого боя, повторяемые 3—4 раза.

В качестве дублирующих средств подачи сигналов тревоги могут использоваться паровой свисток, тифон, сирена и другие средства. При отсутствии радиотрансляции экипаж оповещается голосом о виде тревоги, месте пожара, пробоины, заражения и прорыве аммиака.

  • При проведении тренировочных учений (учебных тревог) после сигнала общесудовой тревоги голосом или по трансляции передается слово «учебная тревога».

Отбой всех тревог объявляется голосом или по судовой радиотрансляции.

Учебные судовые тревоги объявляются только по приказанию капитана судна.

Общесудовая тревога

Общесудовая тревога объявляется капитаном или вахтенным помощником капитана в случаях, когда для борьбы с возникшей опасностью для судна, людей и груза необходимо участие всего экипажа, а также при попадании в орудия лова взрывоопасных предметов.

Сигналом общесудовой тревоги является семь или более коротких звуковых сигналов и следующего за ними одного продолжительного звукового сигнала, подаваемых судовым свистком или сиреной и, дополнительно – электрическим звонком или ревуном или другим равноценным звукосигнальным устройством, работающим от основного и аварийного источников электроэнергии. Сигнал повторяется 3-4 раза. Сигнал сопровождается объявлением по громкоговорящей связи о виде тревоги с возможными пояснениями относительно действий судового экипажа в конкретной ситуации. Отбой тревоги объявляется голосом по трансляции. Тревога объявляется вахтенным помощником капитана самостоятельно или по указанию капитана в случаях:



  • необходимости заблаговременно подготовить судно к предотвращению предполагаемой опасности;

  • поступления внутрь судна забортной воды;

  • возникновения на судне взрыва, пожара, утечки газа или обнаружении первых признаков пожара - дыма и запахов гари, газов;

  • других аварийных ситуаций.

При объявлении общесудовой тревоги все члены судового экипажа прибывают на места, указанные в расписании по тревогам, имея при себе спасательные жилеты и установленное снаряжение, и действуют в соответствии с обязанностями по расписанию или следуя указаниям, передаваемым из главного командного пункта (с мостика). По общесудовой тревоге расписанными членами судового экипажа производится герметизация помещений судна и подготовка к спуску коллективных спасательных средств.

Тревога «Человек за бортом»

Тревога «Человек за бортом» объявляется вахтенным помощником капитана при падении человека за борт или при обнаружении человека за бортом.

Возможны три ситуации:

  • немедленные действия. Человек за бортом обнаружен с ходового мостика, и соответствующие действия предпринимаются незамедлительно;

  • действия, предпринимаемые с некоторой задержкой. Информация о человеке за бортом поступила на мостик, и соответствующие действия предпринимаются с задержкой;

  • действия, предпринимаемые в случае исчезновения человека. На мостик передано сообщение о том, что человек пропал без вести.

  • В случае первых двух ситуаций применяются маневр Уильямсона или маневр Андерсона. В случае третьей ситуации - маневр Щарнова (возвращает судно в свой кильватер).

Шлюпочная тревога

Объявляется только по указанию капитана судна при угрозе гибели судна, когда возникает необходимость его оставления экипажем. Сигнал общесудовой тревоги - семь или более коротких и один продолжительный звук колоколом громкого боя; сигнал повторяется 3-4 раза с объявлением вида тревоги по громкоговорящей связи. По этому сигналу все члены судового экипажа в спасательных жилетах должны собраться в установленных местах сбора. Расписанные члены судового экипажа производят спуск на воду коллективных спасательных средств, обеспечивая организованную и по возможности безопасную посадку в них людей, проверку отсутствия людей, оставшихся на борту судна, отход спасательных средств от судна и управление ими.


3.3. Пожарная безопасность

Соблюдение Правил пожарной безопасности является обязательным для всех членов экипажа, контроль за их выполнением возлагается на весь командный состав судна. Капитан судна несет персональную ответственность перед судовладельцем за соблюдение противопожарного режима на судне.

В случаи возникновения пожара на судне немедленно должна быть объявлена общесудовая тревога. Вахтенный помощник обязан доложить о пожаре капитану, а при стоянке судна в порту - оповестить капитана порта и вызвать береговую пожарную команду.

При стоянке в порту противопожарный режим обеспечивается дозорной службой, которая периодически, через 2 часа днем и через 1 час ночью, осматривает судовые помещения на предмет отсутствия пожара.

Все судовые помещения, палуба и надстройка судна должны быть закреплены за членами экипажа, которые несут ответственность за поддержание противопожарного режима, проверяя, не реже одного раза в неделю, пожарную безопасность, герметичность закрытий и запорных устройств системы вентиляции.

Ответственность за укомплектованность судна индивидуальными средствами защиты и средствами борьбы с пожаром, возлагается на старшего помощника, а готовность стационарных средств пожаротушения и пожарной сигнализации - на старшего механика.

Каждый член экипажа, при обнаружении первых признаков пожара, обязан объявить общесудовую тревогу, доложить на ГКП и приступить к тушению пожара.

Пожар на палубе

Основными причинами пожара на палубе и надстройке являются:

• нарушение правил выполнения грузовых операций и бункеровки судна;

• курение в неустановленных местах;

• неисправности искрогасительных устройств на трубах;

• нарушение правил перевозки грузов на верхней палубе;

• нарушение герметичности тары и сосудов с пожароопасными веществами;

• нарушение правил выполнения работ с открытым огнем.

Профилактика пожара на верхней палубе и в надстройке заключается в организации безопасного проведения пожароопасных работ, работ с открытым огнем и предусматривает выполнение следующих основных мероприятий:

• инструктаж экипажа о мерах безопасности при погрузке и перевозке пожароопасных грузов;

• выставление вахтенных по пожарной безопасности в районе погрузки опасных грузов;

• ограждение комингсов люков и палубы мягкими матами, настилами;


• оборудование пожарного поста в районе приема топлива на судне;

• надежное заземление корпуса судна, грузовых шлангов и береговых трубопроводов;

• контролировать скорость бункеровки, которая не должна превышать пропускную способность трубопровода погрузки;

• установить надежную связь с местом бункеровки;

• провести инструктаж по мерам пожарной безопасности членов машинной команды судна.

Пожар в каютах и служебных помещениях

Основными причинами возникновения пожара в каютах и служебных помещениях являются:

• неосторожность обращения с открытым огнем и курение в каютах;

• неисправности электропроводки и освещения;

• нарушение правил эксплуатации и использование нештатного бытового электрооборудования;

• хранение легковоспламеняющихся жидкостей и промасленной одежды в каютах;

• скопление мусора в каютах и на рабочих местах.

Профилактика пожара в жилых и служебных помещениях должно быть направлена на поддержание порядка в помещениях, соблюдение правил пожарной безопасности. 

Она предусматривает ряд организационных мероприятий:

• запрещается курение в каютах, не оборудованных пепельницами;

• помещения должно быть чистыми, свободными от мусора и промасленной ветоши;

• электрооборудование и освещение исправно, сопротивление изоляции в норме;

• запрещается сушка белья и одежды на нагревательных приборах и паропроводах;

• запрещается оставлять без присмотра включенным освещение и работающее электрооборудование;

• старший помощник капитана и старший механик обязаны организовать периодический осмотр кают и судовых помещений, машинных помещений.

Пожар в Машинном отделении

Машинные отделения на судах являются наиболее пожароопасными.

Основными причинами пожаров в МП являются: вос­пламенение топлива или масла от нагретых поверх­ностей и открытого огня; неисправность электро­сети и перегрузка фидеров в ГРЩ; неисправность котлов и выхлопного тракта двигателей; нарушение ПТЭ энергетических установок; огневые работы.

Успех тушения пожара во многом зависит от своевременного обнаружения пожара и от выбора способа его тушения.

Возгорания топлива в первый момент должны тушиться первичными огнегасительными средствами.

Основные причины пожаров в МКО: