Файл: Расписание по ним 71 Пожарная безопасность 75 Борьба за живучесть судна 81.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рисунок 28. Схема осушительной системы.

Система подготовки воды:

Основное назначение систем подготовки воды — снабжать экипаж и пассажиров водой для бытовых нужд, а также удалять с судна нечистоты и загрязненные (сточные) воды. Эти системы наиболее сложны на пассажирских и туристических судах, где должны быть созданы максимальные удобства для большого числа пассажиров.

Системы водоснабжения и сточные должны соответствовать требованиям. Особые требования предъявляются к качеству и условиям хранения пресной воды на судах. Норма расхода питьевой воды на одного человека для судов первой категории составляет 50 л/сут, второй категории — 40 л/сут. Расход мытьевой воды на человека для судов первой категории — 100 л/сут, второй категории — 90 л/сут.

Дистиллированная вода перед использованием в качестве питьевой минерализуется для придания ей необходимых вкусовых качеств. Запасы пресной воды на судне кондиционируются в специальных установках и аппаратах.



Рисунок 29. Схема системы подготовки воды.

Пресная вода на автономное плавание принимается от береговых источников через палубную втулку 6 в запасную цистерну 4, оборудованную воздушной трубой б и указательной колонкой 3. Из цистерны вода через приемную сетку 2 забирается ручным насосом 1 и направляется в расходные цистерны 7 и 8, снабженные воздушными трубами 9 и указательными колонками 10. Вода расходуется через самозапорные концевые краны 11 или через водоразборный кран 12.

Система водоочистки:

Система водоочистки представляет из себя установку предназначена для защиты прибрежных вод, а также, других водных пространств от загрязнения сточными и хозяйственно-бытовыми водами путём их очистки и обеззараживания.

Все судовые стоки делят на сточные и хозяйственно-бытовые воды.

Сточные воды включают в себя:

  • стоки и прочие отходы из всех типов туалетов, писсуаров и унитазов;

  • стоки из медицинских помещений (амбулаторий, лазаретов, и т.п.);

  • стоки из помещений, в которых содержат животных;

  • производственные стоки.

К хозяйственно-бытовым водам относят стоки из умывальников, душевых, прачечных, ванн; стоки от моек оборудования камбуза и других помещений пищеблока.




Рисунок 30. Схема не вакуумной установки системы сточных вод:

Состав схемы:

1 — камера активного ила; 2 — камера дегазации; 3 — камера вторичной очистки; 4 — дезинфекционная камера.

Не вакуумная установка состоит из цистерны, разделённой перегородками на четыре камеры. Сточные и хозяйственно-бытовые воды поступают в камеру активного ила 1, где органические вещества, содержащиеся в сточных водах, разлагаются путём окисления. В эту же камеру, при помощи электро компрессора подаётся воздух, необходимый для развития микроорганизмов. Смесь из камеры активного ила поступает в камеры дегазации 2 и вторичной очистки 3, в которых происходит разделение смеси на активный ил и очищенную воду. Из камеры дегазации активный ил поступает обратно в камеру активного ила, а очищенная вода через камеру вторичной очистки поступает в дезинфекционную камеру 4, в которой при помощи гипохлорита натрия происходит обеззараживание воды.

Система пожаротушения:

В систему пожаротушения входят – стационарные системы пожаротушения монтируют при постройке судна. Их делят на линейные и кольцевые.

Стационарные установки позволяют быстро подать огнетушащее средство к очагу пожара, взять его под контроль и обеспечить тушение – система водяного пожаротушения основная система для защиты, оборудуемая независимо от наличия других систем.

Система водотушения

Действие системы водотушения основано на принципе охлаждения горящего предмета и прекращения к нему доступа кислорода путем создания вокруг этого очага атмосферы, не поддерживающей процесс горения и насыщенной образующимися при испарении воды парами. Систему водотушения используют для тушения пожаров во внутренних помещениях, на открытых палубах, надстройках, но она мало эффективна для тушения пожара в толще груза и трюмах сухогрузных судов.

Этой системой нельзя пользоваться при тушении горящего электрического оборудования, аккумуляторных, фонарных, малярных, а также тушении нефтепродуктов на танкерах.

Система пенотушения

Химическая пена представляет собой продукт реакции щелочных и кислотных растворов в присутствии стабилизаторов, а воздушно-механическая пена — механическую смесь пенообразователя, воды и воздуха. Для получения химической пены применяют, например, смесь сернокислого алюминия и каолина с добавками экстракта лакричного корня и другие составы в виде порошка.



На судах широкое распространение получил парогенератор ПГ-50-С, применяемый в системах для выработки химической пены. Порошок засыпается в бункер, имеющий защитную сетку, и через невозвратный клапан подсасывается потоком воды. От смешения порошка и воды в выходном диффузоре и трубопроводах за пеногенератором образуется пена.



Рисунок 31. Схема пенотушения.

Система вентиляции:

Системы вентиляции служат для удаления избытков теплоты, влаги и вредных газов из судовых помещений путем нагнетания в них свежего наружного воздуха и удаления загрязненного. Воздух в помещениях портится и становится непригодным вследствие загрязнения его пылью и газами, чрезмерного повышения влажности, перегрева. В некоторых судовых помещениях (МО, камбузе) выделяется большое количество теплоты от установленного в них оборудования. Для вентиляции свежий воздух, как правило, забирается из атмосферы. В зависимости от принципа действия вентиляция может быть естественной и искусственной. В отдельных помещениях может применяться одновременно естественная и искусственная вентиляция, называемая смешанной.

Система искусственной вентиляции состоит из вентиляторов, воздуховодов с разобщительными заслонками, приемной и воздухораспределительной арматуры. Так как вентиляторы при работе создают шум, то их не устанавливают в жилых и служебных помещениях, а в коридорах для них устраивают звукоизолирующие выгородки.

Система вентиляции может быть разделена на общесудовую (жилые и служебные помещения, камбузы, прачечные и т. п.) и вентиляцию различных помещений и постов (МО, грузовые трюмы, помещения холодильных машин и аккумуляторные, насосные отделения танкеров).

Вентиляция судовых помещений обычно осуществляется по следующей схеме: подача воздуха в каюту, выход его через дверные решетки в коридор, из него через дверные решетки в санузлы и душевые, оттуда наружу (искусственная вентиляция).



Рисунок 32. Схема центральной вытяжной системы общесудовой вентиляции
Вентиляция МО предусматривает организованную вентиляцию всего объема. Приточную вентиляцию обычно выполняют искусственной, а вытяжную — естественной, т. е. применяют смешанную вентиляцию. На рис.4 приведена схема вентиляции МО. В надстройке и кожухе дымовой трубы установлены воздухоприемные устройства, через которые электровентиляторы забирают свежий воздух, направляя его по приточным воздуховодам в рабочую зону обслуживания двигателей и котлов. Воздух в помещение поступает через направленные воздухораспределители. Загрязненный воздух естественным путем поднимается вверх и выходит наружу через вентиляционное отверстие и жалюзийную решетку в кожухе дымовой трубы. Вытяжной вентилятор забирает загрязненный воздух из-под настила МО.




Рисунок 33. Система вентиляции МО

1 — сепараторы масла и топлива; 2 — вентиляционная заслонка; 3 — вентиляционный раструб; 4 — воздухораспределитель направленного действия; 5 — вытяжной электровентилятор; 6 — воздухоподогреватель; 7 — вспомогательный котел; 8, 25 — приточные магистрали; 9 — вытяжная магистраль; 10, 29 — приточные отростки; 11 — утилизационный котел; 12 — выпускная вентиляционная решетка; 13 — кожух дымовой трубы; 14 — вентиляционное отверстие; 15, 21 — вентиляционные выгородки; 16, 22 — воздухоприемные устройства; 17 — приемный воздуховод; 18 — вдувной вентилятор; 19 — перегородка; 20 — световой люк; 23 — водозащитная крышка; 24 — вдувной осевой электровентилятор; 26 — приточный воздуховод; 27 — полушаровый поворотный воздухораспределитель; 28 — главный распределительный электрощит; 30 — вспомогательный дизель-генератор; 31, 33 — решетчатые настилы; 32 — главный двигатель; 34 — приемный вытяжной воздуховод; 35 — двойное дно; 36 — воздухоприемная вентиляционная решетка

Санитарная система:

На всех судах для удаления сточных вод и нечистот из уборных, общих умывальных, душевых, прачечных, помещений пищевого блока, от умывальников устраивают трубопроводы сточной и фановой систем. Согласно требованиям санитарных правил сточно-фановая системы должны быть закрытого типа, при которой сточные воды и нечистоты отводятся в фекальные (сточные) цистерны, откуда их перекачивают в береговые сосуды или плавучие станции сбора фекальных и сточных вод.

Назначение сточно-фановой системы:

Сбор и удаление с судна фекальных, сточных, хозяйственно-бытовых вод, а также воды, попавшей на открытые палубы в результате волнения на море или осадков.

В зависимости от вида удаляемых вод выделяют системы:

  • Сточные (фановые) системы – предназначены для сбора и удаления с судна фекальных (т.н. «чёрных») вод из унитазов, писсуаров и шпигатов в гальюнах, стоков от раковин и ванн в медицинских помещениях;

  • Системы хозяйственно-бытовых вод – предназначены для сбора и удаления с судна сточ ных вод из умывальников, ванн, душевых, прачечных, камбузов и т.д. (т.н. «серые» воды);

  • Системы шпигатов – предназначены для удаления за борт с открытых палуб и надстроек воды, попавшей туда в результате волнения на море, атмосферных осадков, при мытье палуб, тушении пожаров и другим причинам.


Сброс за борт неочищенных и необезвреженных сточных и фекальных вод не разрешается. Система аварийного сброса должна быть опломбирована. Для очистки и обеззараживания сточных и фекальных вод на некоторых судах установлены специальные очистительные станции.

Сборные цистерны сточной и фановой систем выполняют, как правило, с наружной системой набора и закрытыми устройствами для контроля уровня их заполнения. Дно цистерн должно иметь уклон и пробку для полного опорожнения от содержимого. Внутреннюю поверхность цистерн окрашивают кислотоупорной краской. На пассажирских судах необходимо иметь дистанционную сигнализацию предельного уровня заполнения сборных цистерн (80%).

Цистерны сточных и фекальных вод следует располагать вдали от жилых и служебных помещений, постов управления и источников теплоты. Для внутренней обмывки их снабжают перфорированными трубами или другими устройствами, в которые подают воду от трубопровода забортной воды или от противопожарной магистрали.

Сточные и фекальные воды из санитарных помещений поступают в цистерны самотеком, а удаляются из них насосами или эжекторами по трубам, которые заканчиваются на палубе обоих бортов специальными головками унифицированного типа, служащими для присоединения к приемным устройствам береговых или плавучих станций сбора стоков. Приемные трубы необходимо присоединять в самой низкой части цистерн на расстоянии 30÷40мм от их дна.

Трубопроводы от унитазов и писсуаров, как правило, не объединяют с трубами, отводящими воду от ванн, душей или умывальников.

Воду с палуб удаляют по спускным трубам, приемные концы которых имеют шпигаты. Последние выполняют функции отстойников и защищают трубы от засорения. Их устанавливают на непроницаемых палубах. Воду от шпигатов с палуб, расположенных выше палубы надводного борта, отводят непосредственно за борт. Из помещений, находящихся ниже палубы надводного борга, она поступает по шпигатным трубам в льяла или специальные сточные цистерны.



Рисунок 34. Схема участка фановой системы.



Рисунок 35. Схема сточной системы.

С каждой вышележащей палубы вода спускается на нижележащую по шпигатным трубам 1, до тех пор, пока не дойдёт до последней открытой палубы над грузовой ватерлинией. Отсюда вода через палубный шпигат 2 сливается за борт. Большие массы воды с открытых палуб удаляются за борт через штормовые полупортики 9, устанавливаемые в фальшбортах.