Файл: Расписание по ним 71 Пожарная безопасность 75 Борьба за живучесть судна 81.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА 2. ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ

2.1. Основные правила эксплуатации ГЭУ

Порядок пуска и остановки главного двигателя

Подготовка к пуску:

1) Установите рукоятку на пульте управления ГД в положение "Машинное отделение".

2) Проверьте и при необходимости заполните маслом:

  • расходную цистерну цилиндрового масла;

  • сточно-циркуляционную цистерну ГД;

  • сточную цистерну ТК;

3) Проверьте количество пресной воды в системе охлаждения.

4) Проверьте чистоту фильтров: топлива, масла и воды.

5) Слейте воду из пневматических систем двигателя и смажьте все клапаны этих систем.

6) Выведите из зацепления валоповоротное устройство. Проверьте его фиксацию в положении "выключено".

7) Включить насосы смазочного масла циркуляционной смазки ГД, турбокомпрессоров.

8) Проверьте: давление масла во всех системах, протекание масла по смотровым стеклам на сливе из поршней, из подшипников турбокомпрессоров, из напорной цистерны системы смазки турбокомпрессоров и из приводов распределительного вала. Откройте картерные щиты и проверьте сток масла от головных, мотылевых и рамовых подшипников. Закройте картерные щиты.

9) Проверьте наличие масла лубрикаторах смазки цилиндров. Лубрикаторы прокачайте вручную.

10) Проверьте давление в баллонах пускового воздуха.

11) Главный пусковой клапан в положение "работа",

12) Включите топливоподкачивающий насос и проверьте давление.

13) Медленно проверните двигатель на один или два оборота пусковым воздухом при открытых индикаторных кранах. Медленное проворачивание двигателя производится за 30 минут до пуска двигателя.

14) Сообщить на мостик, что двигатель готов к пуску.

Пуск судовой энергетической установки:

1) Установите пускорегулирующую рукоятку в положение "Пуск" на первое деление сектора. Произошли первые обороты на пусковом воздухе.

2) Если при пуске двигателя вспышек не произошло, переведите рукоятку в положение "Стоп" и повторите пуск.

3) Нагрузку на двигатель увеличивайте постепенно с доведением до полной.

Остановка главного двигателя:

Вывод из действия производится в обратной последовательности. При этом основным условием является обеспечение равномерного изменения температурных полей ГД, предотвращение повышенных износов деталей ЦПГ и заклинивание поршней, закоксовывание топливной аппаратуры и повышенного нагарообразования. Для очистки топливной системы от остатков тяжелого топлива, обладающего повышенной коксуемостью, необходимо заблаговременно (за 15-20 мин. до остановки) перевести ГД на лёгкое топливо.


Во избежание заклинивание поршней не допускается без необходимости внезапное остановка ГД с полного хода. После остановки в целях обеспечения равномерного остывания ГД следует продолжать его прокачку охлаждающей водой (до температуры 25-35˚С) и маслом (до температуры 30-35˚С).

Обслуживание главной энергетической установки

Обслуживание судовой энергетической установки заключается в плановом предупредительном ремонте:

  • оптимальная периодичность ППР позволяет без дополнительных затрат труда и средств значительно увеличить эксплуатационный период машин, механизмов и устройств. Примерная оптимальная периодичность составляет 0,4—0,6 средней продолжительности безотказной работы;

  • ППР целесообразно применять только для узлов и деталей, работающих на износ (например, деталей ЦПГ, подшипников, движущихся деталей насосов и т. д.);

  • ППР должен проводиться через строго определенные промежутки времени работы механизма независимо от его технического состояния;

  • для судового оборудования с различной степенью надежности одинаковая периодичность ППР нецелесообразна;

  • ППР не исключает внезапных выходов из строя элементов судовой техники, а только уменьшает их возможность.


2.2. Надлежащий уход за ГЭУ

Поддержания судовой энергетической установки в надлежащем техническом состоянии:

Для поддержания двигателя в работоспособном состоянии необходимо выполнять все правила по технической эксплуатации и техническому использованию, указанные в инструкции по эксплуатации. Под технической эксплуатацией двигательной установки понимается совокупность мероприятий по техническому использованию, техническому обслуживанию и ремонту (ТОР), обеспечивающих безопасную и эффективную эксплуатацию установки, предотвращая загрязнения окружающей среды.

Оборудование двигателя вырабатывает ресурс с периодическим восстановлением технического состояния при выполнении технического обслуживания и ремонта. Ресурс до списания подразделяют на целое число периодов: текущих, средних и капитального ремонтов. Эти периоды, в свою очередь, подразделяются на промежутки технических осмотров (ТО). Предполагается, что при капитальном ремонте полностью восстанавливается техническое состояние агрегата, а при проведении ТО заменяется только

часть деталей и узлов с малыми ресурсами, вырабатываемыми в период между ТО. Каждое последующее ТО включает все предыдущие ТО. Таким образом, при каждом ТО проводится полный цикл обслуживания и восстановления агрегата. Регламент ТО элементов двигателя приводится в инструкции по технической эксплуатации в таблице «План программы обслуживания», который служит для составления на судне графиков ТОР и построения эксплуатационно-ремонтных циклов агрегата. Капитальный ремонт двигателя следует производить каждые 16000 часов работы. Подтверждение о соответствии проходит каждые 5 лет совместно со средним ремонтом и освидетельствованием на судоремонтном предприятии.

Техническое использование включает в себя подготовку к действию и ввод в действие, обслуживание во время работы и вывод из действия, проводимые в соответствии с правилами технической эксплуатации и другими руководящими документами.

Оценка технико-эксплуатационных показателей ДВС

Оценка технико-эксплуатационных показателей ДВС производится по их характеристикам и внешним показателям работы (отсутствию перегрева деталей, стуков, дымности, вибрации и т.д.). Характеристики показывают связь мощности, частоты вращения, расхода топлива и смазки, и т.д. с факторами, влияющими на работу двигателей в различных условиях. При нарушении регулировки, увеличении износов или поломках деталей двигателей характеристики отклоняются от нормы.

Износ любой детали заключается в нарушении ее первоначальной формы и размеров. В основном детали двигателя подвергаются механическому износу. Износ и повреждения двигателей бывают естественные (износ возрастает медленно в ходе нормальной эксплуатации при выработке установленного моторесурса) и аварийные, которые возникают вследствие недоброкачественного изготовления, ремонта или монтажа деталей, а также нарушения правил эксплуатации двигателя, нарастают быстро и приводят к аварии.

При достижении величин предельно допустимых износов детали и узлы двигателя подлежат замене или ремонту. Для обеспечения правильной эксплуатации и установления сроков ремонта двигателей износ деталей относят к единице времени.

Для обеспечения нормальной эксплуатации двигателей проводятся периодические планово-предупредительные осмотры, вскрытия, проверки, ремонты и испытания, которые имеют целью:


  • Поддержание двигателей в состоянии, обеспечивающем их длительную работу с необходимым запасом моторесурса;

  • Предупреждение аварийного износа деталей и узлов;

  • Обнаружение и устранение неисправностей двигателей;

  • Проверку и приведение в исправное состояние приборов и предохранительных устройств двигателя;

  • Сбор и анализ материалов, характеризующих износ и надежность деталей и узлов двигателей.

Периодические осмотры предусматривают внешний осмотр двигателей, частичные вскрытия и разборку их узлов, очистку, ремонт, замену масла, замеры зазоров, обмеры для выяснения степени износа деталей и узлов.

В зависимости от степени износа или повреждений двигателя проводятся плановые навигационный, текущий, средний, капитальный ремонты. Для устранения аварийных повреждений выполняется аварийный ремонт.

Восстановление технико-эксплуатационных качеств двигателей внутреннего сгорания возможно заменой дефектных деталей новыми, обработкой дефектных деталей до ремонтных размеров и восстановлением их до номинальных размеров.

2.3. Основные правила эксплуатации ВЭУ

Правила эксплуатации судового электрооборудования

Правила в полном объеме должны знать:

Старший механик, старший электромеханик, электромеханик (первый электромеханик), второй, третий и четвертый электромеханики, старший электрик, электрики I и II класса.

Техническая эксплуатация электрооборудования:

Срок службы и надежность работы судового электрооборудования во многом зависят от его грамотной технической эксплуатации, вахтенного и технического обслуживания. Техническую эксплуатацию электрооборудования осуществляет электрогруппа во главе с электромехаником судна в соответствии с Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования.

В вахтенное обслуживание входят: подготовка к пуску и включению, пуск и включение, наблюдение за нормальной работой, остановкой и отключением судового электрооборудования. Вахтенное обслуживание обеспечивает требуемый условиями эксплуатации судна режим работы и управление электрооборудованием.

В техническое обслуживание входят: поддержание электрооборудования в исправном техническом состоянии, контроль за его использованием и состоянием, профилактические осмотры, чистка, ремонт, сушка электрооборудования в объеме и в сроки, предусмотренные планом-графиком технического обслуживания, составленным электромехаником и утвержденным старшим механиком судна.


Управление электроприборами

Отключение дистанционного управления или автозапуска и переход на ручное управление разрешается:

  1. При проверке работы, ТО или ремонте.

  2. При обнаружении неисправности элементов систем автозапуска или дистанционного управления.

Во время работы генератора необходимо не реже одного раза за вахту проверить:

  • Величину напряжения генератора, поддерживая ее постоянной с помощью регулятора возбуждения, если регулирование осуществляется вручную.

  • Нагрузку генератора по амперметру и киловаттметру.

  • Частоту тока.

  • Величину сопротивления изоляции сети по щитовым приборам.

  • Работу щеточного аппарата.

  • Температуру генератора и его аппаратуры.

  • Работу и температуру подшипников (проверяется термометром или наощупь).

  • Работу систем охлаждения и смазки.

  • Отсутствие ненормального шума, стука и вибрации.

  • Чистоту генератора и его аппаратуры.

При обнаружении неисправности в работе генератора должны быть приняты меры к немедленному включению резервного генератора, переводу на него нагрузки и отключению неисправного генератора для устранения неисправности.

Включение вспомогательной котельной установки:

Проверить уровень воды в котле. Убедиться, что в топке нет мазута. Во избежание взрыва скопившихся газов топка котла должна быть провентилирована воздухом. Подаваемое в топку распыленное форсункой топливо воспламеняется от электрического запального устройства либо от поднесенного к нему горящего факела. Разводку пара в котле необходимо производить медленно, чтобы детали котла прогревались равномерно, в противном случае в результате температурных напряжений возможны течи в швах, появление трещин в металле котла и другие дефекты. Подъем пара производить при открытом воздушном клапане. Время разводки огнетрубных котлов должно составлять 6—8 ч, а водотрубных — 2—3 ч в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.

При заполнении котла горячей водой время разводки может быть сокращено на 1—2 ч. По мере подогрева котельной воды и подъема пара проверяется плотность крышек, люков и лазов.

При включении утилизационных котлов в работу убеждаются в нормальном уровне воды, включают питательные насосы, затем ставят газовые захлопки в положение, сообщающее котел с выхлопным коллектором двигателей внутреннего сгорания. Для пуска автоматизированных котельных установок на электрозащите ставят переключатель в положение «автоматическая работа». С включением автоматического управления вводится в действие котельный вентилятор, топливный насос, подается ток к электродам зажигания. С воспламенением топлива электроды зажигания отключаются, процесс горения регулируется терморегуляторами или реле давления пара. Воздушный кран закрывают при давлении пара более 1 ати. Водоуказательные приборы продувают, проверяя их показания с помощью пробных кранов в первый раз при достижении давления 1 кГ/см