Файл: Лекции по управлению и экономике фармации учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 846

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение
высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
В.В. Помазанов, В.А. Киселева, С.Г. Марданлы
ИЗБРАННЫЕ ЛЕКЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ
И ЭКОНОМИКЕ ФАРМАЦИИ
Учебное пособие
Орехово-Зуево
Редакционно-издательский отдел ГГТУ
2019

2
УДК 614
ББК 51.1к9
И 47
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Государственного гуманитарно-технологического университета
Рецензенты:
Долгов В.И. – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой заведующий кафедрой лабораторной диагностики РМАПО
Минздрава Российской Федерации
Гашенко Т.Ю. –кандидат биологических наук, заместитель генерального директора по производству ЗАО «ЭКОлаб»
Авторы-составители:
Помазанов В.В. –доктор технических наук, профессор кафедры фармаколо- гии и фармацевтических дисциплин ГГТУ;
Киселева В.А. –кандидат медицинских наук, декан фармацевтического фа- культета ГГТУ;
Марданлы С.Г. – доктор медицинских наук, профессор кафедры фармако- логии и фармацевтических дисциплин ГГТУ;
И 47 Избранные лекции по управлению и экономике фармации: учебное пособие / авт.-сост.: Помазанов В.В., Киселева В.А., Марданлы С.Г. –
Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2019. ‒ 277 с.
ISBN 978-5-87471-347-8
Управление и экономика фармации ‒ важнейшая фармацевтическая дисципли- на, формирующая профессиональные знания и навыки специалиста, работающего на фармацевтическом рынке. Особенностью рассматриваемой дисциплины являет- ся её динамичность, содержание которой постоянно меняется под воздействием внешней политической, экономической, социальной среды) и требует постоянного включения новых знаний, особенно в условиях постоянно меняющихся законных и подзаконных актов.
Предлагаемое учебное пособие, содержит несколько основополагающих разде- лов (25 лекций): организация фармацевтической деятельности, товарная политика, экономика фармацевтических организаций, учет и отчетность, фармацевтический менеджмент и маркетинг, бухгалтерская отчетность и баланс.
Пособие предназначено для студентов фармакологического факультета 4-5 курсов обучения.
УДК 614
ББК 51.1к9
© Помазанов В.В., Киселева В.А., Марданлы С.Г., 2019
© ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», 2019
© Оформление.
Редакционно-издательский отдел ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», 2019
ISBN 978-5-87471-347-8


3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................. 5
ЛЕКЦИЯ 1. Используемые в фармацевтической практике термины, понятия и сокращения ......................................................................... 7
ЛЕКЦИЯ 2.
Лекарственное обеспечение больных в стационарном лечебно-профилактическом учреждении ........................................ 19
ЛЕКЦИЯ 3. Некоторые примеры учёта лекарственных препаратов сегодняшнего дня ............................................................................... 28
ЛЕКЦИЯ 4. Организация приёма рецептов и требований на лекарственные препараты ............................................................ 36
ЛЕКЦИЯ 5. Товарная политика в фармацевтическом маркетинге .................... 53
ЛЕКЦИЯ 6. Организация работы аптеки по изготовлению лекарственных препаратов населению и лечебно-профилактическим учреждениям ....................................................................................... 65
ЛЕКЦИЯ 7. Оформление и внутриаптечный контроль лекарственных
Препаратов .......................................................................................... 80
ЛЕКЦИЯ 8. Основы анализа потребности, спроса и предложения на лекарственные препараты ............................................................ 92
ЛЕКЦИЯ 9. Особенности фармацевтической экономики ................................ 101
ЛЕКЦИЯ 10. Особенности действия основных экономических законов и потребительского поведения на фармацевтическом рынке ........ 109
ЛЕКЦИЯ 11. Методы прогнозирования экономических показателей деятельности аптечных организаций ............................................. 125
ЛЕКЦИЯ 12. Прогнозирование объёма реализации и показателя количества лекарственных средств, отпущенных аптекой ............................................................................................ 139
ЛЕКЦИЯ 13. Прогнозирование валовой и чистой прибыли аптеки.
Максимизация прибыли ................................................................ 144
ЛЕКЦИЯ 14. Прогнозирование издержек и составление сметы расходов аптечной организации по статьям ................................................ 148
ЛЕКЦИЯ 15. Нормирование товарных запасов. Прогнозирование товарного покрытия ....................................................................... 153
ЛЕКЦИЯ 16. Методические подходы к формированию цен на лекарственные средства ........................................................... 158
ЛЕКЦИЯ 17. Информационная система «УЧЁТ» ............................................... 162
ЛЕКЦИЯ 18. Анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности аптечной организации ................................................................... 166

4
ЛЕКЦИЯ 19. Бухгалтерская отчётность аптеки. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности ..................................... 174
ЛЕКЦИЯ 20. Бухгалтерский баланс аптечной организации ............................. 182
ЛЕКЦИЯ 21. Учёт поступления в аптеку товарно-материальных ценностей . 186
ЛЕКЦИЯ 22. Учёт прочих материальных ценностей ......................................... 191
ЛЕКЦИЯ 23. Учёт денежных средств и расчётных операций в аптеке ........... 198
ЛЕКЦИЯ 24. Учёт инвентаря и хозяйственных принадлежностей, основных средств и нематериальных активов аптеки ............... 207
ЛЕКЦИЯ 25. Учёт труда и заработной платы в аптеке ...................................... 212
ЛИТЕРАТУРА ........................................................................................................ 216
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Примеры тест-билета (50 тестовых заданий) ..................... 227
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Вопросы для контроля и коррекции исходного уровня знаний. Вариант 1 .................................................................. 236
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Вопросы для контроля и коррекции исходного уровня знаний. Вариант 2 .................................................................. 246
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Вопросы для контроля и коррекции исходного уровня знаний. Вариант 3 .................................................................. 251
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Вопросы для контроля и коррекции исходного уровня знаний. Вариант 4 .................................................................. 257
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Вопросы для контроля и коррекции исходного уровня знаний. Вариант 5 .................................................................. 262
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Вопросы для контроля и коррекции исходного уровня знаний. Вариант 6 .................................................................. 267
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Вопросы для контроля и коррекции исходного уровня знаний. Вариант 7 .................................................................. 272


5
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Управление и экономика фармации» завершает пяти- летний курс образования студента фармакологического факультета, во- брав в себя практически все учебные предметы, освоенные студентом за это время, и подводя его к главной и конечной цели обучения, изложенной в профессиональном стандарте «Провизор», утверждённом приказом Ми- нистерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта
2016 г. № 91н «Обеспечение населения, медицинских и других организа- ций безопасными, качественными лекарственными препаратами, в том числе изготовленными в аптечных организациях, и другими товарами ап- течного ассортимента».
Таким образом, целью освоения дисциплины (базовой дисциплины специалитета) «Управление и экономика фармации» является получение знаний и практических навыков в области планирования, организации, анализа, контроля, учета субъектов обращения лекарственных средств для оказания качественной фармацевтической помощи.
Задачами учебной дисциплины являются обучение студентов:
‒ осуществлению деятельности по реализации лекарственных средств и иных товаров фармацевтического ассортимента в соответствии с действующими отраслевыми стандартами;
‒ осуществлению торгово-закупочной деятельности с целью обеспе- чения максимальной рентабельности предприятий за счет эффективного использования рыночных механизмов;
‒ использованию основных элементов маркетинга при осуществле- нии хозяйственной деятельности;
‒ обучение студентов организации правильного и точного оператив- ного учета за движением товаров и денежных средств;
‒ реализации в фармацевтической организации грамотной бюджет- ной политики;
‒ соблюдению требований нормативных документов по правилам отпуска лекарственных средств;
‒ организации деятельности по обеспечению лекарственными сред- ствами граждан, имеющих право на социальную помощь;
‒ организации и проведению закупок лекарственных средств и дру- гих товаров фармацевтического ассортимента для обеспечения государ- ственных и муниципальных нужд;

6
‒ выполнению функций по организации деятельности организаций, занятых в сфере обращения лекарственных средств, и управлению их структурными подразделениями;
‒ организации труда работников фармацевтических предприятий и организаций, принятие исполнительских решений, определение порядка выполнения работ;
‒ составлению текущей организационной и учетной документации подразделений фармацевтических предприятий и организаций, в том чис- ле планов, смет, заявок на материалы, оборудование, инструкций, а также отчетности по утвержденным формам;
‒ обеспечению мероприятий по аттестации рабочих мест, охране труда, профилактике производственного травматизма, предотвращение экологических нарушений;
‒ эффективного подбора и расстановки кадров, повышения квалифи- кации сотрудников, контроль за допуском к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами;
‒ выполнению административных функций по соблюдению трудово- го законодательства;
‒ применению основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, получения информации из различных источников, соблюдение основных требований информационной безопас- ности, в том числе защиты коммерческой тайны;
‒ поддержке единого информационного пространства планирования и управления фармацевтическими предприятиями и организациями на всех этапах деятельности;
‒ наконец, обучению студентов навыками написания технико-эконо- мических проектов, обоснований, научных докладов, отчетов, рефератов, в том числе «Курсовых работ».
Учебное пособие состоит из 25 лекций и 8 контрольных (тестовых) заданий (Приложение 1-8), подготовленных в соответствии с разработан- ной на кафедре фармации и фармацевтических дисциплин и утвержден- ной проректором ГГТУ 09.09.2018 г. Рабочей программой дисциплины
Б1.Б.06.05 «Управление и экономика фармации».
Пособие предназначено для студентов фармакологического факуль- тета 4-5 курсов обучения.


7
ЛЕКЦИЯ 1.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
Студенту необходимо знать основные термины и определения, ис- пользуемые в современной фармации. Особенно важно использование правильной терминологии в будущей практической деятельности сего- дняшнего студента, несущего в производственную или аптечную среду, неискушённую в знании современной терминологии, последние требова- ния (в частности, законодательные) этой важной отрасли наук. Например, в аптечной среде зачастую бытует фраза: «продажа лекарственных форм», или «размещение лекарственных форм на прилавке». Лекарственная фор- ма – «это состояние лекарственного препарата, соответствующее спосо- бам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходи- мого лечебного эффекта». Можно, очевидно, «продавать» или «расстав- лять на витрине» лекарственные препараты в той или иной лекарственной форме, но никоим образом не «продавать» или «расставлять» лекарствен- ные формы. Или: в ряде документов, профессиональном обиходе многие не делают разницы между «лекарственным препаратом» и «лекарствен- ным средством», «медицинским изделием» и «медицинской техникой»,
«наркотическим средством» и «наркотическим лекарственным сред- ством», «Готовым лекарственным средством» и «лекарственным препара- том». И таких примеров множество.
Изложенные ниже понятия взяты, в основном, из одного из базовых законов Российской Федерации в области «Обращения лекарственных средств» от 12.04.2010 (в ред. от 16.06.2019 г.).
УЭФ управление и экономика фармации ‒ научный комплекс, це- лью которого является нахождение наиболее эффективных способов ока- зания фармацевтической помощи населению.
Фармацевтическая деятельность ‒ деятельность, включающая в себя оптовую торговлю ЛС, их хранение и перевозку, розничную торгов- лю, отпуск и изготовление.
Обращение лекарственных средств ‒ разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготов- ление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Рос- сийской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств.


8
ЛС лекарственные средства ‒ вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникаю- щие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения за- болевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерыва- ния беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тка- ней организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные пре- параты.
ЛП лекарственные препараты ‒ лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, ле- чения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности. Имеют номер государственной регистрации.
Являются товаром.
Фармацевтическая субстанция ‒ лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, кото- рое предназначено для производства, изготовления лекарственных препа- ратов и определяет их эффективность.
Вспомогательные вещества ‒ вещества неорганического или орга- нического происхождения, используемые в процессе производства, изго- товления лекарственных препаратов для придания им необходимых физи- ко-химических свойств.
МИ медицинское изделие – устройство, изделие, вещество кото- рое используется для диагностики, профилактики или лечения различных заболеваний. Включает инструменты, аппараты, приборы, имплантаты, реактивы, расходные материалы и т.п.
Товары аптечного ассортимента – лекарственные средства (пре- параты) и медицинские изделия,парафармацевтические товары – это то- вары дополнительного аптечного ассортимента, сопутствующие лекар- ственным средствам и изделиям медицинского назначения, предназначен- ные для профилактики, лечения заболеваний, облегчения состояния чело- века, ухода за частями тела (БАД, продукты лечебного и профилактиче- ского назначения, изделия очковой оптики; детское питание, литература медицинская, фармацевтическая, санитарно-просветительская, спортив- ная, средства ухода и гигиены, медицинские приборы и инструменты, ми-