Файл: Психотерапевтическая диагностическая беседа в психосоматической практике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 412
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
развития, ожирение, приступы нарушения дыхания, нейродермит, яктацию, спастический плач, нарушения сна, раннюю бронхиальную астму, внезапную смерть младенца. (3)
Обследование желательно начинать с опроса родителей. Беседу с ними следует проводить в отсутствии сына или дочери, так как даже детей раннего возраста это может обеспокоить. Самим родителям также будет трудно со- средоточиться, их все время будет отвлекать состояние и поведение ребенка. В этой ситуации им сможет помочь кто-либо из близких родственников, за- нимаясь с ребенком во время разговора со специалистом. Желательно начинать беседу с жалоб, предъявляемых родителями. Знание того, что их беспокоит, сосредоточит обследующего на обстоятельствах, которые могли быть наиболее вероятными факторами, участвовавшими в возникновении определенных расстройств. В числе обсуждаемых тем должна быть семья ребенка, как уже указывалось выше.
Следующая тема — течение беременности и все вредности, которые перенесла будущая мать в это время: психотравмирующие факторы, болезни, физические и химические воздействия, а также возможные осложнения вы-
нашивания плода. Особого внимания заслуживают особенности течения ро- дов и послеродового периода.
Личный анамнез ребенка, отражающий темп психосоматического развития ребенка, должен быть дополнен оценкой состояния психического и соматического здоровья матери и ее взаимоотношений с отцом младенца. Важно не только учесть возможные соматические расстройства и отклонения в развитии, но и отметить психологические трудности, возникавшие на коротком жизненном пути малыша (передача на воспитание другому лицу, частые разлуки с матерью, раннее помещение в детское учреждение, госпитализация, постоянные ссоры родителей, беспокойная домашняя обстановка).
У проводящего обследование должно сложиться представление
о темпераменте (врожденных особенностях психики) ребенка. Оценка активности, ритмичности психосоматических проявлений, степени адаптив- ности, реагирования на новизну, порогового уровня раздражителей, интен- сивности реакций, качества настроения, отвлекаемости и объема внимания позволит врачу и психологу понять поведение ребенка в конкретной обста- новке семьи или учреждения. Кроме того, знание темперамента ребенка не- обходимо для правильного прогноза его приспособления к социальной среде и для назначения необходимых мер психологической и социальной поддерж- ки. Обследование самого ребенка должно проводиться при соблюдении ряда условий: в оптимальное для него время, вместе с близкими ему людьми, в процессе взаимодействия с матерью (кормление, пеленание, общение, игра). Желательно пользоваться теми или иными стандартными формами обследо- вания. Для полного представления о ребенке необходимо изучить его соци- альные возможности, эмоциональное развитие, когнитивный уровень, сформированность речи, двигательную умелость, уровень физического развития, темперамент, характер привязанности к родителям. С этой целью используют:
Диагноз психосоматического расстройства ставят на основании результатов обследования семьи и ребенка. Самое существенное для выявления психосоматического расстройства — наличие жизненных трудностей в семье ребенка в целом, у матери, отца, самого ребенка или других членов семьи, эмоционально тесно связанных с родителями. Могут потребоваться значительное время, дополнительные исследования и большое терпение в работе с родителями, которые не всегда умеют, а иногда и не хотят сотрудничать с врачами.
Следует также учитывать многие другие факторы, участвующие в возникновении (патогенезе) психосоматических расстройств (на- следственную предрасположенность, функциональную или анатомическую слабость пострадавших органов или систем, особенность психики и нейро- динамических сдвигов ребенка и др.). Для систематики диагностированных психосоматических расстройств у детей раннего возраста можно пользовать- ся Международной классификацией болезней 10 пересмотра (МКБ-10), а так- же Руководством по диагностике и статистике психических болезней Амери-
канской психиатрической ассоциации с разделом по детской психиатрии
(DSM-IV). (2)
Оценка развития ребенка в период от 1 года до 3 лет Выявляется, в первую очередь, где находился ребенок в этот период (в домашних условиях с матерью, с другими родственниками, например с бабушкой, с няней или с чужими людьми, в дошкольном учреждении, в Доме ребенка и т. п.). В случае, если ребенка поместили в ясли или детский сад, должны быть отмечены характер и протекание периода адаптации к детскому учреждению и детскому коллективу.
Также отмечаются значимые изменения в
семейном и социальном статусе родителей, произошедшие в этот период, и их влияние на общее состояние обследуемого ребенка («горизонтальные стрессоры»: развод или смерть одного из родителей, рождение младшего ребенка, переезд на новое место жительства и т. п.). Анализируются темпы, сроки и особенности речевого развития, в том числе возраст, когда появилось местоимение «я», появление простых и сложных фраз, качество произношения звуков, элементы словотворчества, знание элементарных детских стихов, мультфильмов. В случаях асинхронного (слишком раннего или слишком позднего) речевого развития анализируются способы привлечения ребенком внимания взрослых, адекватное использование при этом мимики и жестов. Далее выясняются особенности эмоционального развития и развития коммуникативных навыков: характер привязанности и отношения к близким родственникам (в том числе степень независимости от них), особенности игровой деятельности (какие предметы или игрушки вызывали наибольший интерес, в каких условиях и какие действия с ними производились). Например: охотно играл в кубики и складывал конструкции, аналогичные показанным, только в присутствии взрослого; предпочитал неигровые предметы (шуршание газетами, пересыпание гаек и т. п.). Протекание начала
«кризиса трех лет». Для этого возрастного периода важно также оценить наличие и характер страхов (фобий), их стойкость и соответствие возрасту
(типичность или несоответствие имеющихся страхов этому возрасту, их выраженность).
В этом же разделе необходимо
оценить такой важный показатель эмоциональной стабильности, как сон: его особенности в этот период (скрежет зубами во сне, психомоторное возбуждение, наличие или отсутствие периодичности подобных проявлений), а также характер засыпания ребенка. При необходимости отмечаются особенности познавательных интересов, например, интересовался машинами, знал определенное количество автомобилей различных марок.
Анализируются сроки созревания большого моторного акта (умение бегать, возможность производить согласованные движения: маршировать, лазать вверх и вниз по лестнице, кататься на велосипеде, а также наличие других элементарных бытовых навыков, указывающих на уровень развития мелкой моторики: самостоятельная еда, застежка молний и завязывание шнурков). Отмечаются сроки формирования самостоятельных навыков оп- рятности (в первую очередь, когда стали приучать к горшку и насколько трудно проходило формирование этого навыка). Выясняются (со слов близких или из медицинской карты) особенности состояния здоровья ребенка, на фоне которого протекало его развитие: частота заболеваний, их тяжесть, наличие травм и госпитализаций в этом возрастном периоде. Здесь же отмечаются признаки неврологического неблагополучия: частые боли в животе, аффективно-респираторные приступы, беспричинный подъем температуры и др. Подобные проявления, выявленные психологом, отмечаются им как факторы, осложняющие психическое развитие ребенка, и иногда требуют консультации специалиста с медицинским образованием.
Историяразвитияребенкавпериодот3летдо5-5,5-летнеговозраста. Основные разделы и показатели психологического анамнеза этого
Обследование желательно начинать с опроса родителей. Беседу с ними следует проводить в отсутствии сына или дочери, так как даже детей раннего возраста это может обеспокоить. Самим родителям также будет трудно со- средоточиться, их все время будет отвлекать состояние и поведение ребенка. В этой ситуации им сможет помочь кто-либо из близких родственников, за- нимаясь с ребенком во время разговора со специалистом. Желательно начинать беседу с жалоб, предъявляемых родителями. Знание того, что их беспокоит, сосредоточит обследующего на обстоятельствах, которые могли быть наиболее вероятными факторами, участвовавшими в возникновении определенных расстройств. В числе обсуждаемых тем должна быть семья ребенка, как уже указывалось выше.
Следующая тема — течение беременности и все вредности, которые перенесла будущая мать в это время: психотравмирующие факторы, болезни, физические и химические воздействия, а также возможные осложнения вы-
нашивания плода. Особого внимания заслуживают особенности течения ро- дов и послеродового периода.
Личный анамнез ребенка, отражающий темп психосоматического развития ребенка, должен быть дополнен оценкой состояния психического и соматического здоровья матери и ее взаимоотношений с отцом младенца. Важно не только учесть возможные соматические расстройства и отклонения в развитии, но и отметить психологические трудности, возникавшие на коротком жизненном пути малыша (передача на воспитание другому лицу, частые разлуки с матерью, раннее помещение в детское учреждение, госпитализация, постоянные ссоры родителей, беспокойная домашняя обстановка).
У проводящего обследование должно сложиться представление
о темпераменте (врожденных особенностях психики) ребенка. Оценка активности, ритмичности психосоматических проявлений, степени адаптив- ности, реагирования на новизну, порогового уровня раздражителей, интен- сивности реакций, качества настроения, отвлекаемости и объема внимания позволит врачу и психологу понять поведение ребенка в конкретной обста- новке семьи или учреждения. Кроме того, знание темперамента ребенка не- обходимо для правильного прогноза его приспособления к социальной среде и для назначения необходимых мер психологической и социальной поддерж- ки. Обследование самого ребенка должно проводиться при соблюдении ряда условий: в оптимальное для него время, вместе с близкими ему людьми, в процессе взаимодействия с матерью (кормление, пеленание, общение, игра). Желательно пользоваться теми или иными стандартными формами обследо- вания. Для полного представления о ребенке необходимо изучить его соци- альные возможности, эмоциональное развитие, когнитивный уровень, сформированность речи, двигательную умелость, уровень физического развития, темперамент, характер привязанности к родителям. С этой целью используют:
-
анамнестические сведения, полученные от родителей, других лиц участвующих в воспитании ребенка; -
результаты наблюдений за взаимоотношениями родителей с ребенком во время игр; -
итоги наблюдений за взаимоотношениями ребенка с врачом, психологом или педагогом в процессе выполнения тестовых или не тестовых заданий; -
оценка психомоторной зрелости ребенка по какой-либо методике (например, Пантюхина Г. В., Печера К. Л., Фрухт Э. Л., 1983; Козловская Г. В., Горюнова А. В. и др.); -
результаты наблюдений за реакцией ребенка на разлуку с родителями и их возвращение; -
история болезни (амбулаторная карта), карта новорожденного, заключения психолога, характеристика педагога.
Диагноз психосоматического расстройства ставят на основании результатов обследования семьи и ребенка. Самое существенное для выявления психосоматического расстройства — наличие жизненных трудностей в семье ребенка в целом, у матери, отца, самого ребенка или других членов семьи, эмоционально тесно связанных с родителями. Могут потребоваться значительное время, дополнительные исследования и большое терпение в работе с родителями, которые не всегда умеют, а иногда и не хотят сотрудничать с врачами.
Следует также учитывать многие другие факторы, участвующие в возникновении (патогенезе) психосоматических расстройств (на- следственную предрасположенность, функциональную или анатомическую слабость пострадавших органов или систем, особенность психики и нейро- динамических сдвигов ребенка и др.). Для систематики диагностированных психосоматических расстройств у детей раннего возраста можно пользовать- ся Международной классификацией болезней 10 пересмотра (МКБ-10), а так- же Руководством по диагностике и статистике психических болезней Амери-
канской психиатрической ассоциации с разделом по детской психиатрии
(DSM-IV). (2)
Оценка развития ребенка в период от 1 года до 3 лет Выявляется, в первую очередь, где находился ребенок в этот период (в домашних условиях с матерью, с другими родственниками, например с бабушкой, с няней или с чужими людьми, в дошкольном учреждении, в Доме ребенка и т. п.). В случае, если ребенка поместили в ясли или детский сад, должны быть отмечены характер и протекание периода адаптации к детскому учреждению и детскому коллективу.
Также отмечаются значимые изменения в
семейном и социальном статусе родителей, произошедшие в этот период, и их влияние на общее состояние обследуемого ребенка («горизонтальные стрессоры»: развод или смерть одного из родителей, рождение младшего ребенка, переезд на новое место жительства и т. п.). Анализируются темпы, сроки и особенности речевого развития, в том числе возраст, когда появилось местоимение «я», появление простых и сложных фраз, качество произношения звуков, элементы словотворчества, знание элементарных детских стихов, мультфильмов. В случаях асинхронного (слишком раннего или слишком позднего) речевого развития анализируются способы привлечения ребенком внимания взрослых, адекватное использование при этом мимики и жестов. Далее выясняются особенности эмоционального развития и развития коммуникативных навыков: характер привязанности и отношения к близким родственникам (в том числе степень независимости от них), особенности игровой деятельности (какие предметы или игрушки вызывали наибольший интерес, в каких условиях и какие действия с ними производились). Например: охотно играл в кубики и складывал конструкции, аналогичные показанным, только в присутствии взрослого; предпочитал неигровые предметы (шуршание газетами, пересыпание гаек и т. п.). Протекание начала
«кризиса трех лет». Для этого возрастного периода важно также оценить наличие и характер страхов (фобий), их стойкость и соответствие возрасту
(типичность или несоответствие имеющихся страхов этому возрасту, их выраженность).
В этом же разделе необходимо
оценить такой важный показатель эмоциональной стабильности, как сон: его особенности в этот период (скрежет зубами во сне, психомоторное возбуждение, наличие или отсутствие периодичности подобных проявлений), а также характер засыпания ребенка. При необходимости отмечаются особенности познавательных интересов, например, интересовался машинами, знал определенное количество автомобилей различных марок.
Анализируются сроки созревания большого моторного акта (умение бегать, возможность производить согласованные движения: маршировать, лазать вверх и вниз по лестнице, кататься на велосипеде, а также наличие других элементарных бытовых навыков, указывающих на уровень развития мелкой моторики: самостоятельная еда, застежка молний и завязывание шнурков). Отмечаются сроки формирования самостоятельных навыков оп- рятности (в первую очередь, когда стали приучать к горшку и насколько трудно проходило формирование этого навыка). Выясняются (со слов близких или из медицинской карты) особенности состояния здоровья ребенка, на фоне которого протекало его развитие: частота заболеваний, их тяжесть, наличие травм и госпитализаций в этом возрастном периоде. Здесь же отмечаются признаки неврологического неблагополучия: частые боли в животе, аффективно-респираторные приступы, беспричинный подъем температуры и др. Подобные проявления, выявленные психологом, отмечаются им как факторы, осложняющие психическое развитие ребенка, и иногда требуют консультации специалиста с медицинским образованием.
Историяразвитияребенкавпериодот3летдо5-5,5-летнеговозраста. Основные разделы и показатели психологического анамнеза этого