Файл: 1. Личностного опросника mmpi Проективных методик Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест Дерево.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 465
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тематический апперцептивный тест (ТАТ)
2) НАПИШИТЕ ПИСЬМО СВОЕМУ ТЕЛУ
4) ПРОСТИТЕ СЕБЕ НЕИДЕАЛЬНОСТЬ
1)Метод фокусировки на эмоциях, или «биологическая обратная связь без приборов» (И. Шалиф)
2) Упражнение «Круги опущений»
3) Упражнение «Чаша весов, или безмолвный голос интуиции»
4) Упражнение «Телесный диалог с подсознанием»
1)Упражнение «Расслабляющее дыхание»
Образный тест Бентона
для исследования зрительной памяти, непосредственного зрительного восприятия.
Описание: Стимульный материал представляет собой 10 карточек, на которых изображены геометрические фигуры в различных комбинациях. Каждая из карточек последовательно предъявяется испытуемому в течение 10 сек., с тем, чтобы он ее максимально точно запомнил, а затем воспроизвел изображение на листе бумаги или специальном бланке.
“Держим карточки перед испытуемым, оперев на стол под углом приблизительно в 45°, каждую 10 секунд (первые две с одной фигурой можно держать 5–7 секунд, особенно если испытуемый достаточно сохранный). Иметь на столе второй запасной карандаш на случай, если испытуемый сломает первый (отметить мышечное напряжение).
Инструкция испытуемому: “Я сейчас покажу Вам несколько карточек с простыми геометрическими рисунками. Их надо запомнить и воспроизвести на листе бумаги один под другим, как они располагаются на карточке. Красота рисунка никакой роли не играет, надо только показать правильно форму, величину относительно друг друга и местоположение. Рисовать только после того, как я уберу карту с изображением. До этого момента смотрите не отрываясь и не отвлекаясь (7-10 секунд), даже если Вам покажется, что Вы уже все запомнили, Вам понятно?” (при несоблюдении–отметить импульсивность испытуемого)
Правильное воспроизведение одной карточки оценивается в 1 балл и 0 баллов – если имеется хотя бы одна из перечисленных ниже ошибок. Таким образом, оценка за одну серию из 10 карточек будет от 0 до 10 баллов. Отдельно подсчитываются ошибки. Это могут быть:
1. Опущение целой фигуры. Обозначается сокращенно: “Оп” с указанием:
Оп БП – Опущение Большой Правой.
Оп БЛ – Опущение Большой Левой
Оп МП – Опущение Малой - периферической Правой.
Оп МЛ – Опущение Малой - периферической Левой.
2. Деформация фигуры – “Деф” (Деф БП, Деф БЛ, Деф МП, Деф МЛ).
3. Персеверация (ошибочное повторение фигуры с предыдущей карты). Обозначается - “Перс” (перс БП, Перс БЛ, Перс МП, Перс МЛ).
4. Ротация (поворот фигуры на 45°, 900 или 180°) – “Рот”, например: Рот 180° БП, Рот 45° БЛ и т.д.
5. Локализация (расположение фигуры) – “Лок”: Лок БП, Лок БЛ и т. д.
Особо учитывается преимущественная локализация ошибок в определенной части карты (левой или правой). Для учета этих ошибок полезно применять две серии Бентон – теста (особенно С и Д) одновременно с небольшим интервалом во времени (5-10 минут) – это обеспечит большую надежность результатов.
6. Величина–“Вел”: Вел БП, Вел БЛ, Вел МП, Вел МЛ. Сопоставление оценки (в баллах) и количества ошибок по тесту Бентона с уровнем интеллекта служит не для суждения об уровне IQ (он определяется с помощью специальных тестов интеллекта: Стенфорд-Бине, Векслера, Рейвена, Кеттелла и др.), но для выявления патологического снижения памяти на геометрические фигуры по Бентону (когда она не соответствует уровню интеллекта, определяющемуся соответствующими тестами), которое может быть и при относительно сохранном интеллекте испытуемого.
Зависимость оценки по тесту Бентона от уровня интеллекта
(норма от 15 до 44 лет включительно)
Оценка по Бентону | Уровень интеллекта | Оценка IQ по StanfordBinet | Соответствующий уровень интеллекта по Векслеру (WAIS или WISC) |
9-10 | Выше среднего я много выше среднего | выше 109 | “Хорошая норма”, а также “Высокая” и “Очень высокая норма” |
| Средний уровень | 95 – 109 | “Средняя норма” |
7 | Низкий, малоодаренный | 80 – 94 | “Низкая (плохая) норма” |
6 | Пограничный | 70 – 79 | “Пограничная зона” |
5 | Слабоумие | Ниже 70 | “Умственный дефект” |
Поправки на возраст:
-
от 45 до 54 лет к оценке по Бентону прибавляется 1 балл -
от 55 до 64 лет к оценке по Бентону прибавляется 2 балла -
от 66 до 74 лет к оценке по Бентону прибавляется 3 балла -
от 75 лет и выше–можно прибавить 4–5 баллов
Зависимость количества ошибок по Бентону от уровня интеллекта
(норма от 15 до 39 лет включительно)
Кол-во ошибок по Бентону | Уровень интеллекта | Оценка IQ по Stanford-Binet | Соответствующий уровень интеллекта по Векслеру (WAIS или WISC) |
0 - | Выше среднего и много выше среднего | выше 109 | “Хорошая норма”, а также “Высокая” и “Очень высокая норма” |
2 | Хорошая - средняя | 105-109 | “Средняя норма” (три “подуровня”) |
3 | Средний уровень | 95-104 | |
4 | Низко-средняя | 90–94 | |
5 | Малоодаренный | 80–89 | “Низкая (“плохая”) норма” |
6 | Пограничный | 70–79 | “Пограничная зона” |
7 | Слабоумие | ниже 70 | “Умственный дефект” |
Поправки на возраст:
от 40 до 44 лет от количества ошибок отнимается 1 ошибка
от 45 до 54 лет от количества ошибок отнимается 2 ошибки
от 55 до 64 лет от количества ошибок отнимается 3 ошибки (выше 65 лет – можно отнять 4–5 ошибок)
МетодД.Векслера
Метод Векслера для исследования интеллекта
Метод Векслера состоит из 11 отдельных методик - субтестов. Каждая из них не содержит каких-либо новых, не использовавшихся раньше в экспериментальной психологии приемов. Все субтесты разделены на 2 группы - вербальные (6) и невербальные (5).
Вербальные субтесты
-
й субтест - общая осведомленность - содержит 29 вопросов, направленных на измерение объема знаний человека. По ответам на эти вопросы можно в известной мере судить о памяти испытуемого, круге его интересов, о полученном им образовании.
Результаты по этому субтесту мало меняются при старении или под влиянием болезненного процесса (исключением являются заболевания, протекающие с грубым интеллектуально - мнестическим снижением). Степень трудности задаваемых обследуемому вопросов постепенно нарастает. Этот принцип характерен и для других субтестов.
Обычно исследование начинается с пятого вопроса и лишь в тех случаях, когда обследуемый не справляется с пятым и шестым вопросами, возвращаются к предшествовавшим. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальная оценка в первом субтесте - 29 баллов. Приводим примеры вопросов, задаваемых больному: 2. Какой формы мяч? 24. Кто написал «Илиаду»? 29. Что такое гносеология?
-
й субтест - общая понятливость - содержит вопросы, охватывающие особенности поведения испытуемого в какой-то конкретной ситуации, а также определяющие понимание им переносного смысла пословиц. Материалы по этому субтесту свидетельствуют о социальном и культурном фонде обследуемого. Считается, что с помощью второго субтеста исследуется «здравый смысл», объем практических знаний. Следует отметить, что этой методикой пользовался в клинике В. М. Бехтерева С. Д. Владычко, исследовавший с ее помощью психически больных. Приводим примеры вопросов, задаваемых больному: 3. Что вы сделаете, если найдете на улице письмо в запечатанном конверте с надписанным адресом и наклеенной маркой? 14. Что означает выражение: «Одна ласточка весны не делает»?
Исследование начинается с третьего вопроса. К предыдущим возвращаются лишь при обнаружении несостоятельности обследуемого в его ответах на третий, четвертый и пятый вопросы. Ответы оцениваются в 0, 1 либо 2 балла в зависимости от правильности понимания заключенной в вопросе ситуации и от точности, полноты и степени обобщения заключенного в ответе суждения. Так, на вопрос о том, что делать с найденным на улице письмом, лучшим является ответ, показывающий понимание обследуемым необходимости немедленного отправления письма: опустить в почтовый ящик; отнести на почту. Такой ответ оценивается в 2 балла. В 1 балл оцениваются ответы, свидетельствующие о том, что обследуемый понимает, что письмо не является его собственностью: отнесу по указанному адресу; сдам в милицию. Полное непонимание того, что следует сделать с письмом, оценивается в 0 баллов: не стану поднимать; выброшу в мусорную урну.
Понимание пословицы «Одна ласточка весны не делает» оценивается в 2 балла при понимании обследуемым ее абстрактного смысла: нельзя на основании одного случая строить обобщение; для обобщения нужна совокупность признаков. Ответы конкретным примером или свидетельствующие о недостаточной степени абстрагирования оцениваются в 1 балл: один хороший поступок еще не значит, что человек хороший. Буквальное понимание пословицы оценивается в 0 баллов: если ласточка прилетела, то еще не значит, что наступила весна; ласточки всегда прилетают раньше других птиц.
Максимальная оценка во втором субтесте - 28 баллов. Время не лимитируется. Результаты здесь, как и в 1-м субтесте, мало зависят от возраста, не ухудшаются существенно