Файл: М. А. Лукьяненко 2022 г. Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) групповая работа на уроках русского языка в начальной школе как средство развития коммуникативных способностей младших школьников.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Работа проводилась в небольших группах. Учащиеся распределились в группы по 4 человека для совместного выполнения задания. В каждой группе был один лидер, которого учащиеся выбирали сами.
Каждой группе были выданы имена существительные (портфель, инструмент, цилиндр, свёкла, шофёр, гроза, жара, засуха, тайфун, метель, храбрость, восторг, равнодушие, милосердие, бодрость). Все группы получили один набор имен существительных. Также обучающимся была дана таблица, которую необходимо было заполнить, распределяя в ней слова в зависимости от их значения.
Имя существительное.
Предмет | Явление | Состояние |
| | |
После того, как учащиеся распределять данные слова, им необходимо дополнить таблицу тремя своими примерами в каждой категории.
Данное задание выполнялось коллективно, всеми членами группы. Лидер команды называл из общего списка существительных по одному слову, а каждый участник группы по очереди определял, к какой категории отнести данное слово, в какой столбец таблицы занести его. Лидеры команд оформляют данное задание на листе. После завершения задания, команды обмениваются листами и проверяют друг друга, а затем происходит коллективное обсуждение найденных ошибок.
В ходе проведения данного задания у обучающихся происходит обмен информацией с партнером; умение представлять информацию в письменной форме; планирование общих способов работы, а также уважительное отношение к партнерам.
При изучении темы: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные», давалось задание, цель которого заключалась в формировании умения определять одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Задание выполнялось в группах. Обучающиеся разделились на пять групп по желанию. В связи с тем, что группы делились по желанию детей, задания для всех групп давались равносильные. В каждой группе выбирался командир. Командам были розданы листы ответов.
Ребятам нужно было разделить слова на 2 группы (одушевлённые и неодушевлённые имена существительные). Командир команды выдал по два слова каждому члену группы. Обучающимся давалось небольшое количество времени для обдумывания, после чего они совместно с командиром записывали ответы в лист.
Учащимся первой группы были даны такие слова, как: молодёжь, ребята, площадка, строители, телефон, труд, футболист, тракторист, тарелка, подушка.
Обучающимся второй группы были даны такие слова, как: хоккеист, группа, холодильник, мальчик, спорт, тренер, диван, охота, мышь, дятел.
Ребятам третьей группы даны такие слова, как: лес, охотник, конфета, медведь, дерево, волк, стая, краски, космос, одеяло.
Учащимся четверной группы даны такие слова, как: деревня, народ, дедушка, дом, председатель, корова, сестра, игрушка, солнце, трава.
Обучающимся пятой группы были даны такие слова, как: детвора, корзина, девочка, птица, метель, мальчик, машина, лесник, камень, цветок.
После окончания данной работы, командиры всех групп выходили к доске и зачитывали ответы своих групп. Остальные члены групп внимательно слушали и проверяли правильность выполненных заданий. В случае непонимания задавали вопросы команде, которая выполняла данное задание.
При выполнении задания учащиеся смогут учитывать разные мнения других и обосновывать свою позицию, осуществлять взаимный контроль.
Выполняя 6-е задание обучающиеся должны были развить умения различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам.
Класс разделили на 6 групп. Для того чтобы разделить обучающихся на группы, мы воспользовались классным журналом и разделили список учеников на шесть частей. Работа выполнялась коллективно, а командир каждой команды все ответы фиксировал на листе.
Обучающимся первой и четвертой группы на первом уровне нужно было определить, на какие вопросы отвечают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. На втором уровне командам предлагался небольшой текст. Нужно было сосчитать, сколько всего в предложениях одушевлённых имён существительных и записать получившееся число.
Участникам второй и пятой группы даны слова: мальчик, тетрадь, вьюга, врач, Саша. Из которых необходимо выбрать одушевлённые имена существительные. На втором уровне участникам предложены высказывания. Использовался прием «Верно /неверно»: надо было определить, какие высказывания являются правдой (отметить знак «+»), а какие ложью (отметить знак «–»).
Третьей и шестой группе на первом уровне даны слова: телефон, бабочка, куртка, ручей, Костя. Из данных слов нужно выбрать неодушевлённые имена существительные. На втором уровне обучающимся третьей и шестой группы было дано предложение: «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать: «Ловись, рыбка, и мала и велика!»». В данном предложение нужно найти имена существительные, а также подписать над ними: 1 – если это существительное одушевлённое, 2 – если, это существительное неодушевлённое.
После выполнения работы, группы, у которых были одинаковые задания, обмениваются между собой карточками для взаимопроверки.
В ходе работы данного задания у учащихся формируется умение ставить вопросы к именам существительным и распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Также у учащихся развивается умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
При изучении темы: «Падеж имен существительных», было дано задание, целью которого являлось формирование умений определять падеж имён существительных.
Для выполнения задания учащихся необходимо разделить на пять групп. Группы делились по желанию самих ребят, но так чтобы количество детей в группе не превышало пяти человек.
Выполнение задания проходило в несколько этапов. На первом этапе учащимся были даны имена существительные: вьюга, стужа, неправда, врач, друг, кино. К данным словам необходимо было подобрать имена существительные, близкие по значению, но не однокоренные. Затем учащимся первой группы необходимо было поставить данные слова в родительный падеж. Учащимся второй группы – в дательный падеж, третьей группе – в винительный падеж. Четвертой группе нужно было представить данные слова в творительном падеже, а пятой – в предложном.
На следующем этапе группам были даны слова в разброс: «Перьями птица человек а красна ученьем. Не спеши делом торопись языком». Из данных слов нужно было составить предложения так, чтобы получились пословицы. Далее у ребят была задача объяснить значение пословиц, определить падежи имен существительных.
На третьем этапе группам были предложены словосочетания, в которых необходимо было вписать подходящие по смыслу предлоги и указать падеж. Обучающимся первой группы были даны словосочетания: доехать ….. дома, подбежать …. школе, летел …. полем. Второй группе: добежать…. площадки, побежать …. сцене, летать …. океаном. Третьей группе: добраться …. земли, вернуться …. театру, находиться …. обрывом. Четвертой группе предлагались словосочетания: отдыхать …. завтра, подойти …. дороге, пролетать …. городом. Обучающимся пятой группы были даны такие словосочетания: добежать …. аптеки, ходить….друзьям, стоять… пропастью.
По окончании работы группы обмениваются между собой карточками, коллективно обсуждают работы, находят ошибки, делают пометки. Когда карточка возвращается в группу, участники группы анализируют ошибки и задают вопросы проверяющим.
В ходе выполнения данного задания учащиеся учатся различать падежи по вопросам и предлогам. Школьники развивают умение договариваться, находят общее решение при работе в группах, а также у них формируется способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу.
Выполнение задания восьмого способствовало развитию умений распознавать имена существительные в разных падежных формах, употреблять существительных в нужном падеже; воспитывать навыки сотрудничества, взаимоконтроля.
Для выполнения задания нужно было разделить класс на группы по 3-4 человека. Группы формировались по желание педагога. Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.
Учащимся предлагались пословицы и простые предложения, записанные на листочках, в которых необходимо было указать, в каком падеже стоят выделенные слова и расположить данные предложения в последовательности расположения падежей в русском языке.
Первому члену группы была дана пословица: «Славен человек не словами, а делами». Второму участнику группы досталась также пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Третьему дано простое предложение: «Я на дереве вижу дятла». Четвертому учащемуся предлагалась пословица: «Дело словом не заменишь». Пятому члену группы досталось предложение: «Мы радуемсяпобедеспортсменов», а шестому «Есть много пословиц о труде».
После того как ребята определили падеж выделенных слов, им необходимо было выяснить, как изменяется форма словах при склонении.
По завершению работы участники обсуждают задание в своих группах, а организатор подготавливает общий лист ответов. Происходит обмен выполненного задания между группами и выполняется проверка.
В ходе выполнения задания у обучающихся формируется владение первоначальными навыками определения падежных форм имён существительных, умение обосновывать правильность определения падежа выделенных имён существительных. Также у учащихся развивается умение представлять информацию, умение вступать в диалог с партнерами, задавать вопросы, обмениваться информацией.
При выполнении девятого задания предполагалось, что у обучающихся будут формироваться представления об особенностях имени существительного в форме творительного падежа.
Для выполнения данного задания обучающиеся распределились на четыре группы. Формировались команды методом расчета по номерам. Ребята рассчитывались на первый – второй – третий – четвертый. Каждая команда выбирает ответственного.
Обучающимся предлагалось в тексте найти имена существительные в творительном падеже и выписать их на отдельный лист. Школьникам первой группы выбирали существительные в творительном падеже из пословиц таких как: не спеши языком, торопись делом; от слова до дела целая верста; пишут не пером, а умом; мы сильны дружбой; умен на словах, да глуп на делах.
Ребятам второй группы были даны фразеологизмы: витать в облаках, не заманишь калачом, мозолить глаза, кривить душой, показать товар лицом.
Обучающимся третьей группы даны предложения: «Метель замела двор.»; «С первым снегом птичка появляется у жилья человека.»; «Стайка снегирей обсыпала вершину дерева»; «Ветер сломал окно.»; «Ребята бродили по лесу.»
Участникам четвертой группы предлагались такие словосочетания, как: растёт на дереве, сидит за партой, спрятались от холода, подарил товарищу, поставил на стол, мечтаю о походе, выследил волка.
По окончании работы ответственные от каждой группы выходят к доске с листами, на которых выполнено задание, представляют работу своих групп. Участники всех команд внимательно слушают, в случае чего находят ошибки, обсуждают их и исправляют.
В ходе выполнения данного задания учащиеся развивают умение сотрудничать в группе, выступать перед своими сверстниками, отвечать на их вопросы. Работая в группе, школьники находят имена существительные в творительном падеже.
При изучении темы: «Глагол как часть речи», было дано задание, цель которого заключалась в развитие умений правильно употреблять глаголы в речи.
Для выполнения данного задания класс разделили на 6 групп по рядам. Каждый ряд получает конверт, в котором находится лист со словом и вопросом. Задачей участников было написать на листе слова, обозначающиеся действия, которые может производить: 1 ряд – солнце (что делает?), 2 ряд – цветы (что делают?), 3 ряд – ветер (что делает?), 4 ряд – облака (что делают?), 5 ряд – деревья (что делают?), 6 ряд – птицы (что делают?).
Выполнять задание начинают учащиеся, которые сидят за последней партой, передавая вперед листы сверстникам. Обязательным условием было то, что слова не должны повторяться. Последний участник команды, сидящий за первой партой, вкладывает лист в конверт и ждет, пока завершат работу остальные команды. По завершению работы один