Файл: Учебное пособие симферополь 2003 министерство здравоохранения украины крымский медицинский университет им. С. И. Георгиевского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 376
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- предупредительный и текущий саннадзор при применении;
-
использование индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожных покровов; -
соблюдение правил личной гигиены - душ после работы, спецодежда, питание в специальных местах.
113
Гигиеническая характеристика биологических пестицидов.
В последние годы в связи с токсичностью химикатов интенсивно внедряются биологические средства защиты растений, основанные на уничтожении вредителей и болезней растений за счет биологических средств.
Значительные работы в этой области проведены учеными Крымской сельхозакадемии (кафедра защиты растений и др.).
Основные группы биологических средств:
- бактериальные, грибковые, вирусные препараты, вызывающие болезни
вредителей;
- биопрепараты для борьбы с болезнями растений (антибиотики);
- ферромоны (половые гормоны) насекомых - для привлечения в химичес
кие ловушки или отпугивания.
Недостатки биологического способа защиты растений:
-
низкая эффективность по сравнению с химикатами (30%); -
высокая стоимость;
- аллергенное действие на работающих.
Токсикология других агрохимикатов.
Кроме пестицидов, в сельском хозяйстве применяется еще очень много химикатов, на 1 месте по масштабам применения находятся удобрения.
Токсикология и гигиена труда при применении удобрений.
Удобрения - вещества, применяемые для повышения урожайности расте- I ний (не путать с пестицидами!).
Если расход пестицидов - граммы, кг/га, то удобрений - десятки и сотни I кг/га, иногда - тонны на 1 га. СССР занимал 1 место в мире по производству и 1 применению удобрений, что представляет определенную опасность как для I работающих, так и для населения при употреблении продуктов растительного ] происхождения.
Классификация удобрений:
- органические (торф, навоз);
- минеральные - макроудобрения (азот, фосфор, калий - простые и сложные
- аммофос) и микроудобрения (микроэлементы для подкормки).
Среди всех удобрений по применению 90% составляют азотные - дают I быстрый прирост массы растений, но при этом в почве и растениях накаплива-ются нитраты - нитриты - метгемоглобинэмия. Опасность нитрозосоединений. 1 Необходим контроль (сертификация) продукции по содержанию нитратов, осо- I бенно из частных хозяйств.
Фосфорные удобрения в виде примеси часто содержат фтор - флюороз у 1 рабочих по их производству и при применении, формирование антропогенных 1 биогеохимических провинций по фтору.
Установлено, что избыточное использование удобрений стимулирует раз- I витие вредителей - нужны большие дозы пестицидов.
Гигиена труда с удобрениями.
Так как удобрения относятся к малотоксичным веществам, при их исполь- j зовании не нужны столь строгие меры, как при работе с пестицидами - здесь в основном все сводится к защите органов дыхания от пыли удобрений и защите I кожных покровов (индивидуальные средства защиты). Опасность представляют работы с аммиаком и аммиачной водой - поражение органов дыхания, глаз, 1 кожи.
114
РАЗДЕЛ «ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
ТЕМА № 27. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК КРИТЕРИЙ ЗДОРОВЬЯ
Предмет и задачи гигиены детей и подростков (ГДП).
ГДП - раздел гигиены, изучающий действие факторов окружающей среды на растущий организм и разрабатывающий комплекс профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.
Основные задачи ГДП: изучение физического развития, разработка гигиенических требований к детским дошкольным и школьным учреждениям, к закаливанию, физическому воспитанию и обучению детей, к детским игрушкам, гигиена труда школьников и подростков, гигиена питания детей, проведение врачебно-профессиональных консультаций в школе. Основные методы исследования в ГДП.
Те же, что и в целом в гигиене: эпидемиологический метод (изучение состояния здоровья детских контингентов в зависимости от факторов окружающей среды); метод санитарного описания (санитарное обследование детских дошкольных учреждений, школ и т.д.); метод санитарной экспертизы (экспертиза детских игрушек и др.); методы лабораторных экспериментов (например, изучение влияния вредных факторов на растущий организм). Закономерности роста и развития детей
-
неравномерность роста и развития в зависимости от возраста - чем моложе организм, тем интенсивнее идут эти процессы; -
неравномерность роста и развития разных органов и систем в разном возрасте; -
связь роста и развития с полом - неодинаковые темпы роста и развития, в том числе полового, у мальчиков и девочек;
- влияние на рост и развитие генетических факторов, факторов окружа
ющей среды и социальных условий, заболеваемости;
- влияние акселерации.
Акселерация как актуальная проблема ГДП Акселерация - ускорение физического развития детей и подростков. При сопоставлении антропометрических показателей детей 100-130 лет назад и сейчас в развитых странах отчетливо видна тенденция к ускорению физического развития, наиболее это характерно для городского населения. В последние 10-15 лет темпы акселерации заметно снизились и сейчас даже наблюдается деселерация - снижение физического развития детей и подростков по сравнению с 70-80-ми годами 20 века. Теории (причины) акселерации. До настоящего времени универсальная причина акселерации не установлена ввиду огромного количества факторов, влияющих на физическое развитие. Основные теории акселерации:
-
улучшение качественных и количественных показателей питания населения - алиментарная теория; -
снижение заболеваемости, акушерско-гинекологической патологии вви ДУ развития медицины;
115
-
гелиогенная - влияние циклических изменений солнечной активности и уровня УФО; -
экологическая - рост содержания С02 в атмосфере, увеличение интенсивности электромагнитных полей, повышение уровня естественного радиоактивного фона; -
гетерезиса - увеличение количества смешанных браков разных рас и национальностей.
Медицинские и социальные последствия акселерации
Медицинские неблагоприятные последствия: омоложение многих заболеваний (онкологических, сердечно-сосудистых и др.); функциональные нарушения развития органов и систем; проблема крупного плода в акушерстве за счет внутриутробной акселерации; необходимость пересмотра гигиенических норм (питания, размеров школьной мебели, стандартов физического развития); гинекологическая патология из-за ранних беременностей и абортов.
Социальные, обусловленные отставанием психического развития от физического: рост подростковой преступности, рост числа разводов, детей без попечения родителей и др.
Схемы возрастной периодизации.
Биологическая схема, принятая в ГДП:
-период новорожденное™ (1-10 дней);
-грудной возраст - до 1 года;
-ранее детство - 1-3 года;
-первое детство - 4-7 лет;
-второе детство - мальчики 8-12;девочки - 8-11 лет;
-подростковый возраст -мальчики 13-16;девочки - 12-15 лет;
-юношеский возраст - юноши 17-21;девушки - 16-20 лет.
Социальная возрастная периодизация: преддошкольный возраст - до 3 лет; дошкольный - 3-7 лет; младший школьный - 7-10 лет; средний школьный -11-14 лет; подростковый - 15-18 лет.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Физическое развитие - комплекс морфологических и функциональных! признаков, определяющих рост, формирование организма ребенка, запас его! жизненных сил, выносливость и дееспособность.
Физическое развитие - один из важнейших показателей, характеризующих состояние здоровья населения и влияния на него различных факторов наряду с заболеваемостью, демографическими показателями и инвалидизаци-ей. Для оценки состояния здоровья детских контингентов этот показатель используется наиболее часто вместе с заболеваемостью.
Цели исследования физического развития: выявление закономерностей роста и развития; оценка индивидуального и популяционного уровня здорон вья; исследование процессов акселерации и деселерации, изучение влияния факторов окружающей, социальной среды, генетических факторов; оценка эффективности лечебно-профилактических мер.
116
^^^^ШШ^^^Ш^^^^ШШШШШ^^ШШШШ^ШШШ^ШШШШШ
Физическое развитие как критерий индивидуального здоровья.
Медосмотр детей, особенно младшего возраста начинается с оценки физического развития, поскольку его отставание от возрастных стандартов может свидетельствовать о наличии скрытых заболеваний, нарушениях питания, умственной и физической перегрузке, плохих бытовых условиях, наследственных факторов. Это очень важно для врача-педиатра.
Физическое развитие как критерий популяционного здоровья.
Физическое развитие детских контингентов является одним из важных показателей здоровья населения и отражает влияние социально-экономических факторов, генетических факторов, качества окружающей среды и развития здравоохранения. При изучении опасности загрязнения окружающей среды очень часто проводят исследования физического развития детей и подростков в различных регионах. Исследованиями сотрудников нашей кафедры установлена корреляционная зависимость физического развития детей и школьников в различных регионах Крыма с уровнем загрязнения окружающей среды.
Методы исследования физического развития.
Требования к методам исследования: применение простых и доступных методик, проведение исследований в одно и тоже время (лучше - утром после сна), достаточная точность измерений.
-
Соматометрические (антропометрические) - измерение роста, массы тела и окружности грудной клетки. -
Соматоскопические - описание формы скелета, позвоночника, грудной клетки, ног, развития мускулатуры, жироотложения, состояния кожи, полового развития по критериям Таннера. -
Физиометрические - жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки, мышечная сила, артериальное давление, пульс.
Способы оценки физического развития.
-
По методу индексов, например, индекс Брока: рост в см - 100 см = идеальный вес в кг (с поправками на возраст ребенка). -
По сигмальным отклонениям. Имеются стандартные таблицы физического развития детей и подростков по возрасту и полу на основе статистических исследований больших контингентов, где указывается средние показатели роста, массы тела и окружности груди с приведением сигмы - среднеквад-ратического отклонения. После определения соматометрических показателей у конкретного ребенка из них вычитают значение средних величин из таблицы и разность делят на приведенную сигму. Если частное от деления от +1 до -1 -развитие среднее; +1- +2 - выше среднего; -1-2 - ниже среднего; более +2 или менее -2 - высокое или низкое развитие. Недостаток этого метода - каждый показатель оценивается раздельно, без взаимосвязи, нельзя оценить гармоничность развития. Для устранения этого недостатка предложено развитие метода сигмальных отклонений - построение профиля (графика) физического развития: графически изображают данные полученные по каждому показателю, при этом если все частные сигмы по 3 показателям в пределах 1 сигмы - развитие пропорциональное (гармоничное), до 2 сигм - дисгармоничное, более 2 сигм - резко дисгармоничное.
117
■ ■ . - ' ... .
3. По шкалам регрессии (регрессионным сигмам), показывающим на ос- ]
нове статистических исследований, какие масса тела и окружность груди дол
жны соответствовать данному росту. От полученных показателей массы тела
и окружности груди данного ребенка вычитаем средние показатели, соответ- ! ствуюшие данному росту (из оценочных таблиц) и разницу делим на частные (регрессионные) сигмы, показывающие, в каких пределах возможны измене- ' ния массы и окружности груди по отношению к росту при гармоничном разви-тии. Варианты оценки: развитие гармоничное в пределах от +1 до -1 сигмы; j дисгармоничное - от +2 до -2 сигм и резко дисгармоничное - более +2 или менее 1 -2 сигм.