Файл: Учебное пособие симферополь 2003 министерство здравоохранения украины крымский медицинский университет им. С. И. Георгиевского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 376

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- предупредительный и текущий саннадзор при применении;

  • использование индивидуальных средств защиты органов дыхания и кож­ных покровов;

  • соблюдение правил личной гигиены - душ после работы, спецодежда, питание в специальных местах.

113

Гигиеническая характеристика биологических пестицидов.

В последние годы в связи с токсичностью химикатов интенсивно внедря­ются биологические средства защиты растений, основанные на уничтожении вредителей и болезней растений за счет биологических средств.

Значительные работы в этой области проведены учеными Крымской сель­хозакадемии (кафедра защиты растений и др.).

Основные группы биологических средств:

- бактериальные, грибковые, вирусные препараты, вызывающие болезни
вредителей;

- биопрепараты для борьбы с болезнями растений (антибиотики);

- ферромоны (половые гормоны) насекомых - для привлечения в химичес­
кие ловушки или отпугивания.

Недостатки биологического способа защиты растений:

  • низкая эффективность по сравнению с химикатами (30%);

  • высокая стоимость;

- аллергенное действие на работающих.
Токсикология других агрохимикатов.

Кроме пестицидов, в сельском хозяйстве применяется еще очень много химикатов, на 1 месте по масштабам применения находятся удобрения.

Токсикология и гигиена труда при применении удобрений.

Удобрения - вещества, применяемые для повышения урожайности расте- I ний (не путать с пестицидами!).

Если расход пестицидов - граммы, кг/га, то удобрений - десятки и сотни I кг/га, иногда - тонны на 1 га. СССР занимал 1 место в мире по производству и 1 применению удобрений, что представляет определенную опасность как для I работающих, так и для населения при употреблении продуктов растительного ] происхождения.

Классификация удобрений:

- органические (торф, навоз);

- минеральные - макроудобрения (азот, фосфор, калий - простые и сложные
- аммофос) и микроудобрения (микроэлементы для подкормки).

Среди всех удобрений по применению 90% составляют азотные - дают I быстрый прирост массы растений, но при этом в почве и растениях накаплива-ются нитраты - нитриты - метгемоглобинэмия. Опасность нитрозосоединений. 1 Необходим контроль (сертификация) продукции по содержанию нитратов, осо- I бенно из частных хозяйств.

Фосфорные удобрения в виде примеси часто содержат фтор - флюороз у 1 рабочих по их производству и при применении, формирование антропогенных 1 биогеохимических провинций по фтору.


Установлено, что избыточное использование удобрений стимулирует раз- I витие вредителей - нужны большие дозы пестицидов.

Гигиена труда с удобрениями.

Так как удобрения относятся к малотоксичным веществам, при их исполь- j зовании не нужны столь строгие меры, как при работе с пестицидами - здесь в основном все сводится к защите органов дыхания от пыли удобрений и защите I кожных покровов (индивидуальные средства защиты). Опасность представля­ют работы с аммиаком и аммиачной водой - поражение органов дыхания, глаз, 1 кожи.

114

РАЗДЕЛ «ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

ТЕМА № 27. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК КРИТЕРИЙ ЗДОРОВЬЯ

Предмет и задачи гигиены детей и подростков (ГДП).

ГДП - раздел гигиены, изучающий действие факторов окружающей среды на растущий организм и разрабатывающий комплекс профилактичес­ких мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков.

Основные задачи ГДП: изучение физического развития, разработка ги­гиенических требований к детским дошкольным и школьным учреждениям, к закаливанию, физическому воспитанию и обучению детей, к детским игруш­кам, гигиена труда школьников и подростков, гигиена питания детей, прове­дение врачебно-профессиональных консультаций в школе. Основные методы исследования в ГДП.

Те же, что и в целом в гигиене: эпидемиологический метод (изучение со­стояния здоровья детских контингентов в зависимости от факторов окружаю­щей среды); метод санитарного описания (санитарное обследование детских дошкольных учреждений, школ и т.д.); метод санитарной экспертизы (экспер­тиза детских игрушек и др.); методы лабораторных экспериментов (например, изучение влияния вредных факторов на растущий организм). Закономерности роста и развития детей

  • неравномерность роста и развития в зависимости от возраста - чем моложе организм, тем интенсивнее идут эти процессы;

  • неравномерность роста и развития разных органов и систем в раз­ном возрасте;

  • связь роста и развития с полом - неодинаковые темпы роста и развития, в том числе полового, у мальчиков и девочек;

- влияние на рост и развитие генетических факторов, факторов окружа­


ющей среды и социальных условий, заболеваемости;

- влияние акселерации.

Акселерация как актуальная проблема ГДП Акселерация - ускорение физического развития детей и подрост­ков. При сопоставлении антропометрических показателей детей 100-130 лет назад и сейчас в развитых странах отчетливо видна тенденция к ускоре­нию физического развития, наиболее это характерно для городского населе­ния. В последние 10-15 лет темпы акселерации заметно снизились и сейчас даже наблюдается деселерация - снижение физического развития детей и под­ростков по сравнению с 70-80-ми годами 20 века. Теории (причины) акселерации. До настоящего времени универсальная причина акселерации не установ­лена ввиду огромного количества факторов, влияющих на физическое разви­тие. Основные теории акселерации:

  1. улучшение качественных и количественных показателей питания насе­ления - алиментарная теория;

  2. снижение заболеваемости, акушерско-гинекологической патологии вви ДУ развития медицины;

115

  1. гелиогенная - влияние циклических изменений солнечной активности и уровня УФО;

  2. экологическая - рост содержания С02 в атмосфере, увеличение интен­сивности электромагнитных полей, повышение уровня естественного радио­активного фона;

  3. гетерезиса - увеличение количества смешанных браков разных рас и национальностей.

Медицинские и социальные последствия акселерации

Медицинские неблагоприятные последствия: омоложение многих заболе­ваний (онкологических, сердечно-сосудистых и др.); функциональные нару­шения развития органов и систем; проблема крупного плода в акушерстве за счет внутриутробной акселерации; необходимость пересмотра гигиенических норм (питания, размеров школьной мебели, стандартов физического разви­тия); гинекологическая патология из-за ранних беременностей и абортов.

Социальные, обусловленные отставанием психического развития от физического: рост подростковой преступности, рост числа разводов, детей без попечения родителей и др.

Схемы возрастной периодизации.

Биологическая схема, принятая в ГДП:

-период новорожденное™ (1-10 дней);

-грудной возраст - до 1 года;

-ранее детство - 1-3 года;

-первое детство - 4-7 лет;

-второе детство - мальчики 8-12;девочки - 8-11 лет;

-подростковый возраст -мальчики 13-16;девочки - 12-15 лет;

-юношеский возраст - юноши 17-21;девушки - 16-20 лет.


Социальная возрастная периодизация: преддошкольный возраст - до 3 лет; дошкольный - 3-7 лет; младший школьный - 7-10 лет; средний школьный -11-14 лет; подростковый - 15-18 лет.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Физическое развитие - комплекс морфологических и функциональных! признаков, определяющих рост, формирование организма ребенка, запас его! жизненных сил, выносливость и дееспособность.

Физическое развитие - один из важнейших показателей, характеризую­щих состояние здоровья населения и влияния на него различных факторов наряду с заболеваемостью, демографическими показателями и инвалидизаци-ей. Для оценки состояния здоровья детских контингентов этот показатель ис­пользуется наиболее часто вместе с заболеваемостью.

Цели исследования физического развития: выявление закономерностей роста и развития; оценка индивидуального и популяционного уровня здорон вья; исследование процессов акселерации и деселерации, изучение влияния факторов окружающей, социальной среды, генетических факторов; оценка эффективности лечебно-профилактических мер.

116

^^^^ШШ^^^Ш^^^^ШШШШШ^^ШШШШ^ШШШ^ШШШШШ

Физическое развитие как критерий индивидуального здоровья.

Медосмотр детей, особенно младшего возраста начинается с оценки фи­зического развития, поскольку его отставание от возрастных стандартов мо­жет свидетельствовать о наличии скрытых заболеваний, нарушениях питания, умственной и физической перегрузке, плохих бытовых условиях, наследствен­ных факторов. Это очень важно для врача-педиатра.

Физическое развитие как критерий популяционного здоровья.

Физическое развитие детских контингентов является одним из важных показателей здоровья населения и отражает влияние социально-экономичес­ких факторов, генетических факторов, качества окружающей среды и разви­тия здравоохранения. При изучении опасности загрязнения окружающей сре­ды очень часто проводят исследования физического развития детей и подро­стков в различных регионах. Исследованиями сотрудников нашей кафедры установлена корреляционная зависимость физического развития детей и школьников в различных регионах Крыма с уровнем загрязнения окружаю­щей среды.

Методы исследования физического развития.

Требования к методам исследования: применение простых и доступных методик, проведение исследований в одно и тоже время (лучше - утром после сна), достаточная точность измерений.


  1. Соматометрические (антропометрические) - измерение роста, массы тела и окружности грудной клетки.

  2. Соматоскопические - описание формы скелета, позвоночника, грудной клетки, ног, развития мускулатуры, жироотложения, состояния кожи, полово­го развития по критериям Таннера.

  3. Физиометрические - жизненная емкость легких, экскурсия грудной клетки, мышечная сила, артериальное давление, пульс.

Способы оценки физического развития.

  1. По методу индексов, например, индекс Брока: рост в см - 100 см = идеальный вес в кг (с поправками на возраст ребенка).

  2. По сигмальным отклонениям. Имеются стандартные таблицы физичес­кого развития детей и подростков по возрасту и полу на основе статистичес­ких исследований больших контингентов, где указывается средние показа­тели роста, массы тела и окружности груди с приведением сигмы - среднеквад-ратического отклонения. После определения соматометрических показателей у конкретного ребенка из них вычитают значение средних величин из таблицы и разность делят на приведенную сигму. Если частное от деления от +1 до -1 -развитие среднее; +1- +2 - выше среднего; -1-2 - ниже среднего; более +2 или менее -2 - высокое или низкое развитие. Недостаток этого метода - каждый показатель оценивается раздельно, без взаимосвязи, нельзя оценить гармонич­ность развития. Для устранения этого недостатка предложено развитие мето­да сигмальных отклонений - построение профиля (графика) физического раз­вития: графически изображают данные полученные по каждому показателю, при этом если все частные сигмы по 3 показателям в пределах 1 сигмы - разви­тие пропорциональное (гармоничное), до 2 сигм - дисгармоничное, более 2 сигм - резко дисгармоничное.

117

■ ■ . - ' ... .

3. По шкалам регрессии (регрессионным сигмам), показывающим на ос- ]
нове статистических исследований, какие масса тела и окружность груди дол­
жны соответствовать данному росту. От полученных показателей массы тела

и окружности груди данного ребенка вычитаем средние показатели, соответ- ! ствуюшие данному росту (из оценочных таблиц) и разницу делим на частные (регрессионные) сигмы, показывающие, в каких пределах возможны измене- ' ния массы и окружности груди по отношению к росту при гармоничном разви-тии. Варианты оценки: развитие гармоничное в пределах от +1 до -1 сигмы; j дисгармоничное - от +2 до -2 сигм и резко дисгармоничное - более +2 или менее 1 -2 сигм.