Файл: Учебное пособие симферополь 2003 министерство здравоохранения украины крымский медицинский университет им. С. И. Георгиевского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 377

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


4. По центильным рядам (центилям). Наиболее распостранен в педиатрии. |
Для исследования необходимо не менее 100 детей, располагаемых по возрас- I
танию каждого показателя (рост, масса, окружность груди), при этом первый 1
ребенок - 1 центиль, последний - 100 центиль. Развитие считается средним
между 16 и 84 центилем (плюс-минус 2 сигмы для 100 наблюдений). Чаще \
используют диапазон 25-75 центиль. Недостатки: не оценивается взаимосвязь 1
показателей и гармоничность развития, для исследований необходимо боль- ;
шое количество детей.

ТЕМА № 28. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ И

ШКОЛАМ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКИМ ДОШКОЛЬНЫМ
УЧРЕЖДЕНИЯМ (ДДУ).

Разновидности ДДУ: детский сад (дети 3-7 лет), ясли (до 3 лет), детский комбинат (ясли+детсад), дом ребенка, дошкольный детский дом, специализи­рованные ДДУ для детей с нарушениями развития, дошкольные оздоровитель­ные учреждения для летнего отдыха.

Требования к выбору участка ДДУ

- доступность - радиус обслуживания в микрорайоне - 300м;

- оптимальные гигиенические условия на выбранном участке (оптималь­
ный микроклимат, отсутствие загрязнения воздуха химическими и физически­
ми факторами, наличие зеленых насаждений).

По расположению ДДУ в жилом микрорайоне выделяют варианты:

- наиболее оптимальное расположение - внутриквартальное - между жи­
лыми домами вдали от дорог;

- допустимое - с выходом на внутриквартальные проезды;

- неоптимальное - с выходом на перекрестки или магистральные дороги.
Требования к участку ДДУ:

  1. Площадь участка - 30-40м2 на 1 ребенка.

  2. 2 входа - главный и хозяйственный, форма участка - прямоугольная.

3. Функциональное зонирование - принцип групповой и возрастной изоля­
ции:


118

  • зона застройки;

  • зона групповых площадок;

  • зона физкультурных площадок;

  • хозяйственная зона;

  • зона зеленых насаждений. Требования к функциональным зонам. ЗОНА ЗАСТРОЙКИ.

Ее площадь зависит от системы застройки ДДУ - централизованная (нео­птимально - все группы и хозяйственные помещения - в 1 здании), павильонная (много места, дорогое строительство), централизованно-блочная (современ­ные проекты - блок ясель, детсада, физкультурного зала, хозяйственный блок). Здание должно располагаться не ближе 25м от границы участка, окружено зелеными насаждениями (если деревья - не ближе 10м, если кустарники - 5м от здания - сохранение естественной освещенности).


ЗОНА ГРУППОВЫХ ПЛОЩАДОК

Групповые площадки по 7,2 м2 на ребенка, теневой навес 40м 2, игровое и физкультурное оборудование соответственно возрасту. Расчет необходимого количества площадок - 1 площадка на 2 ясельные или 4 детсадовские группы. Площадки отделяются зоной зеленых насаждений, соединены асфальтирован­ной дорожкой шириной 1,5м.

ЗОНА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПЛОЩАДОК

2 физкультурные площадки 150-250м2 - отдельно для младших и старших возрастных групп - беговые дорожки, прыжковые ямы, другое физкультурное оборудование.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЗОНА

Расположена в дальней части участка, ближе к хозяйственному въезду, должна быть отделена зелеными насаждениями.


ЗОНА ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

Должна занимать не менее 50% площади участка. Среди растений не дол­жно быть с колючками, оказывающих раздражающее и аллергенное действие, ядовитых дикорастущих растений.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВКЕ ЗДАНИЯ ДДУ

Главный принцип планировки - принцип групповой изоляции - профилак­тика инфекционных заболеваний и возможность проведения карантинных ме­роприятий; различный режим дня в разных возрастных группах; профилакти­ка травматизма при объединении детей разного возраста.

Здание должно быть не выше 2 этажей, основные группы помещений: груп­повые ячейки, помещения общего пользования, медицинские помещения, ад­министративно-хозяйственные.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГРУППОВОЙ ЯЧЕЙКЕ

Основная функциональная единица ДДУ - набор помещений, предназна­ченный для пребывания группы детей.

Состав: приемная-раздевалка, групповая комната (или отдельно игровая, спальня, столовая), буфет, санузел, веранда (для ясельных групп).

Приемная-раздевалка - площадь 18м2, шкафы для верхней одежды, ска-

119

мейки, стеллажи для игрушек, используемых на прогулках. В ясельных груп­пах - пеленальные столы и столы для кормления детей матерями.

Групповая - одно общее помещение или может быть разделено на игровую комнату и спальню. Общая площадь - 4м2 на 1 ребенка. В ясельных группах - 2 манежа, место, отделенное барьером для развития движений, пеленальные сто­лы, шкафы для игрушек, в детсадовских группах - простые гимнастические снаряды.

Гигиенические требования:

Микроклимат: температура воздуха 21-22° (ясли), 18-22° (детсад), влаж­ность 40-60%, скорость движения воздуха 0,1-0,3м/с (в ясельных группах 0,07-0,1 м/с - предупреждение сквозняков - простудных заболеваний).

Вентиляция: кратность 3, объем на 1 ребенка 20мЗ/час, содержание СО, -до 0,1%.

Освещение: естественное - СК 1/4-1/5, КЕО - 1,5%, угол падения на сто­лах для занятий 27°, угол отверстия - 5°. Искусственное общее освещение - 150 лк.

Помещения общего пользования: гимнастический и музыкальный зал (по 75м2), методический кабинет, дополнительные: плавательный бассейн, зри­тельных зал, кабинет для ручного труда и рисования.

Медицинские помещения: медицинская комната, процедурный кабинет, изолятор.

Административно-хозяйственные: кабинет заведующего с холлом для про-! ведения встреч с родителями
, гардероб и душевая для персонала, стиральная и! гладильная, пищеблок.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ДДУ I

Гигиенические требования к детской мебели: соответствие антропометри-1 ческим размерам детей, травмобезопасность, мебель должна быть изготовленаЯ из дерева, покрыта светлой нетоксичной краской, запах краски не более lfl балла.

Гигиенические требования к игрушкам в ДДУ:

  1. Вес игрушек: до 3 лет - до 100г, 3-7лет - 400г, более 7-10 лет - 800г.

  2. Размеры мелких деталей игрушек для детей до 3 лет - не менее 3 см.




  1. Материал - пищевые сорта резин и пластмасс. Краски - нетоксичные.1 устойчивые к дезсредствам, яркие, соответствующие природе, запах игрушеЛ для детей до 3 лет - 1 балл, от 3 до 7 лет - 2 балла.

  2. Не рекомендуется применение игрушек, плохо поддающихся дезобра-ботке (мягкие игрушки).

5. Напряжение эл. тока в игрушках - до 12 В.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛАМ

Требования к размещению:

1)доступность (радиус обслуживания 1,5 км в городе и Зкм - в селе); 2) оптимальные гигиенические условия в месте будущего участка школы.

120

Требования к школьному участку

Площадь - 20-50м2 на 1 ученика, прямоугольной формы. Функциональное зонирование участка:

  • зона застройки (школьного здания);

  • зона отдыха;

  • учебно-опытная зона;

  • спортивная зона;

  • хозяйственная;

  • зеленых насаждений

Зона застройки - здание - не ближе 25м от границ участка, окружено поло­сой защитных зеленых насаждений (не ближе 5-Юм от здания).

Зона отдыха - 2 площадки для подвижных игр для младших и старших классов, площадки для тихого отдыха, скамейки.

Учебно-опытная зона - сад, огород, теплицы, метеоплощадка, учебные мастерские и т.д.

Спортивная зона - стадион с беговыми дорожками и ямами для прыжков, площадки для волейбола, спортивные снаряды и др.

Хозяйственная зона - в конце школьного участка ближе к хозяйственному входу, отделена зелеными насаждениями.

Зона зеленых насаждений - не менее 40-50% площади участка.

Требования к школьному зданию.

Системы школьного строительства:

  1. централизованная (все школьные помещения находятся в одном здании - старые проекты - высокий уровень инфекций, шума, загрязнения воздуха),

  2. павильонная (много маленьких отдельных зданий, принята сейчас для школ санаторного типа),

  3. централизованно-блочная (блоки для младших, средних, старших клас­сов, спортзала, хозчасти). Наилучшая в гигиеническом отношении - изоляция различных возрастов, ниже уровень шума, загрязнения воздуха, профилакти­ка травматизма школьников разного возраста.


Основные группы помещений в школе:

Учебные секции, помещения общего назначения (вестибюль, гардероб, столовая, спортзал, актовый зал, библиотека и др.), служебные помещения (кабинеты директора, учителей, методкабинет, медпункт, пищеблок).

Основная функциональная единица школы - учебная секция - несколько классов или кабинетов, зона рекреации, санузел. Наиболее оптимальна одно­сторонняя застройка школьного коридора с окнами и холлами.

Гигиенические требования к классу в школе.

Площадь 1,25м2 на 1 ученика, в целом не менее 50м2. Микроклимат - как Для жилых помещений, кратность вентиляции - 4, объем вентиляции 20-30мЗ/ час на 1 ученика, СО, - 0,1%. ,

Очень важны требования к освещению, т.к. школьники постоянно испы­тывают напряжение зрительных анализаторов:

  • естественное: СК 1/4-1/5, КЕО - 1,5%, угол падения 27°,отверстия - 5";

  • искусственное: общее освещение 150 лк (люминесцентные лампы - 300 лк).

121

7

Требования к расположению парт (учебных столов):

Парты (учебные столы) в классе должны быть не менее 3-х размеров для j возможности подбора в зависимости от антропометрических размеров школь- ] ников, должны быть расставлены в 3 ряда, расстояние между рядами 0,7м, до школьной доски 2,5м, до стен 0,5м; на дальних от окон партах - соблюдение ' норм углов падения и отверстия.

Гигиенические требования к учебным лабораториям.

Лаборатории химии, физики, биологии. Площадь 70-100м2, имеют лабо­рантскую 6м2, их лучше размещать на верхних этажах здания (лучше провет­ривание и снижение загрязнения других классов), должны быть оборудованы искусственной вентиляцией, водопроводом для мытья посуды и оборудова- , ния.

Преимущества и недостатки кабинетной системы обучения в школе.

Преимущества: проще сосредоточить оборудование и дидактический ма- i териал в 1-2 кабинетах, не переносить его по разным классам.

Недостатки: большие встречные потоки школьников на переменах (ин­фекции), сокращение времени рекреации, несоответствие мебели антропомет­рическим показателям школьников разного возраста

Требования к спортзалу в школе.

Лучше располагать на 1 этаже, при блочной системе строительства - в отдельном блоке (шум мешает урокам в других классах). Площадь - 4м2 на 1 ученика, высота 4,5-6м, должна быть раздевалка и материальная для хране­ния инвентаря. Особенность микроклимата - температура 16 градусов (пере­гревание детей при интенсивной двигательной активности), кратность венти- j ляции 4-5.