Файл: Практикум (семинарский) Тема Теория и методология исторической науки (3 ч.) План занятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Практикум (семинарский)

Тема 1. Теория и методология исторической науки (3 ч.)

Тема 2. Учебно-исследовательский проект «Семейная история» (3 ч.)

Тема 4. Русские земли в XII - XIV вв. (3 ч.)

Тема 5. Образование и развитие единого Российского государства (3 ч.)

Тема 6. Российское государство в XVI – XVII вв. (3 ч.)

Тема 7. Россия в XVIII веке: попытки модернизации государственного устройства (4 ч.)

Тема 8. Самодержавие и реформы в России в XIX веке (4 ч.)

Тема 9. Российская империя на рубеже XIX–XX вв. (4 ч.)

Тема 10. Великая российская революция 1917 гг. и Гражданская война

(4 ч.)

Тема 11. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1920-1930-е гг. (3 ч.)

Тема 12.

Тема 13. Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта

«История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» /

«История моего населенного пункта в годы Великой Отечественной войны» (2 ч.)

Для иностранных студентов: Подготовка и защита учебно-исследовательского проекта «Вторая мировая война и СССР»

Тема 14. Белгородская область (на основе использования материалов Белгородского государственного историко-краеведческого музея) (3 ч.)

Тема 15. Перестройка в СССР и становление новой российской государственности (3 ч.)

Тема 16. Россия в начале XXI века (2 ч.)





Тема 15. Перестройка в СССР и становление новой российской государственности (3 ч.)



План занятия:


  1. Предпосылки, ход и последствия реформ в годы «перестройки». Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР.

  2. Социально-экономические и политические изменения в России в 1990-е годы.

  3. Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации.



Список практических заданий:



1. В апреле 1985 г. к руководству Советским государством пришел М.С. Горбачев. Началась эпоха «перестройки», содержанием которой была попытка глобальной реформы политической системы при сохранении социалистического пути развития. В осуществлении «перестройки» следует выделить следующие этапы: апрель 1985 г. – конец 1986 г., январь1987 г. – апрель 1988 г., апрель 1988 г. – март 1990 г., март 1990 г. – август 1991 г. На первом этапе предполагалось осуществить ускорение социально-экономического развития за счет технического перевооружения промышленности и «человеческого фактора». Что это означало? В то же время была выдвинута идея «нового политического мышления». Расскажите о внешнеполитических инициативах советского руководства. К концу 1986 г. руководством страны был сделан вывод, что перемены в экономике невозможны без проведения глубоких политических перемен. Второй период начинается январским Пленумом ЦК КПСС, на котором было заявлено о необходимости демократизации внутрипартийной и общественной жизни. Характерным явлением этого времени стала массовое участие людей в обсуждении политических событий, «митинговый» период. Возросшая общественная активность во многом была следствием нарастающих экономических трудностей. Летом 1987 г. началась экономическая реформа, подготовленная Л.И. Абалкиным. Какие изменения она предполагала? Третий этап начался с проведения политической реформы. Какие решения приняла в этом вопросе XIX партийная конференция? Какие изменения были внесены в советскую политическую систему?

В это время начинается формирование многопартийности. Расскажите о проведении в стране в 1989 г. выборов по новому избирательному закону. Во второй половине 80-х гг. происходит обострение национального вопроса. Какие Вы видите тому причины? В этих условиях КПСС все больше теряет роль лидера реформ, в обществе нарастает критическое отношение. Стремясь удержать власть и стабильность, М.С. Горбачев соглашается на введение в стране должности Президента СССР. Когда он был избран на эту должность? Этим событием начинается последний этап «перестройки». После проведения выборов в республиках начинается «парад суверенитетов». В чем это нашло выражение? Этот процесс шел на фоне стремительного нарастания экономического кризиса и падения жизненного уровня населения страны. Начинается массовое забастовочное движение. Чтобы удержать страну от развала летом 1990 г. была начата подготовка проекта нового союзного договора. Расскажите о его основных положениях. Когда должно было состояться его подписание? Расскажите о событиях 19 – 21 августа 1991 г. Каковы были планы путчистов? Чем закончились эти события? Почему подписание нового союзного договора стало невозможно? Как произошло образование СНГ? Какие страны вошли в состав Содружества Независимых Государств?


2. В январе 1992 г. в стране началась крупномасштабная экономическая реформа, цель которой заключалась в создании рыночной экономики. Программа реформы народного хозяйства страны была разработана группой ученых-экономистов под руководством Е.Т. Гайдара, который и возглавил правительство России. Первым шагом на этом пути было освобождение цен от государственного контроля на большинство товаров и услуг. К чему это привело? Последствия этих действий были неоднозначны, с одной стороны, исчезли пустые полки магазинов, рынок быстро наполнился товарами, с другой стороны, привели к резкому взлету цен, при отставании роста зарплаты. С конца 1992 г. началась приватизация государственной собственности. Что такое приватизация? Какова была ее цель? Следует подчеркнуть, что она должна была привести к созданию в стране широкого среднего слоя, дать государству средства на осуществление социальной поддержки малоимущих. На первом этапе была осуществлена приватизация небольших предприятий, главным образом, сферы обслуживания. Переход к рыночным отношениям сопровождался глубочайшим кризисом в тяжелой промышленности и сельском хозяйстве. Приведите цифры, свидетельствующие об этом.

Почему в декабре 1992 г. произошла смена правительства? Руководителем правительства был назначен В.С. Черномырдин, которому удалось к началу 1995 г. снизить темпы инфляции. Начался второй этап приватизации. Расскажите о его содержании и итогах. В 1995-1996 гг. экономический спад усилился. Росли инфляция, внешний долг, задолженность по зарплатам, пенсиям и социальным выплатам. Недостаток средств правительство пыталось восполнить за счет внешних займов, а так же путем введения государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Эти меры не могли переломить ситуацию, так как правительство должно было выплачивать держателям ГКО огромные суммы. В апреле 1998 г. Кабинет министров возглавил С.В. Кириенко, который пытался предотвратить финансовую катастрофу, но этого достичь не удалось. 17 августа 1998 г. разразился кризис – государство объявило о том, что оно не в состоянии выплачивать по ГКО и отменило «валютный коридор». Каковы были последствия кризиса для страны и населения? Что такое дефолт? Правительство Е.М. Примакова, направило свои усилия на преодоление последствий кризиса. В 1999 г. в развитии экономики появились позитивные тенденции, что было связано с резким скачком мировых цен на энергоносители. Приведите факты, свидетельствующие об этом. Тем не менее, к концу 90-х годов стало ясно, что надежды на быстрое преодоление трудностей, связанных с переходом экономики на рыночные рельсы, не оправдались. Охарактеризуйте основные экономические проблемы настоящего времени. Какие изменения произошли в социальной структуре российского общества? Расскажите о том, как идет формирование «среднего класса». Подчеркните, что главной социальной проблемой остается существование значительной части населения, живущей за чертой бедности.


После распада СССР и образования суверенного российского государства, первоочередной задачей стало принятие Конституции РФ. В условиях растущей социально-экономической напряженности, центром объединения сил, недовольных ходом реформ, стал Верховный Совет РСФСР (законодательная ветвь власти). Кто являлся его председателем? В ходе обсуждения проекта Конституции, обострился конфликт между законодательной и исполнительной ветвями власти. Последняя была представлена Президентом и Правительством. В чем причина конфликта? Расскажите о событиях 3 – 4 октября 1993 г. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу, одновременно был проведен референдум по проекту Конституции РФ. Расскажите об итогах выборов. Каким партиям досталось большинство мест в Думе? Дайте характеристику основным положениям российской Конституции. В 1996 г. в стране состоялись выборы Президента РФ. Кто одержал победу на этих выборах? Политическая жизнь России второй половины 90-х годов характеризовалась нестабильностью: частая смена правительств, борьба финансовых и политических группировок за влияние на президента. Начавшаяся по инициативе Госдумы кампания по отрешению Б.Н. Ельцина от должности, закончилась тем, что 31 декабря 1999 г. он объявил о сложении с себя полномочий президента. Одной из самых острых проблем российского государства является ситуация в межнациональных отношениях. Расскажите о трудностях национального строительства РФ, и, в первую очередь, о «чеченском кризисе». Подведите итоги политической жизни России в 1990-е годы.
3. Ответ на третий вопрос следует начать с анализа принципиально иной геополитической ситуации в мире, сложившейся после распада СССР: на смену биполярному миру и многолетнему противостоянию двух социальных систем должна была прийти иная организация международной жизни. Обратите внимание на оценки Запада относительно итогов «холодной войны» (с точки зрения «победитель – побежденный»). Охарактеризуйте эволюцию внешней политики России в 1990-е гг.: от политики «атлантизма» к осознанию необходимости защиты своих национальных интересов. Изучая российско-американские отношения в 1990-е гг., следует уяснить, что внешняя политика США в этот период все больше эволюционирует в сторону так называемого «гуманитарного вмешательства» под предлогом защиты прав человека. Для формирования более полного представления о реалиях международных отношений 90-х годов ХХ века студенту предлагается проанализировать внешнеполитическую доктрину «расширения демократии», выдвинутую президентом США Б. Клинтоном в 1993 г. и оценить геополитические позиции России на мировой арене в связи с реализацией данной стратегии.


При изучении внешней политики России во второй половине 90-х гг. ХХ в. студенту предлагается проанализировать основные мероприятия, связанные с ее переориентацией, по следующим направлениям: - интеграция государств на постсоветском пространстве; - активное участие России в Европейском процессе; - интенсивное взаимодействие с индустриальными державами Востока; - охлаждение российско-американских отношений; - пересмотр позиций по отношению к югославскому кризису.

Список дополнительной литературы:





  1. Барсенков А.С. История России. 1938-2002: учеб. пособие /А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2003, 2005.

  2. История России — федеральный портал История. РФ. URL: https://histrf.ru/

  3. История России с древнейших времен до наших дней: учебник для вузов под ред. А.В. Сидорова. МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2011. – 452 с.

  4. Кондаков И.В. Россия мира: российский глобалитет в потоке мировой истории. Статья 1// Общественные науки и современность. – 2011. – № 1- 2. – С. 160-176 // URL: http://ecsocman.hse.ru/ons/msg/33652710.html

  5. Новейшая история России: учебник для вузов / Под ред. А.Н. Сахарова. – М., 2013. – 480 с.

  6. Политическая история России. От образования русского централизованного государства до начала XXI века: Учебник / Мунчаев Ш.М. - 3-е изд., пересмотр.- М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 384 с. Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/528476

  7. Согрин, В.В. Политическая история современной России.1985-2001: От Горбачева до Путина: Учеб. пособие / В.В. Согрин - М.: Весь Мир, 2001.